Дело №2-642/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Саранск 10 апреля 2017 года
Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе судьи Светкиной В.Н., при секретаре судебного заседания Брыжинской Е.Н., с участием представителя истца Роганова А.А. – Волковой М.Г., действующей на основании доверенности от 12.12.2016г.,
представителя ответчика – администрации городского округа Саранск – в лице Дерова Н.В., действующего на основании доверенности №102-д от 27.09.2016г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Роганова А.А. к администрации городского округа Саранск о признании незаконным решения администрации городского округа Саранск об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, об утверждении схемы расположения вновь образуемого земельного участка, об обязании принять решение о перераспределении земельного участка, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Роганов А.А. обратился в суд с вышеназванным иском, в обоснование требований указал, что в 2016 г. по договору купли-продажи он приобрел в собственность земельный участок, общей площадью 1400 кв.м, с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>. Летом 2016г. на вышеназванном земельном участке он построил цокольный этаж жилого дома, после чего обнаружил, что вышел на 97 кв.м за границы земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности.
Истец указывает, что построенный им цокольный этаж жилого дома является монолитной конструкцией и не подлежит частичному демонтажу без нанесения существенного вреда остальной конструкции этажа.
01.11.2016 г. он обратился а администрацию городского округа Саранск с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем присоединения земельного участка, площадью 97 кв.м, к земельному участку с кадастровым номером <...>, площадью 1400 кв.м.
30.11.2016 г. сообщением № ПР-9927 администрация городского округа Саранск отказала ему в утверждении вышеназванной схемы со ссылкой на проект планировки территории, утвержденной постановлением администрации городского округа Саранск №3202 от 02.12.2013г., указав, что не предусмотрено размещение индивидуального жилищного строительства на запрашиваемом земельном участке.
Роганов А.А. считает данный отказ администрации городского округа Саранск не соответствующим Конституции Российской Федерации и земельному законодательству Российской Федерации.
Истец указывает, что на территории, где находится спорный земельный участок, действуют разработанные и утвержденные решением Совета депутатов г.Саранска от 12.11.2009г. №425 «Правила землепользования и застройки г.Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск (глава 8). Так же на карте градостроительного зонирования установлены территориальные зоны. Земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 1400 кв.м, и присоединяемый участок, площадью 97 кв.м, находятся в зоне Ж 4.1 – индивидуальная 1-2 квартирная, усадебная застройка городского типа.
Пунктом 4 статьи 49 главы 10 Решения Совета депутатов г.Саранска от 12.11.2009 г. №425 «Об утверждении Правил землепользования и застройки г.Саранска, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск» установлен минимальный и максимальный размеры придомовых участков для индивидуального строительства:
Ж 4 – индивидуальная 1-2 квартирная, усадебная застройка городского типа, в том числе, с коттеджами. Параметры и условия физических и градостроительных изменений:
площадь придомовых (приквартирных) участков одно-двухквартирных индивидуальных жилых домов определяется местной администрацией субъекта Российской Федерации в соответствии с Положением о порядке предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на территории муниципального образования с учетом градостроительной ценности городской застройки: до 600 кв.м – в центральной части города, до 800 – 1500 кв.м – на периферийных территориях.
Истец указывает, что площадь огороженной забором территории земельного участка фактически составляет 1497 кв.м, что является меньше допустимой площади придомового участка, определенной для периферийных районов г.Саранска.
Роганов А.А. считает, что оснований для отказа в перераспределении земельного участка у ответчика не имелось, отказ администрации городского округа Саранск №9927 от 30.11.2016г. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с присоединением земельного участка, площадью 97 кв.м, к земельному участку кадастровым номером <...>, площадью 1400 кв.м, является незаконным, нарушающим его права и права его несовершеннолетних детей.
Истец – Роганов А.А., просит суд:
признать незаконным Решение администрации городского округа Саранск №Пр-9927 от 30.11.2016 г. об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с дальнейшим присоединением земельного участка, площадью 97 кв.м, к земельному участку кадастровым номером <...>.
Обязать администрацию городского округа Саранск утвердить схему расположения вновь образуемого земельного участка на кадастровом плане территории путем присоединения земельного участка площадью 97 кв.м, к земельному участку кадастровым номером <...>
Обязать администрацию городского округа Саранск принять решение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <...> за плату путем увеличения его площади до 1497 кв.м, заключив соглашение с Рогановым А.А.
Взыскать с администрации городского округа Саранск в пользу Роганова А.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 1200 рублей.
В судебном заседании представитель истца Роганова А.А. – Волкова М.Г., исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в заявлении основаниям, просила требования удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации городского округа Саранск, Деров Н.В., исковые требования не признал в полном объеме по указанным в возражениях на иск основаниям, просил оставить их без удовлетворения, в суде пояснил, что Решением №Пр-9927 от 30.11.2016 г. администрацией городского округа Саранск отказано Роганову А.А. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории путем присоединения земельного участка, площадью 97 кв.м, к земельному участку кадастровым номером <...>, расположенному по адресу: <адрес>. Основанием для отказа явилось несоответствие схемы расположения образуемого земельного участка утвержденному проекту планировки территории, на запрашиваемом земельном участке не предусмотрено размещение индивидуального жилищного строительства.
Считает, что истцом самовольно заняты земли, собственность на которые не разграничена, и нарушенное право подлежит восстановлению. Перераспределение земельного участка площадью 97 кв.м, и смежного земельного участка с кадастровым номером <...>, противоречит требованиям земельного законодательства Российской Федерации.
Считает, что обращение истца в администрацию городского округа Саранск по вопросу перераспределения земельных участков было обусловлено легализацией постройки, возведенной истцом на земельном участке с не разграниченной государственной собственностью. Считает отказ администрации городского округа Саранск законным и обоснованным, исковые требования Роганова А.А. – не подлежащими удовлетворению.
Истец – Роганов А.А., в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен своевременно и в надлежащем порядке, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассматривает дело в отсутствие истца – Роганова А.А.
Выслушав доводы представителей истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 01.11.2016 г. Роганов А.А. обратился в администрацию городского округа Саранск с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого путем присоединения земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 97 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, к земельному участку с кадастровым номером <...>, площадью 1400 кв.м, принадлежащему Роганову А.А. на праве собственности, с приложением соответствующих документов.
20.11.2016 г. администрацией городского округа Саранск Решением №ПР-9927 отказано Роганову А.А. в утверждении схемы земельного участка со ссылкой на п.п. 4 п. 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом указав, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особой охраняемой природной территории. В соответствии с проектом планировки территории, ограниченной пр.70 лет Октября, и дачным массивом, <адрес>, включая проект межевания, утвержденному постановлением администрации городского округа Саранск от 02.12.2013 №3202, на запрашиваемом земельном участке не предусмотрено размещение индивидуального жилищного строительства.
Постановлением администрации городского округа Саранск №3202 от 02.12.2013 утверждена документация по планировке территории, ограниченной пр.70 лет Октября, и дачным массивом, <адрес>, включая проект межевания.
Роганов А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1400 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия от 29.04.2016г.
В силу части 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
В соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего кодекса (ч.3 ст.11.7 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
В соответствии с пунктом 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;
2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с требованиями закона схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории является промежуточным техническим документом, необходимым для реализации права гражданина на приобретение данного земельного участка в собственность или аренду, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории является обязанностью органа местного самоуправления.
Проанализировав положения пункта 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу, что согласование и утверждение схемы расположения земельного участка является обязанностью органа местного самоуправления.
Невыполнение администрацией городского округа Саранск данных обязанностей препятствует истцу в реализации своего права на приобретение земельного участка, расположенного под цокольным этажом жилого дома, в собственность, постановке участка на кадастровый учет, что невозможно без утверждения схемы расположения земельного участка.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях:
перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков (ч.2 ст.39.28 ЗК РФ).
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка (ч.3 ст.39.28 ЗК РФ).
Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату (ч.5 ст. 39.28 ЗК РФ).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган (ч.1 ст.39.29 ЗК РФ).
В силу части 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в части 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (ч.10 ст.39.29 ЗК РФ).
В оспариваемом отказе указано, что на запрашиваемом земельном участке не предусмотрено размещение индивидуального жилищного строительства.
Как установлено статьей 1 ФЗ от 21.07.1997 N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ограничения (обременения) - это наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, ареста имущества и других).
В данном случае подобных обременений в отношении запрашиваемого земельного участка не существует, доказательства, опровергающие изложенное применительно к положениям статьи 56 ГПК Российской Федерации в судебное заседание ответчиком не были представлены.
В судебном заседании установлено, что Роганов А.А. является собственником земельного участка, общей площадью 1400 кв.м, с кадастровым номером <...>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, по адресу: <адрес>. На вышеназванном земельном участке истцом возведен монолитный цокольный этаж жилого дома, который выходит за пределы земельного участка, находящегося в его собственности, и его часть расположена на землях, государственная собственность на которых не разграничена. Администрация городского округа Саранск предыдущему собственнику земельного участка утвердила иную форму земельного участка, на основании чего был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1400 кв.м, спорный земельный участок использовался предыдущим собственником жилого дома, а впоследствии (с апреля 2016г.) – истцом.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что зона Ж. 4.1, на которой расположен испрашиваемый земельный участок и земельный участок, принадлежащий истцу на праве собственности, является зоной застройки индивидуальными жилыми домами городского типа, что не оспаривалось в судебном заседании стороной ответчика.
Разрешая исковые требования, суд руководствуется вышеуказанными нормами закона, исходит из того, что спорный земельный участок используется истцом по назначению, в результате перераспределения земельных участков общая площадь вновь образуемого земельного участка будет соответствовать установленным предельным максимальным размерам земельных участков.
Учитывая, что в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие, что земельный участок в настоящее время используется под объекты общего пользования либо зарезервирован в установленном законом порядке для государственных и общественных нужд, суд пришел к выводу о том, что земельный участок может быть передан в собственность, и истец имеет право на его приобретение в собственность.
Учитывая вышеизложенное, суд обязывает администрацию городского округа Саранск утвердить схему вновь образуемого земельного участка на кадастровом плане территории и принять решение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <...>.
Довод представителя ответчика о том, что администрация городского округа Саранск по своему усмотрению распоряжается землями, государственная собственность на которые не разграничена, не может являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Довод представителя ответчика о том, что истцом произведен самовольный захват спорного земельного участка, в судебном заседании не нашел подтверждения.
Иных доказательств, в силу требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суду не предоставлено.
В силу части 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Материалами дела подтверждается, что при подаче иска в суд Рогановым А.А. оплачена государственная пошлина в сумме 1200 рублей, которые подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему убеждению, основываясь на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Роганова А.А. к администрации городского округа Саранск о признании незаконным Решения администрации городского округа Саранск об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, об утверждении схемы расположения вновь образуемого земельного участка, об обязании принять решение о перераспределении земельного участка, взыскании судебных расходов, удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным Решение администрации городского округа Саранск №Пр-9927 от 30.11.2016 г. об отказе Роганову А.А. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с дальнейшим присоединением земельного участка, площадью 97 кв.м, к земельному участку с кадастровым номером <...>
Обязать администрацию городского округа Саранск утвердить схему расположения вновь образуемого земельного участка на кадастром плане территории путем присоединения земельного участка, площадью 97 кв.м, к земельному участку с кадастровым номером <...>
Обязать администрацию городского округа Саранск принять решение о перераспределении земельного участка с кадастровым номером <...> за плату, путем увеличения его площади до 1497 кв.м, заключив соглашение с Рогановым А.А..
Взыскать с администрации городского округа Саранск в пользу Роганова А.А. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины 1200 (одну тысячу двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Саранска.
Судья Октябрьского районного суда
г.Саранска Республики Мордовия В.Н.Светкина
Решение в окончательной форме изготовлено 12 апреля 2017 года
Судья В.Н.Светкина