Решение по делу № 2-3950/2014 от 09.07.2014

Дело № 2-3950/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 августа 2014 года г.Саратов

Кировский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Кудаковой В.В.,

при секретаре Левченко О.С.,

с участием истца Федорова С.А.,

представителя истца Федоровой Л.Н.,

представителей ответчика Авдониной Г.Б., Заломновой Е.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Федорова СА к Саратовской таможне о признании решения Саратовской таможни от ДД.ММ.ГГГГ года № незаконным, об обязании рассмотреть заявление о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,

установил:

Федоров С.А. обратился в суд с вышеуказанным иском к Саратовской таможне, в обоснование которого указал, что он с ДД.ММ.ГГГГ года он работал в Саратовской таможне в должности инспектора. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ года истец был уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 48 ФЗ от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (в связи с проведением организационно-штатных мероприятий). ДД.ММ.ГГГГ года истец обратился в Саратовскую таможню с заявлением о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации». 24 апреля 2014 года Саратовской таможней был направлен ответ о том, что рассмотреть вопрос о постановке его на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в настоящее время не представляется возможным. Основанием для отказа является то, что на момент увольнения реализация права на получение единовременной социальной выплаты законодательно не было урегулировано, а также тот факт, что на момент подачи заявления он был уволен и не являлся сотрудником, проходившим службу в таможенном органе. Единовременная социальная выплата для приобретения и строительства жилого помещения является дополнительной государственной гарантией и предоставляется сотруднику один раз в период прохождения службы, а не после увольнения со службы. Истец с данным решением не согласен. Комиссия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов, уволенным со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения была создана в Саратовской таможне ДД.ММ.ГГГГ года, то есть после увольнения истца со службы в таможенном органе. В связи с чем, истцу было отказано в рассмотрении заявления о постановке на учет в предоставлении единовременной социальной выплаты. Считает решение таможенного органа незаконным, так как на момент принятия Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также Постановления Правительства Российской Федерации № 369 от 24 апреля 2013 года «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» он являлся сотрудником таможенного органа. С момента принятия данного Федерального закона он желал реализовать свое право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, но по независящим от него обстоятельствам не имел возможности реализовать свое право, так как комиссия была создана только после его увольнения.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просит признать решение Саратовской таможни от ДД.ММ.ГГГГ года № о невозможности рассмотрения заявления Федорова С.А. о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, незаконным. Обязать Саратовскую таможню рассмотреть заявление Федорова С.А. о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.

Истец Федоров С.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и дал пояснения аналогично изложенным в иске.

Представитель истца Федорова Л.Н., действующая на основании заявления истца занесенного в протокол судебного заседания, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что ее сын имеет право на приобретение жилого помещения, он неоднократно поощрялся за время прохождения службы.

Представитель ответчика Авдонина Г.Б. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что Федоров С.А. проходил службу в таможенных органах с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года. Приказом Саратовской таможни от ДД.ММ.ГГГГ N Федоров С.А. уволен со службы ДД.ММ.ГГГГ года. Выслуга лет на день увольнения составила 25 лет 00 месяцев 14 дней. Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшать свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение. 01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Согласно п. 1 ст. 4 указанного Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет
в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную
выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за
весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах
(далее - единовременная социальная выплата).

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (п. 7 ст. 4 Закона).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 4 Закона).

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 24 апреля 2013 года № 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее-Правила).

Согласно п. 27 Правил сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.

Право на предоставление единовременной социальной выплаты для сотрудников, уволенных со службы из таможенных органов, связано с наличием одновременно трех условий: общая продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении; увольнение со службы с правом на пенсию; принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти.

Указанным Постановлением Федеральной таможенной службе было поручено утвердить в трехмесячный срок порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей
и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения выплаты (далее - Порядок).

Во исполнение данного поручения такой Порядок был утвержден Приказом ФТС России от 18 июня 2013 года № 1111 (Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2013 N 29448) согласно которому соответствующие комиссии по рассмотрению изложенных вопросов формируются как постоянно действующие коллегиальные органы, а комиссия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в Саратовской таможне была создана ДД.ММ.ГГГГ года (приказ Саратовской таможни N 674). Федоров С.А. проходил службу в таможенных органах в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года.

Исходя из вышеизложенного реализация права на получение единовременной социальной выплаты как сотруднику таможенного органа на момент увольнения Федорова С.А. законодательно не было урегулировано.

Пунктом 14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 установлено, что право на получение единовременной социальной выплаты сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию, с учетом сохранения за ними права, указанного в п. 19 данных Правил, имевшегося у них на день увольнения, по смыслу которого единовременная социальная выплата для
при обретения или строительства жилого помещения является дополнительной государственной гарантией и предоставляется сотруднику один раз в период прохождения ими службы, а не после увольнения со службы.

Отказывая Федорову С.А. в рассмотрении вопроса о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения
или строительства жилого помещения Саратовская таможня также исходила
из того, что правом на обеспечение жилым помещением за счет средств
федерального бюджета посредством получения единовременной социальной
выплаты на приобретение жилья обладают не все сотрудники таможенного
органа, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые
со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными
мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном
исчислении составляет 10 лет и более, а лишь те, которые состояли и состоят
на учете нуждающихся в жилых помещениях.

Федоров С.А. на учете нуждающихся в жилом помещении по месту
службы на день увольнения не состоял. С учетом изложенного полагает, что отказ Саратовской таможни в рассмотрении вопроса о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения не противоречит закону, каких-либо нарушений прав либо законных интересов заявителя не допущено.

Представитель ответчика Заломнова Е.Е. исковые требования не признала, поддержала позицию представителя ответчика Авдониной Г.Б.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

По смыслу положений ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение об удовлетворении заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностного лица, государственного служащего принимается судом, если будет установлено, что решение, действие (бездействие) противоречит закону и этим были нарушены права либо свободы заявителя. При этом обязанность по доказыванию факта нарушения прав и свобод принятием оспариваемого решения возлагается на заявителя.

В п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" содержится разъяснение, согласно которому о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка совершения соответствующих действий (бездействия).

В силу ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1), малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Разрешение же вопросов, связанных с установлением конкретных форм, источников и порядка предоставления гражданам жилых помещений, относится к прерогативе федерального законодателя и Правительства Российской Федерации.

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение.

01 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующий отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.

Согласно п. 1 ст. 4 указанного Закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).

Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (п. 7 ст. 4 Закона).

Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (п. 6 ст. 4 Закона).

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 24 апреля 2013 года N 369, которым утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации (далее - Правила).

Согласно п. 27 Правил сотрудникам и уволенным со службы в учреждениях и органах гражданам Российской Федерации, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти, единовременная социальная выплата предоставляется в порядке и на условиях, установленных настоящими Правилами для сотрудников.

Таким образом, анализ приведенных выше нормативных актов позволяет сделать вывод, что право на предоставление единовременной социальной выплаты для сотрудников, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, связано с наличием одновременно трех условий: общая продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении; увольнение со службы с правом на пенсию; принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01 марта 2005 года федеральными органами исполнительной власти.

Кроме того, указанным Постановлением Федеральной таможенной службе было поручено утвердить в трехмесячный срок порядок формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей
и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, и порядок формирования и ведения базы данных о лицах, состоящих на учете для получения выплаты (далее - Порядок).

Во исполнение данного поручения такой Порядок был утвержден Приказом ФТС России от 18 июня 2013 года № 1111 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2013 года N 29448) согласно которому соответствующие комиссии по рассмотрению изложенных вопросов формируются как постоянно действующие коллегиальные органы, а комиссия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в Саратовской таможне была создана 12 сентября 2013 года (приказ Саратовской таможни N 674).

В соответствии с п. 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (Далее - Правила) в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, и документы в соответствии с указанным перечнем. Положениями п. 7 Правил предусмотрено, что на основании заявления и документов, указанных в п. 5 Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Таким образом, в правилах содержится конкретное указание о том, что заявление подается в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения и именно комиссия наделена полномочиями по рассмотрению указанного вопроса.

Из материалов дела следует, что Федоров С.А. проходил службу в таможенных органах в период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 17-20, 34-36).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года Федоров С.А. с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения (л.д. 13-14) обратился не в комиссию, а к начальнику Саратовской таможни, который действуя в соответствии с законом и в пределах своих полномочий, дал Федорову С.А. ДД.ММ.ГГГГ года мотивированный ответ, содержащий в том числе разъяснение о том, что создана комиссия по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Также указал, что законодательно реализация права на получение единовременной выплаты как сотруднику таможенного органа на момент увольнения истца не была урегулирована (л.д. 15-16).

Суд, на основании вышеизложенного, приходит к выводу, что начальник Саратовской таможни не является должностным лицом, уполномоченным рассматривать и разрешать вопросы о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения указанной категории граждан.

Доводы Федорова С.А. о том, что он незаконно лишен права на получение жилого помещения (единовременной социальной выплаты на приобретение жилья) в рамках рассматриваемого дела не может быть признана состоятельной, поскольку предметом рассмотрения заявления являются действия должностного лица по не рассмотрению заявления, а не оспаривание права на получение заявителем пособия на жилье.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Анализируя представленные сторонами доказательства, и исходя из вышеуказанных норм материального права, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований истцу следует отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Федорова СА к Саратовской таможне о признании решения Саратовской таможни от ДД.ММ.ГГГГ года № незаконным, об обязании рассмотреть заявление о постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

Мотивированное решение изготовлено 23 августа 2014 года.

Судья                    подпись         В.В. Кудакова

Копия верна:

Судья

Секретарь

2-3950/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Федоров Сергей Александрович
Другие
Саратовская таможня
Суд
Кировский районный суд г. Саратов
Судья
Кудакова Вера Викторовна
Дело на странице суда
kirovsky.sar.sudrf.ru
09.07.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.07.2014Передача материалов судье
14.07.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.07.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2014Судебное заседание
18.08.2014Судебное заседание
23.08.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2014Дело оформлено
07.11.2014Дело передано в архив
18.08.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее