Дело № 2а-7422 /19
УИД № 50RS0026-01-2019-011559-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2019 года г. Люберцы
14 ноября 2019 года мотивированное решение
Люберецкий городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Неграмотнова А.А., при секретаре Наследниковой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-7422 /19 по административному иску Городничева А. Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении квартиры,
УСТАНОВИЛ:
Городничев А.Б. обратился в суд с вышеуказанным позже уточненным административным исковым заявлением, мотивируя свои требования тем, что он является собственником квартиры по адресу: <адрес>, на основании решения Люберецкого городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГ (гражданское дело №).
ДД.ММ.ГГ административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области для постановки квартиры на кадастровый учет и регистрации права собственности истца на жилое помещение.
Административным истцом были предоставлены административному ответчику следующие документы: заявление о государственном кадастровом учете; технический план помещения; оптический компакт-диск ( с техническим планом); заявление о государственной регистрации прав; квитанция об оплате гос.пошлины; решение Люберецкого городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области было выдано Городничеву А.Б. уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав. Основаниями для приостановки явились следующие причины: родительский объект не является зданием, сооружением, кварталом, таким образом выполнить испрашиваемую процедуру не представляется возможным; согласно сведениям ЕГРН в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № зарегистрировано запрещение ДД.ММ.ГГ на основании Постановления судебного пристава-исполнителя о запрете регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГ №-ИП, выдавший орган Люберецкий РОСП УФССП России но Московской области; в нарушение части 10 статьи 24 Закона о регистрации, не представлена проектная документация.
ДД.ММ.ГГ в ответ на приостановку Городничевым А.Б. было подано заявление с возражениями на приостановку государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и приложены дополнительно документы.
Административный ответчик отказал в осуществлении кадастрового учета квартиры и регистрации прав в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению кадастрового учета квартиры и регистрации прав, о чем ДД.ММ.ГГ административному истцу было выдано уведомление и решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
С причинами приостановки, ставшими причинами отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, административный истец не согласен, считает их не основанными на законе, так как родительский объект не является зданием, сооружением, кварталом, таким образом выполнить испрашиваемую процедуру не представляется возможным. Кадастровый номер здания, в котором расположена квартира Городничева А.Б. отсутствует.
Административный истец считает, что неисполнение застройщиком и органом местного самоуправления обязанности по предоставлению необходимой документации в регистрирующий орган, не может влиять на его права, как участника долевого строительства, исполнившего свои обязанности по договору в полном объеме, на осуществление кадастрового учета и регистрации права собственности на приобретенный мной объект недвижимости (квартиру).
Полагает, что так как объект незавершенного строительства с КН 50:22:0050101:7943 не является родительским объектом по отношению к квартире, расположенной по адресу: <адрес>, поэтому запрет на регистрационных действий в отношении объекта с КН 50:22:0050101:794 не должен влиять на постановку на кадастр квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, учитывая, что первой причиной приостановки является отсутствие родительского объекта, в котором расположена квартира №.
Проектная документация на многоквартирный дом имеется у застройщика, однако невыполнение обязанности застройщиком по предоставлению необходимой документации в регистрирующий орган на многоквартирный дом не может влиять на права административного истца, как участника долевого строительства, исполнившего свои обязанности по договору в полном объеме, на осуществление кадастрового учета и регистрации права собственности на приобретенный Городничевым А.Б. объект недвижимости (квартиру).Кроме того, часть квартир расположенных в многоквартирном доме по адресу <адрес>, стоят на кадастровом учете в отсутствие проектной документации на многоквартирный дом.
Считает, что оснований отказа в кадастровом учете и регистрации права собственности квартиры по адресу: <адрес>, у административного ответчика не имеется.
Уточнив административный иск, просит суд признать незаконным и отменить решение Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГ № и № об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении квартиры по адресу: <адрес>, обязать административного ответчика осуществить кадастровый учет объекта недвижимости – указанной квартиры.
В судебное заседание истец Городничев А.Б. не явился, извещен надлежаще. Представитель административного истца по доверенности Быков С.С. в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования по указанным основаниям.
Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав представленные ими доказательства, суд полагает отказать в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, для признания недействительным ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, наделенного отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, нарушение данным актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. Если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ст.26.1 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" решение о приостановлении осуществления кадастрового учета (в случаях, если Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускает возможность осуществления кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав) или решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (далее - решение о приостановлении), могут быть обжалованы в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке с заявлением о кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в апелляционную комиссию, созданную при федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, его территориальных органах в установленном настоящей статьей порядке. При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГ Люберецким городским судом Московской области вынесено решение по гражданскому делу №, которым признано право собственности за Городничевым А.Б. на квартиру № № по адресу: <адрес>. Установлено на квартиру № № по адресу: <адрес>, обременение в виде залога недвижимости (ипотеки) в пользу Банка ВТБ 24 (ПАО) до исполнения Городничевым А.Б. обязательств по кредитному договору № от ДД.ММ.ГГ.
Согласно ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131,132,133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
В силу ст. 69 указанного закона технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
Согласно ст.41 ФЗ от ДД.ММ.ГГ N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости соответственно являются:.. . 4) судебное решение, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
В силу статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется различными способами, в том числе путем признания права.
В соответствии со статьей 45 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу указанного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 указанного Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе. В соответствии с названным законом осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, а именно: земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 5 статьи 1).
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений об объекте, указанных в пунктах 7. 9, Д - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя), а также прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости). Учет части объекта недвижимости, не являющейся самостоятельным объектом недвижимости (описание части объекта недвижимости), осуществляется в целях внесения сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости.
Порядок кадастрового учета объектов недвижимого имущества установлен главой 3 Закона о кадастре. Статья 26 Закона о кадастре предусматривает основания для приостановления осуществления кадастрового учета, статья 27 - основания для отказа в проведении кадастрового учета.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 452-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости" и статью 76 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования деятельности кадастровых инженеров" (далее - Закон N 452-ФЗ) Закон о кадастре дополнен статьей 26.1. вступающей в силу с ДД.ММ.ГГ. Указанная норма предусматривает обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в административном порядке в апелляционную комиссию, созданную при уполномоченном органе. Такое обжалование осуществляется заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете. При этом обжалование решения о приостановлении осуществления кадастрового учета в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Статьей 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.
Согласно п. 37 вышеназванной статьи, одним из оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав является случай, если в орган регистрации прав поступил судебный акт или акт уполномоченного органа о наложении ареста на недвижимое имущество, или о запрете совершать определенные действия с недвижимым имуществом, или об избрании в качестве меры пресечения залога в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспорено административным истцом, согласно сведениям ЕГРН на объект недвижимости с кадастровым номером № зарегистрировано запрещение 15.06.2018г. на основании Постановления судебного пристава-исполнителя о запрете регистрационных действий в отношении объектов недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГ №-ИП, выдавший орган: Люберецкий РОСП УФССП России по Московской области.
С доводами истца относительно других оснований приостановления государственной регистрации суд соглашается, однако, в удовлетворении административного иска отказывает, поскольку Постановление судебного пристава-исполнителя о запрете регистрационных действий в отношении вышеуказанных объектов недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГ №-ИП никем не оспорено и не отменено, объект недвижимости не исключен из описи и ареста имущества, а, следовательно, является законным и обязательным для исполнения административным ответчиком.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Городничева А. Б. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Люберецкий суд Московской области в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья А.А. Неграмотнов