Дело № 2а-2511/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«07» декабря 2021 года г. Новосибирск
Кировский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Ханбековой Ж.Ш.,
При секретаре Клоненгер А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокуратуры Кировского района г.Новосибирска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Мэрии г.Новосибирска о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по организации мероприятий в сфере охраны окружающей среды, водоотведения,
установил:
Прокуратура Кировского района г.Новосибирская обратилась с настоящим иском к административному ответчику – Мэрии г.Новосибирска, указав в обоснование заявленных требований о том, что была проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды по факту загрязнения реки Тула в Кировском районе г.Новосибирска стоками, содержащими загрязняющие вещества.
Установлено, что на территории Кировского района г.Новосибирска в районе дома <адрес> расположен безхозяйный ливневый коллектор ЖБ 700 протяженностью 76 м по пути пролегания по земельному участку с кадастровым номером №, из которого осуществляется неконтролируемый сброс сточных вод в водный объект реку Тула.
Бесхозяйный участок ливневой канализации, выходной оголовок которого расположен в районе дома <адрес>, пересекает <адрес>, далее проходит между домами <адрес> до выхода в г.Тула. Между домом <адрес> и <адрес> находится смотровой колодец указанной подземной коммуникации. От колодца имеется ответвление влево от ливневого коллектора ДУ700 проходящее мимо дома <адрес> да выхода в страрицу <адрес> на протяжении 76 метров (от колодца до выхода).
В момент проверки ДД.ММ.ГГГГ. из данного отвода зафиксирован продолжающийся неконтролируемый сток, размыв почвы в месте залива. Загрязненная вода, вытекая через коллектор без какой-либо очистки, попадает в водный объект – р.Тула, в результате чего происходит его загрязнение.
Содержание в сточных водах загрязняющих веществ, в том числе нефтепродуктов, подтверждено результатами анализов проб почвы и воды, проведенных органами ведомственного контроля.
ДД.ММ.ГГГГ. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Новосибирской области с привлечением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» в районе дома <адрес> переулку проведено обследование, отбор проб и исследование почвы по санитарно-бактериологическим, санитарно-химическим показателям, по результатам которого проба почвы по микробиологическим показателям относится к категории «чрезвычайно опасная», по санитарно-химическим показателям – «опасная».
По результатам лабораторных испытаний в ДД.ММ.ГГГГ. выявлены превышения следующих загрязняющих веществ: БПК5, нефтепродукты, нитрит-ионы, фенолы, железо, марганец, алюминий.
Поскольку владелец и балансодержатель ливневой канализации ЖБ700мм протяженностью 76 п.м, которая имеет выход в старицу р.Тула в районе <адрес> отсутствует, ДД.ММ.ГГГГ. прокурором в Кировский районный суд г.Новосибирска направлено исковое заявление к администрации района, мэрии г.Новосибирска о возложении обязанности по обследованию бесхозяйного ливневого коллектора, выходной оголовок которого расположен в районе дома <адрес>, о понуждении поставить указанный коллектор на учет безхозяйных объектов для последующего признании права муниципальной собственности на него, решение вступило в законную силу, но объект не передан в муниципальную собственность, не имеет собственника (владельца), не обслуживается в установленном законом порядке.
Поскольку к полномочиям мэрии г.Новосибирска относятся вопросы организации водоотведения и организаций по охране окружающей среды, то административный истце обратился в суд с настоящим иском.
Представитель административного истца в ходе судебного заседания исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенных в иске, просила их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика, представитель заинтересованного лица МП "Метро МиР" (МУП «УЗСПТС») по доверенностям Сотников Ю.В. с исковыми требованиями не согласился по основаниям, изложенным в письменных отзывах, возражениях на иск.
Заинтересованные лица: Мельников Н. Н.ч, Анпилогова С. В. в ходе судебного заседания конкретной позиции по заявленным требованиям не высказали, также пояснили, что необходимо решать вопрос по поводу водоотведения.
Заинтересованные лица: Министерство природных ресурсов и экологии Новосибирской области, Сибирское межрегионального управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
При реализации предоставленных действующим законодательством полномочий прокурор самостоятелен в выборе мер прокурорского реагирования и вправе либо внести представление, либо обратиться в суд с административным иском.
Из материалов дела следует, проводились рейдовые осмотры спорного объекта (л.д.24-29), ДД.ММ.ГГГГ Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора в Новосибирской области с привлечением ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» в районе дома № <адрес> проведено обследование, отбор проб и исследование почвы по санитарно-бактериологическим, санитарно-химическим показателям. В соответствии с экспертным заключением по результатам лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом лабораторных исследований № от ДД.ММ.ГГГГ проба почвы по микробиологическим показателям относится к категории «чрезвычайно опасная» (коли-индекс № при допустимом уровне №), проба почвы по санитарнохимическим показателям относится к категории «опасная» (показатель массовой доли бенз(а)пирена составил 0,06 мг/кг при допустимом уровне не более 0,02 мг/кгО).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росприроднадзора по Сибирскому Федеральному округу с привлечением ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» проведены лабораторные испытания отобранных проб сточной воды из ливневого коллектора ДУ 700мм в районе дома <адрес>, по результатам которых выявлены превышения следующих загрязняющих веществ: БПК5, нефтепродукты, нитрит-ионы, фенолы, железо, марганец, алюминий (л.д.10-20, 30-39).
Решением Кировского районного суда г.Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.21-23) были удовлетворены требования прокурора: Обязать администрацию Кировского района г. Новосибирска в течение 1 /одного/ месяца после вступления решения в законную силу провести обследование ливневого коллектора, выходной оголовок которого расположен в районе дома <адрес> в Кировском районе г. Новосибирска, протяженностью 76 м, в соответствии с постановлением мэрии г. Новосибирска от 16.05.2011 № 4074 «Об утверждении порядка выявления бесхозяйных недвижимых вещей на территории города Новосибирска и подготовки документов для приобретения права муниципальной собственности города Новосибирска на бесхозяйные недвижимые вещи».
Обязать мэрию города Новосибирска, после исполнения обязанности администрацией Кировского района г. Новосибирска по проведению обследования ливневого коллектора, произвести необходимый комплекс мер, в соответствии с постановлением мэрии г. Новосибирска от 16.05.2011 № 4074 «Об утверждении порядка выявления бесхозяйных недвижимых вещей на территории города Новосибирска и подготовки документов для приобретения права муниципальной собственности города Новосибирска на бесхозяйные недвижимые вещи» для регистрации права муниципальной собственности города Новосибирска в отношении ливневого коллектора протяженностью 76 м, выходной оголовок которого расположен в районе дома <адрес> в Кировском районе г. Новосибирска, с соблюдением сроков, установленных данным нормативно-правовым актом.
Согласно протоколов результатов анализа проб воды от ДД.ММ.ГГГГ., в воде установлено содержание различных веществ, включая нефтепродукты (л.д.48-55).
В соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы организации водоотведения и организация мероприятий по охране окружающей среды.
Полномочия по решению указанных вопросов согласно Устава г.Новосибирска возложены на мэрию г.Новосибирска.
В силу ст.44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод, в том числе дренажных вод, осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Сброс сточных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен. Сбор в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещен.
Статьей 3 Федерального закона от 07.12.2011г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлены цели государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, к которым относится снижение негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод.
Из совокупности норм права следует, что органы местного самоуправления обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, к которым относится спорный ливневый коллектор. Бездействие мэрии г.Новосибирска в решении данных вопрос местного значения свидетельствует о несоблюдении требований действующего законодательства, что приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки.
В рассматриваемом случае судом установлено, что осуществляется бесконтрольный и безучетный сбор загрязняющих веществ в водный объект – р.Тула.
Доводы представителя ответчика относительно того факта, что в настоящее время ведется работы по исполнению решения Кировского районного суда г.Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ. и собственник объекта не определен, не может быть признан в качестве оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку мэрия г.Новосибирска в сиу возложенных на нее полномочий по решению вопросов местного значения обязана осуществлять должным образом исполнение возложенных на нее функций в части охраны окружающей среда и организации водоотведения на всех без исключения объектах, расположенных на территории г.Новосибирска, не зависимо от признания прав на данные объекты.
Акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.115) не доказывает и не опровергает юридически значимых обстоятельств по делу, а именно факта наличия в воде загрязняющих веществ, поступающих через спорный ливневый коллектор.
Доводы представителя ответчика относительно того факта, что решением Дзержинского районного суда, апелляционным определением Новосибирского областного суда было принято решение по аналогичным требования, судом не могут быть приняты в качестве оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку в рамках заявленных требований речь идет о сбросе загрязняющих веществе через спорный безхозяйный коллектор ливневой канализации, а в представленных ответчиком решениях речь идет об иных объектах, допускающих нарушения природоохранного законодательства.
Доводы ответчика о том, что удовлетворение заявленных административным истцом требований приведет к расходам, незапланированным в бюджете на очередной финансовый год, не могут быть признаны в качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку несмотря на то, что бюджет города принимается на очередной финансовый год и год планового периода, также бюджетным законодательством РФ предусмотрена возможность внесения изменений в ранее принятый бюджет.
Из совокупности представленных сторонами доказательств, с учетом указанных выше норм материального права суд приходит к выводу о признании незаконным бездействия мэрии г.Новосибирска, выразившееся в непринятии мер по охране окружающей среды и организации водоотведения, исключающего сброс загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод в р. Тула через безхозяйный коллектор ливневой канализации, выходной оголовок которого расположен в районе дома <адрес> ЖБ 700 протяженностью 76 м по пути пролегания по земельному участку с кадастровым номером №.
Поскольку бездействия мэрии г.Новосибирска судом признаны незаконными, с учетом норм КАС РФ, суд приходит к выводу об обязании мэрию г.Новосибирска организовать принятие мер по охране окружающей среды и обеспечить надлежащее водоотведение, исключающее сброс загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод в р.Тула через безхозяйный коллектор ливневой канализации, выходной оголовок которого расположен в районе дома <адрес> ЖБ 700 протяженностью 76 м по пути пролегания по земельному участку с кадастровым номером №, обеспечить нормативную очистку сточных вод (с концентрацией, не превышающей установленную законодательством).
Административный истец, обращаясь с настоящим иском не приводит перечень конкретных мер, которые обязан принять административный ответчик в целых исполнения обязанностей по охране окружающей среды. С учетом данных требований, не имеет правового значения относительно предмета рассматриваемого спора мнение Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ., поскольку конкретный способ исполнения решения в части организации мер по охране окружающей среды и водоотведение, исключающее сброс загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод в р.Тула через безхозяйный коллектор ливневой канализации, выходной оголовок которого расположен в районе дома <адрес> ЖБ 700 протяженностью 76 м по пути пролегания по земельному участку с кадастровым номером №, обеспечения нормативную очистку сточных вод (с концентрацией, не превышающей установленную законодательством) решением суда с учетом заявленных требований не предусмотрен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 218-227 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
Исковые требования Прокуратуры Кировского района г.Новосибирска удовлетворить в полном объеме.
Признать незаконным бездействие мэрии г.Новосибирска, выразившееся вы непринятии мер по охране окружающей среды и организации водоотведения, исключающего сброс загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод в р. Тула через безхозяйный коллектор ливневой канализации, выходной оголовок которого расположен в районе дома <адрес> ЖБ 700 протяженностью 76 м по пути пролегания по земельному участку с кадастровым номером №.
Обязать мэрию г.Новосибирска организовать принятие мер по охране окружающей среды и обеспечить надлежащее водоотведение, исключающее сброс загрязняющих веществ в составе неочищенных сточных вод в р.Тула через безхозяйный коллектор ливневой канализации, выходной оголовок которого расположен в районе дома <адрес> ЖБ 700 протяженностью 76 м по пути пролегания по земельному участку с кадастровым номером №, обеспечить нормативную очистку сточных вод (с концентрацией, не превышающей установленную законодательством).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кировский районный суд г.Новосибирска.
Решение в окончательной форме изготовлено 16.12.2021 года.
Председательствующий : подпись
Копия верна:
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела № 2а-2511/2021 (54RS0005-01-2021-002017-79) Кировского районного суда г. Новосибирска.
На 16.12.2021 решение в законную силу не вступило.
Судья Ж.Ш. Ханбекова