Решение по делу № 33-1960/2024 от 25.04.2024

УИД: 68MS0049-01-2022-002222-73

33-1960/2024

Судья Абрамова С.А. (2-48/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 июня 2024 года                                                город      Тамбов

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе: председательствующего судьи: Сорокиной С.Л.,

судей: Емельяновой Н.В., Дробышевой Т.В.,

при ведении протокола помощником судьи Стрельниковой О.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бурчалина А.С. к ОСФР по Тамбовской области, Социальному фонду России о включении периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, о перерасчете страховой пенсии по старости,

по апелляционной жалобе ОСФР по Тамбовской области на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 19.02.2024г.

Заслушав доклад судьи Емельяновой Н.В., судебная коллегия

установила:

С 2002г. Бурчалин А.С., 03.05.1947г.рожд., является получателем досрочной страховой пенсии в соответствии с п.15 ч.1 ст. 30 Федерального закона от *** №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, при этом продолжает осуществлять трудовую деятельность в должности инженера лаборатории филиала «ЛПС «Тамбовский» ЗАО «Летные проверки и системы».

Бурчалин А.С. обратился в суд с иском к ОПФР по Тамбовской области о перерасчете размера страховой пенсии по старости, в обоснование указав, что из письма ответчика от 03.03.2022г. узнал о невключении в его страховой стаж периода прохождения военной службы с 06.01.1967г. по 16.07.1969г., после чего направил обращение с просьбой о включении данного периода в стаж. Письмом от 04.05.2022г. ему сообщили, что перерасчет пенсии произведен с 01.05.2022г. Считает, что перерасчет должен быть произведен за период с 01.05.2019г. по 01.05.2022г., ссылаясь на Положение о Пенсионном фонде РФ, утв.постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. ***-I, п.2 ч.1 ст.18 ФЗ №79-ФЗ от 27.06.2004г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст.401 ГК РФ, ч.3 ст.30 ФЗ №173-ФЗ от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ». Просил взыскать сумму недоплаченной пенсии за период с *** по *** (три года, предшествующих перерасчету) в суме 17604,72 руб.

Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от ***, оставленным без изменений апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от ***, в удовлетворении исковых требований Бурчалина А.С. отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции от *** решение суда и апелляционное определение отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

В период нового рассмотрения дела в суде первой инстанции *** Бурчалин А.С. обратился в пенсионный орган с 7 заявлениями о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением трудовой деятельности с вредными (Список ***) и тяжелыми (Список ***) условиями труда, по смешанному стажу.

Решениями ОСФР по Тамбовской области от *** ***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, (т.2,л.д.244-251,т.3,л.д.1-122) Бурчалину А.С. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по Списку ***, Списку ***, смешанному стажу.

***, ***, ***, ***, ***, ***, ***, *** Бурчалин А.С. обратился с заявлениями о несогласии с данными решениями на имя Президента РФ, которые были направлены в Социальный фонд РФ для рассмотрения; Бурчалину А.С. были направлены ответы ОСФР по Тамбовской области на данные обращения в порядке, установленном законодательством о рассмотрении обращений граждан.

С учетом заявления об уточнении иска (т.3,л.д.157-159) и объяснений в ходе слушания дела, Бурчалин А.С. просил:

- включить период службы в Вооруженных Силах СССР в календарном исчислении с 06.01.1967г. по 16.07.1969г в специальный стаж в порядке под. «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии утвержденного постановлением Совета Министров СССР от ***г. ***.

- включить период службы в Вооруженных Силах СССР в двойном льготном исчислении с 06.01.1967г. по 16.07.1969г 5лет 22 дня в общий трудовой стаж,

-обязать страховщика включить в РПК страховые взносы работодателя за застрахованное лицо: за 2001г-5281,67руб.; за 2002г.-3422,50руб+57руб+ 1052,51руб; за 2003г.-432,02руб +5887руб +2189,86руб; за 2004г.-110,87руб.+8237,60руб; за 2005г-1646,97руб+11799,06 руб, за 2006г-13940,64; за 2007г-10724,98 руб; за 2008г-9455,04 руб +3360 руб; за 2009г.-32316,64 руб; за 2010г-22200руб+28977,13 руб+1074,20 руб; за2011г-14453,66руб+ 15951,75руб+ 18938,58 руб+16976,49руб; за 2012г.- 31954,78руб +14785,77 руб+14278,46 руб+15668,40руб, за 2013г.-22920,82 руб+ 14691,99 руб + 19045,08руб+6071,95руб., за 2014г- 45139,96 руб+22404,98 руб+ 29335,41руб +30009,10 руб.

-обязать ответчика проиндексировать взносы работодателя, уплаченные за застрахованное лицо, входящие в состав расчетного пенсионного капитала с 2002г по 2014г включительно в соответствии с постановлением Правительства РФ от *** *** об утверждении коэффициента индексации РПК застрахованных лиц, определенного по состоянию на ***, в размере 1,307; постановлением Правительства РФ от *** *** с *** с учетом коэффициента индексации РПК по состоянию на ***, - 1,177, постановлением Правительства РФ от *** *** с *** с учетом коэффициента индексации РПК по состоянию на ***, в размере 1,114; постановлением Правительства РФ от *** *** с *** с учетом коэффициента индексации РПК по состоянию на ***, в размере 1,127; постановлением Правительства РФ от *** *** с *** с учетом коэффициента индексации РПК по состоянию на ***, в размере 1,16; постановлением Правительства РФ от *** *** с *** с учетом коэффициента индексации РПК по состоянию на ***, в размере 1,204, постановлением Правительства РФ от *** *** с *** с учетом коэффициента индексации РПК по состоянию на ***, в размере 1,269, постановлением Правительства РФ от 18.03.2010*** с *** с учетом коэффициента индексации РПК по состоянию на ***, в размере 1,1427, постановлением Правительства РФ от *** *** с *** с учетом коэффициента индексации РПК по состоянию на ***, в размере 1,088, постановлением Правительства РФ от *** *** с *** с учетом коэффициента индексации РПК по состоянию на ***, в размере 1,1065, постановлением Правительства РФ от *** *** с *** с учетом коэффициента индексации РПК по состоянию на ***, в размере1,101, постановлением Правительства РФ от *** *** с *** с учетом коэффициента индексации РПК по состоянию на ***, в размере 1,083.

- признать незаконными решения ОСФР по *** от *** об отказе в назначении пенсии по Списку 1 из общего трудового стажа, по Списку 2 из общего трудового стажа, по малому списку (авиация) из общего трудового стажа, по Списку 1 из специального стажа, по Списку 2 из специального стажа, по малому списку (авиация) из специального стажа, по смешанному стажу Список 1 и Список 2 из специального стажа,

- включить в стаж работы с вредными условиями труда (Список ***) период работы:

с 24.11.1969г. по 20.01.1975г. в качестве техника по приборам в Тамбовском объединенном авиаотряде,

- включить в стаж работы с тяжелыми условиями труда (Список ***) периоды работы:

с 21.01.1975г. по 01.02.1991г. в качестве техника-бригадира в Тамбовском объединенном авиаотряде,

с 01.02.1991г. по 03.10.2008г. в качестве техника-бригадира в АООТ «Авиата» (ОАО «Авиата»)

- направить расчет размера досрочной страховой пенсии с учетом данных периодов,

- назначить пенсию из Списку 1 из общего трудового стажа, по Списку 2 из общего трудового стажа, по малому списку (авиация) из общего трудового стажа, по Списку 1 из специального стажа, по Списку 2 из специального стажа, по малому списку (авиация) из специального стажа, по смешанному стажу Список 1 и Список 2 из специального стажа, - по наиболее выгодному варианту,

- взыскать с ответчика с даты назначения пенсии (даты возникновения права) размер недоплаченной пенсии,

- признать незаконным не выдачу Решений Социального фонда РФ по рассмотрению поданных им жалоб на решения ОСФР по Тамбовской области от 22.11.2023г.,

- обязать Социальный фонд РФ выдать решения по рассмотрению его обращений, направленных через Управление по работе с обращениями граждан и организаций администрации Президента РФ как результат обжалования решений ОСФР по Тамбовской области от 22 ноября 2023 г.

В обоснование иска указал (т.1,л.д.4-5,21,46, 150-152,172-174, 221-222, 226, т.2,л.д.15-18,75-78, 89-92, 239-242, т.3,л.д.128-131, 157-159), что пенсионный орган с целью снижения своих издержек скрыл от потребителя (истца) факт изменения законодательства, в результате чего ущемлены права истца, предусмотренные ст.39 Конституции РФ, п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950г.

Период службы в Вооруженных Силах СССР с 06.01.1967г. по 16.07.1969г считает подлежащим включению в специальный стаж, ссылаясь на пп. «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсии утвержденного постановлением Совета Министров СССР от ***г. ***, абз.7 п.14 постановления Пленума ВС РФ от *** *** «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Считает, что тот же период службы в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в общий трудовой стаж в двойном льготном исчислении, ссылаясь на п.4 ст.30 ФЗ от *** №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Уклонение пенсионного органа от включения периода службы в армии в двойном исчислении повлекло занижение РПК.

Полагает, что расчет его расчетного пенсионного капитала произведен ответчиком неверно, в нем не учтены страховые взносы работодателя за застрахованное лицо за 2001-2014г.г. Выявил разницу между уплаченными денежными средствами работодателем за застрахованное лицо и денежными средствами, фактически зачисленными в РПК.

Считает, что при расчете РПК ответчиком не произведена его индексация с учетом соответствующих постановлений Правительства РФ за 2003-2013г.г.

Считает, что суд должен провести «судебный нормоконтроль», то есть, не применять к данным правоотношениям положения ст.17 Закона РФ от *** ***, и подзаконные акты, противоречащие ч.2 ст.55 Конституции РФ, поскольку они не соответствуют положениям принятого позднее нормативно-правового акта - п.12 ст.28 ФЗ №213-ФЗ от ***, устанавливающего более выгодные для истца правила, и снижают размер пенсионного капитала.

Представил собственный подробный расчет размера пенсии, подлежащей выплате (т.1,л.д.177-181), поскольку ответчиком, по его мнению, допущены счетные ошибки.

Представил подробный расчет размера валоризации (т.2,л.д.47-48), согласно которому, итоговый размер валоризации по состоянию на *** составил 2248,17 руб., с *** – 4340,96 руб.

Представил подробный расчет страховых взносов из состава пенсионного капитала (т.2,л.д.67-70), согласно которому, расчетный пенсионный капитал, сформированный из страховых взносов за 2002-2014 гг с учетом индексации РПК составит 557713,44 руб. Считает, что сведения о состоянии индивидуального лицевого счета, отраженные в выписке, неверны, что повлияло на занижение пенсии. Впоследствии представил расчет (т.2,л.д.81-83), исходя из которого увеличил сумму расчетного пенсионного капитала, сформированного из страховых взносов за 2002-2014 гг с учетом индексации, до 630789,12 руб.

Считает подлежащим включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку ***, период его работы с 24.11.1969г. по 20.01.1975г. в качестве техника по приборам в Тамбовском объединенном авиаотряде, ссылаясь на льготную справку работодателя и руководящую техническую документацию по обслуживанию самолетов радиоизотопным прибором РИО-3, журнал проверки знаний по технике радиационной безопасности при работе с радиоизотопным прибором. Рабочее место по проверке РИО-3 входило в Перечень рабочих мест с вредными условиями труда, за которые осуществлялась доплата. Считает, что у пенсионного органа на момент первоначального обращения за назначением пенсии имелись документы, подтверждающие льготный характер работы. Его коллеге Старцеву В.Е. была назначена пенсия по Списку *** с учетом периода работы с тем же прибором, тем самым, ответчик, отказывая в зачислении данного периода в льготный стаж, не обеспечил единство правоприменительной практики.

Считает подлежащими включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку ***, периоды его работы с 21.01.1975г. по 01.02.1991г. в качестве техника-бригадира в Тамбовском объединенном авиаотряде, с 01.02.1991г. по 03.10.2008г. в качестве техника-бригадира в АООТ «Авиата» (ОАО «Авиата»), ссылаясь на льготную справку работодателя. Согласно должностной инструкции и архивной справке *** от ***, должность называется техник бригадир по авиационному и радиоэлектронному оборудованию (А и РЭО). Аэропорт «Тамбов» и самолеты укомплектованы УКВ, УВЧ, СВЧ техникой и используют ее для взлета, посадки самолетов, сопровождения самолетов в полете. Законодатель в ГОСТе 24375-80 расшифровал аббревиатуры УКВ, УВЧ, СВЧ., а именно: УКВ – ультракороткие волны от 30 МГц до 300 МГц, УВЧ – ультравысокие частоты от 300 МГц до 3000 МГц, СВЧ – сверхвысокие частоты от 3 ГГц до 30 ГГц. Документальным доказательством работы с применением УКВ с частотой 118-137 МГц является Руководство по технической эксплуатации радиостанции «БРИЗ» 023.00; техническое описание «Курс МП-2». Документальным доказательством работы с применением УКВ с частотой 108-117 МГц является руководство по технической эксплуатации УНП 110.24.02. Документальным доказательством работы с применением УВЧ с частотой 740 МГц является Руководство по технической эксплуатации СО72М 113.32.02 от 16.06.1977г., Техническое описание и инструкция по эксплуатации радиостанции «Карат» стр.17. В подтверждение работы с СВЧ ссылается на Инструкцию по экслуатации «Гроза 26» от *** стр.5, Технологические указания по выполнению регламентных работ и проверке на соответствие НТП радиовысотомера РВ-5М, Регламент технического обслуживания и технологические карты выполнения регламентных работ по самолетному дальномеру СД-67, п.6 стр.2 ч.3.

Не согласен с расчетом размера пенсии по Спискам *** и ***, представленным ответчиком, поскольку в нем не учтен период прохождения службы в армии; неверно указан ожидаемый период выплаты пенсии как 252, тогда как следовало указать 144, по правилам ст.30 ФЗ №173-ФЗ, учитывая пп.2 п.28 постановления Пленума ВС РФ *** от 11.12.2012г. Назначенный ему пенсионным органом в 2002 г. период дожития в 144 им израсходован, и назначать ему новый период дожития 252 месяца нет законных оснований.

Считает, что Социальный фонд РФ обязан рассмотреть поданные им на имя Президента РФ обращения в качестве жалоб в вышестоящий пенсионный орган на решения ОСФР по Тамбовской области от 22.11.2023, и вынести решения по существу жалоб.

Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 19.02.2024г. исковые требования Бурчалина А.С. удовлетворены частично, на Государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области возложена обязанность включить Бурчалину А.С. в стаж работ с вредными условиями труда период работы:

- с 24.11.1969г. по 20.01.1975г. в качестве техника по приборам в Тамбовском объединенном авиаотряде;

в стаж работ с тяжелыми условиями труда периоды работы:

- с 21.01.1975г. по 01.02.1991г. в качестве техника-бригадира в Тамбовском объединенном авиаотряде,

- с 01.02.1991г. по 31.12.1992г., с 01.02.1993г. по 31.12.1993г., с 01.02.1994г. по 31.12.1994г., с 01.02.1995г. по 31.03.1996г., с 01.06.1996г. по 31.10.1996г., с 01.12.1996г. по 29.07.1998г. в качестве техника-бригадира в АООТ «Авиата» (ОАО «Авиата»)

Государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области обязано перевести Бурчалина А.С. с досрочной страховой пенсии в связи с работой в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением работ с тяжелыми условиями труда и произвести перерасчет пенсии с 20.09.2023г. - в случае, если это выгодно для истца. В ином случае обязать ОСФР по Тамбовской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес суда и в адрес истца расчет размера пенсии.

В апелляционной жалобе представитель ОСФР по Тамбовской области, Социальному фонду России считает обжалуемое решение незаконным, необоснованным, вследствие чего подлежащим отмене.

Указывает, что суд первой инстанции, фактически перечислив несколько самостоятельных разделов Списка ***, не указал, какому разделу Списка *** соответствует период работы Бурчалина А.С. с *** по *** - в качестве техника по приборам в Тамбовском объединенном авиаотряде

Полагает, что справка ЗАО «Летные проверки и системы» *** от 18.09.2023г., уточняющей характер работы истца (т.2, л.д. 138-142), не может служить относимым и допустимым доказательством, поскольку выданная организацией, не являющейся правопреемником той организации, в которой работал истец. Кроме того, согласно справки от 29.04.2002г. *** Бурчалин А.С. работал в гражданской авиации в должности авиамоториста, техника по приборам, техника-бригадира и был непосредственно занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, что соответствует работе предусмотренной Списком должностей, относящихся к инженерно-техническому составу гражданской авиации, утвержденному постановлением СМ РСФСР от *** ***. ст. 27 п. 1 пп. 15 Федерального закона от *** ***-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ныне п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от *** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Перечень лиц, которым разрешается работать с устройствами, генерирующими ионизирующее излучение, от 27.09.1991г. (т.2,л.д. 180,об, 205,об.), приказ ЗАО «Авиакомпания «Тамбов-Авиа» от *** о том, что Бурчалина А.С. следует считать работником категории «А», инженером занятым работами с РИО-3 (т.2,л.д. 180), порядок проведения радиационного контроля от 09.12.2005г. (т.2,л.д. 181), выписки из журналов инструктажа инженерно-технического персонала по радиационной безопасности, (т.2,л.д. 187-201, 204-205) не подлежат применению к периодам работы с *** по ***.

Считает, что судом первой инстанции неверно применены положения Списка ***, к периодам работы:

с *** по *** - в качестве техника-бригадира в Тамбовском объединенном авиаотряде;

с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, *** по *** - в качестве техника-бригадира в АООТ «Авиата» (ОАО «Авиата»).

Просит учесть, что в спорные периоды Бурчалин А.С. был занят на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, что предусмотрено Списком *** от ***. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой от 29.04.2002           ***, выданной ОАО «Авиата».

Бурчалин А.С. с *** является получателем пенсии по старости, в связи с работой в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, в соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ (ранее ст. 27 п. 1 пп. 15 Федерального закона ***-Ф3).

Ни Список *** от ***, пи Список *** от ***, должностей инженерно-технического состава гражданской авиации, которые занимал истец, не содержат.

Кроме того, по запросу суда Отделением неоднократно представлялись расчеты размера пенсии Бурчалина А.С. по различным основаниям, в том числе с учетом спорных периодов работы. Согласно указанным расчетам, размер пенсии Бурчалина А.С. во всех случаях меньше размера, получаемой им пенсии.

В суд апелляционной инстанции от истца поступили письменные пояснения относительно доводов апелляционной жалобы, в которых выражает несогласие с доводами представителя ответчика.

Истец, третье лицо ЗАО «Летные проверки и системы», ответчик социальный фонд РФ, будучи надлежащим образом извещены о дате и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, с ходатайством об отложении рассмотрения не обращались, в связи с чем в силу ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в их отсутствие.

Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ представленные сторонами доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика ОСФР по Тамбовской области, исходит из следующего.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Как установлено судом и следует из материалов дела, с 01.06.2022г. Бурчалин А.С. является получателем досрочной страховой пенсии в связи с работой в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации на основании п.15 ч.1 ст. 30 Федерального закона от *** №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Из решения ОСФР по Тамбовской области от *** *** (том 3 л/***) и справки о стаже от *** (том 1 л/***) следует, что к зачету при расчете размера пенсии Бурчалина А.С. по данному основанию приняты период с *** по ***, с *** по *** и с *** по ***. Страховой стаж составляет 35 лет 6 мес. 25 дней. (том 3 л/***)

Как следует из трудовой книжки и военного билета Бурчалина А.С. (т.1,л.д.187,т.2,л.д.37-39), в период с 06.01.1967г. по *** он проходил службу в рядах Советской Армии; с 01.09.1969г. принят на должность авиамоториста, с 24.11.1969г. принят в качестве техника по приборам, 04.09.1972г. присвоен 5 разряд, с 20.01.1975г. назначен техником-бригадиром в Тамбовском объединенном авиаотряде, 26.12.1984г. присвоен 6 разряд, с 01.02.1991г. по 04.12.2002г. работал в качестве техника-бригадира в АООТ «Авиата» (ОАО «Авиата»), с 04.12.2002г. по 03.10.2008г. работал авиатехником по АиРЭО в ЗАО авиакомпания «Тамбов-авиа». До настоящего времени продолжает осуществлять трудовую деятельность в должности инженера лаборатории филиала «ЛПС «Тамбовский» ЗАО «Летные проверки и системы».

*** Бурчалин А.С. обратился к ОПФР по Тамбовской области с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости с учетом периода прохождения им военной службы с 06.01.1967г. по 16.07.1969г.

08.04.2022г. ОПФР по Тамбовской области вынесено распоряжение о перерасчете размера пенсии с 01.05.2022г. (л.д.39) путем исключения периода военной службы из общего трудового стажа с заменой на индивидуальный пенсионный коэффициент.

Впоследствии истец неоднократно обращался в пенсионный орган с заявлениями о назначении ему досрочной страховой пенсии по основаниям, предусмотренными пунктами 1 и 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от *** №400-ФЗ «О страховых пенсиях», в чем ему было отказано как по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ, так и в связи с тем, что его перевод на данный вид пенсии приведет к уменьшению ее размера.

Обращаясь в суд с иском в части включения ему в страховой стаж, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с работами с тяжелыми и вредными условиями труда периодов работы

с 24.11.1969г. по 20.01.1975г. в качестве техника по приборам в Тамбовском объединенном авиаотряде,

с 21.01.1975г. по 01.02.1991г. в качестве техника-бригадира в Тамбовском объединенном авиаотряде,

с 01.02.1991г. по 03.10.2008г. в качестве техника-бригадира в АООТ «Авиата» (ОАО «Авиата»), истец указал, что согласно должностной инструкции и сведениям о радиоэлектронном оборудовании, которыми были укомплектованы находящиеся на его обслуживании самолеты, он осуществлял ремонт и обслуживание техники, укомплектованной УКВ, УВЧ, СВЧ, которая устанавливалась для взлета, посадки самолетов, сопровождения самолетов в полете. Законодатель в ГОСТе 24375-80 расшифровал аббревиатуры УКВ, УВЧ, СВЧ., а именно: УКВ – ультракороткие волны от 30 МГц до 300 МГц, УВЧ – ультравысокие частоты от 300 МГц до 3000 МГц, СВЧ – сверхвысокие частоты от 3 ГГц до 30 ГГц. Полагает, что работа с указанной техникой давала ему право на включение спорных периодов в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктами 1 и 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона от *** №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Разрешая заявленные исковые требования в данной части, суд первой инстанции с учетом положений ст. 8, 30 Федерального закона от *** N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ), постановления Правительства РФ от *** N 665 "О списках работ, производств, профессий и должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", исходил из того, что Списком ***, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от *** N 10, право на льготное пенсионное обеспечение установлено рабочим, руководителям и специалистам, постоянно занятым на работах с радиоактивными веществами активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия 226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ и на ремонте оборудования в этих условиях (раздел XXII "Работы с радиоактивными веществами, источниками ионизирующих излучений, бериллием и редкоземельными элементами", код 12201000-1754б), Списком N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утв. постановлением Совета Министров СССР от *** N 1173, раздел XIII. Радиотехническое производство, право на льготное пенсионное обеспечение установлено для рабочих, занятых полный рабочий день на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений.

Оценив собранные по делу доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в период с 24.11.1969г. по 20.01.1975г. истец в качестве техника по приборам в Тамбовском объединенном авиаотряде был занят полный рабочий день на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений - то есть работал в должности, соответствующей указанному выше Списку *** от *** и Списку *** от ***.

Разрешая исковые требования в части включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по Списку ***, периодов работы с 21.01.1975г. по 01.02.1991г. в качестве техника-бригадира в Тамбовском объединенном авиаотряде, с 01.02.1991г. по 03.10.2008г. в качестве техника-бригадира в АООТ «Авиата» (ОАО «Авиата»), суд исходил из положений Списка N 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от *** N 1173 в разделе XXXII "Общие профессии" которого поименованы рабочие и инженерно-технические работники, занятые на установках УКВ и УВЧ и на работах с применением УКВ и УВЧ и Списка *** утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от *** N 10, в разделе XXXIII "Общие профессии" которого, под ко***, предусматриваются рабочие и специалисты, постоянно занятые на работах с источниками УКВ-, УВЧ-, СВЧ- излучений, выполнение которых требует обязательного применения средств индивидуальной защиты от этих излучений.

Оценив справку ЗАО «Летные проверки и системы» *** от 18.09.2023г., уточняющей характер работы истца (т.2 л.д.138-142), которой подтверждался факт работы истца в спорные периоды по ремонту и обслуживание техники, укомплектованной УКВ, УВЧ, СВЧ, суд пришел к выводу о том, что Бурчалин А.С. был занят на работах с перечисленными в справке источниками УКВ, СВЧ, УВЧ излучений в периоды работы на Тамбовском аэродроме, наличие сведений о том, что истец в названные периоды работал с режимом полной рабочей недели, полного рабочего дня, что дает основания для возложения на ОСФР по Тамбовской области обязанность включить их в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктами 1 и 2 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ.

Оценивая указанные выводы суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия учитывает следующее.

В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от *** *** «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

     Решение Ленинского районного суда г. Тамбова в указанной части таким требованиям не отвечает в силу следующих обстоятельств.

Общие условия назначения пенсий изложены в ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ.

Статьей 30 указанного федерального закона предусмотрены случаи, при которых страховая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

    Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, в том числе, мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ***, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам (п.1 ст. 30);

    мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ***, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам (п. 2 ст. 30);

    мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 лет и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 лет и 20 лет (п.15 ст. 30).

В соответствии с ч.1 ст. 5 Федерального закона №400-ФЗ лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.

Согласно подпункта "з" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от *** N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации и инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, соответственно - Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", и Список должностей инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от *** N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением".

В силу пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от *** N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от *** N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от *** N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в пунктах 13 - 15 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", - применяются соответствующие положения:

пунктов 9 и 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от *** N 1412 "О дальнейшем улучшении пенсионного обеспечения работников гражданской авиации", - для исчисления периодов соответствующей работы, имевшей место до ***;

Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от *** N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением", - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до ***.

Согласно пункту 1 Списка N 459 право на досрочное назначение пенсии предусмотрено для авиационных техников (механики, мотористы) всех наименований.

Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Аналогичные положения содержатся в пункте 11 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совмина СССР от *** N 1412, согласно которому пенсии за выслугу лет работникам инженерно-технического состава назначаются: начальникам смен, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам, мотористам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов на предприятиях (объединениях), в летно-испытательных комплексах (станциях) научно-исследовательских, авиационно-спортивных организаций и заводов, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений гражданской авиации.

В выслугу лет работникам инженерно-технического состава засчитывается также время работы в должностях летного (летно-испытательного) состава, дающих право на пенсию за выслугу лет.

Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что с 01.06. 2002 года Бурчалин А.С. является получателем досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации в соответствии с п. 15 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ, Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от *** N 459 "Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и Правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением", - для исчисления периодов соответствующих работ, имевших место до ***

Право на пенсию за выслугу лет, в числе прочих специальностей, указанных в данном списке, имеют авиационные техники всех наименований, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями.

Ни Списки 1956 года, утвержденные постановлением СМ СССР от *** ***, ни Списки 1991 года, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от *** N 10, не содержат должностей летного, инженерно-технического состава авиации, которые занимал истец, для установления досрочной трудовой пенсии по старости ( имеется лишь должность бортпроводников).

При этом Списком *** от 1956 года, который действовал в период работы истца с 24.11.1969г. по 20.01.1975г. в качестве техника по приборам в Тамбовском объединенном авиаотряде, право на досрочное назначение пенсии предусматривалось для рабочих, занятых полный рабочий день на работах с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений на радиотехническом производстве (раздел XIII). Список *** от 1991 года также связывает льготный характер работы для таких работников с работой на предприятиях, в научно-исследовательских институтах, лабораториях, конструкторских и опытно-конструкторских организациях, медицинских учреждениях (раздел XXII, подраздел 1).

В указанных организациях и производствах истец трудовую деятельность не осуществлял.

Выполнение должностных обязанностей с 21.01.1975г. по 01.02.1991г. в качестве техника-бригадира в Тамбовском объединенном авиаотряде, с 01.02.1991г. по 03.10.2008г. в качестве техника-бригадира в АООТ «Авиата» (ОАО «Авиата»), как следует из должностной инструкции истца от ***, не предполагало для него обязанность лично, выполнять работы по техническому обслуживанию, проверке работоспособности и правильности функционирования систем и изделий АиРЭО самолетов. Техник-бригадир должен принимать (контролировать) работы исполнителей, оказывать помощь техникам в выполнении сложных демонтажно-монтажных и регулировочных работ, лично руководить исполнителями при выполнении таких работ, что само по себе не свидетельствует об осуществлении таким работником в течение полного рабочего дня работ, предусмотренных Списком N 2 от утвержденного постановлением Совета Министров СССР от ***, где в разделе XXXII "Общие профессии" поименованы рабочие и инженерно-технические работники, занятые на установках УКВ и УВЧ и на работах с применением УКВ и УВЧ и Списка *** от ***, в котором в разделе XXXIII "Общие профессии", предусматриваются рабочие и специалисты, постоянно занятые на работах с источниками УКВ-, УВЧ-, СВЧ- излучений, выполнение которых требует обязательного применения средств индивидуальной защиты от этих излучений.

В связи с чем выводы суда первой инстанции о наличии оснований для зачета указанных выше периодов в страховой стаж истца для назначения досрочной пенсии по старости в связи с тяжелыми либо вредными условиями труда не основан на нормах права и представленных в материалы дела доказательствах.

При этом как обоснованно указано в доводах апелляционной жалобы справка ЗАО «Летные проверки и системы» *** от 18.09.2023г., уточняющая характер работы истца (т.2, л.д. 138-142), не может служить относимым и допустимым доказательством, подтверждающим указанные обстоятельства, поскольку выдана организацией, не являющейся правопреемником той организации, в которой работал истец в спорные периоды. Кроме того, согласно справки от 29.04.2002г. *** Бурчалин А.С. работал в гражданской авиации в должности авиамоториста, техника по приборам, техника-бригадира и был непосредственно занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, что соответствует работе предусмотренной Списком должностей, относящихся к инженерно-техническому составу гражданской авиации, утвержденному постановлением СМ РСФСР от *** ***. ст. 27 п. 1 пп. 15 Федерального закона от *** ***-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ныне п. 15 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от *** № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Кроме того, возлагая на пенсионный орган обязанность включить указанные периоды работы истца, как дающие право на досрочное назначение пенсии в связи с работами, связанными с тяжелыми либо вредными условиями труда, суд первой инстанции не учел, что включение тех либо иных периодов в стаж гражданина, исчисляемый для назначения пенсии в соответствии с определенными требованиями закона, предполагает возникновение у него права на назначение пенсии при определенных условиях, либо возможность ее перерасчета по наиболее выгодному для него варианту.

Из многочисленных писем, направленных ОСФР России по Тамбовской области в адрес Бурчалина А.С., в том числе *** ***л ( том 3 л/***) следует, что расчетный размер его пенсии в настоящее время составляет 33567,79 руб.

Как следует из расчетов, произведенных пенсионным органом и представленных суду первой инстанции, поддержанных представителем ответчика в суде апелляционной инстанции, включение указанных периодов в стаж истца в том порядке, как они включены судом, приведет к уменьшению размера выплачиваемой ему пенсии. (том 2 л/***).

В отсутствие доказательств нарушения пенсионных прав истца, включением спорных периодов для расчета размера его пенсии по основаниям, указанным в п. 15 ч.1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ, у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на ответчика обязанности изменить порядок исчисления его стажа для расчета пенсии.

Так же судебная коллегия учитывает, что в соответствии с ч. 5 ст. 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, резолютивная часть решения суда должна содержать выводы суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части. Таким образом, в резолютивной части указывается о правомерности или неправомерности заявленного в суд требования, это указание непосредственно связано с выводами суда, которые должны быть изложены в его мотивировочной части, поскольку только удовлетворение судом требования подтверждает правомерность принудительной реализации его через суд.

Возложение на ОСФР по Тамбовской области обязанности перевести истца с досрочной страховой пенсии в связи с работой в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением работ с тяжелыми условиями труда и произвести перерасчет пенсии с 20.09.2023г. - в случае, если это выгодно для истца, в ином случае обязать ОСФР по Тамбовской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес суда и в адрес истца расчет размера пенсии, свидетельствует о том, что суд не установил правомерность либо неправомерность требований истца о переводе его на данный вид пенсии. Изложение резолютивной части решения, предусматривающей условия ее исполнения в зависимости от возникновения тех либо иных обстоятельств, не отвечает изложенным выше положениям Гражданского процессуального кодекса РФ.

Таким образом, решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований Бурчалина А.С. нельзя признать законным и обоснованным, в данной части оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.

В остальной части решение суда не оспаривается, в связи с чем оценке судебной коллегией в силу положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ не подлежит.

Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия.

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 19 февраля 2024 года в части удовлетворения исковых требований Бурчалина А.С. о возложении на Государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области обязанности включить Бурчалину А.С. в стаж работ с вредными условиями труда период работы:

- с 24.11.1969г. по 20.01.1975г. в качестве техника по приборам в Тамбовском объединенном авиаотряде;

о возложении обязанности включить ему в стаж работ с тяжелыми условиями труда:

- с 21.01.1975г. по 01.02.1991г. в качестве техника-бригадира в Тамбовском объединенном авиаотряде,

- с 01.02.1991г. по 31.12.1992г., с 01.02.1993г. по 31.12.1993г., с 01.02.1994г. по 31.12.1994г., с 01.02.1995г. по 31.03.1996г., с 01.06.1996г. по 31.10.1996г., с 01.12.1996г. по 29.07.1998г. в качестве техника-бригадира в АООТ «Авиата» (ОАО «Авиата») периодов работы, а также возложения на государственное учреждение - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области обязанности перевести Бурчалина А.С. с досрочной страховой пенсии в связи с работой в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации на досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением работ с тяжелыми условиями труда и производства перерасчет с 20.09.2023г. - в случае, если это выгодно для истца; в ином случае возложении обязанности на ОСФР по Тамбовской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу направить в адрес суда и в адрес истца расчет размера страховой пенсии, отменить, принять в указанной части новое решение, исковые требования Бурчалина А.С. оставить без удовлетворения. В остальной части указанное решение оставить без изменения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия судом апелляционной инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение в окончательной форме принято 10.06.2024

33-1960/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Бурчалин Алексей Сергеевич
Ответчики
ОСФР по Тамбовской области
Социальный Фонд России
Другие
ЗАО Летные проверки и системы
Королев Александр Викторович
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Емельянова Наталия Владимировна
Дело на странице суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
25.04.2024Передача дела судье
22.05.2024Судебное заседание
03.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.06.2024Передано в экспедицию
03.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее