Решение по делу № 33-7573/2021 от 09.08.2021

Судья Колесникова Т.В. № 33-7573/2021 (№2-203/2021)

УИД 25RS0034-01-2021-000385-89

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 сентября 2021 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Чикаловой Е.Н.,

судей Гарбушиной О.В., Чубченко И.В.,

при секретаре Якушевской Н.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чугуевского района Приморского края, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Чугуевского муниципального округа о возложении обязанностей устранить нарушения законодательства в сфере обращения с животными,

по апелляционной жалобе ответчика на решение Чугуевского районного суда Приморского края от 17 июня 2021 года, которым удовлетворены исковые требования.

Заслушав доклад судьи Гарбушиной О.В., возражения прокурора Румянцева И.И., судебная коллегия,

у с т а н о в и л а:

прокурор Чугуевского района Приморского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации Чугуевского муниципального округа о возложении обязанностей устранить нарушения законодательства в сфере обращения с животными, указав в обоснование исковых требований, что прокуратурой Чугуевского района Приморского края проведена проверка реализации на территории Чугуевского муниципального округа мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Проверкой установлено нарушение администрацией Чугуевского муниципального округа требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 «О ветеринарии», Закона Приморского края от 29.09.2014 № 472-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Приморского края по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных», Закона Приморского края от 26.12.2019 № 692-КЗ «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморском крае», выразившиеся в неисполнении администрацией Чугуевского муниципального округа обязательств по реализации государственных полномочий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, на территории Чугуевского муниципального округа в соответствии с представленными полномочиями. Кроме этого, администрацией округа контракт по реализации государственных полномочий в указанной сфере не заключен, по причине отсутствия заявок потенциальных участников, проведенные электронные аукционы признаны не состоявшимися. Муниципальная организация, осуществляющая выполнение работ по отлову и содержанию безнадзорных животных до настоящего времени в Чугуевском муниципальном округе не создана, иной организации такие полномочия не переданы. Истец просил суд возложить обязанность на администрацию Чугуевского муниципального округа в течение трех месяц со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории Чугуевского муниципального округа проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней общих для человека и животных путем определения муниципальной организации, соответствующей требованиям, к организациям, осуществляющим мероприятия по регулированию численности безнадзорных животных и возложении на неё обязанности по осуществлению отдельного переданного государственного полномочия в сфере проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, просил суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Решением Чугуевского районного суда Приморского края от 17 июня 2021 года удовлетворены исковые требования, на администрацию Чугуевского муниципального округа возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать на территории Чугуевского муниципального округа проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных путем определения муниципальной организации, соответствующей требованиям, к организациям, осуществляющим мероприятия но регулированию численности безнадзорных животных и возложении на неё обязанности по осуществлению отдельного переданного государственного полномочия в сфере проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных.

С решением суда не согласился представитель ответчика, подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного решения как незаконного, указывает на то, что администрация округа постоянно размещает извещения о проведении торгов на право заключения муниципальных контрактов. С 2019 по 2021 год проведено 3 электронных аукциона, которые признаны не состоявшимися ввиду отсутствия участников. Реализовать данное полномочие путем возложения мероприятий на муниципальную организацию не возможно ввиду отсутствия на территории округа такой муниципальной организации. Учреждение и содержание такого вида организации потребует затрат из краевого бюджета. Целевой характер субвенций не предусматривает расходы на заработную плату работникам, закупку основных средств и расходных материалов.

Представитель истца не согласился с апелляционной жалобой, направил письменные возражения, указав, что мер по определению муниципальной организации соответствующей требованиям, администрацией не принято. Фактически, ссылаясь на отсутствие на территории муниципального округа соответствующих организаций и предпринимателей, администрация отказывается определить муниципальную организацию, допуская бездействие, влекущее угрозу жизни и здоровью граждан. Недостаточность финансирования не имеет правового значения при регулировании отношений, возникающих в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В суд апелляционной инстанции стороны заявитель не явился, уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суд апелляционной инстанции не уведомил.

Прокурор в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на апелляционную жалобу.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив поступившие возражения, выслушав явившихся лиц, не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

Частью 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрены основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.

Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.

Согласно подпункту 82 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов осуществления полномочий в области организации мероприятий в области обращения с животными без владельцев отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Статьей 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено право органов местного самоуправления на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О ветеринарии», Законом Приморского края от 29.09.2014 № 472-КЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Приморского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», Устава Приморского края к расходным обязательствам Приморского края отнесена организация мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, на территории Приморского края, которое осуществляется за счет средств краевого бюджета.

Как установлено в судебном заседании, в феврале 2021 года прокуратурой Чугуевского района Приморского края по поручению прокуратуры Приморского края проведена проверка реализации на территории Чугуевского муниципального округа мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. В ходе проверки установлено, что администрацией Чугуевского муниципального округа допущены грубые нарушения требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Закона Приморского края от 26.12.2019 № 692-КЗ «Об отдельных вопросах в области обращения с животными в Приморском крае», вышеуказанные мероприятия не реализуются.

Согласно информации предоставленной администрацией Чугуевского муниципального округа на требование прокурора Чугуевского района от 20.02.2021г., приюты для животных на территории Чугуевского муниципального округа отсутствуют, также отсутствуют организации для осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев. С 2019 по 2021 год контракты по обращению с животными не заключались.

По результатам проведенной проверки, прокурором Чугуевского района 01.03.2021 вынесено представление в адрес администрации Чугуевского муниципального округа, с требованием принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующим, т.к. указанные нарушения создают угрозу безопасности жизни, здоровью и имуществу жителей муниципального образование нарушают их права и законные интересы, в том числе на комфортную среду.

По результатам рассмотрения представления, проведен аукцион на оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Чугуевского муниципального округа. По причине отсутствия заявок потенциальных участников, проведенный электронный аукцион 19.03.2021 признан не состоявшимся.

Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями прокурор указывает, что ответчиком не исполняются обязательства по реализации государственных полномочий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, нарушается принцип обеспечения граждан на безопасную и благополучную санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории муниципального округа.

Принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что принятые администрацией Чугуевского района Приморского края меры по заключению муниципального контракта положительного результата не принесли, поскольку все назначенные к проведению электронные аукционы на оказание услуг по проведению мероприятий в указанной сфере признаны не состоявшимися по причине отсутствия заявок на участие в них, мер по определению муниципальной организации соответствующей требованиям, администрацией не принято. Фактически ссылаясь на отсутствие на территории муниципального района соответствующих организаций и предпринимателей, администрация отказывается определить муниципальную организацию. Законодатель предусматривает материальное обеспечение исполнителей государственного полномочия необходимым инвентарем. Расходы, понесенные муниципальным образованием на выполнение государственного полномочия, подлежат возмещению в установленном порядке. Следовательно, администрация Чугуевского района Приморского края затратив средства местного бюджета на исполнение рассматриваемого государственного полномочия, имеет возможность их возместить за счет субвенций, которые она фактически не использует.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Приморского края № 692-КЗ органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Приморского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которые включают в себя: отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных; возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев; возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания; размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных; умерщвление животных в случаях, установленных Федеральным законом «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В целях реализации государственных полномочий, предусмотренных Законом № 472-КЗ и Законом Приморского края № 692-КЗ, в 2021 году в пределах выделенных субвенций уполномоченным органом администрации Чугуевского муниципального округа в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на официальном сайте единой информационной системы размещена документация на проведение аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по отлову и содержанию безнадзорных животных. По причине отсутствия заявок потенциальных участников, проведенный электронный аукцион 19.03.2021 признан не состоявшимися. Всего с 2019 по 2021 годы проведено 3 электронных аукциона, которые признаны не состоявшимися.

В связи с отсутствием соответствующих заключенных муниципальных контрактов мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории Чугуевского муниципального округа не производятся.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 Закона Приморского края № 692-КЗ мероприятия по реализации государственных полномочий могут проводиться: организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими мероприятия на основании муниципальных контрактов, заключенных с органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; муниципальными организациями.

В случае отсутствия в муниципальном образовании организаций, индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 1 части 2 настоящей статьи, мероприятия по реализации государственных полномочий осуществляются организациями, указанными в пункте 2 части 2 настоящей статьи.

Ответчиком в судебном заседании не оспаривалось, что в Чугуевском муниципальном округе отсутствует муниципальная организация по отлову и содержанию безнадзорных животных.

В силу норматива количества животных без владельцев, подлежащих отлову, транспортировке и содержанию в приюте для животных, утвержденного приказом Государственной ветеринарной инспекции Приморского края от 13.03.2020 № 50пр48 «Об утверждении норматива количества животных без владельцев, подлежащих отлову, транспортировке и содержанию в приюте для животных» администрация Чугуевского муниципального округа обязана организовать отлов, транспортировать и содержать в приюте для животных 44 (сорок четыре) животных без владельцев.

Суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что не смотря на то, что принятые администрацией Чугуевского муниципального округа Приморского края меры по заключению муниципального контракта положительного результата не принесли, мер по определению муниципальной организации соответствующей требованиям, администрацией не принято.

С доводами жалобы о том, что учреждение и содержание муниципальной организации потребует затрат значительно превышающих сумму субвенций, предоставляемых местному бюджету из краевого бюджета, судебная коллегия не может согласиться, поскольку законодатель предусматривает материальное обеспечение исполнителей государственных полномочий необходимым инвентарем. Расходы, понесенные муниципальным образованием на выполнение государственного полномочия, подлежат возмещению в установленном порядке. Следовательно, администрация Чугуевского муниципального округа Приморского края, затратив средства местного бюджета на исполнение рассматриваемого государственного полномочия, имеет возможность их возместить за счет субвенций, которые она фактически не использует.

Доводы жалобы об отсутствии бюджетных средств на указанные цели не являются состоятельными, поскольку недостаточность финансирования не имеет правового значения при регулировании отношений, возникающих в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Недостаточное финансирование переданных полномочий за счет субвенций в соответствии с Федеральными законами от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ, от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, не является основанием для прекращения либо отказа от осуществления этих полномочий муниципальным образованием, и не может служить основанием для ограничения защиты прав граждан от возможного неблагоприятного воздействия от безнадзорных животных, а также для уклонения органа местного самоуправления от реализации указанных полномочий.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 17 июня 2004 года № 12-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета

Из анализа правовых норм следует, что обязанность по выполнению мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от общих для человека и животных болезней на ответчика возложена законом с 2014 года и до обращения прокурора в суд с настоящими исковыми требованиями у ответчика имелось достаточно времени для исполнения требований закона.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 17 июня 2004 года N 12-П, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходы обязательств.

Доводы апелляционной жалобы, выводов суда не опровергают, поскольку мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к мероприятиям по охране жизни и здоровья людей, осуществление которых, отнесено законом к вопросам местного значения городского округа.

Несогласие с выводами суда основанием к отмене решения суда не является, а оснований для переоценки имеющихся в деле доказательств нет.

Существенных нарушений процессуального закона, исходя из доводов жалобы и материалов гражданского дела, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Чугуевского районного суда Приморского края от 17 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 3 сентября 2021 года.

33-7573/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прок.Чугуевского р-на
Ответчики
Адм.Чугуевского м/о (2-203)
Суд
Приморский краевой суд
Судья
Гарбушина Оксана Викторовна
Дело на странице суда
kraevoy.prm.sudrf.ru
09.08.2021Передача дела судье
02.09.2021Судебное заседание
13.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2021Передано в экспедицию
02.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее