Решение по делу № 2а-1538/2021 от 16.04.2021

УИД 31RS0002-01-2021-001799-12

           Дело № 2а-1538/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Белгород                                                              26.05.2021

Белгородский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Тюфановой И.В.,

при секретаре Тимашовой М.А.,

с участием представителя административного истца Абдаллах Х.М.Т.А.М. – Поздняковой Ю.А., представителя военного комиссариата Белгородской области – Тищенковой К.С.,

в отсутствие административного истца Абдаллах Х.М.Т.А.М., представителей административных ответчиков призывной комиссии Белгородской области, военного комиссариата Белгородского района Белгородской области,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Абдаллаха Х.М.Т.А.М. к призывной комиссии Белгородской области, военному комиссариату Белгородского района Белгородской области, военному комиссариату Белгородской области о признании незаконным решения призывной комиссии,

У С Т А Н О В И Л:

Абдаллах Х.М.Т.А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения призывной комиссии Белгородского района Белгородской области от 01.04.2021 (протокол заседания призывной комиссии № 1).

В обоснование административного иска указано на то, что при прохождении мероприятий, связанных с весенним призывом на военную службу, в отношении административного истца 01.04.2021 было принято решение призывной комиссии Белгородского района Белгородской области, которым он признан годным к прохождению военной службы (определена категория годности «А-1»). В этой связи административный истец полагает, что оспариваемое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», является необоснованным и незаконным, подлежащим отмене, поскольку решение было принято без учета имеющихся у призывника жалоб на состояние здоровья, а также результата анализа крови. Кроме того, по мнению административного истца, решение принято с нарушением установленного законом порядка.

В судебное заседание административный истец не явился, извещен своевременно и надлежащим образом (заказным письмом с уведомлением), направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, обеспечил явку своего представителя, поддержавшего заявленные требования.

Представители административных ответчиков призывной комиссии Белгородской области, военного комиссариата Белгородского района Белгородской области также в судебное заседание не явились, извещены своевременно и надлежащим образом, не просили об отложения слушания дела.

Представитель административного истца поддержал заявленные требования, представитель административного ответчика военного комиссариата Белгородской области возражал против удовлетворения административного иска.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Положение части 1 статьи 218 КАС РФ предусматривает, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 2 статьи 227 КАС РФ).

Таких оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.

Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2), в частности, Федеральным законом от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», предусматривающим, что основной формой реализации указанной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, за исключением граждан, освобожденных в соответствии с данным Федеральным законом от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждан, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждан, не подлежащих призыву на военную службу (пункт 2 статьи 22).

В силу пункта 1 статьи 26 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии со статьей 28 закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Согласно пункту «а» части 1 статьи 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.

В силу пункта 7 статьи 28 закона решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня принятия обжалуемого решения или в суд. В случае обжалования гражданином решения призывной комиссии выполнение этого решения приостанавливается до вынесения решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления решения суда в законную силу.

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 закона (пункт 3 статьи 29).

Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении на военной кафедре при федеральной государственной образовательной организации высшего образования по программе военной подготовки офицеров запаса, программе военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программе военной подготовки солдат, матросов запаса, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом и в случае необходимости - врачами других специальностей (часть 2 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в части 1 статьи 5.1, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Граждане, заявившие о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования, направляются на контрольное медицинское освидетельствование (абзац 2 части 5.1 статьи 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»).

В соответствии с пунктом 13 Положения при призыве на военную службу, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, организация обязательного медицинского освидетельствования призывника, возлагается на призывную комиссию.

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565.

На военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, поступающих на приравненную службу, а также граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе (пункты 3 и 4 Положения).

Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.

В силу пункта 9 Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.

При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.

При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.

Для проведения освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, призываемых на военную службу или на военные сборы, граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе и призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, граждан, не состоящих на военной службе и поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, граждан, изъявивших желание пройти и проходящих военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) при образовательных организациях, граждан, прошедших военную подготовку в учебных военных центрах, на факультетах военного обучения (военных кафедрах) и оканчивающих образовательную организацию, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, а также контрольного освидетельствования граждан, получивших отсрочку и освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам освидетельствования, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке начальника отдела военного комиссариата субъекта Российской Федерации по муниципальному образованию, военного комиссара субъекта Российской Федерации выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.

Врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. При первоначальной постановке гражданина на воинский учет или призыве на военную службу заключение о временной негодности к военной службе выносится на срок до 12 месяцев.

Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.

Согласно пункту 32 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации решения призывной комиссии субъекта Российской Федерации об отмене решения нижестоящей призывной комиссии и о принятии одного из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», заносятся в протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации, который в тот же день подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.

Личные дела призывников с оформленными в установленном порядке выписками из решений призывной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее 5-дневного срока с даты принятия этих решений возвращаются в отделы (муниципальные).

При рассмотрении дела установлено, что Абдаллах Х.М.Т.А.М., (дата обезличена) года рождения состоит на воинском учете в военном комиссариате Белгородского района Белгородской области.

В период очередного весеннего призыва в 2021 году на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, административный истец прошел медицинское освидетельствование в военном комиссариате Белгородского района Белгородской области.

В частности, в период с 11.03.2021 по 01.04.2021 призывник прошел обследование, в том числе выполнена флюорография органов грудной клетки в двух проекциях, общий (клинический) анализ крови, общий анализ мочи, электрокардиография в покое, освидетельствование врачами: хирургом, терапевтом, неврологом, психиатром, офтальмологом, оториноларингологом, стоматологом.

По результатам медицинского освидетельствования у призывника не выявлено заболеваний, ему определена категория годности к военной службе «А1» - годен к прохождению военной службы.

В этой связи призывной комиссией Белгородского района 01.04.2021 принято решение №1 о призыве на военную службу.

Оспаривая указанное решение призывной комиссии, административный истец ссылался на наличие в результатах общего анализа крови увеличение среднего объема эритроцитов и тромбоцитов, увеличение индекса распространения тромбоцитов, что, по мнению административного истца, может свидетельствовать о наличии у него какого-либо заболевания, например, железодефицитной анемии, талассемии, мегалобластной анемии, сахарного диабета, тромбоцитодистрофии, патологии крови (системной волчанке), спленэктомии, алкоголизма, миелоидного лейкоза, атеросклероза сосудов или другого заболевания.

Между тем, доказательства, свидетельствующие о наличии у административного истца в период призыва указанных заболеваний, не представлены.

Так, список болезней, наличие которых определяет степень годности к военной службе, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе», приложением к которому являются «Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации», раздел II которых содержит Расписание болезней.

Документов, подтверждающих наличие у административного истца указанных в данном списке заболеваний, не представлено, в том числе не подтверждают подобные обстоятельства представленные результаты анализа крови.

Доводы административного истца о том, что врачи, осуществляющие освидетельствование, не учли перечисленные им жалобы и в этой связи пришли к неверным выводам, также доказательствами не подтверждены.

В личном деле призывника отражено, что он был непосредственно осмотрен врачами, имел возможность высказать свои жалобы и замечания, касающиеся состояния здоровья (в графе «жалобы на здоровье» листа изучения призывника указан ответ «нет»), дополнительных медицинских документов, которые не были исследованы при проведении освидетельствования, и свидетельствовали о наличии заболеваний с той степенью нарушения функции, которые предусмотрены Расписанием болезней в качестве критериев определения категории годности к военной службе, влекущей установление иной категории годности к военной службе, административным истцом не представлено. От проведения контрольного освидетельствования административный истец отказался, что не отрицалось его представителем.

При таком положении суд приходит к выводу о том, что в материалах дела отсутствуют медицинские документы, позволявшие ответчику установить призывнику категорию годности, освобождающую его от прохождения военной службы; не были представлены подобные доказательства и суду.

Оспариваемое решение призывной комиссии принято в установленном порядке уполномоченным составом лиц: председателем комиссии, заместителем председателя, представителем органа внутренних дел, представителем органа управления образованием, представителем службы занятости населения, с участием секретаря, то есть основным составом комиссии, утвержденным постановлением Губернатора Белгородской области от 31.03.2021 №33, что подтверждается наличием их подписей в разделе 5 личного дела призывника.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о недоказанности принятия призывной комиссией неправильного заключения о годности административного истца к военной службе, и, следовательно, об отсутствии основания для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь статьями 178-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

отказать в удовлетворении административного иска Абдаллаха Х.М.Т.А.М. к призывной комиссии Белгородской области, военному комиссариату Белгородского района Белгородской области, военному комиссариату Белгородской области о признании незаконным решения призывной комиссии.

Решение может быть обжаловано в Белгородский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд Белгородской области.

Судья

Мотивированное решение составлено 28.05.2021.

2а-1538/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Абдаллах Хазем Мохамед Тарек Абдельрехем Мохамед
Ответчики
Призывная комиссия Белгородского района
Военный комиссариат Белгородского района
Военный комиссариат Белгородской области
Другие
Позднякова Юлия Александровна
Суд
Белгородский районный суд Белгородской области
Дело на сайте суда
belgorodsky.blg.sudrf.ru
16.04.2021Регистрация административного искового заявления
19.04.2021Передача материалов судье
19.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
29.04.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
29.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2021Подготовка дела (собеседование)
13.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.05.2021Судебное заседание
26.05.2021Судебное заседание
28.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее