Решение от 27.01.2022 по делу № 3а-47/2022 (3а-313/2021;) от 26.11.2021

№ 3а-47/2022                                                                                                              г.Рязань

УИД 62OS0000-01-2021-000277-54

РЕШЕНИЕ

именем

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 января 2022 года Рязанский областной суд в составе:

председательствующего судьи – Воейкова А.А.,

при секретаре и помощнике судьи – Ворониной А.О., Ельковой Н.А.,

с участием:

старшего помощника прокурора Рязанской области – Яковлевой Т.Н.,

представителя административного ответчика: Губернатора Рязанской области – Бондарчука О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Понкратенко Марины Вячеславовны к Губернатору Рязанской области Любимову Николаю Викторовичу о признании недействующим пункта 12.1 распоряжения № 70-рг от 17 марта 2020 года

у с т а н о в и л:

Понкратенко М.В. обратилась в суд с административным иском к Губернатору Рязанской области Любимову Николаю Викторовичу о признании недействующем (незаконным) пункта 12.1 распоряжения № 70-рг от 17 марта 2020 года.

В обоснование своих требований указала, что распоряжение Губернатора Рязанской области от 17 марта 2020 года № 70-рг дополнено пунктом 12.1, которым установлено, что с 30 октября 2021 года граждане, достигшие возраста 18 лет, могут посещать ряд общественных объектов при наличии QR-кода, либо справки медицинской организации, подтверждающей получение вакцины или факт перенесения коронавирусной инфекции (COVID-19), либо медицинского документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний.

Административный истец указывает, что в силу положений Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» губернатор Рязанской области не обладает полномочиями по введению данных правил поведения для граждан. Режим повышенной готовности на территории субъекта, по мнению истца, может быть введен губернатором области только для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Административный истец считает, что требование оспариваемого пункта о необходимости предъявления документа, удостоверяющего личность (паспорта Российской Федерации) нарушает часть 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», положения постановления Правительства РФ от 08.07.1999 № 828 «Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».

Также административный истец ссылается на положения Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», полагая, что предоставление QR-кода является нарушением врачебной тайны.

Одновременно, административный истец указывает, что в соответствии с частью 3 статьи 72 Устава Рязанской области распоряжение Губернатора Рязанской области не является нормативным правовым актом.

Понкратенко М.В. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.

Представитель Губернатора Рязанской области заявленные требования не признал, пояснил, что процедура принятия и опубликования распоряжения, как нормативного правового акта, соблюдена. Также указал, что оспариваемый пункт распоряжения, в полной мере соответствует федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению, считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Распоряжением Губернатора Рязанской области от 17.03.2020 № 70-рг с 17.03.2020 и до особого распоряжения на территории Рязанской области для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Рязанской области введен режим повышенной готовности, а также принят ряд дополнительных мер, направленных на защиту населения.

Распоряжением от 22.10.2021 № 309-рг названное распоряжение Губернатора Рязанской области дополнено пунктом 12.1. В дальнейшем, в этот пункт внесено ряд изменений и дополнений, в настоящее время он изложен в следующей редакции:

«Установить, что с 30 октября 2021 года посещение гражданами, достигшими возраста 18 лет, кинотеатров, театров, цирков, музеев, библиотек, концертных залов, фитнес-центров, плавательных бассейнов, арен для хоккея с шайбой, футбольных стадионов, стадионов для занятий легкой атлетикой, ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания, баров и иных предприятий общественного питания, бань, саун, аквапарков, парикмахерских, торговых, торгово-развлекательных центров (комплексов), салонов красоты, читальных залов в помещениях государственного бюджетного учреждения Рязанской области "Государственный архив Рязанской области" допускается с предъявлением документа, удостоверяющего личность при наличии у таких граждан:

либо QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, которым подтверждается получение гражданами второго компонента вакцины от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации (далее - вакцина), или однокомпонентной вакцины;

либо QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, которым подтверждается то, что они перенесли новую коронавирусную инфекцию (COVID-19);

либо справки медицинской организации, подтверждающей получение гражданами второго компонента вакцины или однокомпонентной вакцины;

либо справки медицинской организации, подтверждающей, что они перенесли новую коронавирусную инфекцию (COVID-19) и с даты их выздоровления прошло не более шести календарных месяцев;

либо медицинского документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний, заверенного лечащим врачом и руководителем (заместителем руководителя) медицинской организации.

Положения данного пункта не распространяются на объекты:

по оказанию услуг общественного питания для работников организаций и индивидуальных предпринимателей при условии отсутствия доступа на такие объекты граждан, не являющихся работниками данных организаций и индивидуальных предпринимателей;

по оказанию услуг общественного питания гражданам, проживающим в гостиницах и иных объектах временного размещения граждан.

Положения данного пункта не распространяются на посещение гражданами пунктов вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Положения данного пункта не распространяются на посещение гражданами объектов розничной торговли продовольственными товарами и (или) лекарственными средствами в торговых, торгово-развлекательных центрах (комплексах) при условии организации посещения гражданами объектов розничной торговли продовольственными товарами и (или) лекарственными средствами через отдельный вход (выход) на улицу».

Согласно статье 73 Устава Рязанской области официальным опубликованием нормативного правового акта, относящегося к системе нормативных правовых актов Рязанской области, считается публикация его полного текста, в том числе в сетевом издании "Рязанские ведомости" (rv-ryazan.ru).

Распоряжение Губернатора Рязанской области от 17.03.2020 № 70-рг опубликовано 17.03.2020 в сетевом издании "Рязанские ведомости" www.rv-ryazan.ru, распоряжение о внесение изменений от 22.10.2021 № 309-рг опубликовано 22.10.2021 в сетевом издании "Рязанские ведомости", последующие распоряжения Губернатора Рязанской области о внесении в пункт 12.1 изменений и дополнений также опубликованы в этом сетевом издании.

Таким образом, оспариваемое распоряжение Губернатора Рязанской области опубликовано в порядке, установленном для нормативного правового акта, относящегося к системе нормативных правовых актов Рязанской области.

Статьями 2 и 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что указанные правоотношения, в том числе связанные с ведением режима повышенной готовности в субъекте Российской Федерации, регулируются нормативными правовыми актами органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Оспариваемое распоряжение регулирует правоотношения связанные с деятельности органов государственной власти Рязанской области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в условиях введенного режима повышенной готовности в связи с эпидемическим распространением заболеваемости коронавирусной инфекции на территории Рязанской области и устанавливает для неопределенного круга лиц, проживающих на территории указанного субъекта Российской Федерации, правила поведения.

В силу пункта статьи 52 Устава (Основного Закона) Рязанской области" от 18 ноября 2005 года Губернатор Рязанской области, осуществляя свои полномочия, издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на территории Рязанской области.

Анализ процедуры принятия, опубликования, а также содержания названного акта свидетельствует о том, что оспариваемое распоряжение Губернатора Рязанской области является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения на территории Рязанской области.

В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, связанных с предупреждением чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий, реализации мероприятий, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях.

Статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вводят режим повышенной готовности для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (подпункт "м" пункта 1); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности в соответствии с подпунктом "м" настоящего пункта (подпункт "у" пункта 1).

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального Закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ).

Полномочия Губернатора Рязанской области, связанные с ведением режима повышенной готовности и обязательных для исполнения гражданами правил поведения также указаны в статье 7.1 Закона Рязанской области "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принятым Постановлением Рязанской областной Думы от 05.02.1997 № 127.

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, возложена обязанность обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации.

Из названных нормативных актов следует, что губернатор Рязанской области, наделен полномочиями по введению режима повышенной готовности на территории субъекта Российской Федерации и, соответствующих, обязательных для исполнения гражданами правил поведения.

Комплекс ограничительных мероприятий в границах субъекта Российской Федерации определяется исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения коронавирусной инфекции.

Решением Всемирной организации здравоохранения 30 января 2020 года эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (СОVID-2019), присвоен уровень международной опасности, объявлена чрезвычайная ситуация международного значения, 11 марта 2020 года ситуация признана пандемией.

Пунктом 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715, коронавирусная инфекция (2019-nCoV) является заболеванием, представляющим опасность для окружающих.

Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 года № 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предписано обеспечивать введение ограничительных мероприятий исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019 с учетом методических рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов Российской Федерации.

Статья 10 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязывает граждан выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий осуществляется на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей (статьи 6 и 31 данного Федерального закона).

20 октября 2021 года Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Рязанской области направило губернатору Рязанской области предписание, в котором предложило внести изменения в распоряжение от 17.03.2020 № 70-рг, в том числе дополнить его пунктом 12.1, содержащего правила посещения гражданами ряда общественных мест при наличии QR-кода, либо справки медицинской организации, подтверждающей получение вакцины или факт перенесения коронавирусной инфекции (COVID-19), либо медицинского документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний.

Данное предписание обусловлено развитием эпидемиологической ситуации, связанной с коронавирусной инфекцией, показателями заболеваемости и данными прогноза такой заболеваемости в Рязанской области.

Кроме того, по итогам состоявшегося 20 октября 2021 года совещания с членами Правительства, Президентом Российской Федерации 24 октября 2021 года №р-1998 утвержден перечень поручений (текст документа опубликован 28.10.2021 на сайте http://www.kremlin.ru), в пункте 6 которого высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации рекомендовано введение допуска на посещение гражданами отдельных организаций (по перечню, установленному Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации) только при наличии документа, в том числе в электронном виде, подтверждающего вакцинацию против коронавирусной инфекции или ранее перенесенное заболевание, а для лиц, имеющих противопоказания к вакцинации – наличие медицинского документа, подтверждающего наличие медицинских противопоказаний, заверенного лечащим врачом и руководителем медицинской организации и отрицательного ПЦР-текста на наличие возбудителя кононавирусной инфекции SARS-CoV-2, полученного не позднее, чем за 72 часа.

С учетом изложенного, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения коронавирусной инфекции в Рязанской области, указанные в пункте 12.1 правила поведения направлены исключительно на защиту здоровья граждан и предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции.

В силу названных нормативных актов и сложившейся в Рязанской области санитарно-эпидемиологической обстановки губернатор Рязанской области в соответствии с имеющими у него полномочиями правомерно принял оспариваемую норму п.12.1 названного распоряжения и ввел обязательные для исполнения гражданами правил поведения, в том числе закрепляющие предъявление QR-кода или иного медицинского документа для допуска в общественные места, а также документа, удостоверяющего личность. Оспариваемая норма не противоречит положениям Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных», Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановления Правительства РФ от 08.07.1999 №828 «Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».

В силу пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Суд пришел к выводу о том, что в оспариваемой части распоряжение Губернатора Рязанской области не противоречат федеральным законам или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поэтому в удовлетворении административного иска следует отказать.

Руководствуясь ст.215 КАС РФ, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 12.1 ░░░░░░░░░░░░ № 70-░░ ░░ 17 ░░░░░ 2020 ░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░

3а-47/2022 (3а-313/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Понкратенко М.В.
Панченко И.И.
Ответчики
Губернатор Рязанской области Любимов Н.В.
Другие
Бондарчук Олег Владимирович
Суд
Рязанский областной суд
Судья
Воейков Александр Анатольевич
Дело на сайте суда
oblsud.riz.sudrf.ru
26.11.2021Регистрация административного искового заявления
29.11.2021Передача материалов судье
29.11.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.12.2021Предварительное судебное заседание
20.01.2022Судебное заседание
27.01.2022Судебное заседание
10.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее