Дело № 2а-334/2020
22RS0045-01-2020-000493-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Смоленское 28 сентября 2020 года.
Смоленский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Климович Т.А.,
при секретаре судебного заседания Бикетовой Д.С.,
с участием помощника прокурора Смоленского района Ростовцевой Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Смоленского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Черновой Вере Юрьевне о прекращении права управления транспортными средствами,
установил:
<адрес> обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к Черновой В.Ю. о прекращении права управления транспортными средствами.
В обоснование административного иска указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что согласно информации, поступившей их КГБУЗ «Психическая больница, <адрес>», у гражданки Черновой ВЮ. имеется абсолютное противопоказание к управлению транспортным средством. Вместе с тем, Чернова В.Ю. имеет действующее водительское удостоверение № категории «В, В1, М» от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что состояние здоровья ответчика не обеспечивает безопасного управления транспортными средствами, а медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, с учетом имеющего у ответчика медицинского диагноза являются основанием для прекращения действия права управление транспортными средствами.
Просил суд прекратить действие права на управление транспортными средствами Черновой В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющей водительское удостоверение на право управления транспортными средствами № категории «В, В1, М», действительное по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> настаивала на удовлетворении заявленных требований, по основаниям изложенным в заявлении.
Административный ответчик в судебное заседание не явилась, о дате и времени его проведения извещалась надлежащим образом, предоставила заявление о признании административного иска и просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
Заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о дате и времени его проведения извещались надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки в суд не представили, не просили об отложении рассмотрения дела. С учетом требований ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие административного ответчика и заинтересованных лиц (ГУ МВД РФ по АК), с вынесением решения.
Выслушав пояснения помощника прокурора, изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 КАС РФ, пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобретает особое общественное значение.
В соответствии со ст.55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене ДД.ММ.ГГГГ, и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
В силу положений пунктов 1, 2, 4 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно пунктам 1, 2 и 4 статьи 23 названного Федерального закона медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в том числе, в организации обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Пунктом 1 статьи 28 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрены следующие основания прекращения действия права на управление транспортными средствами: истечение установленного срока действия водительского удостоверения; ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением; лишение права на управление транспортными средствами.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения (пункт 2 статьи 24 Федерального закона №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
В соответствии с Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» наличие у гражданина психического заболевания, в том числе на стадии ремиссии, является несовместимым с управлением авто - и мототранспортными средствами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами.
В соответствии с п. 2 названного Перечня к противопоказаниям к управлению транспортными средствами относятся психические расстройства и расстройства поведения: шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства, что соответствует группе кодов F20-F29 Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (10-й пересмотр) - МКБ-10.
Согласно ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением, является основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Таким образом, законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» введены ограничения выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
В соответствии со ст. 27 этого Закона диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Решение вопроса о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией психиатрического учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь, или комиссией врачей-психиатров, назначаемой органом управления здравоохранением субъекта Российской Федерации (п. 2). Мотивированное решение комиссии врачей-психиатров оформляется записью в медицинской документации. Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в порядке, установленном разделом VI настоящего Закона (п. 3).
Как следует из материалов дела, Чернова В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет удостоверение на право управления транспортными № категории «В, В1, М» от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Чернова В.Ю. состоит на диспансерном учете КГБУЗ «Смоленская ЦРБ» у врача психиатра, с диагнозом F20, указанные обстоятельства подтверждаются справкой КГБУЗ «Смоленская ЦРБ» и сведениями диспансера <адрес> (л.д.18,7).
Данное заболевание является препятствием к управлению транспортным средством.
Таким образом, имеющиеся в деле доказательства подтверждают доводы административного истца о том, что состояние здоровья административного ответчика препятствует безопасному управлению транспортными средствами, поскольку в соответствии с Перечнем управление транспортными средствами при данных обстоятельствах не возможно.
Установление у гражданина наличия прямого противопоказания к управлению транспортными средствами безусловно свидетельствует о наличии непосредственной угрозы для безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо для реализации основных принципов Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, в связи с чем, такая деятельность подлежит запрету посредством прекращения действия права на управление транспортными средствами.
Кроме того административный ответчик признала требования прокурора и не оспаривала наличие у себя заболевания, препятствующего управлению транспортным сродством.
В ходе судебного разбирательства административный ответчик каких-либо доказательств, опровергающих медицинские сведения о наличии у него указанного заболевания не представил.
Согласно статье 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Чернова В.Ю. не освобождена об обязанности доказывать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих возражений, при этом административный ответчик вправе распоряжаться процессуальными правами по своему усмотрению.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, так как управление Черновой В.Ю. транспортными средствами не отвечает требованиям безопасности дорожного движения, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц - участников дорожного движения на безопасное передвижение по дорогам России.
В силу требований ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования в «<адрес>» сумме 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административные исковые требования прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Прекратить действие права на управление транспортными средствами Черновой В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, в связи с имеющимися у неё медицинскими противопоказаниями.
Решение является основанием для внесения в базу данных УГИБДД ГУ МВД по <адрес> информации о прекращении права Черновой В.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения на управление транспортными средствами и для изъятия выданного ей водительского удостоверения № категории «В, В1, М».
Взыскать с Черновой В.Ю. в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано и опротестовано прокурором в <адрес>вой суд, через Смоленский районный суд <адрес>, в течение месяца.
Судья