Судья Калиниченко Н.А. дело № 33-403/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 января 2016 года г. Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Романовой И.Е.
судей Антонова Д.А., Гудожникова Д.Н.
при секретаре Олиярник Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Косаревой СЛ к Департаменту социального развития Ханты -Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде, обязании присвоить звание «Ветеран труда»,
по апелляционной жалобе ответчика Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты - Мансийского районного суда от (дата), которым постановлено:
«Удовлетворить исковые требования Косаревой СЛ к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.
Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в присвоении Косаревой СЛ звания «Ветеран труда».
Обязать Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры присвоить Косаревой СЛ звание «Ветеран труда».
Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу Косаревой СЛ денежные средства в сумме 300 рублей в счет возмещения судебных расходов».
Заслушав доклад судьи Гудожникова Д.Н., судебная коллегия
установила:
Истец Косарева СЛ обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде, обязании присвоить звание «Ветеран труда», взыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что истец имеет общий трудовой стаж <данные изъяты>. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации в (дата) (номер) была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. Ответчиком ей отказано в присвоении звания «Ветеран труда» на том основании, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа № 103-п. Считает данный отказ незаконным, поскольку на основании ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» имеет право на присвоение указанного звания. Просит признать незаконным решение ответчика от (дата) исх. (номер) об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и возложить на ответчика обязанность по присвоению ей звания «Ветеран труда», взыскать судебные расходы.
В судебное заседание истец Косарева СЛ не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в судебное заседание не явился.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В апелляционной жалобе ответчик Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование апелляционной жалобы указал, что с решением суда не согласен, считает его незаконным, принятым с существенным нарушением норм права. Правовые основания для признания за Косаревой СЛ права на присвоение звания «Ветеран труда» отсутствуют, поскольку в Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденном Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 06 июня 2005 г. №103-п «Об утверждении перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации отсутствует. Ссылку суда на то, что законодатель субъекта РФ незаконно ограничил возможность присвоения звания «Ветеран труда» определенными видами ведомственных знаков отличия в труде, считает несостоятельной. Согласно ст.7 Федерального закона «О ветеранах» порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Судом не принято во внимание, что в силу ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования. Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и являются их расходными обязательствами, у субъектов РФ имеются права самостоятельно определять перечень наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте РФ.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Косарева СЛ имеет общий трудовой <данные изъяты>, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 16-26). С (дата) истец является получателем пенсии по старости (л.д.27).
Приказом заместителя министра образования и науки Российской Федерации (номер) от (дата) Косарева СЛ награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников (л.д. 28-31).
Ответчиком истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по тем основаниям, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не включена в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 г. № 103-п. (л.д. 14-15).
Суд первой инстанции, установив, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации относится к ведомственной награде; у истца имеется требуемый для назначения пенсии трудовой стаж, пришел к выводу о незаконности оспариваемого отказа Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа - Югры, в связи с чем, удовлетворил исковые требования Косаревой СЛ
Судебная коллегия считает данный вывод правильным.
Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - Закон о ветеранах) установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. При этом, в силу пункта 1 статьи 7 данного Закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно ст. 1 Закона Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре», к ветеранам труда отнесены: лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин или стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершенном возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Подробно проанализировав Закон о ветеранах, Порядок присвоения звания «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО – Югры», суд пришел к правильному выводу о том, что Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, является ведомственной наградой.
Как следует из вышеприведенной ст. 7 Закона о ветеранах, награждение лица ведомственной наградой при наличии у него необходимого для назначения пенсии трудового стажа является основанием для признания этого лица ветераном труда.
Отклоняя ссылку ответчика на постановление Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года № 103-п, утвердившее порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», в котором Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации не указана в качестве основания для присвоения данного звания, суд первой инстанции правильно руководствовался ст. 7 Закона о ветеранах.
В соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Как было указано выше, положениями ст. 7 Закона о ветеранах определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
В соответствии с п. 4 названной статьи субъекты Российской Федерации определяют лишь порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда». Под установлением порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда» понимается организационный и правовой механизм реализации (необходимый перечень документов, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда и т.д.) присвоения указанного звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми ст. 7 Закона о ветеранах.
Исходя из предмета совместного ведения, субъект Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные, по сравнению с федеральными, правовые основания для присвоения звания «Ветеран труда».
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Закона о ветеранах, является правильным.
С учетом изложенного приведенное постановление Правительства от 06 июня 2005 года № 103-п в части не включения Почетной грамоты Министерства образования и науки Российской Федерации в Перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», обоснованно не было применено судом при разрешении спора.
Судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства имеющие значение для дела и применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не допустив в ходе рассмотрения дела нарушений норм материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда первой инстанции не опровергают, направлены на иное толкование норм материального права и отмену обжалуемого решения не влекут, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента социального развития Ханты - Мансийского автономного округа – Югры - без удовлетворения.
Председательствующий И.Е. Романова
Судьи Д.А. Антонов
Д.Н. Гудожников