Дело № 2-798/2017.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 октября 2017 года город Вичуга
Вичугский городской суд Ивановской области
в составе:
председательствующего судьи Сизовой И.Ю.,
при секретаре Егорычевой Е.Е.,
с участием
истца Смирновой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Смирновой М.А. к администрации Сошниковского сельского поселения о включении в составнаследства жилого дома,
У С Т А Н О В И Л:
Смирнова М.А. обратилась в суд с иском к администрации Сошниковского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области о включении жилого дома № <адрес> в состав наследства, открывшегося после смерти П.., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла П., истец является наследником П. по завещанию. В установленный законом срок истец обратилась к нотариусу, было заведено наследственное дело. В состав наследства П. в том числе входит жилой дом <адрес>. Данный дом принадлежал наследодателю на основании договора дарения строения от 22.09.1970 года. С момента заключения договора до дня смерти П. владела спорным домом. Однако наследодатель при жизни не зарегистрировала право собственности на домовладение в органах БТИ и в Росреестре, в связи с чем истец не имеет возможности оформить свои наследственные права на дом. Просит включить в состав наследства П., умершей ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: <адрес>
В судебном заседании истец Смирнова М.А. исковые требования поддержала по доводам иска.
Представитель ответчика - администрации Сошниковского сельского поселения Вичугского муниципального района Ивановской области - в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений относительно исковых требований не имеет.
Заслушав истца, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск Смирновой М.А. обоснован и подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом, П. умерла ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о смерти, л.д.7).
Истец является наследником П. по завещанию, 18.03.2008 года ей было выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию в отношении квартиры, принадлежавшей наследодателю П. (л.д.8).
Жилой дом по адресу: <адрес> стоит на кадастровом учете, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о зарегистрированных правах на дом и земельный участок по указанному адресу отсутствуют (л.д.15,16). Сведения о зарегистрированных правах на указанный дом в органах БТИ также отсутствуют (л.д.14).
Из договора дарения строения от 22.09.1970 года, заключенного между ФИО5 и П. следует, что П. приняла в дар жилой дом по адресу: <адрес>. Договор дарения строения нотариально удостоверен в исполнительном комитете <адрес> сельского Совета депутатов трудящихся Вичугского района Ивановской области (л.д.10).
Согласно выписке из похозяйственной книги администрации Сошниковского сельского поселения в похозяйственной книге №6 (1967-1970 г.г.) под лицевым счетом № значится П. как собственник жилого дома, находящегося по адресу: <адрес> на основании договора дарения строения от 22.09.1970 (л.д.11).
Согласно архивной выписке от 06.05.2015 г. в списках лиц, объектов недвижимости Сошниковской сельской администрации значится П., жилой дом - <адрес> (л.д.12).
Постановлением главы Сошниковской сельской администрации Вичугского района Ивановской области от 02.04.2001 г. №5 упорядочены наименования улиц и нумерация домов в деревнях, дом <адрес> значится за П. (л.д.17).
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО4 показала суду, что П. приходится ей бабушкой, а Смирнова М.А. - дочерью. Свидетелю известно, что ФИО5 и П. выстроили дом на выделенном колхозом земельном участке. Собственником дома числится П., на ее имя оформлен договор дарения от 1970 года. Наследником П. является Смирнова М., которая присматривает за домом, делает в нем ремонт, обрабатывает земельный участок.
Свидетель ФИО6 показала суду, что в 1961 году она приобрела дом в <адрес>, П. вместе с мужем на тот момент уже проживали в деревне в спорном доме. После смерти П. за домом присматривает ее правнучка Смирнова М.А., которая ремонтирует дом, обрабатывает земельный участок около дома.
Свидетель ФИО7 показала, что П. проживала в <адрес> в построенном совместно с мужем доме. После смерти П. за домом присматривает ее правнучка Смирнова М.А..
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" часть первая Кодекса применяется к гражданским правоотношениям, возникшим после введения ее в действие.
По гражданским правоотношениям, возникшим до введения ее в действие, часть первая Кодекса применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.
В силу требований статьи 2 данного Федерального закона на момент совершения оспариваемой сделки действовали нормы подраздела 2 раздела III Гражданского кодекса РСФСР.
Согласно статье 256 Гражданского кодекса РСФСР (действующего на момент заключения договора) по договору дарения одна сторона передает безвозмездно другой стороне имущество в собственность. Договор дарения считается заключенным в момент передачи имущества.
Статья 257 ГК РСФСР предусматривала, что договоры дарения жилого дома и строительных материалов должны быть заключены в форме, установленной соответственно статьями 239 и 239.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 239 ГК РСФСР договор купли-продажи жилого дома (части дома), находящегося в сельском населенном пункте, должен быть совершен в письменной форме и зарегистрирован в исполнительном комитете сельского Совета депутатов трудящихся.
Договор дарения строения от 22.09.1970 г. нотариально удостоверен в соответствии с положениями ч. 2 ст. 239 ГК РСФСР, однако исполнительным комитетом <адрес> сельского Совета Вичугского района Ивановской области не зарегистрирован.
В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, созданную для себя с соблюдением закона и иных правовых актов приобретается этим лицом.
В силу ч.1 ст. 234 ГК РФ лицо - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет приобретает право собственности на это имущество.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что П. добросовестно, открыто и непрерывно владела жилым домом как своим собственным более 40 лет. Таким образом, указанный жилой дом подлежит включению в состав наследства после смерти П.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Смирновой М.А. удовлетворить.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти П., умершей ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Вичугский городской суд в течение 1 месяца с момента принятия решения в окончательной форме ( 25 октября 2017 года).
Судья И.Ю. Сизова.