№ 59RS0017-01-2022-001291-57
Дело № 2-964/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 октября 2022 года г.Губаха
Губахинский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Кремер Я.А., при секретаре судебного заседания Бересневой И.Н.,
с участием прокурора Иконникова А.В.,
с участием представителя ответчика Добрыниной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г.Губахи в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Губахинского городского округа Пермского края о возложении обязанности по включению дорог в Перечень автомобильных дорог и реестр муниципального имущества, проведении паспортизации автомобильных дорог, ремонту дороги и автомобильного моста
установил:
Прокурор города Губахи обратился в суд в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Губахинского городского округа Пермского края о возложении обязанности по совершению определенных действий, в обосновании своих требований указал, что прокуратурой города Губахи на основании обращения проведен анализ исполнения законодательства о дорожной деятельности и местном самоуправлении. Постановлением администрации Губахинского городского округа Пермского края от 03.02.2022 № 88 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования (далее - Перечень). Автомобильный мост через р. Косьва входит в состав автомобильной дороги п. Первомайка – Верхняя Губаха (п.79). Дороги по улицам Широкая, Горького, Рабочая, г. Губаха в указанный Перечень не включены. В муниципальном задании на содержание и ремонт автомобильных дорог г. Губахи МБУ «Комбинат благоустройства» дороги по улицам Широкая, Горького, Рабочая, г. Губаха также не включены, что в свою очередь, свидетельствует об отсутствии надлежащего содержания и ремонта данных дорог. Вместе с тем, согласно публичной кадастровой карте в г.Губаха имеются улицы Широкая, Горького, Рабочая, вдоль которых расположены жилые и дачные дома. Дороги находятся на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, их назначение не определено. Дороги являются дорогами общего пользования и единственным проездом к земельным участкам, предоставленным гражданам, в том числе для индивидуального жилищного строительства. По своему назначению дороги используются для движения транспортных средств неограниченным кругом лиц с целью проезда к земельным участкам. Кроме того, данные автодороги также необходимы для проезда транспортных средств и специальной техники экстренных и специальных служб к указанным участкам. Из акта проверки от 18.06.2022 следует, что ул. Широкая на протяжении имеет множественные выбоины, на подъеме в районе дома № 4, а также на проезде через р. Губашка отсутствуют дорожные ограждения (нарушение п. 5.2.4 ГОСТ 50597-2017, п.п. 8.1.1, 8.1.2 ГОСТ Р 52289-2019). В информации начальника ОГИБДД МО МВД России «Губахинский» от 02.09.2022 указано, что в ходе обследования моста через р. Косьва выявлены многочисленные выбоины и ямы глубиной более 5 см, не соответствие нормативным требованиям ГОСТ Р 50597-2017. Выявленные нарушения создают прямую угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, в том числе несовершеннолетних. Отсутствие автодорог в Реестре муниципального имущества делает невозможным включение их в муниципальное задание МБУ «Комбинат благоустройства» для обслуживания, содержания и ремонта. Отсутствие паспортизации автодорог означает отсутствие данных о протяженности и техническом состоянии, вследствие чего рациональное планирование работ по их реконструкции, ремонту и содержанию, надлежащее их проведение также невозможны. Установленные обстоятельства свидетельствуют о проявлении бездействия администрацией Губахинского городского округа в вопросах своевременного принятия мер по организации надлежащей дорожной деятельности округа. Просил возложить на Администрацию Губахинского городского округа Пермского края обязанность по проведению паспортизации дорог по улицам Широкая, Горького, Рабочая г.Губаха, а также включение их в Перечень автомобильных дорог общего пользования Губахинского городского округа и в Реестр муниципального имущества Губахинского городского округа в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, возложить на Администрацию Губахинского городского округа Пермского края обязанность по выполнению работ по ремонту дороги по ул.Широкая г.Губаха и автомобильного моста, входящего в состав автомобильной дороги п.Первомайка –Верхняя Губаха в срок не позднее 30.07.2023 (включительно).
Прокурор, Иконников А.В., действующий в интересах неопределенного круга лиц исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Администрации Губахинского городского округа Пермского края –Добрынина Е.Н. с исковыми требованиями была не согласна, пояснила, что для ремонта моста, входящего в состав автомобильной дороги п.Первомайка-Верхняя Губаха» 29.08.2022 направлена заявка для включения в федеральный проект по проведению капитального ремонта «Мосты и путепроводы» с учетом финансирования мероприятий в размере 95% в счет федерального бюджета и 5% в счет местного бюджета. Плановый срок начала работ 2022 год, окончание 2023. Ссылаясь на дополнительный отзыв на исковое заявление, поясняла, что для паспортизации трех дорог, при наличии финансовых средств в бюджете Губахинского городского округа потребуется не менее 170 дней, что составляет около 6 месяцев. Также просила учесть, что проведение технического учета рационально планировать на весенний период времени, когда отсутствуют естественные препятствия в виде наличия снежного покрова, в связи с приближением зимнего периода просила к полугодичному сроку проведения паспортизации дополнительно прибавить четыре месяца. Срок, указанный в исковом заявлении для ремонта дороги по ул.Широкая не исполним, финансовые средства на проведение данных работ в бюджете отсутствуют, приступать к работам по ремонту дороги в зимнее время года в период выпадения осадков в виде снега, при наличии снежного покрова нерационально. Полагала, что сроки, указанные в исковом заявлении являются неисполнимыми в связи с отсутствием в бюджете Губахинского городского округа финансовых средств на 2022, а также по причине длительной организационной процедуры, установленной действующим законодательством. Также конкретные сроки по ремонту указываются в муниципальном контракте. Обязательства не обеспеченные финансовыми средствами принимать неправомерно. Отсутствие финансовых средств влечет отсутствие возможности заключить муниципальный контракт. Исполнение обязанности по включению автомобильной дороги в реестр муниципального имущества и её ремонту в связи с указанными обстоятельствами может составлять не менее 2 лет от даты вступления решения суда в законную силу. Вышеуказанные причины считают объективными обстоятельствами, препятствующими для проведения ремонта дороги по ул. Широкая в срок до 30 июля 2023. Просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель МБУ «Комбинат благоустройства» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц (ст. 45 ГПК РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в прокуратуру г.Губаха Пермского края обратился <ФИО>8 с заявлением о проведении проверки, а также с требованием о предоставлении информации о планируемых датах выполнения ремонта дорог по улицам Широкая, Горького, Рабочая и моста в г.Губаха.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п. 9 ст. 6 названного закона к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ч. 3 ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абз. 5 п. 1 ст. 8 Устава Губахинского городского округа, утвержденного Решением Губахинской городской Думы от 16.12.2013 № 147, к вопросам местного значения Губахинского городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением администрации Губахинского городского округа Пермского края от 03.02.2022 № 88 утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования (далее - Перечень). Автомобильный мост через р. Косьва входит в состав автомобильной дороги п. Пермайка – Верхняя Губаха (п.79). Дороги по улицам Широкая, Горького, Рабочая, г. Губаха в указанный Перечень не включены.
Отсутствие автодорог на ул. Широкая, Горького, Рабочая, г. Губаха в Реестре муниципального имущества делает невозможным включение их в муниципальное задание МБУ «Комбинат благоустройства» в части обслуживания, содержания, а любые расходы бюджетных средств по ее содержанию или ремонту - незаконными. В муниципальном задании на содержание и ремонт автомобильных дорог г. Губахи МБУ «Комбинат благоустройства» дороги по улицам Широкая, Горького, Рабочая, г. Губаха также не включены, что в свою очередь, свидетельствует об отсутствии надлежащего содержания и ремонта данных дорог.
Вместе с тем, согласно публичной кадастровой карте в г.Губаха имеются улицы Широкая, Горького, Рабочая, вдоль которых расположены жилые и дачные дома. Дороги находятся на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, их назначение не определено.
В соответствии с п. 1.2 Постановления Правительства РФ «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»), утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 11 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В зависимости от назначения автомобильные дороги подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (статья 5 Федерального закона N 257-ФЗ).
В силу п. 7 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ владельцами автомобильных дорог признаются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 08.11.2007 № 257-ФЗ дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Исходя из требований п. 2 ст. 12 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 № 196-ФЗ, обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагаются на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 27.08.2009 № 150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог проводится: в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией.
В Российской Федерации требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям устанавливаются «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст (далее по тексту – ГОСТ Р 50597-2017).
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
18.06.2022 помощником прокурора Иконниковым А.В.С участием начальника подразделения ООО «Горнозаводский комбинат благоустройства» Ходыревой Е.В, специалистом по обращению с ТКО АО «ПРО ТКО» Черняевой О.С., главного специалиста Управления строительства и ЖКХ администрации Губахинского городского округа проведен осмотр территории п.Верхняя Губаха, г.Губаха Пермского края прилегающих территорий, подъездных путей установлено, что центральный проезд по п.В.Губаха ул.Широкая, ул.Уральская, ул. Шварца имеет множественные дефекты дорожного покрытия (выбоины, усадка асфальта). Дорога по ул. Широкая в районе дома № 4 имеет значительный угол подъема (крутизну), ограждений у склона не имеет, проезд через р. Губашка ограждений также не имеет. Автомобильный мост через реку Косьва ограничен грузоподъемностью, максимальный вес транспортного средства -12 тн.
Из ответа Межмуниципального отдела МВД России «Губахинский» от 02.09.2022 следует, что по поручению прокурора осуществлялся выезд для обследования моста через р.Косьва (от ул. Краснооктябрьская, ул.Деменева, ул.Потапова в п. Верхняя Губаха) с целью установления соответствия покрытия моста. В ходе обследования выявлены многочисленные выбоины и ямы глубиной более 5 см, что не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-2017 и создает угрозу для безопасности дорожного движения.
Таким образом, Администрация Губахинского городского округа ненадлежащим образом исполняет обязанности по ремонту и содержанию автомобильной дороги по улице Широкая и моста, входящего в состав автомобильной дороги п.Первомайка –Верхняя Губаха. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.
В силу пунктов 4.2.2, 4.2.3 ГОСТ 33388-2015 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации" техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге или ее части. Первичный технический учет проводится на вновь построенных, реконструированных и введенных в эксплуатацию автомобильных дорогах, а также на существующих дорогах, не имеющих технических паспортов.
Согласно пункту 9.1 ГОСТ 33388-2015 результатом технического учета и паспортизации является технический паспорт автомобильной дороги, который составляется на бумажном и электронном носителях. Технический паспорт автомобильной дороги представляет собой документ, содержащий данные о техническом уровне и эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, полученные в результате проведения ее технического учета.
Таким образом, технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.
Следовательно, отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение ответчиком обязанностей по рациональному планированию работ по ее реконструкции, ремонту и содержанию.
На основании ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, учитывая все обстоятельства дела, объяснения прокурора, представителя ответчика, считает сроки для устранения недостатков, шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу, а в отношении требований по ремонту дороги по улице Широкая и моста, входящего в состав автомобильной дороги п.Первомайка –Верхняя Губаха до 31 августа 2023 (включительно), являются достаточными и разумными для устранения выявленных нарушений действующего законодательства и считает необходимым установить ответчику данные сроки для исполнения решения суда.
При наличии обстоятельств, не позволяющих исполнить решение суда в установленный срок, ответчик не лишен возможности ходатайствовать перед судом о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
В соответствии с ч. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
Таким образом, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора города Губахи, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Губахинского городского округа Пермского края - удовлетворить.
Возложить на Администрацию Губахинского городского округа Пермского края обязанность по проведению паспортизации дорог по улицам Широкая, Горького, Рабочая г.Губаха в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Администрацию Губахинского городского округа Пермского края обязанность по включению дорог по улицам Широкая, Горького, Рабочая г.Губаха в Перечень автомобильных дорог общего пользования Губахинского городского округа и в Реестр муниципального имущества Губахинского городского округа в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Возложить на Администрацию Губахинского городского округа Пермского края обязанность по выполнению работ по ремонту дороги по ул.Широкая г.Губаха и автомобильного моста, входящего в состав автомобильной дороги п.Первомайка –Верхняя Губаха в срок не позднее 31 августа 2023 (включительно).
Решение может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Губахинский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 20.10.2022г.
Судья Я.А. Кремер