Решение по делу № 33-2898/2024 от 16.09.2024

Судья Шабанова В.А. 33-2898/2024

№ 2-256/2024

УИД 67RS0019-01-2024-000426-50

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 октября 2024 года г.Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Дмитриевой Г.И.,

судей: Филенковой С.В., Шнытко С.М.,

с участием прокурора Москвичевой Е.В.,

при секретаре, помощнике судьи Ткаченко Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко Елены Анатольевны к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению центр развития ребенка - детский сад №11 д.Шаталово, администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, отделу образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области о признании приказов незаконными, признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, морального вреда, судебных расходов, с апелляционной жалобой Коваленко Елены Анатольевны на решение Починковского районного суда Смоленской области от 22 июля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Филенковой С.В., пояснения истца Коваленко Е.А., представителя администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области Михеенковой И.Г., представителя отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области Поляковой О.В., заключение прокурора Москвичевой Е.В.,

установила:

Коваленко Е.А. обратилась в суд, с учетом уточненных исковых требований, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению центр развития ребенка - детский сад №11 , администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, отделу образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области о признании приказов от 07.12.2023 №142а о сокращении штата работников, от 11.03.2024 №25а о расторжении трудового договора, от 17.04.2024 №39а о расторжении трудового договора незаконными, признании увольнения на основании приказов от 11.03.2024 №25а, 17.04.2024 №39а незаконным, восстановлении на работе в должности сторожа МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> с 18.04.2024, взыскании с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> заработной платы за время вынужденного прогула с 18.04.2024 по день фактического восстановления на работе, взыскании с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> морального вреда в размере 38000 руб., взыскании с администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области морального вреда в размере 20000 руб., взыскании с отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области морального вреда в размере 20000 руб., государственной пошлины.

В обоснование своих требований истец Коваленко Е.А. в исковом заявлении и судебном заседании указала, что 01.08.2019 она принята в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> на должность сторожа. 07.12.2023 под роспись ознакомлена с уведомлением о сокращении штата работников по должности сторож и предстоящем увольнении, а также уведомлена об отсутствии в организации вакантных должностей. 12.12.2023 получила копию приказа от 07.12.2023 №142а о сокращении штата работников в целях оптимизации затрат на заработную плату и в связи с переходом организации на систему охранной сигнализации, основанием для издания которого стали распоряжение администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от 15.11.2023 №1325-р/адм и договор от 06.12.2023 №6804М0036, подтверждающие только факт выделения денежных средств из резервного фонда администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области отделу образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области для предоставления субсидии МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> на проведение работ по установке охранной сигнализации, не имеющие отношения к оптимизации затрат на заработную плату и к переходу учреждения на систему охранной сигнализации. 11.03.2024 ответчиком издан приказ №25а о расторжении трудового договора в период ее временной нетрудоспособности, который впоследствии отменен. 17.04.2024 ответчиком издан приказ №39а о расторжении трудового договора, на основании приказа от 07.12.2023 №142а о сокращении штатов. При ее сокращении по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации не соблюден порядок увольнения. На основании Устава МБДОУ ЦРР детский сад №11 д.Шаталово, учреждение формирует свою структуру по согласованию с учредителем; заведующая детским садом определяет структуру, утверждает штатное расписание учреждения по согласованию с учредителем. Однако заведующая единолично принимала решение об изменении структуры и штатного расписания учреждения, в целях оптимизации затрат на заработную плату, в связи с переходом учреждения на систему охранной сигнализации, без согласования с учредителем. Процедура сокращения работников по должности сторож проводилась без издания и утверждения распорядительного акта муниципальным образованием «Починковский район» Смоленской области. Новое штатное расписание утверждено начальником отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области без законных оснований и без соблюдения установленного порядка. На момент ее увольнения в учреждении имелись должности, занятые на условиях совмещения, поэтому являлись вакантными, которые не были ей предложены. При ее увольнении ответчики нарушили принцип равенства и возможности всех работников на труд, допустили дискриминацию в сфере труда. При незаконном увольнении она испытала чувство унижения, беспомощности, стыда и разочарования в справедливости. Просит суд признать приказы от 07.12.2023 №142а о сокращении штата работников, от 11.03.2024 №25а о расторжении трудового договора, от 17.04.2024 №39а о расторжении трудового договора незаконными, признать ее увольнение на основании приказов от 11.03.2024 №25а, 17.04.2024 №39а незаконным, восстановить ее на работе в должности сторожа МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> с 18.04.2024, взыскать с МБДОУ ЦРР детский сад №11 д.Шаталово заработную плату за время вынужденного прогула со дня увольнения с 18.04.2024 по день фактического восстановления на работе, с МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> моральный вред в размере 38000 руб., с администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области моральный вред в размере 20 000 руб., с отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области моральный вред в размере 20 000 руб., взыскать с ответчиков государственную пошлину в размере 6 000 руб..

Решением Починковского районного суда Смоленской области от 22 июля 2024 года в удовлетворении исковых требований Коваленко Елене Анатольевне к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> о признании приказов незаконными, признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, морального вреда, судебных расходов, к администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области о взыскании морального вреда, судебных расходов, отделу образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области о взыскании морального вреда, судебных расходов отказано.

В апелляционной жалобе Коваленко Елена Анатольевна просит отменить решение суда, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Относительно апелляционной жалобы прокурором Починковского района Смоленской области представлены возражения.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с правилами части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений, заслушав стороны, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.37 Конституции Российской Федерации, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами (абз.2 ч.1 ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя установлены статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Расторжение трудового договора работодателем в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации как одно из оснований прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя.

Согласно ч.3 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации, увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой указанной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

На основании ст.180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Как указано в п.23, 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации ТК РФ», при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя. Расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 Трудового кодекса Российской Федерации) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, в том числе о сокращении вакантных должностей, относится к исключительной компетенции работодателя. При этом расторжение трудового договора с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации) допускается лишь при условии соблюдения порядка увольнения и гарантий, предусмотренных в части 3 статьи 81, части 1 статьи 179, частях 1 и 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 №930-О, от 28.03.2017 №477-О, от 29.09.2016 №1841-О, от 19.07.2016 №1437-О, от 24.09.2012 №1690-О и другие).

Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, приказом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> от 01.08.2019 №47а (т.1 л.д.38) Коваленко Е.А. принята на работу сторожем с 01.08.2019.

01.08.2019 между муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> (организация, работодатель) и Коваленко Е.А. (работник) заключен трудовой договор, согласно которого работник принимается в организацию для выполнения работы по должности сторож с 01.08.2019 на неопределенный срок (бессрочный) (т.1 л.д.5-6, 39-40).

28.02.2022 между муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> (организация, работодатель) и Коваленко Е.А. (работник) заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 01.08.2019 (т.1 л.д.7, 41).

Распоряжением администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от 15.11.2023 №1325-р/адм (т.1 л.д.11, 67, 137) из резервного фонда администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области выделены денежные средства в размере 300000 руб. отделу образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области для предоставления субсидии МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> на проведение работ по установке охранной сигнализации.

06.12.2023 между ФГУП «Росгвардии (исполнитель) и муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> (заказчик) заключен договор №6804М0036 на монтаж охранной сигнализации (т.1 л.д.42-43), согласно которого исполнитель обязуется на объекте заказчика по адресу: Смоленская область Починковский район <адрес> выполнить работы по монтажу охранной сигнализации.

29.01.2024 в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> установлена охранная сигнализация (т.1 л.д.167-169).

Приказом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> от 07.12.2023 №142а, изданным в целях оптимизации затрат на заработную плату и в связи с переходом организации на систему охранной сигнализации (т.1 л.д.9, 29) внесены изменения в штатное расписание на 01.09.2023; с 11.03.2024 из штатного расписания исключена должность сторож 2,3 ставки; утверждено новое штатное расписание, которое вступит в силу 11.03.2024; уведомлены работники о предстоящем увольнении по сокращению штата в срок до 11.12.2023. Основание для издания приказа: распоряжение администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от 15.11.2023 №1325-р/адм, договор от 06.12.2023 №6804М0036.

В штатном расписании по муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> на 01.09.2023 (т.1 л.д.36) указано наличие ставок по должности сторож - 2,3.

В штатном расписании по муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> на 11.03.2024 (т.1 л.д.37) отсутствуют ставки по должности сторож.

07.12.2023 Коваленко Е.А. ознакомлена с уведомлением о сокращении штата работников по должности сторож и предстоящем увольнении 11.03.2024, последней сообщено об отсутствии в настоящее время в организации вакантных должностей (т.1 л.д.8, 30).

07.12.2023 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> направило в первичную профсоюзную организацию МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> уведомление о предстоящем сокращении работников (т.1 л.д.68).

08.12.2023 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> предоставило в СОГКУ «ЦЗН Починковского района» отчет о принятии решения о сокращении штата работников организации (т.1 л.д.34-35, 68).

Приказом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад №11 д.Шаталово от 11.03.2024 №25а (т.1 л.д.135) действие трудового договора от 01.08.2019 прекращено; уволить сторожа Коваленко Е.А. 11.03.2024 в связи с сокращением штата работников МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ; выплатить Коваленко Е.А. выходное пособие в размере среднего месячного заработка и компенсацию за неиспользованные дни отпуска.

Период временной нетрудоспособности Коваленко Е.А. с 11.03.2024 по 16.04.2024 (т.2 л.д.15-18).

Приказом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> от 11.03.2024 №27а (т.1 л.д.95) отменен приказ от 11.03.2024 №25а об увольнении сторожа Коваленко Е.А. 11.03.2024; внесена запись в трудовую книжку о признании недействительной записи от 11.03.2024 об увольнении.

Приказом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> от 17.04.2024 №39а (т.1 л.д.10, 31) действие трудового договора от 01.08.2019 прекращено; уволена сторож Коваленко Е.А. 17.04.2024 в связи с сокращением штата работников МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ; выплатить Коваленко Е.А. выходное пособие в размере среднего месячного заработка и компенсацию за неиспользованные дни отпуска.

17.04.2024 Коваленко Е.А. ознакомлена с уведомлением об отсутствии в настоящее время в организации вакантных должностей, второй вариант уведомления на руки Коваленко Е.А. получила (т.1 л.д.33).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Коваленко Е.А., суд первой инстанции, установив, что процедура, порядок и сроки увольнения истца соблюдены, трудовые права истца не нарушены, пришел к выводу о законности произведенного увольнения по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Из приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по применению названных норм трудового законодательства следует, что работодатель, реализуя в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом право принимать необходимые кадровые решения, в том числе об изменении численного состава работников организации, обязан обеспечить в случае принятия таких решений закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

Судом установлено, что 07.12.2023 МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> издан приказ №142а о сокращении штата работников, при этом решение о сокращении численности штата принято в целях оптимизации затрат на заработную плату и в связи с переходом организации на систему охранной сигнализации. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением штата работников организации при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения.

07.12.2023 работодатель МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> в письменной форме сообщил первичной профсоюзной организации о принятии решения о сокращении штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (т.1 л.д.68, 104), что соответствует ст.82 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным п.2, 3 или 5 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 Трудового кодекса Российской Федерации. Учитывая, что Коваленко Е.А. членом профсоюзного союза работников народного образования и науки Российской Федерации не являлась (т.1 л.д.68), то мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст.373 Трудового кодекса Российской Федерации) в отношении увольнения указанного лица не требовалось.

08.12.2023 работодатель МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> уведомил государственную службу занятости СОГКУ «ЦЗН Починковского района» посредством размещения информации на единой цифровой платформе «Работа в России» о принятии решения о сокращении штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (т.1 л.д.34-35, 68), что соответствует ст.53 Федерального закона от 12.12.2023 №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которой в целях реализации государственной политики в сфере занятости населения работодатели информируют государственную службу занятости о принятии (об изменении, отмене) решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров; работодатели обязаны информировать государственную службу занятости посредством размещения информации, предусмотренной частью 1 указанной статьи, на единой цифровой платформе или на иных информационных ресурсах, на которых может размещаться такая информация в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации; о принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий обязан проинформировать государственную службу занятости.

Таким образом, процедура уведомления первичной профсоюзной организации и государственной службы занятости о планируемом сокращении штата соблюдена.

Преимущественного права на оставление на работе при сокращении штата работников в соответствии со ст.179 Трудового кодекса Российской Федерации Коваленко Е.А. не имела, поскольку в связи с установкой в учреждении охранной сигнализации сокращению подлежали все ставки должности сторожа (т.1 л.д.37).

07.12.2023 работодатель МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> предупредил Коваленко Е.А. о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата работников организации персонально и под роспись не менее чем за три месяца до даты увольнения - 17.04.2024 (т.1 л.д.8, 10), что предусмотрено п.8.4.2 Регионального отраслевого соглашения между Министерством Смоленской области по образованию и науке и Смоленской областной организацией Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации на 2023-2025 годы (т.1 л.д.131-134).

07.12.2023, 17.04.2024 работодателем МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> при проведении мероприятий по сокращению штата работников организации сообщено Коваленко Е.А. об отсутствии в настоящее время вакантных должностей (т.1 л.д.8, 30, 33).

Суд признал несостоятельными доводы Коваленко Е.А. о нарушении работодателем ее прав в связи с не предложением должностей по совмещению.

Судом установлено, что фактически занимаемых по внутреннему совместительству должности вакантными не являлись, а действующее трудовое законодательство, охраняя трудовые права всех работников, включая совместителей, не предусматривает возможность увольнения такого работника в том случае, если другой высвобождаемый работник выразил желание занять должность, занимаемую совместителем.

В соответствии с положениями ч.1 ст.60.1, ч.1, 3 ст.282 Трудового кодекса Российской Федерации работник при совместительстве выполняет другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время, должность, занимаемая совместителем, вакантной не является и, следовательно, не должна предлагаться увольняемому по сокращению штатов работнику. В силу ст.288 Трудового кодекса Российской Федерации работодателю предоставлено право, но не возложена обязанность увольнять работника, работающего по совместительству, при приеме на работу работника, для которого эта работа будет являться основной.

Материалами дела установлено, что работники МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> занимают должности как по основному месту работы так и по внутреннему совместительству, и указанные должности не являются вакантными (т.1 л.д.149-151, 170-230).

Обязанность ответчика уволить иного работника с должности, с целью создать вакансию для истца, положениями трудового законодательства не предусмотрена. Принимая во внимание обязанность работодателя предлагать работнику только те вакантные должности, которые он в силу своих образования, квалификации, опыта и стажа работы, а также иных требований может занимать, тогда как таковых, а также вообще любых свободных должностей, как установлено судом, у ответчика не имелось.

Суд обоснованно отклонил доводы истца о том, что у ответчика имелись вакантные должности, занимаемые фактически, как считает истец, по совмещению - 0,5 ставки завхоза, 0,5 ставки кастелянши, 0,5 ставки подсобного рабочего по кухне, 0,5 ставки оператора, 0,3 ставки младшего воспитателя, 0,15 ставки младшего воспитателя, 0,15 ставки младшего воспитателя, поскольку указанные должности ФИО18 занимали соответственно по внутреннему совместительству, что подтверждается информацией об отсутствии вакантных должностей по состоянию на 07.12.2023, 11.03.2024, 17.04.2024 (т.1 л.д.149-151), штатными расписаниями по состоянию на 01.09.2023, 11.03.2024 (т.1 л.д.36-37), трудовыми книжками (т.1 л.д.170, 183, 192, 196, 209, 216, 222), приказами (т.1 л.д.171, 174, 176, 179, 184, 188, 193, 197, 200, 204, 208, 210, 213, 217, 223, 227, т.2 л.д.19), трудовыми договорами (т.1 л.д.172-173, 175, 177, 180-182, 185-187, 189-191, 194-195, 198-199, 201-203, 205-207, 211-212, 214-215, 218-221, 224-226, 228-230), табелями учета использования рабочего времени (т.2 л.д.20-27). Копия журнала приема и сдачи дежурств (т.2 л.д.29-35) не опровергает изложенного и не свидетельствует о занятии данных должностей по совмещению.

При этом суд исходил из того, что по смыслу положений Трудового кодекса Российской Федерации ответчик был обязан предложить только имеющиеся вакантные должности. Должности, занятые по совместительству, в том числе по внутреннему совместительству, не являются вакантными.

Не заполнение формы сведений о трудовой деятельности вышеназванных лиц страхователем (т.2 л.д.94) не влечет нарушений прав истца и не является безусловным основанием в данном случае для признания недостоверности сведений, представленных страхователем. Из информации (т.2 л.д.94) так же следует, что согласно устным рекомендациям Пенсионного фонда России в 2020 году на внешних совместителей нужно подавать сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица аналогично основным работникам, а если совместитель внутренний, то включение в отчет зависит от того делают ли ему запись в бумажной трудовой книжке.

Расторжение трудового договора от 01.08.2019 с работником Коваленко Е.А. оформлено работодателем МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> приказом от 17.04.2024 №39а (т.1 л.д.10, 31), с которым работник ознакомлен под подпись. В последний рабочий день Коваленко Е.А. выдана трудовая книжка.

Не подтверждены также доводы истца Коваленко Е.А. о незаконном увольнении в период временной нетрудоспособности.

Приказ от 11.03.2024 №25а был издан до предъявления работником больничного листа работодателю, после поступления которого приказом от 11.03.2024 №27а отменен приказ от 11.03.2024 №25а об увольнении сторожа Коваленко Е.А. 11.03.2024; внесена запись в трудовую книжку о признании недействительной записи от 11.03.2024 об увольнении, что подтверждается представленными доказательствами (т.1 л.д.94-95) и пояснениями представителя ответчика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад №11 д.Шаталово Андрюшиной В.А. в судебном заседании о том, что приказ от 11.03.2024 №25а был издан ею утром 11.03.2024, после поступления в 10 часов 9 минут от Коваленко Е.А. на ее мобильный телефон посредством «Ватцап» больничного листа, она издала приказ от 11.03.2024 №27а об отмене приказа от 11.03.2024 №25а об увольнении сторожа Коваленко Е.А. и внесла запись в трудовую книжку о признании записи от 11.03.2024 об увольнении недействительной.

Согласно Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес>, утвержденного распоряжением администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от 28.05.2015 №570-р (т.1 л.д.18-25, 44-52) учредителем детского сада является муниципальное образование «Починковский район» Смоленской области, функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет администрация муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, учреждение находится в ведомственном подчинении отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области (п.1.5); непосредственное управление деятельностью учреждения осуществляет заведующая, назначаемая на эту должность и освобождаемая от должности начальником отдела образования по согласованию с учредителем. Заведующая действует на принципе единоначалия по вопросам, отнесенным к ее компетенции, и несет персональную ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными актами Российской Федерации, настоящим Уставом и заключенным с ней трудовым договором. Заведующая детским садом, в том числе издает приказы, утверждает штатное расписание учреждения по согласованию с учредителем, заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с работниками учреждения (п.4.3). В силу должностной инструкции №59 заведующей МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> Андрюшиной В.А., утвержденной приказом отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от 09.03.2022 №107Б (т.1 л.д.53-58) заведующая определяет и утверждает штатное расписание (п.2.5), издает приказы (п.2.8), принимает на работу и увольняет работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (п.2.10).

Из ответа отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области (т.1 л.д.99) следует, что отдел образования осуществляет полномочия главного распорядителя средств в сфере образования, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иным действующим законодательством, а также финансово-экономического обеспечения деятельности подведомственных муниципальных образовательных организаций посредством договорных отношений с бухгалтерией, поэтому согласование штатного расписания проводит начальник отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, согласование дополнительных документов по согласованию штатных расписаний не предусмотрено.

С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу, что штатное расписание на 11.03.2024, утвержденное заведующей МБДОУ ЦРР детский сад №11 д<адрес>, согласовано начальником отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, действующим от имени муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, которое является учредителем МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес>, о чем на титульном листе штатного расписания имеется его подпись и печать отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области (т.1 л.д.37).

На основании вышеизложенного, суд отклонил доводы истца о том, что новое штатное расписание не было согласовано с учредителем.

Вопреки доводам истца Коваленко Е.А., суд пришел к выводу о наличии у заведующей МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> полномочий принимать решение о сокращении штата работников. Такой вывод основан на анализе вышеприведенных положений Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес>, утвержденного распоряжением администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от 28.05.2015 №570-р (т.1 л.д.18-25, 44-52), и должностной инструкции №59 заведующей МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> Андрюшиной В.А., утвержденной приказом отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от 09.03.2022 №107Б (т.1 л.д.53-58). Приказ от 07.12.2023 №142а о сокращении штата работников издан заведующей МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> в целях оптимизации затрат на заработную плату и в связи с переходом организации на систему охранной сигнализации (т.1 л.д.9). Оспариваемый истцом приказ от 07.12.2023 №142а о сокращении штата работников издан заведующей МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> в соответствии с ее компетенцией и полномочиями, предоставленными законом, в частности, п.4 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится установление штатного расписания.

Поэтому доводы истца Коваленко Е.А. о недопустимости единоличного принятия заведующей решения об изменении структуры и штатного расписания учреждения, в целях оптимизации затрат на заработную плату, в связи с переходом учреждения на систему охранной сигнализации, без согласования с учредителем, а также без издания и утверждения муниципальным образованием «Починковский район» Смоленской области распорядительного акта (т.1 л.д.137-140) суд обоснованно признал несостоятельными.

Ссылка истца Коваленко Е.А. об отсутствии экономической обоснованности сокращения ее должности, суд отклонил, поскольку вопросы структуры, численного состава работников организации относится к компетенции работодателя.

Ответчик, реализуя право на принятие соответствующих решений в области приема и увольнения работников, как работодатель был вправе издать приказы от 07.12.2023 №142а о сокращении штата работников и от 17.04.2024 №39а о расторжении трудового договора.

Применение норм материального права, регулирующих порядок сокращения штата работников, МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> судом признано верным.

Суд обоснованно пришел к выводу о том, что решение о сокращении штата работников принято уполномоченным лицом - заведующим образовательным учреждением. Процедура, порядок и сроки увольнения истца соблюдены, о предстоящем увольнении Коваленко Е.А. уведомлена в установленные законом сроки, ответчиком своевременно направлены уведомления в центр занятости и профсоюзный орган о предстоящем сокращении численности штата, преимущественного права на оставление на работе истец не имел, поскольку сокращались все должности сторожа, вакантных должностей не имелось, как и по иным основаниям.

Учитывая отсутствие нарушений трудовых прав Коваленко Е.А., суд отказал в удовлетворении исковых требований о признании приказов незаконными, признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. Принимая во внимание отсутствие законных оснований для удовлетворения указанных требований истца, производные требования о взыскании морального вреда также удовлетворению не подлежат.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, принятие решения об изменении штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя - МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес>, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением штата работников организации, при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения. Требования закона были соблюдены как в части своевременного уведомления истца, так и компетентных органов, вакантные должности в учреждении отсутствовали.

Оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы приказа от 11.03.2024 об увольнении Коваленко Е.А. в судебном порядке не имелось, поскольку указанный приказ был отменен самим работодателем после получения документов о временной нетрудоспособности истца.

Вопросы экономической обоснованности установления в образовательном учреждении видеонаблюдения, выполнения муниципального задания, их финансирование являются прерогативой работодателя и учредителя, на законность выводов об увольнении Коваленко Е.А. по сокращению штата не влияют.

Таким образом, судом сделан верный вывод, что МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> соблюден установленный законодательством порядок увольнения истца.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению позиции истца в суде первой инстанции, являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда. Материальный закон при рассмотрении дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Починковского районного суда Смоленской области от 22 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коваленко Елены Анатольевны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 октября 2024 года.

Судья Шабанова В.А. 33-2898/2024

№ 2-256/2024

УИД 67RS0019-01-2024-000426-50

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 октября 2024 года г.Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

председательствующего Дмитриевой Г.И.,

судей: Филенковой С.В., Шнытко С.М.,

с участием прокурора Москвичевой Е.В.,

при секретаре, помощнике судьи Ткаченко Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коваленко Елены Анатольевны к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению центр развития ребенка - детский сад №11 д.Шаталово, администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, отделу образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области о признании приказов незаконными, признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, морального вреда, судебных расходов, с апелляционной жалобой Коваленко Елены Анатольевны на решение Починковского районного суда Смоленской области от 22 июля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Филенковой С.В., пояснения истца Коваленко Е.А., представителя администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области Михеенковой И.Г., представителя отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области Поляковой О.В., заключение прокурора Москвичевой Е.В.,

установила:

Коваленко Е.А. обратилась в суд, с учетом уточненных исковых требований, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению центр развития ребенка - детский сад №11 , администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, отделу образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области о признании приказов от 07.12.2023 №142а о сокращении штата работников, от 11.03.2024 №25а о расторжении трудового договора, от 17.04.2024 №39а о расторжении трудового договора незаконными, признании увольнения на основании приказов от 11.03.2024 №25а, 17.04.2024 №39а незаконным, восстановлении на работе в должности сторожа МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> с 18.04.2024, взыскании с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> заработной платы за время вынужденного прогула с 18.04.2024 по день фактического восстановления на работе, взыскании с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> морального вреда в размере 38000 руб., взыскании с администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области морального вреда в размере 20000 руб., взыскании с отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области морального вреда в размере 20000 руб., государственной пошлины.

В обоснование своих требований истец Коваленко Е.А. в исковом заявлении и судебном заседании указала, что 01.08.2019 она принята в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> на должность сторожа. 07.12.2023 под роспись ознакомлена с уведомлением о сокращении штата работников по должности сторож и предстоящем увольнении, а также уведомлена об отсутствии в организации вакантных должностей. 12.12.2023 получила копию приказа от 07.12.2023 №142а о сокращении штата работников в целях оптимизации затрат на заработную плату и в связи с переходом организации на систему охранной сигнализации, основанием для издания которого стали распоряжение администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от 15.11.2023 №1325-р/адм и договор от 06.12.2023 №6804М0036, подтверждающие только факт выделения денежных средств из резервного фонда администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области отделу образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области для предоставления субсидии МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> на проведение работ по установке охранной сигнализации, не имеющие отношения к оптимизации затрат на заработную плату и к переходу учреждения на систему охранной сигнализации. 11.03.2024 ответчиком издан приказ №25а о расторжении трудового договора в период ее временной нетрудоспособности, который впоследствии отменен. 17.04.2024 ответчиком издан приказ №39а о расторжении трудового договора, на основании приказа от 07.12.2023 №142а о сокращении штатов. При ее сокращении по п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации не соблюден порядок увольнения. На основании Устава МБДОУ ЦРР детский сад №11 д.Шаталово, учреждение формирует свою структуру по согласованию с учредителем; заведующая детским садом определяет структуру, утверждает штатное расписание учреждения по согласованию с учредителем. Однако заведующая единолично принимала решение об изменении структуры и штатного расписания учреждения, в целях оптимизации затрат на заработную плату, в связи с переходом учреждения на систему охранной сигнализации, без согласования с учредителем. Процедура сокращения работников по должности сторож проводилась без издания и утверждения распорядительного акта муниципальным образованием «Починковский район» Смоленской области. Новое штатное расписание утверждено начальником отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области без законных оснований и без соблюдения установленного порядка. На момент ее увольнения в учреждении имелись должности, занятые на условиях совмещения, поэтому являлись вакантными, которые не были ей предложены. При ее увольнении ответчики нарушили принцип равенства и возможности всех работников на труд, допустили дискриминацию в сфере труда. При незаконном увольнении она испытала чувство унижения, беспомощности, стыда и разочарования в справедливости. Просит суд признать приказы от 07.12.2023 №142а о сокращении штата работников, от 11.03.2024 №25а о расторжении трудового договора, от 17.04.2024 №39а о расторжении трудового договора незаконными, признать ее увольнение на основании приказов от 11.03.2024 №25а, 17.04.2024 №39а незаконным, восстановить ее на работе в должности сторожа МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> с 18.04.2024, взыскать с МБДОУ ЦРР детский сад №11 д.Шаталово заработную плату за время вынужденного прогула со дня увольнения с 18.04.2024 по день фактического восстановления на работе, с МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> моральный вред в размере 38000 руб., с администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области моральный вред в размере 20 000 руб., с отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области моральный вред в размере 20 000 руб., взыскать с ответчиков государственную пошлину в размере 6 000 руб..

Решением Починковского районного суда Смоленской области от 22 июля 2024 года в удовлетворении исковых требований Коваленко Елене Анатольевне к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> о признании приказов незаконными, признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, морального вреда, судебных расходов, к администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области о взыскании морального вреда, судебных расходов, отделу образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области о взыскании морального вреда, судебных расходов отказано.

В апелляционной жалобе Коваленко Елена Анатольевна просит отменить решение суда, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

Относительно апелляционной жалобы прокурором Починковского района Смоленской области представлены возражения.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с правилами части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, возражений, заслушав стороны, заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.37 Конституции Российской Федерации, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами (абз.2 ч.1 ст.21 Трудового кодекса Российской Федерации).

Основания расторжения трудового договора по инициативе работодателя установлены статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Расторжение трудового договора работодателем в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя предусмотрено пунктом 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации как одно из оснований прекращения трудовых отношений по инициативе работодателя.

Согласно ч.3 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации, увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой указанной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

На основании ст.180 Трудового кодекса Российской Федерации при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Как указано в п.23, 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации ТК РФ», при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя. Расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 Трудового кодекса Российской Федерации) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации).

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, в том числе о сокращении вакантных должностей, относится к исключительной компетенции работодателя. При этом расторжение трудового договора с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации) допускается лишь при условии соблюдения порядка увольнения и гарантий, предусмотренных в части 3 статьи 81, части 1 статьи 179, частях 1 и 2 статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24.04.2018 №930-О, от 28.03.2017 №477-О, от 29.09.2016 №1841-О, от 19.07.2016 №1437-О, от 24.09.2012 №1690-О и другие).

Судом установлено и подтверждается письменными материалами дела, приказом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> от 01.08.2019 №47а (т.1 л.д.38) Коваленко Е.А. принята на работу сторожем с 01.08.2019.

01.08.2019 между муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> (организация, работодатель) и Коваленко Е.А. (работник) заключен трудовой договор, согласно которого работник принимается в организацию для выполнения работы по должности сторож с 01.08.2019 на неопределенный срок (бессрочный) (т.1 л.д.5-6, 39-40).

28.02.2022 между муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> (организация, работодатель) и Коваленко Е.А. (работник) заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 01.08.2019 (т.1 л.д.7, 41).

Распоряжением администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от 15.11.2023 №1325-р/адм (т.1 л.д.11, 67, 137) из резервного фонда администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области выделены денежные средства в размере 300000 руб. отделу образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области для предоставления субсидии МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> на проведение работ по установке охранной сигнализации.

06.12.2023 между ФГУП «Росгвардии (исполнитель) и муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> (заказчик) заключен договор №6804М0036 на монтаж охранной сигнализации (т.1 л.д.42-43), согласно которого исполнитель обязуется на объекте заказчика по адресу: Смоленская область Починковский район <адрес> выполнить работы по монтажу охранной сигнализации.

29.01.2024 в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> установлена охранная сигнализация (т.1 л.д.167-169).

Приказом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> от 07.12.2023 №142а, изданным в целях оптимизации затрат на заработную плату и в связи с переходом организации на систему охранной сигнализации (т.1 л.д.9, 29) внесены изменения в штатное расписание на 01.09.2023; с 11.03.2024 из штатного расписания исключена должность сторож 2,3 ставки; утверждено новое штатное расписание, которое вступит в силу 11.03.2024; уведомлены работники о предстоящем увольнении по сокращению штата в срок до 11.12.2023. Основание для издания приказа: распоряжение администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от 15.11.2023 №1325-р/адм, договор от 06.12.2023 №6804М0036.

В штатном расписании по муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> на 01.09.2023 (т.1 л.д.36) указано наличие ставок по должности сторож - 2,3.

В штатном расписании по муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> на 11.03.2024 (т.1 л.д.37) отсутствуют ставки по должности сторож.

07.12.2023 Коваленко Е.А. ознакомлена с уведомлением о сокращении штата работников по должности сторож и предстоящем увольнении 11.03.2024, последней сообщено об отсутствии в настоящее время в организации вакантных должностей (т.1 л.д.8, 30).

07.12.2023 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> направило в первичную профсоюзную организацию МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> уведомление о предстоящем сокращении работников (т.1 л.д.68).

08.12.2023 муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> предоставило в СОГКУ «ЦЗН Починковского района» отчет о принятии решения о сокращении штата работников организации (т.1 л.д.34-35, 68).

Приказом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад №11 д.Шаталово от 11.03.2024 №25а (т.1 л.д.135) действие трудового договора от 01.08.2019 прекращено; уволить сторожа Коваленко Е.А. 11.03.2024 в связи с сокращением штата работников МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ; выплатить Коваленко Е.А. выходное пособие в размере среднего месячного заработка и компенсацию за неиспользованные дни отпуска.

Период временной нетрудоспособности Коваленко Е.А. с 11.03.2024 по 16.04.2024 (т.2 л.д.15-18).

Приказом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> от 11.03.2024 №27а (т.1 л.д.95) отменен приказ от 11.03.2024 №25а об увольнении сторожа Коваленко Е.А. 11.03.2024; внесена запись в трудовую книжку о признании недействительной записи от 11.03.2024 об увольнении.

Приказом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес> от 17.04.2024 №39а (т.1 л.д.10, 31) действие трудового договора от 01.08.2019 прекращено; уволена сторож Коваленко Е.А. 17.04.2024 в связи с сокращением штата работников МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> на основании п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ; выплатить Коваленко Е.А. выходное пособие в размере среднего месячного заработка и компенсацию за неиспользованные дни отпуска.

17.04.2024 Коваленко Е.А. ознакомлена с уведомлением об отсутствии в настоящее время в организации вакантных должностей, второй вариант уведомления на руки Коваленко Е.А. получила (т.1 л.д.33).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Коваленко Е.А., суд первой инстанции, установив, что процедура, порядок и сроки увольнения истца соблюдены, трудовые права истца не нарушены, пришел к выводу о законности произведенного увольнения по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Из приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации, правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по применению названных норм трудового законодательства следует, что работодатель, реализуя в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом право принимать необходимые кадровые решения, в том числе об изменении численного состава работников организации, обязан обеспечить в случае принятия таких решений закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

Судом установлено, что 07.12.2023 МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> издан приказ №142а о сокращении штата работников, при этом решение о сокращении численности штата принято в целях оптимизации затрат на заработную плату и в связи с переходом организации на систему охранной сигнализации. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением штата работников организации при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения.

07.12.2023 работодатель МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> в письменной форме сообщил первичной профсоюзной организации о принятии решения о сокращении штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (т.1 л.д.68, 104), что соответствует ст.82 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмотренным п.2, 3 или 5 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 373 Трудового кодекса Российской Федерации. Учитывая, что Коваленко Е.А. членом профсоюзного союза работников народного образования и науки Российской Федерации не являлась (т.1 л.д.68), то мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст.373 Трудового кодекса Российской Федерации) в отношении увольнения указанного лица не требовалось.

08.12.2023 работодатель МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> уведомил государственную службу занятости СОГКУ «ЦЗН Починковского района» посредством размещения информации на единой цифровой платформе «Работа в России» о принятии решения о сокращении штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (т.1 л.д.34-35, 68), что соответствует ст.53 Федерального закона от 12.12.2023 №565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которой в целях реализации государственной политики в сфере занятости населения работодатели информируют государственную службу занятости о принятии (об изменении, отмене) решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров; работодатели обязаны информировать государственную службу занятости посредством размещения информации, предусмотренной частью 1 указанной статьи, на единой цифровой платформе или на иных информационных ресурсах, на которых может размещаться такая информация в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации; о принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров работодатель-организация не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий обязан проинформировать государственную службу занятости.

Таким образом, процедура уведомления первичной профсоюзной организации и государственной службы занятости о планируемом сокращении штата соблюдена.

Преимущественного права на оставление на работе при сокращении штата работников в соответствии со ст.179 Трудового кодекса Российской Федерации Коваленко Е.А. не имела, поскольку в связи с установкой в учреждении охранной сигнализации сокращению подлежали все ставки должности сторожа (т.1 л.д.37).

07.12.2023 работодатель МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> предупредил Коваленко Е.А. о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата работников организации персонально и под роспись не менее чем за три месяца до даты увольнения - 17.04.2024 (т.1 л.д.8, 10), что предусмотрено п.8.4.2 Регионального отраслевого соглашения между Министерством Смоленской области по образованию и науке и Смоленской областной организацией Профессионального союза работников народного образования и науки Российской Федерации на 2023-2025 годы (т.1 л.д.131-134).

07.12.2023, 17.04.2024 работодателем МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> при проведении мероприятий по сокращению штата работников организации сообщено Коваленко Е.А. об отсутствии в настоящее время вакантных должностей (т.1 л.д.8, 30, 33).

Суд признал несостоятельными доводы Коваленко Е.А. о нарушении работодателем ее прав в связи с не предложением должностей по совмещению.

Судом установлено, что фактически занимаемых по внутреннему совместительству должности вакантными не являлись, а действующее трудовое законодательство, охраняя трудовые права всех работников, включая совместителей, не предусматривает возможность увольнения такого работника в том случае, если другой высвобождаемый работник выразил желание занять должность, занимаемую совместителем.

В соответствии с положениями ч.1 ст.60.1, ч.1, 3 ст.282 Трудового кодекса Российской Федерации работник при совместительстве выполняет другую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора в свободное от основной работы время, должность, занимаемая совместителем, вакантной не является и, следовательно, не должна предлагаться увольняемому по сокращению штатов работнику. В силу ст.288 Трудового кодекса Российской Федерации работодателю предоставлено право, но не возложена обязанность увольнять работника, работающего по совместительству, при приеме на работу работника, для которого эта работа будет являться основной.

Материалами дела установлено, что работники МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> занимают должности как по основному месту работы так и по внутреннему совместительству, и указанные должности не являются вакантными (т.1 л.д.149-151, 170-230).

Обязанность ответчика уволить иного работника с должности, с целью создать вакансию для истца, положениями трудового законодательства не предусмотрена. Принимая во внимание обязанность работодателя предлагать работнику только те вакантные должности, которые он в силу своих образования, квалификации, опыта и стажа работы, а также иных требований может занимать, тогда как таковых, а также вообще любых свободных должностей, как установлено судом, у ответчика не имелось.

Суд обоснованно отклонил доводы истца о том, что у ответчика имелись вакантные должности, занимаемые фактически, как считает истец, по совмещению - 0,5 ставки завхоза, 0,5 ставки кастелянши, 0,5 ставки подсобного рабочего по кухне, 0,5 ставки оператора, 0,3 ставки младшего воспитателя, 0,15 ставки младшего воспитателя, 0,15 ставки младшего воспитателя, поскольку указанные должности ФИО18 занимали соответственно по внутреннему совместительству, что подтверждается информацией об отсутствии вакантных должностей по состоянию на 07.12.2023, 11.03.2024, 17.04.2024 (т.1 л.д.149-151), штатными расписаниями по состоянию на 01.09.2023, 11.03.2024 (т.1 л.д.36-37), трудовыми книжками (т.1 л.д.170, 183, 192, 196, 209, 216, 222), приказами (т.1 л.д.171, 174, 176, 179, 184, 188, 193, 197, 200, 204, 208, 210, 213, 217, 223, 227, т.2 л.д.19), трудовыми договорами (т.1 л.д.172-173, 175, 177, 180-182, 185-187, 189-191, 194-195, 198-199, 201-203, 205-207, 211-212, 214-215, 218-221, 224-226, 228-230), табелями учета использования рабочего времени (т.2 л.д.20-27). Копия журнала приема и сдачи дежурств (т.2 л.д.29-35) не опровергает изложенного и не свидетельствует о занятии данных должностей по совмещению.

При этом суд исходил из того, что по смыслу положений Трудового кодекса Российской Федерации ответчик был обязан предложить только имеющиеся вакантные должности. Должности, занятые по совместительству, в том числе по внутреннему совместительству, не являются вакантными.

Не заполнение формы сведений о трудовой деятельности вышеназванных лиц страхователем (т.2 л.д.94) не влечет нарушений прав истца и не является безусловным основанием в данном случае для признания недостоверности сведений, представленных страхователем. Из информации (т.2 л.д.94) так же следует, что согласно устным рекомендациям Пенсионного фонда России в 2020 году на внешних совместителей нужно подавать сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица аналогично основным работникам, а если совместитель внутренний, то включение в отчет зависит от того делают ли ему запись в бумажной трудовой книжке.

Расторжение трудового договора от 01.08.2019 с работником Коваленко Е.А. оформлено работодателем МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> приказом от 17.04.2024 №39а (т.1 л.д.10, 31), с которым работник ознакомлен под подпись. В последний рабочий день Коваленко Е.А. выдана трудовая книжка.

Не подтверждены также доводы истца Коваленко Е.А. о незаконном увольнении в период временной нетрудоспособности.

Приказ от 11.03.2024 №25а был издан до предъявления работником больничного листа работодателю, после поступления которого приказом от 11.03.2024 №27а отменен приказ от 11.03.2024 №25а об увольнении сторожа Коваленко Е.А. 11.03.2024; внесена запись в трудовую книжку о признании недействительной записи от 11.03.2024 об увольнении, что подтверждается представленными доказательствами (т.1 л.д.94-95) и пояснениями представителя ответчика муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад №11 д.Шаталово Андрюшиной В.А. в судебном заседании о том, что приказ от 11.03.2024 №25а был издан ею утром 11.03.2024, после поступления в 10 часов 9 минут от Коваленко Е.А. на ее мобильный телефон посредством «Ватцап» больничного листа, она издала приказ от 11.03.2024 №27а об отмене приказа от 11.03.2024 №25а об увольнении сторожа Коваленко Е.А. и внесла запись в трудовую книжку о признании записи от 11.03.2024 об увольнении недействительной.

Согласно Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес>, утвержденного распоряжением администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от 28.05.2015 №570-р (т.1 л.д.18-25, 44-52) учредителем детского сада является муниципальное образование «Починковский район» Смоленской области, функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет администрация муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, учреждение находится в ведомственном подчинении отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области (п.1.5); непосредственное управление деятельностью учреждения осуществляет заведующая, назначаемая на эту должность и освобождаемая от должности начальником отдела образования по согласованию с учредителем. Заведующая действует на принципе единоначалия по вопросам, отнесенным к ее компетенции, и несет персональную ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, иными нормативными актами Российской Федерации, настоящим Уставом и заключенным с ней трудовым договором. Заведующая детским садом, в том числе издает приказы, утверждает штатное расписание учреждения по согласованию с учредителем, заключает, изменяет и прекращает трудовые договоры с работниками учреждения (п.4.3). В силу должностной инструкции №59 заведующей МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> Андрюшиной В.А., утвержденной приказом отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от 09.03.2022 №107Б (т.1 л.д.53-58) заведующая определяет и утверждает штатное расписание (п.2.5), издает приказы (п.2.8), принимает на работу и увольняет работников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения (п.2.10).

Из ответа отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области (т.1 л.д.99) следует, что отдел образования осуществляет полномочия главного распорядителя средств в сфере образования, определенных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иным действующим законодательством, а также финансово-экономического обеспечения деятельности подведомственных муниципальных образовательных организаций посредством договорных отношений с бухгалтерией, поэтому согласование штатного расписания проводит начальник отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, согласование дополнительных документов по согласованию штатных расписаний не предусмотрено.

С учетом изложенного, суд обоснованно пришел к выводу, что штатное расписание на 11.03.2024, утвержденное заведующей МБДОУ ЦРР детский сад №11 д<адрес>, согласовано начальником отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, действующим от имени муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, которое является учредителем МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес>, о чем на титульном листе штатного расписания имеется его подпись и печать отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области (т.1 л.д.37).

На основании вышеизложенного, суд отклонил доводы истца о том, что новое штатное расписание не было согласовано с учредителем.

Вопреки доводам истца Коваленко Е.А., суд пришел к выводу о наличии у заведующей МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> полномочий принимать решение о сокращении штата работников. Такой вывод основан на анализе вышеприведенных положений Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка - детский сад №11 <адрес>, утвержденного распоряжением администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от 28.05.2015 №570-р (т.1 л.д.18-25, 44-52), и должностной инструкции №59 заведующей МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> Андрюшиной В.А., утвержденной приказом отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от 09.03.2022 №107Б (т.1 л.д.53-58). Приказ от 07.12.2023 №142а о сокращении штата работников издан заведующей МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> в целях оптимизации затрат на заработную плату и в связи с переходом организации на систему охранной сигнализации (т.1 л.д.9). Оспариваемый истцом приказ от 07.12.2023 №142а о сокращении штата работников издан заведующей МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> в соответствии с ее компетенцией и полномочиями, предоставленными законом, в частности, п.4 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится установление штатного расписания.

Поэтому доводы истца Коваленко Е.А. о недопустимости единоличного принятия заведующей решения об изменении структуры и штатного расписания учреждения, в целях оптимизации затрат на заработную плату, в связи с переходом учреждения на систему охранной сигнализации, без согласования с учредителем, а также без издания и утверждения муниципальным образованием «Починковский район» Смоленской области распорядительного акта (т.1 л.д.137-140) суд обоснованно признал несостоятельными.

Ссылка истца Коваленко Е.А. об отсутствии экономической обоснованности сокращения ее должности, суд отклонил, поскольку вопросы структуры, численного состава работников организации относится к компетенции работодателя.

Ответчик, реализуя право на принятие соответствующих решений в области приема и увольнения работников, как работодатель был вправе издать приказы от 07.12.2023 №142а о сокращении штата работников и от 17.04.2024 №39а о расторжении трудового договора.

Применение норм материального права, регулирующих порядок сокращения штата работников, МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> судом признано верным.

Суд обоснованно пришел к выводу о том, что решение о сокращении штата работников принято уполномоченным лицом - заведующим образовательным учреждением. Процедура, порядок и сроки увольнения истца соблюдены, о предстоящем увольнении Коваленко Е.А. уведомлена в установленные законом сроки, ответчиком своевременно направлены уведомления в центр занятости и профсоюзный орган о предстоящем сокращении численности штата, преимущественного права на оставление на работе истец не имел, поскольку сокращались все должности сторожа, вакантных должностей не имелось, как и по иным основаниям.

Учитывая отсутствие нарушений трудовых прав Коваленко Е.А., суд отказал в удовлетворении исковых требований о признании приказов незаконными, признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула. Принимая во внимание отсутствие законных оснований для удовлетворения указанных требований истца, производные требования о взыскании морального вреда также удовлетворению не подлежат.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, принятие решения об изменении штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя - МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес>, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением штата работников организации, при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения. Требования закона были соблюдены как в части своевременного уведомления истца, так и компетентных органов, вакантные должности в учреждении отсутствовали.

Оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы приказа от 11.03.2024 об увольнении Коваленко Е.А. в судебном порядке не имелось, поскольку указанный приказ был отменен самим работодателем после получения документов о временной нетрудоспособности истца.

Вопросы экономической обоснованности установления в образовательном учреждении видеонаблюдения, выполнения муниципального задания, их финансирование являются прерогативой работодателя и учредителя, на законность выводов об увольнении Коваленко Е.А. по сокращению штата не влияют.

Таким образом, судом сделан верный вывод, что МБДОУ ЦРР детский сад №11 <адрес> соблюден установленный законодательством порядок увольнения истца.

В целом доводы апелляционной жалобы сводятся к повторению позиции истца в суде первой инстанции, являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения решения суда. Материальный закон при рассмотрении дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Починковского районного суда Смоленской области от 22 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коваленко Елены Анатольевны – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 октября 2024 года.

33-2898/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Коваленко Елена Анатольевна
Ответчики
МБДОУ ЦРР д/с № 11 д. Шаталово Починковского района Смоленской области
Другие
Отдел образования Администрации МО Починковский район Смоленской области
Администрация муниципального образования Починковский район Смоленской области
Суд
Смоленский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sml.sudrf.ru
17.09.2024Передача дела судье
03.10.2024Судебное заседание
17.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.10.2024Передано в экспедицию
03.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее