Решение по делу № 3а-516/2019 от 03.07.2019

Дело ***а-516/2019

РЕШЕНИЕ

Именем российской Федерации

ДД.ММ.ГГ г. Барнаул

Алтайский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Ю.В.

при секретаре Сигаревой Е.Е.,

с участием прокурора Текутьевой Я.В.,

с участием административного истца <данные изъяты> ее представителя <данные изъяты>

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе о признании недействующим в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края»,

у с т а н о в и л :

административный истец <данные изъяты> обратилась в Алтайский краевой суд с административным иском к Барнаульской городской Думе, фактически просила признать недействующим Приложение *** к Правилам землепользования и застройки городского округа – <адрес> Алтайского края, утвержденным решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части установления зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона, зоны санитарной охраны второго пояса источников питьевого водоснабжения в границах земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: <адрес>, и части земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование административных исковых требований административный истец ссылается на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером ***, расположнного по адресу: <адрес>. Обратившись в Министерство имущественных отношений Алтайского края с заявлением о перераспределении в соответствии с ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации принадлежащего ей земельного участка и непосредственно прилегающей к нему части земельного участка с кадастровым номером ***, площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес>, истец получила отказ в связи с нахождением данных земельных участков согласно Правилам землепользования и застройки городского округа – <адрес> Алтайского края в зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона и зоне санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения. Вместе с тем, указанные зоны установлены Правилами землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края без соблюдения действующего законодательства. Зона санитарной охраны второго пояса источников питьевого водоснабжения установлена в нарушение требований Водного кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПин 2.1.4.111-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Кроме того, эта зона не внесена в государственный кадастр недвижимости. Зона санитарной охраны второго пояса источников питьевого водоснабжения установлена без утверждения проекта зоны органами власти, которым бы устанавливались границы такой зоны. Зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона опасной оползневой зоны законодательством Российской Федерации (ст.105 Земельного кодекса Российской Федерации) не отнесена к отдельным зонам с особыми условиями использования территории.

Административный истец <данные изъяты> ее представитель <данные изъяты> в судебном заседании просили об удовлетворении заявленных требований, пояснили, что иные ограничения, препятствующие перераспределению земельных участков, отсутствуют.

Представитель административного ответчика Барнаульской городской Думы в суд не явился, извещены надлежаще. В материалы дела представлены письменные возражения (л.д.92-97 т.1), согласно которым оспариваемое решение принято уполномоченным органом с соблюдением установленной законом процедуры и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу. Зона отступа от бровки неустойчивого склона отражена в схеме планировочных ограничений Генерального плана городского округа, в Правила землепользования и застройки эта зона внесена ДД.ММ.ГГ. Решением от ДД.ММ.ГГ в качестве зоны с особыми условиями использования территории выделена опасная оползневая зона, в состав которой входят оползневые участки и зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона, данные зоны не благоприятны для строительства. Согласно пояснительной записке к Генеральному плану данные зоны не благоприятны для строительства. Зона санитарной охраны II пояса поверхностного источника питьевого водоснабжения определена в соответствии с санитарными нормами и правилами 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***. Земли, входящие в такую зону ограничены в обороте в силу ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, руководствуясь требованиями ст.150, ч.5 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд рассмотрел настоящее административное дело при указанной явке.

Выслушав пояснения административного истца, ее представителя, заключение прокурора о наличии оснований для признания недействующими оспариваемой части Правил землепользования и застройки <адрес>, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд удовлетворяет исковые требования в виду следующего.

При рассмотрении дела судом установлено, что Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***) «Об утверждении Генерального плана городского округа - <адрес> Алтайского края») утвержден Генеральный план городского округа - <адрес> Алтайского края (далее также - Генеральный план).

Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***) «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края» утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края (далее также – Правила землепользования и застройки), приложениями к которым являются Карта градостроительного зонирования городского округа – <адрес> (Приложение ***), Карта зон с особыми условиями городского округа – <адрес> (Приложение ***).

В настоящее время Правила действуют с учетом внесения в них изменений решениями Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***, от ДД.ММ.ГГ ***.

Согласно фрагменту карты градостроительного зонирования (Приложение *** к Правилам землепользования и застройки - л.д.109 т.1) земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, находится в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми (Ж.4), к основным видам использования земельных участков в которой в силу п.1.1 ст.64 Правил землепользования и застройки относятся индивидуальные жилые дома.

Данный земельный участок также находится в зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона, зоне санитарной охраны II пояса источника питьевого водоснабжения, что отражено на Карте зон с особыми условиями использования территории городского округа – <адрес> Алтайского края (Приложение *** к Правилам землепользования и застройки - л.д.119 т.1).

Собственником указанного земельного участка является <данные изъяты> Земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый ***, участок отнесен к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации жилого дома (л.д.21-22 т.1).

Согласно копии топоплана к данному земельному участку с левой стороны прилегает часть земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.24-26,27 т.1).

Прилегающий к вышеуказанному земельному участку с кадастровым номером *** – земельный участок с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, также отнесен указанной территориальной зоне Ж.4 и к этим же зонам с особыми условиями использования территории - зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона и зоне санитарной охраны II пояса источника питьевого водоснабжения (л.д.81 т.1).

В соответствии с п.3 ч.1 ст.39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.

ДД.ММ.ГГ <данные изъяты> обратилась к Главное управление имущественных отношений Алтайского края с заявлением о перераспределении принадлежащего ей земельного участка площадью <данные изъяты>. и части земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>. (л.д.23 т.1).

ДД.ММ.ГГ Главное управление имущественных отношений Алтайского края отказало <данные изъяты> в заключении соглашения о перераспределении вышеуказанных земельных участков, в том числе в связи с нахождением образуемого земельного участка в зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона, санитарно-защитной зоне II пояса поверхностных источников питьевого водоснабжения (л.д.23 т.1).

Из представленных сторонами в материалы административного дела доказательств следует, что установление зоны санитарной охраны второго пояса источников питьевого водоснабжения и зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона в границах земельного участка, с кадастровым номером *** по адресу: <адрес>, и части земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, лишает административного истца возможности провести работы по перераспределению земельных участков. В связи с этим <данные изъяты> на основании ч.1 ст.208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является надлежащим административным истцом по требованиям об оспаривании нормативного правового акта в части отнесения земельного участка к зонам с особыми условиями использования территории.

Поскольку Правила землепользования и застройки являются нормативным правовым актом, так как отвечают признакам нормативности, а именно содержат правовые нормы (правил поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и направленные на урегулирование общественных отношений по вопросам территориального планирования, землепользования и застройки на территории <адрес> Алтайского края, суд рассматривает настоящее административное исковое заявление по правилам главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При этом порядок принятия Правил землепользования и застройки, а также порядок внесения в них изменений не нарушен, так как требования Устава муниципального образования - <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, Устава муниципального образования - <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, Регламента Барнаульской городской Думы, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, к составу, численности, кворуму и порядку принятия решений были соблюдены. Решения приняты по результатам публичных слушаний, официально опубликованы (обнародованы) в установленном порядке и внесены в Регистр муниципальных нормативных правовых актов Алтайского края.

Данные обстоятельства подтверждаются представленными административным ответчиком доказательствами, а также вступившими в законную силу решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, по административному делу ***, решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, оставленным без изменения определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ, по административному делу ***, а также решением Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ по административному делу ***.

Проверяя соответствие оспариваемых положений нормативного правового акта в части установления зон с особыми условиями использования территорий положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных 4 регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Законодательство о градостроительной деятельности включает данный Кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (ст.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В силу ст.30 указанного кодекса правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.

В силу ч.1 ст.56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Пунктом п.1 ч.2 данной статьи предусмотрено ограничение прав на землю, в том числе ограничения использования земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.

Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (ч.5 ст.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

ДД.ММ.ГГ в Земельный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ №342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена глава XIX, касающаяся правового регулирования зон с особыми условиями использования территорий.

В соответствии со ст.105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий отнесена, в том числе зона санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (п.16).

Согласно ст.106 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующей установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий, Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должны быть определены. В частности, информация о возможности или невозможности установления отдельных ограничений использования земельных участков, водных объектов, их частей при установлении зоны с особыми условиями использования территории, ее подзон из перечней ограничений, предусмотренных подпунктами 6 и 7 настоящего пункта, в зависимости от характеристик объектов или территорий, в отношении которых устанавливается зона с особыми условиями использования территории. Названным подпунктом 6 установлено, что перечень ограничений использования земельных участков, которые могут быть установлены в границах указанных зон, за исключением случаев, если перечень этих ограничений установлен федеральным законом, а также перечень ограничений хозяйственной и иной деятельности, которые могут быть установлены на водном объекте в случае, если в границы зоны с особыми условиями использования территории включаются акватория водного объекта, ее часть. Данным положением могут быть установлены разные перечни таких ограничений в зависимости от видов или характеристик объектов и (или) территорий, в отношении которых устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий.

Поскольку указанные изменения в закон введены в действие с ДД.ММ.ГГ и не имеют обратной силы, при рассмотрении настоящего административного дела суд проверяет порядок установления зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения в соответствии с нормами права, действующими на момент возникновения спорных правоотношений.

Кроме того, из ч.24 ст.106 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что сведения о зонах с особыми условиями использования территорий подлежат включению в государственный кадастр недвижимости.

Вместе с тем, ч.ч.8-10 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до ДД.ММ.ГГ зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов: 1) решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; 2) согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; 3) нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории; 4) решением суда.

В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, указанной в части 8 настоящей статьи, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.

Зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в ч.8 и ч.9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со ст.106 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

По смыслу приведенных норм в их совокупности зоны с особыми условиями использования до ДД.ММ.ГГ могут считаться установленными при наличии решения уполномоченного органа и данных о местоположении границ этих зон.

При этом к полномочиям органов местного самоуправления установление зон с особыми условиями использования действующим законодательством не отнесено.

В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Разрешая административные исковые требования <данные изъяты> о признании нормативного правового акта не действующим в части отнесения земельного участка к зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона, суд исходит из следующего.

Как сообщала Барнаульская оползневая станция, оползневая зона была установлена решением исполнительного комитета Барнаульского городского Совета народных депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГ *** в виде – в прибровочной части плато шириной 200 метров от бровки плато и склонов оврагов вдоль левого берега реки Оби в пределах городской черты и правового берега реки Барнаулки на расстоянии 2 км от места впадения ее в реку Обь, в эту зону также вошли непосредственно склоны с оползневыми террасами и участки поймы, примыкающие к нижним частям склонов. Первоначально общая продолжительность оползневой зоны составляла 26 км. В 1993 году постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** протяженность оползневой зоны вдоль берега реки Обь и реки Барнаулки была увеличена до 42 км. (от второго городского речного водозабора до <адрес> городок и от устья реки Барнаулка до бывшего городского пляжа «Лесной Пруд»). До настоящего времени изменений границ оползневой зоны не осуществлялось (л.д.74 т.1).

Перечень зон с особыми условиями территории городского округа - <адрес> закреплен в ст.55 Правил землепользования и застройки, первоначальная редакция которой в качестве таких зон предусматривала лишь зоны санитарной охраны II и III поясов источника питьевого водоснабжения; водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы; санитарно-защитные зоны.

Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** ст.55 Правил землепользования и застройки землепользования и застройки изложена в новой редакции, согласно которой в перечень зон с особыми условиями включена опасная оползневая зона.

Согласно приложению *** к Правилам землепользования и застройки в редакции решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** на Карте зон с особыми условиями использования территории отображены оползневые участки и зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона (л.д.183об. т.1).

Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** в ч.ч.1-3 ст. 52 и в ст.55 внесены изменения, согласно которым к зонам с особыми условиями использования территории отнесена опасная оползневая зона, состоящая из оползневых участков и зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона. В качестве правового обоснования определения границ этой зоны указаны решение Барнаульского городского совета Народных депутатов от ДД.ММ.ГГ ***, Генеральный план городского округа – <адрес> Алтайского края, утвержденный решением Барнаульской городской Думой от ДД.ММ.ГГ *** (л.д.207-208 т.1).

В силу ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются законодательством Российской Федерации. Согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и федеральными законами.

Из приведенных правовых норм следует, что органам местного самоуправления не предоставлено право определять виды зон с особыми условиями использования территорий.

Как указывалось выше, введенная в действие с ДД.ММ.ГГ ст.105 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень видов зон с особыми условиями использования территорий. При этом ни опасная оползневая зона, ни оползневые участки, ни зона отступа застройки от бровки неустойчивого склона к зонам с особыми условиями использования территорий не отнесены.

До принятия указанного федерального закона действующее законодательство в качестве зоны с особыми условиями использования территорий зону отступа застройки от бровки неустойчивого склона также не устанавливало.

Таким образом, предусматривая в ст.ст.52 и 55 Правил в качестве одной из зон с особыми условиями использования территорий оползневую зону, в том числе включающую в себя оползневые участки и зону отступа застройки от бровки неустойчивого склона, а также отображая на Карте зон с особыми условиями использования территории оползневые участки и зону отступа застройки от бровки неустойчивого склона при внесении изменений решениями от ДД.ММ.ГГ *** и от ДД.ММ.ГГ ***, представительный орган местного самоуправления установил границы зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона, не предусмотренной законодательством Российской Федерации в качестве отдельной зоны с особыми условиями использования территорий, ограничения землепользования в которой законодательством Российской Федерации не предусмотрены. Следовательно, отнесение земельного участка, с кадастровым номером *** по адресу: <адрес>, и части земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, к зоне отступа застройки от бровки неустойчивого склона, как зоне с особыми условиями использования территории, противоречит действующему законодательству.

Относительно требований истца о признании нормативного правового акта не действующим в части отнесения земельного участка к зоне санитарной охраны второго пояса источников питьевого водоснабжения суд приходит к следующему выводу.

Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (п.2 ст.43).

Согласно п.5 ст.18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №342-ФЗ) зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.

В настоящее время такое Положение не принято, в связи с чем санитарные зоны устанавливаются в порядке, действовавшем до ДД.ММ.ГГ (ч.16 ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №342-ФЗ).

В соответствии с п.п.1.2, 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** (далее по тексту - СанПиН 2.1.4.1110-02), настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.

Защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (абз.1 п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (абзац второй названного пункта).

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Границы зон второго пояса подземных источников водоснабжения определяются согласно п.2.2 СанПиН 2.1.4.1110-02, зон второго пояса поверхностных источников питьевого водоснабжения – в соответствии с п.2.3 СанПиН 2.1.4.1110-02.

В соответствии с п.1.3 Порядка утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденного Постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, органом, уполномоченным на территории Алтайского края на принятие решения об утверждении или отказе в утверждении проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения, для хозяйственно-бытового водоснабжения, решения об утверждении проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых в лечебных целях, либо отказывает в утверждении этих проектов, решения об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, является Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.

К заявлению об утверждении проекта округа и зон санитарной охраны водного объекта прилагаются, в том числе соответствующий санитарным правилам и нормам проект зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, текстовое и графическое описания местоположения границ зоны санитарной охраны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра, подготовленные в электронной форме в формате XML, в случае предоставления проекта зон санитарной охраны водного объекта, используемого для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также может быть приложено положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект округа и (или) зон санитарной охраны водного объекта, выданное уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и его копию (п.2.2 Порядка).

Проект округа и (или) зон санитарной охраны водного объекта подлежит согласованию с Министерством строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, отделом геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу по Алтайскому краю (п.3.1 Порядка).

Решение об утверждении проекта зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения является основанием для установления границ и режима зон охраны этих источников, и далее – для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости (п.3.6 Порядка).

Из приведенных норм права следует обязательность наличия единого документа, подтверждающего установления границ зон санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, при наличии которого земельные участки могут быть отнесены к ограниченным в обороте. Установленный порядок установления ЗСО не предусматривает утверждение зон ни генеральным планом, ни правилами землепользования и застройки.

На запрос суда Управлением Роспотребнадзора сообщено, что в месте расположения земельных участков земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: <адрес>, и с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, Управлением выдавалось санитарно-эпидемиологическое заключение на проектную документацию «Технико-экономическое обоснование : «Водоснабжение <адрес> (расширение и реконструкция). Зоны санитарной охраны ООО «Барнаулский Водоканал» (для поверхностного источника водоснабжения <адрес>) (л.д.90-91 т.1).

В материалы дела представлены Технико-экономическое обоснование (том 6 Зоны санитарной охраны), распоряжение Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-р, которым утверждено указанное Технико-экономическое обоснование, и санитарно-эпидемиологическое заключение главного государственного санитарного врача Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, из которых следует, что установлены зона санитарной охраны реки Оби и сооружений Барнаульского централизованного хозяйственно-питьевого водопровода. Однако из данных документов не следует, что установлены конкретные границы зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения.

Из раздела 2.3 Сводной пояснительной записки генерального плана городского округа «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения» следует, что в генеральном плане в разделе «Водоснабжение» приведены ориентировочные расчеты размеров ЗСО от водозабора на <адрес> и от подземных источников, согласно СанПиН 2.1.4.1110-02. Разделы 2.2 и 2.3.

Вместе с тем, в письменных возражениях на административный иск Барнаульская городская Дума ссылается на отображение в оспариваемых нормативных правовых актах зон санитарной охраны согласно требованиям СанПиН, не указывая на определение границ зон в соответствии с вышеуказанным документом, утвержденным органом исполнительной власти Алтайского края. Те же обстоятельства сообщил суду допрошенный по административному делу по административному иску <данные изъяты> об оспаривании Правил землепользования и застройки <адрес> (дело ***) в качестве специалиста начальник отдела дежурных планов и информационного обеспечения комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес> <данные изъяты>., дополнительно указав, что границы зон санитарной охраны в Генеральном плане и вышеуказанном Технико-экономическом обосновании не совпадают, в Приложении 2 Правил землепользования и застройки <адрес> границы зоны воспроизведены из Генерального плана.

Кроме того, на запрос суда Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края сообщило, что ими с 2016 года систематически принимались решения об утверждении проектов округов и (или) зон санитарной охраны водного объекта, а также решения об установлении границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сведения о таких зонах направлялись в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии для их внесения в ЕГРН.

Филиалом по Алтайскому краю ФГБУ «ФКП Росреестра» сообщено, что в ЕГРН отсутствуют сведения о границах зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона, зоны санитарной охраны второго пояса источников питьевого водоснабжения в границах указанных спорных земельных участков (л.д.79 т.1).

Отдел геодезии и лицензирования по Алтайскому краю Департамента по недропользовании по Сибирскому федеральному округу» проинформировал суд, что лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения в районе земельных участков с кадастровыми номерами *** не выдавались (л.д.76-77 т.1).

Таким образом, судом не установлено нахождение земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: <адрес>, и части земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, во II поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Административным ответчиком, на котором лежит бремя доказывания соответствия оспариваемого акта положениям вышестоящих нормативных правовых актов, допустимые и достоверные доказательства принятия в установленном порядке решения об установлении зоны санитарной охраны II пояса источников питьевого водоснабжения, в которую включены вышеуказанные земельные участки, не представлены.

На основании изложенного административные исковые требования о признании недействующим нормативного правового акта в части распространения зоны санитарной охраны II пояса источника питьевого водоснабжения на земельные участки подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Принимая во внимание, что нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся, и на основании этого акта было отказано административному истцу в реализации его прав, суд признает нормативный правовой акт не действующим в части со дня вступления решения в законную силу.

Сообщение о принятом решении подлежит публикации в соответствии с ч.4 ст.215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление <данные изъяты> удовлетворить.

Признать Приложение *** «Карта зон с особыми условиями использования территории городского округа – <адрес>» Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденных решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ ***, в части установления зоны санитарной охраны второго пояса источника питьевого водоснабжения, зоны отступа застройки от бровки неустойчивого склона в границах земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: <адрес>, и части земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете «Вечерний Барнаул», а также на официальном сайте <адрес> в сети Интернет (http://barnaul.org) в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.

Судья Ю.В.Гончарова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ.

3а-516/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Алтайского края
Дорофеева Маргарита Александровна
Ответчики
Барнаульская городская Дума
Другие
Колобаева Анна Владимировна
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
31.08.2020Регистрация административного искового заявления
31.08.2020Передача материалов судье
31.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
31.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
31.08.2020Предварительное судебное заседание
31.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.08.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
31.08.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
31.08.2020Судебное заседание
31.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
31.08.2020Дело оформлено
31.08.2020Дело передано в архив
24.07.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее