Решение по делу № 2-3514/2021 от 26.05.2021

Дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

08 июля 2021 года <адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Арсланалиева А.Х., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральному казённому учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об установлении факта заболевания, как полученное в период исполнения обязанностей военной службы и обязании изменить формулировку причины инвалидности с «общего заболевания» на «военную травму»,-

УСТАНОВИЛ:

    ФИО3 обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро МСЭ по <адрес>» Минтруда об установлении факта заболевания, как полученное в период исполнения обязанностей военной службы и обязании изменить формулировку причины инвалидности с «общего заболевания» на «военную травму», указав в обоснование иска следующее. Он был призван на действительную военную службу в 1979 году, и направлен на территорию Демократической Республики Афганистан (ДРА). В данной части он служил до своего увольнения. За мужество и воинскую доблесть при выполнении интернационального долга в ДРА был награждён грамотами и медалями. Он неоднократно принимал участие в боевых действиях на территории ДРА, о чём имеется запись в военном билете и в справке с Военного комиссариата <адрес> РД, где указано, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он принимал участие в боевых действиях на территории Демократической <адрес>. В апреле 1980 года, в период прохождения военной службы на территории ДРА при перевозке боеприпасов в провинции Газни при обстреле колонны, автомашина ЗИЛ - 131, за рулём которой он находился вместе с солдатами, попала под обстрел и перевернулась. В результате чего им была получена черепно-мозговая травма головы (ЧМТ), появились боли в пояснице, в спине, сильно болели ноги. По приезду из армии, у него усилились головные боли, шумы в ушах, головокружение, бессонница, тошнота, отдышка, участилось сердцебиение, стало повышаться внезапно давление, усиливались боли в спине и в пояснице, чего раньше до службы в армии не наблюдалось, он стал очень нервным, раздражительным, после чего вынужден был обратился к своему участковому врачу. Врачом ему был назначен курс лечения, который он периодически проходил. Факт прохождения лечения подтверждается выпиской из амбулаторной карты, где указано, что истец наблюдался у врачей сразу после увольнения в запас. Также состоял на учёте у невропатолога.

В последствии истец обратился в ВТЭК и ему после неоднократных прохождений комиссии была установлена 2 группа инвалидности, причина инвалидности «общее заболевание», назначена пенсия, выдана соответствующая справка. Так как, он получил травму в Афганистане, он был категорически не согласен с такой формулировкой, и поэтому обратился в ВТЭК для изменения ему причины инвалидности на «военную травму», но ему отказали, сославшись на отсутствие оснований для установления причины, якобы нет сведений, что он получил травму в Афганистане.При прохождении комиссии в МСЭ, истцом неоднократно заявлялось, что он наблюдался у врачей с 1980 года, и сразу после увольнения в запас, то есть с момента демобилизации в декабре 1980 года обращался в ЦГБ <адрес>. Данный факт подтверждается выпиской из медицинской карты, обслуживающей ФИО1 поликлиникой.

Также у него имеется выписка из истории болезни № ЛЗ – 20/00237, из ЦВТ им. Лиходея, где указано, что у него имеются отдалённые последствия тяжелой ЗЧМТ (закрытой черепно-мозговой травмы). Энцефалопатия сложного генеза. Выраженный астено-невротический, цефалический синдром. В данной же выписке указывается, что он получил контузию головного мозга во время исполнения служебных обязанностей проходя службу в ДРА 1979-1980. И что, именно после этой травмы, у него появились частые головное боли, головокружения, шум в ушах, раздражительность, нарушения сна.

Кроме того, у него имеется акт медицинского обследования от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ ФИО9, где указано, что истец в 1980 году подорвался на мине и во время взрыва получил черепно-мозговую травму.

    Просит установить факт имеющегося у него заболевания как полученное в период исполнения обязанностей военной службы, то есть военной травмы и на основании данного факта обязать ФКУ «Главное бюро МСЭ по <адрес>» Минтруда России изменить ему формулировку причины инвалидности с «общего заболевания» на «военную травму».

В судебном заседании представитель истца ФИО5, заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.

Представители ответчика ФИО6 и ФИО7 в судебном заседании исковые требования не признали, просили в иске отказать по основаниям изложенным в возражениях, где они указали, что в соответствии с п. 9 приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ за н «Об утверждении порядка причин установления инвалидности», причина инвалидности "военная травма" устанавливается в случаях, если инвалидность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Военнослужащим, в отношении которых ранее было вынесено заключение военно-врачебной экспертизы о причинной связи имеющихся увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, при установлении им инвалидности по нарушению здоровья, обусловленному такими увечьями (ранениями, травмами, контузиями), причина инвалидности устанавливается в соответствии с формулировкой заключения военно-врачебной экспертизы о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.

Причина инвалидности "военная травма" устанавливается военнослужащим федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в случае наличия соответствующего заключения военно-врачебной комиссии (далее - ВВК) федерального государственного казенного учреждения "Главный центр военно-врачебной экспертизы" Министерства обороны Российской Федерации, его филиалов (отделов филиалов), центров военно-врачебной экспертизы или штатных ВВК федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба), о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний.

При отсутствии у военнослужащих, в том числе находившихся в плену, каких-либо данных об освидетельствовании в ВВК в период службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, но при наличии у них явных последствий телесных повреждений (отсутствие конечностей, дефекты костей черепа, обширные рубцы после ранений, наличие инородных тел) независимо от причины увольнения с военной службы вопрос о причинной связи полученных увечий (ранений, травм) с прохождением военной службы решается при освидетельствовании их в ВВК Федерального государственного казенного учреждения "Главный центр военно-врачебнойэкспертизы" Министерства обороны Российской Федерации, его филиалов (отделов филиалов) и штатных ВВК федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (приравненная к ней служба). После получения заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм), федеральные учреждения медико-социальной экспертизы устанавливают причину инвалидности.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.02,2006 N 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» при отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание.

Учитывая изложенное, истец не представил соответствующие медицинские документы или иной документ, выданный ему в период прохождения военной службы, подтверждающий наличие у него черепно-мозговой травмы, в связи с чем, оснований для изменения причины формулировки инвалидности с «общего заболевания» на «военную травму» отсутствуют.

Кроме того, в представленных медицинских документах истцом не подтверждается факт причинно-следственной связи, подтверждающий факт получения черепно-мозговой травмы при выполнении интернационального долга на территории Демократической <адрес>, все приведенные доводы в медицинских документах подтверждаются только со слов самого истца.

Согласно п.п. 42, 44 - 46 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 95 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» гражданин (его законный или уполномоченный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании заявления, поданного в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро в письменной форме на бумажном носителе или в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

В случае обжалования гражданином решения главного бюро главный эксперт по медико-социальной экспертизе по соответствующему субъекту Российской Федерации с согласия гражданина может поручить проведение его медико-социальной экспертизы другому составу специалистов главного бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок вФедеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро. Решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 4 Федерального закона «О ветеранах» № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также - инвалиды войны) относятся, в том числе, лица, принимавшие в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан, получившие в этой связи в установленном законодательством Российской Федерации порядке удостоверение ветерана боевых действий, являющиеся инвалидами и подтвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке, что инвалидность возникла вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в указанный период.

Как установлено судом и следует из материалов дела ФИО3 с 1998 г. установлена инвалидность 2 группы, в справке об установлении инвалидности в графе "причина инвалидности" указано - «общее заболевание».В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы; порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила признания лица инвалидом, которые устанавливают, что признание лица инвалидом осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (далее - бюро), являющимися филиалами главных бюро (п. 1).

В случае признания гражданина инвалидом устанавливаются следующие причины инвалидности: общее заболевание; трудовое увечье; профессиональное заболевание; инвалидность с детства; инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов; военная травма; заболевание получено в период военной службы; заболевание радиационно-обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС; заболевание связано с аварией на производственном объединении «Маяк»; заболевание, полученное при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с аварией на производственном объединении «Маяк»; заболевание связано с последствиями радиационных воздействий; заболевание радиационно-обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска; заболевание (ранение, контузия, увечье), полученное лицом, обслуживавшим действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения в этих государствах боевых действий; инвалидность вследствие ранения (контузии, увечья), полученного в связи с участием в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 г. в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан; иные причины, установленные законодательством Российской Федерации (п. 14).

Согласно п. 9 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ н «Об утверждении Порядка установления причин инвалидности», причина инвалидности «военная травма» устанавливается в случаях, если инвалидность наступила вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.

Причина инвалидности с формулировкой «военная травма» определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы.

Между тем, устанавливая правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе инвалидов боевых действий, Федеральный закон «О ветеранах» предусматривает предоставление мер социальной поддержки ветеранам в зависимости от категории, к которой они отнесены законодателем с учетом заслуг по защите отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительности добросовестного труда.

Так, статьей 4 названного Федерального закона определена категория инвалидов Великой Отечественной войны и инвалидов боевых действий, к которым отнесены как военнослужащие, так и гражданские лица. К этой категории инвалидов пунктом 7 указанной статьи Федерального закона «О ветеранах» отнесены гражданские лица, принимавшие в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан, получившие в этой связи в установленном законодательством Российской Федерации порядке удостоверение ветерана боевых действий, являющиеся инвалидами и подтвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке, что инвалидность возникла вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в указанный период. Указанным гражданским лицам независимо от установленной причины инвалидности предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах».

Положений, требующих установления причины инвалидности с формулировкой «военная травма» для граждан, указанных в ст. 4 Федерального закона «О ветеранах», в целях отнесения их к инвалидам войны и предоставления соответствующих льгот данный закон не содержит.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

При этом, в случае наличия спора о праве, требование об установлении юридического факта подлежит рассмотрению в исковом производстве.

Как следует из материалов дела, истец был призван на действительную военную службу в 1979 году, и направлен на территорию Демократической Республики Афганистан (ДРА). В данной части он служил до своего увольнения. За мужество и воинскую доблесть при выполнении интернационального долга в ДРА был награждён грамотами и медалями. Он неоднократно принимал участие в боевых действиях на территории ДРА, о чём имеется запись в военном билете и в справке с Военного комиссариата <адрес> РД, где указано, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он принимал участие в боевых действиях на территории Демократической <адрес>.

    Согласно выписки из амбулаторной карты, истец болен с 1980 года, после прохождения службы в ДРА.

    Согласно выписки из истории болезни № ЛЗ – 20/00237, из ЦВТ им. Лиходея у истца имеются отдалённые последствия тяжелой ЗЧМТ (закрытой черепно-мозговой травмы). Энцефалопатия сложного генеза. Выраженный астено- невротический, цефалический синдром. В данной же выписке указывается что он получил контузию головного мозга во время исполнения служебных обязанностей проходя службу в ДРА 1979-1980. И что именно после этой травмы у него появились частые головное боли, головокружения, шум в ушах, раздражительность, нарушения сна.

Кроме того, истцом представлен акт медицинского обследования от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ "ФИО10", где указано, что истец в 1980 году подорвался на мине и во время взрыва получил черепно-мозговую травму.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что увечье, повлекшее инвалидность истца получено вследствие ранения, полученного им апреле 1980 г. в период службы в Афганистане, а потому, суд приходит к выводу, что он является инвалидом боевых действий на основании п. 6 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» и имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 14 Федерального закона «О ветеранах».

Изложенные обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а потому суд полагает необходимым удовлетворить иск.

Руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2, - удовлетворить.

Установить факт получения ФИО2 заболевания, в период исполнения обязанностей военной службы.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации изменить формулировку причины инвалидности ФИО3 с «общего заболевания» на «военную травму».

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной формулировке.

Председательствующий Арсланалиев А.Х.

Дело

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

(резолютивная часть)

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Арсланалиева А.Х., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральному казённому учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации об установлении факта заболевания, как полученное в период исполнения обязанностей военной службы и обязании изменить формулировку причины инвалидности с «общего заболевания» на «военную травму»,-

Руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2, - удовлетворить.

Установить факт получения ФИО2 заболевания, в период исполнения обязанностей военной службы.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации изменить формулировку причины инвалидности ФИО3 с «общего заболевания» на «военную травму».

Мотивированное решение будет изготовлено в течение пяти рабочих дней.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной формулировке.

Председательствующий Арсланалиев А.Х.

2-3514/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Салавов Канболат Шапиевич
Ответчики
ФКУ "ГБ МСЭ по РД" Минтруда России
Суд
Советский районный суд г. Махачкала
Судья
Арсланалиев Аскерали Хизриевич
Дело на странице суда
sovetskiy.dag.sudrf.ru
26.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.05.2021Передача материалов судье
28.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.06.2021Судебное заседание
08.07.2021Судебное заседание
08.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее