Дело № 2а-852/2020
УИД 75RS0002-01-2020-000901-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2020 года г. Чита
Судья Ингодинского районного суда г. Читы Калгина Л.Ю., рассмотрев в порядке упрощённого (письменного) производства административное дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите Забайкальского края к Дробышевой К. В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пеней,
у с т а н о в и л:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по г. Чите (далее – МИФНС России № 2 по г. Чите) обратилась с вышеназванным административным исковым заявлением, просит взыскать числящуюся за Дробышевой К.В. (ИНН <данные изъяты>), являвшейся плательщиком страховых взносов, задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 39 000,02 рублей, в том числе пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до ДД.ММ.ГГГГ – 536,32 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование с ДД.ММ.ГГГГ – 4 590,00 рублей, пеня по указанному страховому взносу – 16,60 рублей, пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с ДД.ММ.ГГГГ – 84,63 рублей, пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до ДД.ММ.ГГГГ – 10 372,65 рублей. Одновременно административный истец ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на обращение с исковым заявлением в суд о взыскании данной задолженности.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, их явка не является обязательной, судом таковой не признавалась, на основании части 7 статьи 150, статьи 291 Кодекса административного судопроизводства РФ дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
По правилам части 4 и 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Одним из условий, подлежащим проверке судом при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций является соблюдение срока обращения в суд.
В силу статьи 20 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» закреплено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчётные (расчётные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, функции по администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчётные (расчётные) периоды, истёкшие до ДД.ММ.ГГГГ, в том числе за ДД.ММ.ГГГГ год, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до указанной даты.
Однако, взыскание недоимки по страховым взносам (пени и штрафам) осуществляется налоговыми органами на основании решений, принятых указанными Фондами (статья 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ, статьи 19, 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ).
Судом установлено, что согласно исковому заявлению за Дробышевой К.В. числится задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 39 000,02 рублей, в том числе: пеня по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до ДД.ММ.ГГГГ – 536,32 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование с ДД.ММ.ГГГГ – 4 590,00 рублей, пеня по указанному страховому взносу – 16,60 рублей, пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с ДД.ММ.ГГГГ – 84,63 рублей, пеня по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование до ДД.ММ.ГГГГ – 10 372,65 рублей. Вместе с тем, доказательств тому, что Дробышевой К.В. (ИНН <данные изъяты>) в спорный период, за который ей начислена вышеуказанная недоимка, осуществлялась предпринимательская деятельность, административным истцом не представлено, в судебном заседании не добыто.
Равно как и не представлено доказательств того, за какой период в рамках межведомственного взаимодействия МИФНС России № 2 по г. Чите приняты от территориального органа ПФР в электронном формате сведения о числящейся за Дробышевой К.В. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
В обоснование иска МИФНС России № 2 по г. Чите ссылается на неисполнение административным ответчиком требования об уплате недоимки по страховым взносам № № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ для плательщиков страховых взносов установлена обязанность по своевременной и в полном объёме уплате страховых взносов. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчётный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьёй (статьи 23, 45, пункт 2 статьи 432 Налогового кодекса РФ).
Согласно пункту 5 статьи 430 Налогового кодекса РФ, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчётного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчётный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учёта в налоговом органе индивидуального предпринимателя в качестве плательщика страховых взносов (пункт 5 статьи 432 Налогового кодекса РФ).
Аналогичный порядок предусматривался Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд медицинского страхования» (далее – Федеральный закон о страховых взносах), регулирующим вопросы уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями до ДД.ММ.ГГГГ.
Уплата исчисленных ежемесячных платежей по взносам на обязательное пенсионное страхование производится в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца (часть 5 статьи 15 Федерального закона о страховых взносах, действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки.
Аналогичное положение о направлении в трёхмесячный срок со дня выявления недоимки плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов было установлено и частью 2 статьи 22 Федерального закона о страховых взносах.
В пункте 50 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ» разъяснено, что под днём выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога, а в случае представления налоговой декларации с нарушением установленных сроков – следующий день после её представления.
В соответствии с абзацем 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Из фактических обстоятельств дела следует, что спорная недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в сумме 39 000,02 рублей основана на требовании налогового органа, направленного с нарушением трёхмесячного срока – ДД.ММ.ГГГГ. Срок добровольного исполнения по указанному требованию истёк ДД.ММ.ГГГГ.
В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичное положение о сроке обращения в суд с заявлением о взыскании содержится в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ.
В пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов.
Таким образом, пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
При определении предельного срока обращения в суд с иском о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 4 590,00 рублей, суд учитывает совокупность следующих сроков: трёхмесячного срока, установленного частью 2 статьи 22 Федерального закона о страховых взносах и пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ; срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном должнику требовании; шестимесячного срока, предусмотренного для обращения в судебном порядке.
Сведения о том, что административный истец обращался за судебным приказом по данному требованию о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в трёхмесячный срок, подлежащий исчислению с ДД.ММ.ГГГГ, в материалах дела отсутствуют, на данные обстоятельства МИФНС России № 2 по г. Чите не ссылается, таким образом, и для обращения в суд с настоящим административным иском срок пропущен (заявление подано ДД.ММ.ГГГГ).
Пропуск пресекательного срока административным истцом является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении иска согласно части 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства РФ.
МИФНС России № 2 по г. Чите просит восстановить срок на подачу заявления о взыскании указанной задолженности и в обоснование своего ходатайства не представила никаких доказательств уважительности причин пропуска срока.
Технический сбой программы и конвертация (переход с одного программного комплекса на другой) уважительной причиной пропуска срока налоговым органом для обращения в суд не являются, в связи с чем, ходатайство удовлетворению не подлежит.
В данном случае суд также принимает во внимание, что после передачи от ПФР полномочий по администрированию страховых взносов МИФНС России № 2 по г. Чите с ДД.ММ.ГГГГ требование об уплате страховых взносов было направлено Дробышевой К.В. спустя длительное время – лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, сборов, страховых взносов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объёме.
С учётом изложенного, иск в части требований о взыскании пеней по вышеуказанным страховым взносам удовлетворению не подлежит, в том числе и в связи с тем, что возможность взыскания пеней, начисленных на задолженность по страховым платежам, право взыскания которых утрачено, действующим законодательством не предусмотрена.
С учётом изложенного, оснований для удовлетворения иска по настоящему административному делу не имеется как по существу, так и в связи с пропуском срока.
Ввиду того, что МИФНС России № 2 по г. Чите утрачены правовые способы взыскания вышеуказанной недоимки, установленные судом обстоятельства по настоящему делу являются основанием для применения положения подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ в части признания задолженности в сумме 39 000,02 рублей безнадёжной к взысканию и возникновения в соответствии с пунктом 5 статьи 59 Налогового кодекса РФ права на её списание.
При отказе в иске издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, подлежат взысканию с истца. В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ истец освобождён от уплаты государственной пошлины, следовательно, в связи с отказом в иске обязанность по уплате им государственной пошлины в соответствующий бюджет не возникает.
Руководствуясь статьями 175-180, 290, 293, 294 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья
р е ш и л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 2 ░░ ░. ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ – 536,32 ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ – 4 590,00 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – 16,60 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ – 84,63 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ – 10 372,65 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 310 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░