Решение по делу № 2-3099/2024 от 03.07.2024

дело № 2-3099/2024

УИД 26RS0029-01-2024-006313-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2024 года                                                                          г.Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи                           Весниной О.В.

при секретаре судебного заседания                   Григорян Р.А.

с участием:

представителя истца помощника прокурора г. Пятигорска Мексичевой М.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда гражданское дело по исковому заявлению Прокурора города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья «Березка» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обустройстве контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, возложении обязанности по обустройству контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов

установил:

Прокурор города Пятигорска обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья «Березка» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обустройстве контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, возложении обязанности по обустройству контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что в прокуратуре города проведена проверка исполнения федерального законодательства в сфере обращения с отходами, по результатам которой в деятельности ТСЖ «Березка» выявлены нарушения, выразившиеся в следующем.

Охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия является одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами, закрепленном статьей 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

В соответствии со статьей 13.4 Закона № 89 «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

На основании п. 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой - 10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.

В соответствии с п. 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684- 21) на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

На основании п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

Согласно п. 6 СанПиН 2.1.3684-21 количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО. На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 - для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КТО.

В соответствии с п. 9 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.

Исходя из положений пункта 1 статьи 44 Правил благоустройства территории муниципального образования города-курорта Пятигорска, утвержденными решением Думы г. Пятигорска от 30.01.2020 № 3-43 РД «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования города-курорта Пятигорска» содержание прилегающих территорий осуществляют собственники и I ил») иные законные владельцы зданий, строений, сооружений, земельных участков. Содержание прилегающей территории помимо установленных законодательством обязанностей включает в себя работы по уборке территории и обеспечению вывоза собранного мусора.

Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (Далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии с подп. «г», «ж» п. 10 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В ходе проведения проверки прокуратурой города установлено, что на придомовой территории многоквартирного дома по адресу:    г. Пятигорск, ул. 1-я Набережная, д. 32, к. 2, в нарушение п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, не обустроена контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов.

По данному факту 28.05.2024 прокуратурой города в адрес председателя ТСЖ «Березка» внесено представление, однако нарушения требований федерального законодательства до настоящего времени не устранены, что привело к нарушению конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также правил санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Просит признать бездействие ТСЖ «Березка», выразившееся в необустройстве контейнерной площадки для сбора ТКО по адресу: г.Пятигорск, ул. 1-я Набережная, д. 32, к. 2, незаконным, обязать ТСЖ «Березка» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить контейнерную площадку для сбора ТКО по адресу: г. Пятигорск, ул. 1-я Набережная, д. 32, к. 2 в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.

          В судебном заседании помощник прокурора города Пятигорска Мексичева М.Р. поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

               Представитель ответчика ТСЖ «Березка», будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, не явился, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

              Третьи лица представитель администрации г.Пятигорска, представитель ООО «Жилищно-коммунального хозяйства», будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства, не явились, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителя истца помощника прокурора города Пятигорска, исследовав материалы дела, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с положениями ст. ст. 12, 38 и 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон «Об отходах производства и потребления») к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Из положений ст. 13.4 Закона «Об отходах производства и потребления» следует, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1).

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (п. 4 ст. 13.4 Закона «Об отходах производства и потребления»).

В соответствии с п. 3 Правил обустройства мест накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 (далее – Правила) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п. 4 Правил).

Таким образом, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществление ведение их реестра возложено на органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг.

В соответствии с п. 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.

В силу п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.

В соответствии с п. 26 (1) минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3.04.2013 № 290, в данный перечень включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Согласно подп. д (2) п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 содержание общего имущества включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ТСЖ «Березка» является управляющей организацией в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Пятигорск, ул. 1-я Набережная, 32, кор. 2, в связи с чем, данная организация обязана организовать и содержать место накопления твердых коммунальных отходов обслуживаемого многоквартирного дома.

В ходе проведения проверки прокуратурой города установлено, что на придомовой территории многоквартирного дома по адресу:    г. Пятигорск, ул. 1-я Набережная, д. 32, к. 2, в нарушение п. 3 СанПиН 2.1.3684-21, не обустроена контейнерная площадка для накопления твердых коммунальных отходов.

По данному факту 28.05.2024 прокуратурой города в адрес председателя ТСЖ «Березка» внесено представление, однако нарушения требований федерального законодательства до настоящего времени не устранены, что привело к нарушению конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также правил санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Доказательств исполнения обязанностей по организации места накопления твердых бытовых отходов и их содержанию при управлении вышеуказанным многоквартирным домом ответчиком по правилам ст. 56 ГПК РФ не предоставлено.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 207 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм (если указанные действия могут быть совершены только ответчиком), суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Если у ответчика имеются обстоятельства, препятствующие исполнению решения в установленный срок, он не лишен возможности обратиться в суд в порядке ст. 203 ГПК РФ с заявлением об отсрочке его исполнения.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения решения суда в течение 01 (одного) года с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ и п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку ТСЖ «Березка» не освобождено от уплаты госпошлины, с данного ТСЖ подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ,

решил:

Исковые требования Прокурора города Пятигорска в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Товариществу собственников жилья «Березка» о признании незаконным бездействия, выразившегося в не обустройстве контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов, возложении обязанности по обустройству контейнерной площадки для сбора твердых коммунальных отходов удовлетворить.

Признать бездействие ТСЖ «Березка», выразившееся в необустройстве контейнерной площадки для сбора ТКО по адресу: г.Пятигорск, ул.1-я Набережная, д. 32, к. 2, незаконным.

Обязать ТСЖ «Березка» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обустроить контейнерную площадку для сбора ТКО по адресу: г. Пятигорск, ул. 1-я Набережная, д. 32, к. 2 в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение одного месяца, со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Пятигорский городской суд Ставропольского края.

    Мотивированное решение суда изготовлено 30.07.2024 года.

     Судья                                                                                                 О.В.Веснина

2-3099/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г. Пятигорска
Ответчики
ТСЖ "Березка"
Суд
Пятигорский городской суд Ставропольского края
Судья
Веснина О.В.
Дело на сайте суда
piatigorsky.stv.sudrf.ru
03.07.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2024Передача материалов судье
05.07.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2024Подготовка дела (собеседование)
10.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.07.2024Судебное заседание
30.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2024Дело оформлено
25.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее