№2-727/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 декабря 2022 года г. Мичуринск
Мичуринский районный суд Тамбовской области, в составе:
судьи Калининой О.В.,
при секретаре Рюминой А.Э.,
с участием прокурора Мичуринского района Тамбовской области Плужникова Ю.Ю.,
представителя третьего лица администрации Мичуринского района Тамбовской области Перегудовой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Мичуринского района Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Новоникольский детский сад» о возложении обязанности по оборудованию помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мичуринского района Тамбовской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Новоникольский детский сад» (далее по тексту МБДОУ «Новоникольский детский сад») о возложении обязанности оборудовать помещение МБДОУ «Новоникольский детский сад» предназначенное для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Мичуринского района Тамбовской области проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов в общеобразовательных учреждениях района. Согласно статье 14 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. В силу п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Министерства образовании и науки России от 09.11.2015г. № 1309, установлено, что руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из посещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры. Однако в нарушение перечисленных требований на момент проведения проверки в образовательном учреждении, помещение, предназначенное для проведений массовых мероприятий вышеназванной аппаратурой оборудовано не было. На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, просил обязать ответчика в течение 1 года, со дня вступления решения суда в законную силу, оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
В судебном заседании прокурор Мичуринского района Тамбовской области Плужников Ю.Ю. заявленные исковые требования, с учетом уточненного искового заявления, поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просил иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МБДОУ «Новоникольский детский сад» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в своем заявлении заведующий детским садом Ананьева Т.С. о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования признает.
Представитель третьего лица администрации Мичуринского района Тамбовской области Перегудова Л.Н. не возражала против удовлетворения уточненных исковых требований.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии со ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Статья 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда
В п. 2 и 15 ч. 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту Закон № 273 – ФЗ) указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Подпунктом «г» пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Из представленных материалов дела следует, что 26 сентября 2022 года, прокуратурой Мичуринского района Тамбовской области проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов в дошкольных общеобразовательных учреждениях района, в ходе, которой установлено, что в помещении МБДОУ «Новоникольский детский сад» нарушены требования подпункта «г» пункта 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, а именно, в помещении, предназначенном для проведения массовых мероприятий отсутствуют индукционные петли и звукоусиливающая аппаратура.
Данный факт не оспаривается ответчиком, подтверждается ответом заведующей МБДОУ «Новоникольский детский сад» от 13.09.2022 года о том, что помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятиях индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) в МБДОУ «Новоникольский детский сад» и его филиалах отсутствует; паспортном доступности данного филиала дошкольного образовательного учреждения, предоставленного суду; сообщением администрации Мичуринского района Тамбовской области от 01.12.2022г., в соответствии с которым администрацией района не определялись условия доступности для лиц с нарушением слуха от общего количества объектов в МБДОУ «Новоникольский детский сад» и его филиалах; не выносилось решения по определению удельного веса объектов образования, имеющих условия доступности для лиц с нарушением слуха, от общего количества объектов образования.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком требования действующего законодательства по обеспечению прав инвалидов на доступную среду жизнедеятельности, не соблюдаются, выявленные нарушения до настоящего времени не устранены.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у ответчика обязанности по обеспечению инвалидов, имеющих ограничения по слуху условий доступности услуг, путем оборудования помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Доказательства того, что на день вынесения решения, ответчиком помещения, предназначенные для проведения массовых мероприятий оборудованы индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, суду не представлено.
Срок, в течение которого ответчик обязан исполнить решение суда, указанный прокурором, суд считает разумным, обоснованным и достаточным при должной добросовестности для исполнения решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Мичуринского района Тамбовской области удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Новоникольский детский сад», расположенный по адресу: Тамбовская область, Мичуринский район, с.Новоникольское, ул.Фирсова, д.8, в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Мичуринский районный суд Тамбовской области.
Мотивированное решение изготовлено 8 декабря 2022 года.
Судья Калинина О.В.