ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-19888/2021
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 сентября 2021 года г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., судей Смирновой Е.Д., Денисова Ю.А. рассмотрела в открытом судебном заседании поступившую 16 июля 2021 года в суд первой инстанции (направленную почтовой корреспонденцией 14 июля 2021 года) кассационную жалобу Будариной Н.С. на решение Ярославского районного суда Ярославской области от 1 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 9 марта 2021 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО1 к администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 2а-1955/2020).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., выслушав объяснения заинтересованных лиц Попова С.Л., Поповой Т.Н., судебная коллегия
установила:
Бударина Н.С. и Крыжановская О.А. являются собственниками жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 43, 1 кв.м. и земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 193 кв.м., расположенного под домом по вышеуказанному адресу (по № доле в праве общей долевой собственности на дом и земельный участок).
Крыжановской О.А. в указанном населенном пункте принадлежат еще два земельных участка с кадастровыми номерами №, общей площадью 278 кв.м., №, общей площадью 390 кв.м.
Будариной Н.Я. в д. Зяблицы принадлежат еще три земельных участка с кадастровыми номерами №, общей площадью 287 кв.м., №, общей площадью 296 кв.м., №, общей площадью 487 кв.м.
29 июля 2019 года Бударина Н.С. и Крыжановская О.А. обратились в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района с заявлением о перераспределении земельного участка и присоединении к принадлежащему им земельному участку с кадастровым номером № расположенного рядом земельного участка площадью 134 кв.м., в результате чего общая площадь земельного участка должна была составить 327 кв.м., приложив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Распоряжением председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района от 4 сентября 2019 года № 773 Будариной Н.С. и Крыжановской О.А. отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена, из земель населенных пунктов, площадью 327 кв.м., частично расположенного в водоохранной зоне р. Пажица, частично в охранной зоне ВЛ 0,4 кВ ПС Брагино 3000975 по тем основаниям, что образование земельных участков не должно приводить к изломанности границ и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами, а также образуемый земельный участок перекрывает доступ к земельному участку с кадастровым номером №;
земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не предоставляются в частную собственность.
Бударина Н.С. и Крыжановская О.А. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 4 сентября 2019 года № 773, возложении обязанности заключить соглашение о перераспределении земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 327 кв.м. в соответствии со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории, мотивируя требования тем, что данный земельный участок им необходим для эксплуатации жилого дома.
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от 1 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 9 марта 2021 года, в удовлетворении административного искового заявления Будариной Н.С. и Крыжановской О.А. отказано.
В кассационной жалобе Будариной Н.С. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Не явившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Глава V.4 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) регулирует порядок перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и земельных участков, находящихся в частной собственности.
Пунктом 1 статьи 39.28 ЗК РФ установлены случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, к числу которых относятся:
перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
На основании пункта 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ).
В силу подпункта 3 пункта 8 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
На основании подпунктов 11, 12 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является, в частности разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Разрешая заявленные исковые требования и отказывая в их удовлетворении, суды первой и второй инстанций, проанализировав схему расположения вновь образуемого земельного участка, представленную административными истцами, пришли к выводу о правомерности отказа в заключении соглашения о перераспределении земель и земельного участка, установив, что формирование испрашиваемого земельного участка приведет к перекрытию доступа (прохода) к земельным участкам с кадастровыми номерами №, принадлежащих Попову С.Л. и расположенных за земельными участками административных истцов.
Отнесение спорного земельного участка к землям общего пользования установлено решением Ярославского районного суда Ярославской области от 6 апреля 2018 года в рамках гражданского дела № 2-16/18 по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района к Будариной Н.С., Беловой (ныне – Крыжановской) О.А., Попову С.Л. о демонтаже ограждения.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов обеих инстанций, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, опровергают доводы административного истца, приведенные в административном иске и апелляционной жалобе по изложенным в судебных актах мотивам.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (далее – КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Доводы кассационной жалобы о том, что решением Ярославского районного суда от 6 апреля 2018 года установлено пользование спорным земельным участком неограниченным кругом лиц лишь для прохода к колодцу с питьевой водой, который в настоящее время не действует, не могут служить основанием для отмены состоявшихся судебных актов.
Как правильно указано судами нижестоящих инстанций, демонтаж расположенного на землях общего пользования объекта не свидетельствует об изменении статуса этих земель.
Вопреки доводам жалобы о том, что жители деревни спорный участок для прохода к своим земельным участкам не используют, опровергается позицией заинтересованных лиц Попова С.Л. и Поповой Т.Н., согласно которой проход был образован в 2006 году для подхода ко всем земельным участкам за счет того, что сдвинули границы земельных участков, принадлежащих братьям Поповым. С 2015 года они не имеют возможности пользоваться этим проходом, поскольку Бударина Н.С. перекрыла его.
Указанная позиция также подтверждается тем, что состоявшееся ранее решение по настоящему делу от 23 января 2020 года об удовлетворении требования Будариной Н.С. и Крыжановской О.А. о признании незаконным распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом в апелляционном порядке было обжаловано заинтересованным лицом Поповым С.Л.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 ЗК РФ земли сельскохозяйственного использования, к какой категории относятся земельные участки административного истца и заинтересованных лиц, входят в состав земель населенных пунктов.
В силу пункта 12 названной статьи земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Таким образом, поскольку испрашиваемый административными истцами земельный участок общего пользования фактически занят проходом, перераспределение принадлежащего им земельного участка невозможно в силу прямого запрета, установленного Земельным кодексом Российской Федерации.
Иные доводы жалобы на законность обжалуемых судебных актов не влияют и их отмену не влекут.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы Будариной Н.С. и отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ярославского районного суда Ярославской области от 1 декабря 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 9 марта 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Будариной Н.С. – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Ю.А. Денисов
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 сентября 2021 года