Судья Сопачева М.В. № 33-219/2022
44RS0001-01-2021-004662-75
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
02 февраля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Веремьевой И.Ю.,
судей Лепиной Л.Л., Ворониной М.В.,
при секретаре Миронове М.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Калинина Е.П. - Шкаликова С.Д. на решение Свердловского районного суда города Костромы от 13 сентября 2021 года, которым в удовлетворении исковых требований Калинина Е.П. к Администрации города Костромы, департаменту строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, Министерству строительства и ЖКХ РФ, администрации Костромской области, департаменту финансов Костромской области о признании незаконным распоряжения администрации Костромской области от 09 декабря 2020 года № 343-ра, обязании уполномоченного органа принять решение об исполнении ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей - участников ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Костромской области на 2019-2021 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по муниципальному образованию городскому округу город Кострома» в отношении Калинина Е.П. и членов его семьи, отказано.
Заслушав доклад судьи Ворониной М.В., выслушав представителя истца Калинина Е.П. - Шкаликова С.Д., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Калинин Е.П. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации города Костромы, администрации Костромской области в лице департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, Министерству строительства и ЖКХ РФ о признании незаконным распоряжения администрации Костромской области от 09 декабря 2020 года № 343-ра, обязании уполномоченного органа принять решение об исполнении ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей - участников ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Костромской области на 2019- 2021 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по муниципальному образованию городскому округу город Кострома» в отношении него (Калинина Е.П.) и членов его семьи.
В обоснование требований указал, что его семья в составе четырех человек с 15 февраля 2018 года значится в списке молодых семей- участников вышеуказанной ведомственной целевой программы за № 62. 05 июня 2020 года Администрацией города Костромы в департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области направлен список молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году. В данный список его семья была включена. Однако распоряжением администрации Костромской области от 09 декабря 2020 года № 343-ра утвержден список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2021 году в количестве 22 молодых семей, и его семья в список не включена. Причиной отказа в социальной выплате явилось только недостаточное финансирование данной программы. И поскольку 08 июня 2020 года ему исполнилось 35 лет, то включить его в вышеуказанную программу на 2022 год не представляется возможным.
По делу постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе представитель истца Калинина Е.П. - Шкаликов С.Д. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. В обоснование жалобы указал, что судом не дана правовая оценка формированию списка претендентов на реализацию программы обеспечения жильем, по результатам которого семья Калинина Е.П. оказалась за номером 30. Кроме того, полагает неправомерным исключение семьи истца из списка по пресекательному возрастному цензу. Считает, что в данном случае необходимо руководствоваться аналогией закона, предусматривающей возможность предоставления детям-сиротам жилого помещения и после достижения ими возраста 23 лет.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области Кралин С.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Калинина Е.П. - Шкаликов С.Д. поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением Администрации города Костромы от 29 марта 2018 года № семья Калинина Е.П. в составе четырех человек принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилищного фонда Костромской области, по категории – молодая семья.
Согласно распоряжению начальника Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от 24 апреля 2018 года № 498-р семья истца в составе четырех человек признана участницей основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Администрацией города Костромы семья Калинина Е.П. включена в список молодых семей-участников указанной ведомственной программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по муниципальному образованию городской округ город Кострома за № 30. В данный список, сформированный по состоянию на 31 мая 2020 года, было включено 143 семьи.
Однако в сводный список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2021 году по Костромской области, утвержденный распоряжением администрации Костромской области от 09 декабря 2020 года №, семья истца не вошла ввиду недостаточного финансирования.
Полагая, что не включение в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2021 году по Костромской области является незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая заявленные требования, суд, проанализировав представленные в дело доказательства, и установив, что в 2021 году муниципальному образованию городской округ город Кострома было выделено денежных средств для предоставления социальной выплаты только на 22 семьи, а семья Калинина Е.П. числилась в списке молодых семей-участников ведомственной целевой программы за № 30 и первоочередным правом на предоставление социальной выплаты не обладала, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда не имеется.
Так, при разрешении заявленных требований суд подробно проанализировал нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и ссылаясь на положения государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2017 года № 1710, постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, утвердившем особенности реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», ведомственной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей Костромской области на 2019-2021 годы», утвержденной постановлением департамента строительства Костромской области от 06 сентября 2018 № 4-п, пришел к верному выводу о том, что включение молодой семьи в сводный список молодых семей-претендентов на получение социальный выплат по Костромской области и выдача свидетельства о праве на социальную выплату обусловлены финансовыми возможностями государства и порядковым номером молодой семьи в списке претендентов на получение социальной выплаты по муниципальному образованию.
При этом судом также верно было отмечено, что с учетом объема субсидий, предоставленных из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на 2021 год на софинансирование мероприятия по обеспечению жильем молодых семей, которых было достаточно для предоставления социальной выплаты только 22 молодым семьям по городскому округу город Кострома, департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области не мог включить в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2021 году по Костромской области семью Калинина Е.П., состоявшую в списке молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в 2021 году по муниципальному образованию городскому округу город Кострома за № 30.
Также судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что факт включения молодой семьи в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает наличие бесспорного права на получение социальной выплаты для приобретения жилья, поскольку предоставление социальной выплаты молодым семьям по ведомственной целевой программе ограничено ее финансированием на соответствующий финансовый год.
Доводы жалобы указанных выводов не опровергают, а сводятся лишь к тому, что в ходе рассмотрения дела судом не дана правовая оценка формированию списка претендентов, по результатам которого семья истца оказалась за номером 30.
Между тем доказательств неправомерности его формирования истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ представлено не было, тогда как в рамках искового производства такая обязанность лежала на истце.
Вместе с тем согласно сведениям, содержащимся в отзыве департамента строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, учтенным судом при вынесении решения, при формировании списка молодых семей- участников программы, в первую очередь включаются в данный список семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие 3 и более детей. При формировании указанного списка, предусмотрена квота (не более 30 %) для молодых семей, не отнесенных к вышеуказанным категориям. С учетом данных обстоятельств, в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2021 году по городскому округу город Кострома включено 16 молодых семей льготных категорий, и 6 семей, не относящихся к льготной категории. При этом семья Калинина Е.П. в составе общей очереди по не льготной категории числилась за номером 11, в связи с чем обоснованно не была включена в список.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном исключении семьи Калинина Е.П. из списка в связи с достижением истцом возраста 35 лет не может повлечь отмену решения, поскольку снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с утратой семьей Калинина Е.П. статуса молодой семьи (достижение Калининым Е.П. возраста, превышающего 35 лет) произведено на основании распоряжения начальника Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы от 05 июля 2021 года №, которое в суде первой инстанции истцом не обжаловалось.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого решения не имеется, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свердловского районного суда города Костромы от 13 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца Калинина Е.П. Шкаликова С.Д. – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 02 февраля 2022 года.