57RS0013-01-2021-000246-43 Дело № 2-147/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 октября 2021 года г. Малоархангельск
Малоархангельский районный суд Орловской области в составе председательствующего судьи Соколова Р.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савриловой О.В.,
с участием представителя истца Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г. Ливны по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № Букиной Э.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний районного суда гражданское дело по исковому заявлению Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г. Ливны к администрации Малоархангельского района Орловской области о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства,
установил:
Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г. Ливны (далее по тексту – Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Орловской области в г. Ливны) обратился в районный суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с вышеуказанным иском к администрации Малоархангельского района Орловской области.
В обоснование заявленных требований указано, что 24.05.2021 года в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Орловской области в г. Ливны поступило обращение Туранцевой Т.Н. по вопросу качества питьевой воды в п. Рогатый Малоархангельского района Орловской области, поступающей из водонапорной башни в систему централизованного водоснабжения. По результатам проведения лабораторных исследований отобранных проб питьевой воды установлено, что ее качество не соответствует требования СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (далее по тексту - СанПиН 1.2.3685-21) по органолептическому показателю «мутность», а также по содержанию железа. Территориальным отделом возбуждено дело об административном правонарушении и проведено административное расследование, в рамках которого была проведена экспертиза проб питьевой воды в п. Рогатый Малоархангельского района Орловской области и установлено несоответствие отобранных проб требованиям таблиц 3.1, 3.5, 3.13 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 по санитарно-химическим показателям – мутность, содержание железа, привкус, что является нарушением пункта 75 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 3 от 28.01.2021 года (далее по тексту - СанПиН 2.1.3684-21). Также в нарушение пункта 77 СанПиН 2.1.3684-21, частей 1, 5 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее по тексту - Федеральный закон от 07.12.2011 года №416-ФЗ) не разработана программа производственного контроля качества питьевой воды для системы централизованного питьевого водоснабжения, не организован и не проводился производственный контроль качества питьевой воды с июля 2020 года. Собственником объектов централизованного водоснабжения <адрес> является администрация Малоархангельского района Орловской области, объекты для осуществления эксплуатации никакой организации не передавались. 06.07.2021 года по данному факту администрация <адрес> была привлечена к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическому лицу было внесено представление. 29.07.2021 года в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Орловской области в г. Ливны поступило обращение К. по вопросу качества питьевой воды в <адрес>. В рамках рассмотрения обращения были отобраны пробы воды, которые согласно экспертным заключениям не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по органолептическому показателю «мутность», содержанию железа. Тем самым, администрацией Малоархангельского района Орловской области нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренные статьей 42 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 21 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту - Федеральный закон от 30.03.1999 года №52-ФЗ). При таких данных, со ссылками в обоснование иска также на положения статей 11, 39, 51 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ, в иске поставлен вопрос об обязании администрации Малоархангельского района Орловской области выполнить мероприятия, направленные на устранение нарушений требований пунктов 75, 77 СанПиН 2.1.3684-21, частей 1, 5 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ, а именно: разработать программу производственного контроля качества питьевой воды для системы централизованного питьевого водоснабжения <адрес> и согласовать ее с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в срок до 01.01.2022 года; довести до гигиенических нормативов по органолептическому показателю «мутность» и содержанию железа качество питьевой воды, подаваемой жителям <адрес>, в срок до 01.06.2022 года; организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды в <адрес> в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети в срок до 01.06.2022 года.
В судебном заседании представитель истца Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в г. Ливны по доверенности Букина Э.В. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, полагая также обоснованными и достаточными сроки исполнения решения суда, указанные в заявлении.
Представитель ответчика администрации Малоархангельского района Орловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.
В письменных возражениях на исковое заявление от 15.09.2021 года за подписью главы Малоархангельского района Орловской области указано, что администрацией принимаются меры к обеспечению соответствия качества питьевой воды в п. Рогатый Малоархангельского района Орловской области санитарно-эпидемиологическим требованиям, к разработке программы производственного контроля качества питьевой воды, к организации проведения производственного контроля качества питьевой воды, а также изыскиваются денежные средства для установки станции обезжелезивания. Данные мероприятия запланированы на 2022 год, поскольку бюджет на 2021год распланирован в полном объеме. В период с января 2020 года по июнь 2021 года были проведены работы по улучшению качества питьевой воды в <адрес> на общую сумму 689894 рубля. По указанным обстоятельствам в возражениях содержится просьба об оставлении искового заявления без удовлетворения.
С учетом требований статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, суд считает, что исковые требования следует удовлетворить по следующим основаниям.
Статья 42 Конституции Российской Федерации закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.
В силу статьи 19 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Статьей 25 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 3 от 28.01.2021 года утверждены Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21, в соответствии с пунктом 75 которых качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Нормативы качества и безопасности воды установлены в разделе III Санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 2 от 28.01.2021 года.
Пунктом 77 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие водоснабжение и эксплуатацию систем водоснабжения, должны осуществлять производственный контроль по программе производственного контроля качества питьевой и горячей воды, разработанной и согласованной в соответствии с Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2015 года №10 и приложениями №№ 2 - 4 к Санитарным правилам.
Согласно статье 11 Федерального закона от 30.03.1999 года №52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
В силу части 3 статьи 39 названного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.
Судом установлено и из материалов дела следует, что в рамках рассмотрения обращения гражданки Т., поступившего в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Орловской области в г. Ливны 24.05.2021 года, должностными лицами филиала Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области в г.Ливны» были произведены отборы проб питьевой воды в п. Рогатый Малоархангельского района Орловской области из подземной скважины и из водоразборной колонки, по результатам исследований которых установлено, что пробы питьевой воды не соответствуют требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по органолептическому показателю «мутность», а также по содержанию железа и привкусу (л.д.9-13).
03.06.2021 года должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в г. Ливны по данному факту в отношении администрации Малоархангельского района Орловской области было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и принято решение о проведении административного расследования (л.д.14).
В ходе проведения административного расследования в соответствии с определением о назначении экспертизы № от 08.06.2021 года проведена экспертиза проб питьевой воды, отобранных в <адрес>, по микробиологическим, органолептическим показателям, а также содержанию железа. В соответствии с заключением эксперта №-ГЗ-Л-1742-ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ проба питьевой воды, отобранная из артскважины по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям табл. 3.1, табл. 3.5, табл. 3.13 раздела III СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 по санитарно-химическим показателям: мутность - 32,6±4,6 ЕМФ, при гигиеническом нормативе 2,6 ЕМФ, железо - 3,77±0,57 мг/дм3, при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3; проба питьевой воды, отобранная из колонки по адресу: <адрес> не соответствует требованиям табл. 3.1, табл. 3.5, табл. 3.13 раздела III СанПиН 1.2.3685-21 по санитарно-химическим показателям: мутность - 48,7±6,8 ЕМФ, при гигиеническом нормативе 2,6ЕМФ, железо - 5,7±0,63 мг/дм3, при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3, привкус - 3 балла, при нормативе 2 балла (л.д.15-20).
По указанным фактам 28.06.2021 года должностным лицом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в г. Ливны в отношении администрации Малоархангельского района Орловской области составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 06.07.2021 года постановлением главного государственного санитарного врача по г.Ливны, Ливенскому, Должанскому, Колпнянскому, Малоархангельскому районам Орловской области № 226 за нарушения требований пунктов 75, 77 СанПиН 2.1.3684-21, частей 1, 5 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ, выразившиеся в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому водоснабжению, а именно: несоответствии качества питьевой воды в п. Рогатый Малоархангельского района Орловской области нормативам качества и безопасности, предусмотренным СанПиН 1.2.3685-21, отсутствии программы производственного контроля качества питьевой воды для системы централизованного питьевого водоснабжения и не проведении производственного контроля качества питьевой воды в <адрес>, администрация Малоархангельского района Орловской области привлечена к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридическому лицу назначено административное наказание в виде предупреждения. Кроме того по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении администрации Малоархангельского района Орловской области было внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (л.д.22-23, 26-28).
29.07.2021 года в территориальный отдел Управления Роспотребназдора по Орловской области в г. Ливны из Управления Президента Российской Федерации поступило обращение К. по вопросу качества питьевой воды в <адрес>. Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований к протоколу № от 06.08.2021 года проба питьевой воды, отобранная из артскважины по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по органолептическому показателю «мутность» - 42,2±5,9 ЕМФ, при гигиеническом нормативе 2,6 ЕМФ, железо - 3,47±0,52 мг/дм3, при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3. Согласно экспертному заключению №Л3058 от 06.08.2021 года по гигиенической оценке результатов лабораторных исследований к протоколу № от 06.08.2021 года проба питьевой воды, отобранная из колонки по адресу: <адрес> не соответствует требованиям СанПиН 1.2.3685-21 по органолептическому показателю «мутность» - 49,1±6,9 ЕМФ, при гигиеническом нормативе 2,6ЕМФ, железо - 4,16±0,62 мг/дм3, при гигиеническом нормативе 0,3 мг/дм3 (л.д.30-36).
В соответствии с ответом и.о. главы Малоархангельского района Орловской области от 11.06.2021 года на определение территориального отдела Управления Роспотребназдора по Орловской области в г. Ливны об истребовании сведений организация, осуществляющая централизованное холодное водоснабжение <адрес>, отсутствует; программа производственного контроля качества питьевой воды централизованной системы водоснабжения <адрес> не разработана; лабораторные исследования качества питьевой воды в рамках проведения производственного контроля не проводились за период с 01.07.2020 года; объекты централизованного водоснабжения <адрес> включены в реестр муниципальной собственности Малоархангельского района Орловской области (л.д.49-50).
Из ответа и.о. главы Малоархангельского района Орловской области от 06.08.2021 года на представление территориального отдела Управления Роспотребназдора по Орловской области в г. Ливны от 06.07.2021 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, следует, что администрацией района для улучшения качества питьевой воды в <адрес> были проведены мероприятия по промывке, обеззараживанию (хлорированию) централизованной системы водоснабжения; мероприятия по разработке программы производственного контроля, по формированию протоколов производственного контроля качества питьевой воды запланированы на 2022 год, поскольку бюджет на 2021 год распланирован в полном объеме (л.д.29).
Сведений, с достоверностью опровергающих вышеуказанные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении администрацией Малоархангельского района Орловской области требований пунктов 75, 77 СанПиН 2.1.3684-21, частей 1, 5 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ, не представлено. Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не было обжаловано и вступило в законную силу.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что администрацией района до настоящего времени не принимаются достаточные и необходимые меры к обеспечению соответствия качества питьевой воды в <адрес> нормативам качества и безопасности, предусмотренным санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также не разработана программа производственного контроля качества питьевой воды для системы централизованного питьевого водоснабжения и не организовано проведение производственного контроля качества питьевой воды в <адрес>, данные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства оказывают негативное воздействие на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, при этом объекты централизованного водоснабжения <адрес> являются муниципальной собственностью Малоархангельского района Орловской области, действующим законодательством обязанность обеспечения соответствия качества воды централизованных систем водоснабжения санитарно-эпидемиологическим требованиям возложена на организации, осуществляющие водоснабжение с использованием указанных систем, суд полагает исковые требования территориального отдела Управления Роспотребназдора по Орловской области в г. Ливны подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что выявленные нарушения санитарного законодательства представляют угрозу для санитарно-эпидемиологического благополучия населения, суд находит обоснованными и разумными испрашиваемые истцом сроки для исполнения ответчиком решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области в г. Ливны к администрации Малоархангельского района Орловской области о понуждении к выполнению мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать администрацию Малоархангельского района Орловской области выполнить мероприятия, направленные на устранение нарушений требований пунктов 75, 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 3 от 28.01.2021 года, частей 1, 5 статьи 25 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», а именно:
- в срок до 01.01.2022 года разработать программу производственного контроля качества питьевой воды для системы централизованного питьевого водоснабжения <адрес> и согласовать ее с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;
- в срок до 01.06.2022 года довести до гигиенических нормативов по органолептическому показателю «мутность» и содержанию железа качество питьевой воды, подаваемой жителям <адрес>;
- в срок до 01.06.2022 года организовать проведение производственного контроля качества питьевой воды в <адрес> в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Малоархангельский районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения суда изготовлен 22 октября 2021 года.
Судья Р.Ю. Соколов