УИД: 11RS0002-01-2024-003136-41
Дело № 2-2846/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воркута 1 октября 2024 г.
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Комиссаровой Е.С.,
при секретаре Басаргиной О.И.,
с участием истца Васильевой М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Марины Леонидовны к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» о возложении обязанностей установить оклад, произвести перерасчёт заработной платы и выплатить задолженность,
установил:
Васильева М.Л. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» (далее ООО «Водоканал») о возложении обязанностей установить ей с 1 августа 2023 г. тарифную ставку (оклад) в размере 59 770,56 руб., с 1 января 2024 г. в размере 70 810,56 руб., произвести перерасчёт заработной платы и выплатить задолженность с 1 августа 2023 г.
В обоснование заявленных требований истец указала, что работает в ООО «Водоканал» в должности начальника лаборатории ОКС г. Воркуты 10 разряда. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения заключено «Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы» (далее ФОТС), согласно приложению № 1 к которому минимальная тарифная ставка рабочего первого разряда в ООО «Водоканал» должна быть установлена в размере МРОТ в РФ на соответствующий год. Тарифная сетка по оплате труда работников ООО «Водоканал» утверждена приказом от 31 декабря 2013 г. При применении ФОТС и локального акта работодателя размер её оклада (тарифной ставки) должен составлять 59 770,56 руб. (16 242,00 руб. х 3,68 руб.), с 1 января 2024 г. – 70 810,56 руб. (19242,00 руб. х 3,68 руб.) (л.д. 4-5).
Ответчик представил возражения на иск, в которых указал, что после опубликования 20 июня 2022 г. на официальном интернет-сайте Минтруда России ФОТС, направил в Минтруд России и Роструда мотивированный письменный отказ от присоединения к нему, указав, что предприятие более 4 лет является банкротом и не способно выполнять свои обязательства в полном объёме, в связи с чем, действие ФОТС на него не распространяется. Начисление заработной платы работникам ООО «Водоканал» осуществляется в соответствии с Положением об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах, трудовым законодательством. Повышение заработной платы работников предприятия осуществляется за счёт собственных средств посредством включения затрат в тарифы на оказываемые услуги, при этом у ООО «Водоканал» ввиду тяжёлого материального положения отсутствуют денежные средства для повышения заработной платы без включения в тарифы соответствующих затрат. Истец занимает должность начальника лаборатории ОКС г. Воркуты, которая является частью очистной канализационной станции г. Воркуте, её должность соответствует 10 разряду, для которого приказом от 31 декабря 2013 г. установлен тарифный коэффициент 3,27. 22 мая 2023 г. между ответчиком и истцом заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, в соответствии с которым истцу с 1 января 2023 г. установлен оклад в размере 51 401,00 руб., данное соглашение подписано истцом без разногласий и замечаний, что, в совокупности с фактом отказа работодателя от присоединения к ФОТС указывает на необоснованность предъявляемых к нему требований об установлении оклада (тарифной ставки) в ином размере (л.д. 20-23).
Истец в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объёме, пояснила, что просит установить ей оклад с применением тарифного коэффициента 3,68, установленного для работников 11 разряда, к которым она относится, поскольку является начальником лаборатории. Требования к ответчику об установлении ей 11 разряда по занимаемой должности она не заявляла, о том, что заработная плата ей начислялась и выплачивалась по тарифному коэффициенту 10 разряда, ей было известно.
Ответчик о времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 5, 23).
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Выслушав объяснения истца, исследовав письменные доказательства, гражданское дело № 2-641/2023, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из п. 4 ч. 1 ст. 114 Конституции Российской Федерации, Правительство Российской Федерации обеспечивает реализацию принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Соответственно, оплата труда работника может состоять из заработной платы, установленной для него с учётом условий труда и особенностей трудовой деятельности.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 и 9 ст. 143 ТК РФ тарифные системы оплаты труда - системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий; тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты; тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; тарифные системы оплаты труда устанавливаются с учётом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учётом государственных гарантий по оплате труда.
Согласно ст. 45 ТК РФ соглашение это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли. Отраслевое соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнёрства.
В соответствии с ч.ч. 1-3 ст. 48 ТК РФ, соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трёх лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трёх лет. Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения.
Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 12 мая 2022 г. утверждено «Федеральное отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023-2025 годы», опубликованное 20 июня 2022 г. на официальном сайте Минтруда России, действие редакции с 1 января 2023 г.
Основным видом деятельности ООО «Водоканал» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, следовательно, оно относится к организациям, осуществляющим деятельность в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Согласно ч. 9 ст. 48 ТК РФ, если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.
В соответствии с п. 1.8 ФОТС мотивированность отказа определяется исходя из норм ТК РФ и настоящего ФОТС. Отказ признаётся мотивированным при единовременном соблюдении следующих условий: составлен работодателем в письменном виде с указанием причин экономического, организационного и технологического характера, делающими невозможным исполнение ФОТС - на основании порядка, утверждённого сторонами ФОТС для временного приостановления отдельных положений ФОТС (по аналогии в части мотивации невозможности), приложение № 2 к ФОТС; поддержан выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников Организации ЖКХ в виде протокольного решения после проведения соответствующих консультаций; направлен работодателем в федеральный орган исполнительной власти в сфере труда с момента официального опубликования письма-предложения руководителя этого органа присоединиться к ФОТС в течение 30-тидневного срока, установленного ст. 48 ТК РФ. В случае направления отказа с нарушением вышеуказанных критериев он не может быть признан отказом в контексте ст. 48 ТК РФ.
ООО «Водоканал» 14 июля 2022 г. направило в Минтруд России отказ от присоединения к ФОТС, зарегистрированный в Минтруде России 18 июля 2022 г. под № В-76816, в котором указало, что у него отсутствует обязанность проводить консультации с профсоюзным органом и направлять протокол таких консультаций вместе с отказом от присоединения к ФОТС (л.д. 24-43).
Согласно протоколу учредительного собрания работников ООО «Водоканал» «Об учреждении первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО «Водоканал» от 27 февраля 2022 г., принято решение об учреждении первичной профсоюзной организации Общероссийского профсоюза жизнеобеспечения ООО «Водоканал» (л.д. 115-116).
Из ответа Минтруда России от 31 марта 2023 г. № 14-4/В-367 следует, что отказ ООО «Водоканал» от присоединения к ФОТС поступил в Минтруд России письмом от 14 июля 2022 г. № 2569/07-2022 (входящий номер В-76816 от18 июля 2022 г.), протокол консультаций к отказу не приложен (л.д. 114).
Таким образом, довод ответчика об отсутствии у него обязанности приложить к отказу от присоединения к ФОТС протокол консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации объединяющей работников данного работодателя не обоснован, поскольку данная обязанность возложена на него положениями ч. 9 ст. 48 ТК РФ и п. 1.8 ФОТС.
При таких обстоятельствах, несмотря на то, что ответчик своевременно направил в Минтруд России отказ от присоединения к ФОТС, несоблюдение им требования о приложении к данному отказу протокола консультаций с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, свидетельствует, о несоблюдении им порядка отказа, и как следствие, данный отказ не может быть признан таковым в контексте ст. 48 ТК РФ, в связи с чем, ФОТС распространяется ООО «Водоканал».
Анчипольская (Васильева) М.Л. принята на работу в ООО «Водоканал» на должность ... 2 категории 5 разряда, с 5 июня 2015 г. переведена на должность ... лаборатории очистной канализационной станции г. Воркуты № 4 (л.д. 65-66, 68-70).
Вступившим в законную силу решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 19 января 2023 г. на ООО «Водоканал» возложена обязанность установить Васильевой М.Л. с 1 января 2022 г. тарифную ставку (оклад) в размере 48 490,47 руб. (л.д. 95-113).
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 22 мая 2023 г. ... лаборатории ОКС г. Воркута № 4 10 разряда Васильевой М.Л. установлен должностной оклад в размере 51 401,00 руб. с 1 января 2023 г. (л.д. 67).
Приказом ООО «Водоканал» от 31 декабря 2013 г. № 1587т утверждена и введена в действие с 1 января 2014 г. схема тарифных коэффициентов, разработанная и принятая работодателем в целях обеспечения повышения содержания заработной платы в соответствии с требованиями ст. 134 ТК РФ и коллективным договором, согласно которой для работников 10 разряда установлен тарифный коэффициент 3,27 (л.д. 55-57).
Согласно п.п. 1.4, 1.5, 1.9 Положения об оплате труда, премировании и дополнительных выплатах для работников ООО «Водоканал» (далее Положение об оплате труда), с 1 февраля 2020 г. размер месячного оклада определяется штатным расписанием общества и трудовым договором между работником и работодателем; в месячный оклад не включаются доплаты, надбавки, иные компенсационные и социальные выплаты; заработная плата (оплата труда работника) вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты, доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе: месячный (должностной) оклад, установленный в трудовом договоре работника - фиксированный размер оплаты труда за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определённой сложности - за календарный месяц без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (л.д. 44-54).
В соответствии с п. 2.3 ФОТС установлено, что минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), устанавливается согласно Приложению № 1 к настоящему Соглашению, согласно которому минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения на 1 января 2023 г., 1 января 2024 г. и 1 января 2015 г. составляет МРОТ в Российской Федерации на соответствующий год.
Таким образом, поскольку п. 1.4 Положения об оплате труда размер месячного оклада определяется штатным расписанием и трудовым договором между работодателем и работником, при этом трудовым договором по решению работодателя работнику может быть установлен оклад, отличающийся от оклада установленного штатным расписанием, с учётом положения п. 2.3. ФОТС (Приложение № 1) минимальная месячная тарифная ставка (оклад) работника неквалифицированного труда первого разряда в организации коммунального водоснабжения и водоотведения на 1 января 2023 г. должна составлять минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации на соответствующий год.
Федеральным законом от 19 декабря 2022 г. № 522-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении действия её отдельных положений» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2023 г. установлен в размере 16 242,00 руб. в месяц.
Федеральным законом от 27 ноября 2023 г. № 548-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и признании утратившими силу ст.ст. 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении действия её отдельных положений» минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации с 1 января 2024 г. установлен в размере 19 242,00 руб. в месяц.
Довод истца о том, что при установлении ей оклада необходимо применять тарифный коэффициент 3,68, установленный для работников 11 разряда, поскольку она является начальником лаборатории, то есть её тарифный коэффициент должен определяться как для начальника отдела не ниже 11 разряда, суд не принимает во внимание, поскольку согласно приказу об изменении фамилии работника (л.д. 70,), дополнительному соглашению от 22 мая 2023 г., расчётным листкам за спорный период (л.д. 71-82), с которыми истец была ознакомлена, занимаемая ею должность соответствует 10 разряду, заработная плата начислялась ей с применением тарифного коэффициента 3,27, что ею не оспаривалось, требований об установлении ей 11 разряда по занимаемой должности она не заявляла, такое решение работодателем не принималось.
При таких обстоятельствах, поскольку заработная плата Васильевой М.Л. с 1 августа 2023 г. выплачивалась исходя из оклада 51 401,00 руб., её требования о возложении на ответчика обязанностей установить ей с 1 августа 2023 г. тарифную ставку (оклад) подлежат удовлетворению в размере 53 111,34 руб. (16 242,00 руб. х 3,27), с 1 января 2024 г. в размере 62 921,34 руб. (19 242,00 руб. х 3,27).
Согласно п. 8 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов. Исходя из удовлетворённых требований, с ответчика в бюджет муниципального округа «Воркута» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300,00 руб.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Васильевой Марины Леонидовны (паспорт ...) к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» (ИНН 1103043329) удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» установить Васильевой Марине Леонидовне с 1 августа 2023 г. тарифную ставку (оклад) в размере 53 111,34 руб., с 1 января 2024 г. тарифную ставку (оклад) в размере 62 921,34 руб., произвести перерасчёт заработной платы и выплатить задолженность с 1 августа 2023 г.
В остальной части в удовлетворении иска Васильевой Марины Леонидовны к обществу с ограниченной ответственностью «Водоканал» отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» в бюджет муниципального округа «Воркута» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (2 октября 2024 г.).
Председательствующий Е.С.Комиссарова