дело № 2а-667\19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волоколамск Московской области 16 апреля 2019 года
Волоколамский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Капцовой Т.Ю.,
при секретаре Маровой Е.Н.,
с участием административного истца Александрова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Александрова А.А. к УФССП по <адрес>, судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Волоколамскому, Лотошинскому и <адрес>м УФССП России по <адрес> Дегтяревой А.С., Отделу судебных приставов по Волоколамскому, Лотошинскому и <адрес>м УФССП России по <адрес> о признании постановления о возбуждении исполнительного производства не соответствующим законодательству,
Установил:
Административный истец Александров А.А. обратился в суд с административным иском к УФССП по Московской области о признании постановления о возбуждении исполнительного производства не соответствующим требованиям законодательства.
Суд привлек к участию в данном деле в качестве соответчиков - судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Волоколамскому, Лотошинскому и <адрес>м УФССП России по Московской области Дегтяреву А.С. и Отдел судебных приставов по Волоколамскому, Лотошинскому и <адрес>м УФССП России по <адрес>.
В обоснование своих требований административный истец указал, что судебным приставом-исполнителем Дегтяревой А.С. в отношении него возбуждено исполнительное производство №-ИП. Считает Постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ не соответствующим законодательству и соответственно не имеющим юридической силы, поскольку оно не утверждено старшим судебным приставом, не подписано судебным приставом-исполнителем, на постановлении отсутствует герб, а также по иным основания, изложенным им в иске.
Истец в иске указал, что согласно Приложения 2 к приказу Министерства юстиции РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 74 на территории Москвы и <адрес> действует лишь Управление Федеральной службы судебных приставов по Москве (УФССП России по Москве), которое размещается в <адрес>. Территориальный орган является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и его наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территориальный орган имеет знамя, учреждаемое Президентом Российской Федерации, и эмблему, утверждаемую директором ФССП России по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 477 утверждены Правила делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, которые устанавливают единый порядок делопроизводства. Реквизитами документов, создаваемых в процессе деятельности федерального органа исполнительной власти, являются: а) Государственный герб Российской Федерации; б) наименование федерального органа исполнительной власти; в) наименование структурного подразделения федерального органа исполнительной власти; г) наименование должности; д) справочные данные о федеральном органе исполнительной власти; е) наименование вида документа; ж) дата документа; з) регистрационный номер документа; и) ссылка на регистрационный номер и дату входящего документа; к) место составления (издания) документа; л) гриф ограничения доступа к документу; м) адресат; н) гриф утверждения документа; о) указания по исполнению документа (резолюция); п) заголовок к тексту; р) текст документа; с) отметка о контроле; т) отметка о приложении; у) подпись; ф) отметка об электронной подписи; х) гриф согласования документа; ц) виза; ч) печать; ш) отметка о заверении копии; щ) отметка об исполнителе; э) отметка об исполнении документа и направлении его в дело; ю) отметка о поступлении документа; я) ссылка на документ. Федеральное архивное агентство Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела, разъясняет и конкретизируют порядок внедрения и применения ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации, требования к оформлению документов. Положения вновь разработанного ГОСТ распространяются на организационно-распорядительные документы, относящиеся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации: постановления, распоряжения, приказы, решения, протоколы, акты, письма и другие документы, включенные в Общероссийский классификатор управленческой документации, которые фиксируют решения административных и организационных вопросов, а также вопросов взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, юридических и физических лиц независимо от форм собственности. Методические рекомендации соответствуют положениям Федерального закона «O техническом регулировании» от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ, нормативным и методическим документам в области делопроизводства и архивного дела. При подготовке и оформлении документов используются реквизиты организационно-распорядительных документов, состав которых представлен в ГОСТ: Государственный герб Российской Федерации, герб субъектов Российской Федерации, эмблема организации, товарный знак, знак обслуживания (реквизиты 01; 02; 03). Государственный герб Российской Федерации помещают на бланках документов в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Государственном гербе Российской Федерации». В соответствии с этим Законом воспроизведение Государственного герба Российской Федерации в многоцветном варианте помещается на бланках: федеральных органов исполнительной власти. Зарегистрированное согласно установленному порядку изображение эмблемы помещают на бланках организаций в соответствии с учредительными документами (уставом, положением об организации).
Административный истец считает, что отсутствие герба на бланках и печати нарушает единый порядок делопроизводства, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 477. Код организации (реквизит 04) проставляют по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКНО). Основной государственный регистрационный номер (ОГРН) юридического лица (реквизит 05) проставляют на основании документов, выдаваемых налоговыми органами в соответствии со Свидетельством о государственной регистрации юридических лиц. ОГРН проставляется в бланках документов, в составе справочных данных об организации, наряду с ее наименованием в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О Едином государственном реестре юридических лиц" от ДД.ММ.ГГГГ N 438. ОГРН обязательно проставляется в бланках писем, в том числе направляемых в налоговые органы или органы статистики.
Считает, что отсутствие в документах кода организации (ОКПО) и Основного государственный регистрационного номера (ОГРН) нарушает Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4775 требования к оформлению документов по ГОСТ Р 6.30-2003. Отсутствие ОГРН лишает возможность проверить подлинность документа, а также информацию, кто имеет право подписи без доверенности. Регистрационный номер документа (реквизит 12) состоит из его порядкового номера, который может дополняться по усмотрению организации буквенным обозначением наименования документа, должности (или фамилии) подписавшего, индексом дела по номенклатуре дел, информацией о корреспонденте, исполнителях и др. Регистрации подлежат все создающиеся в организации документы и поступающие от других организаций и физических лиц. Регистрационный номер является обязательным реквизитом каждого документа. В связи с чем, считает, что отсутствие в документах Регистрационного номера документа (реквизит 12) по ГОСТ (реквизит «3») в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 477 нарушает эти законодательные акты. При этом возникает подозрение, что пристав-исполнитель Дегтярева А.С. составила какой-то «левый» документ. Отсутствие ещё Грифа утверждения и отметки о контроле усиливают это подозрение. Документ утверждается руководителем организации, иным должностным лицом, специально издаваемым документом. При утверждении документа должностным лицом гриф утверждения документа должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения, например: отметка о контроле (реквизит 19) обозначает, что документ поставлен на контроль. Контролю подлежат все зарегистрированные документы, требующие исполнения. Идентификатор электронной копии документа (реквизит 30) представляет собой отметку (колонтитул), проставляемую в левом нижнем углу каждой страницы документа и содержащую наименование файла на машинном носителе, дату и другие поисковые данные, устанавливаемые в организации. Идентификатор электронной копии стоит не в левом нижнем углу каждой страницы документа, а вверху, и то, только на последней. Считает, что первые две страницы недействительны, а значит и сам документ не имеет юридической силы, полное собрание нарушений по оформлению документа лишает его юридической силы.
В суде Александров А.А. поддержал свои требования по доводам, изложенным им в своем административном иске. Просит суд признать «постановление о возбуждении исполнительного производства» от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя Дегтяревой А.С. №-ИП не соответствующим законодательству и соответственно не имеющим юридической силы.
В судебное заседание административные ответчики УФССП России по Московской области, ОСП по Волоколамскому, Лотошинскому и Шаховскому районам УФССП России по Московской области надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения данного дела, не явились.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Дегтярева А.С. письменно ходатайствовала о рассмотрении данного иска в свое отсутствие, считает данный иск необоснованным. Представила отзыв, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ ею было возбуждено исполнительное производство №-ИП на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Александрова А.А., сущность исполнения: задолженность по кредитным платежам в размере 77285,34 руб. Постановление о возбуждении исполнительного производства направлено должнику в соответствии со ст. 14 ч. 2.1 ФЗ №.
Заинтересованное лицо ПАО «Сбербанк России» извещено надлежащим образом, в суд не явились.
Рассмотрев административный иск, изучив представленные доказательства, материалы исполнительного производства №-ИП, суд приходит к выводу, что административный иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу статьи 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" старший судебный пристав организует работу подразделения судебных приставов; обеспечивает принятие мер по своевременному и полному исполнению судебными приставами-исполнителями судебных актов, актов других органов и должностных лиц, утверждает постановления судебных приставов-исполнителей в случаях, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", осуществляет в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности.
В силу частей 8, 17 статьи 30 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства и не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляет его взыскателю.
Согласно ст. 14 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В п. 2 ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве", указано, что в постановлении судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов должны быть указаны:
1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;
2) дата вынесения постановления;
3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;
4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;
5) вопрос, по которому выносится постановление;
6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;
7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
8) порядок обжалования постановления.
Согласно п. 4 ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве", Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.
Вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов (п.5 ст. 14).
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Волоколамскому, Лотошинскому и <адрес>м УФССП России по <адрес> Дегтяревой А.С. на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, представленного взыскателем ПАО «Сбербанк России» было возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении Александрова А.А., сущность исполнения: задолженность по кредитным платежам в размере 77285,34 руб.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем было вынесено Постановление о возбуждении исполнительного производства, которое было вынесено в форме электронного документа и направлено в адрес должника в электронном виде в предусмотренный законом срок.
Административный истец Александров А.А. не оспаривает вышеуказанное постановление по существу предмета, послужившего основанием для возбуждения исполнительного производства. Александров А.А. считает, что на территории <адрес> действует УФССП России по Москве; форма и содержание постановления о возбуждении исполнительного производства не соответствует законодательству, в связи с чем, данный документ не имеет юридической силы.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебные приставы исполняют возложенные на них обязанности в структурных подразделениях Федеральной службы судебных приставов (судебные приставы при руководителе Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации (далее - судебные приставы при главном судебном приставе Российской Федерации) и структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 74 утверждено "Типовое положение о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов" в пункте 3.1 которого указано, что в территориальный орган ФССП России входят структурные подразделения территориального органа ФССП России, состоящие из государственных служащих и работников, возглавляемые начальниками отделов - старшими судебными приставами.
Управление Федеральной службы судебных приставов по Московской области располагается по <адрес>
Волоколамский, Лотошинский и <адрес> отдел судебных приставов является структурным подразделением УФССП по <адрес> и располагается по <адрес>
Статья 5 Закона об исполнительном производстве регламентирует, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
Требования к содержанию постановления установлены ч. 2 названной статьи.
Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и может быть направлено адресату в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи. Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов (п. 2.1 ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве")
Оспариваемое истцом Постановление вынесено в форме электронного документа.
Согласно п. 1 ст. 2 названного Закона электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
В соответствии с пунктом 5 Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 477 (далее - Правила) документы, создаваемые в федеральном органе исполнительной власти, оформляются на бланках, на стандартных листах бумаги формата A4 (210 x 297 мм) или A5 (148 x 210 мм) либо в виде электронных документов и должны иметь установленный состав реквизитов, их расположение и оформление.
Согласно п. 10 Правил создания документов в Федеральном органе исполнительной власти, состав реквизитов документа определяется его видом и назначением.
При создании электронных документов в системе электронного документооборота используются электронные шаблоны документов. Образцы бланков и электронные шаблоны документов утверждаются руководителем федерального органа исполнительной власти (пункты 6, 8 Правил).
Требования к порядку оформления постановлений судебных приставов-исполнителей и других должностных лиц ФССП России определены п. 3.3.3.7 Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов, утвержденной Приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N 682.
Подпунктом 4 п. 3.3.3.7 Инструкции установлено, что при формировании проектов постановлений автоматизированным способом от верхней границы текстового поля до наименования документа и до грифа утверждения размещаются: от границы левого поля уникальный идентификатор документа или экземпляра документа в виде штрихкода и в цифровом виде; от границы правого поля наименование, адрес и телефон территориального органа Службы или его структурного подразделения; от границы правого поля отделенные сверху горизонтальной чертой сведения об адресате документа или экземпляра документа (наименование и адрес).
В имеющемся в материалах дела Постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, выполненного в электронном виде, вышеприведенные требования к оформлению документов, предусмотренные п. 2.1 ст. 14 ФЗ "Об исполнительном производстве", Правилами, выполнены.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 63-ФЗ "Об электронной подписи" информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Оспариваемое постановление вынесено и подписано уполномоченным лицом - судебным приставом-исполнителем Дегтяревой Е.С., что соответствует требованиям ч. 2.1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве.
При этом Законом об исполнительном производстве не предусмотрено утверждение постановления о возбуждении исполнительного производства старшим судебным приставом, а также его оформление на бланке строгой отчетности.
Наличие штрих-кода на постановлении судебного пристава-исполнителя предусмотрено при его вынесении в форме электронного документа, требования к которому устанавливаются Федеральной службой судебных приставов (часть 2.1 статьи 14 Закона об исполнительном производстве). Помимо штрих-кода, включающего в себя однозначное трактование конкретного документа (номер дела, дата, код судебного пристава и подразделения ОСП), в постановлении указан идентификатор - цифровой код, используемый для идентификации документа, а также, тип и номер документа, наименование получателя, прочее.
Электронные документы должны иметь реквизиты, установленные для аналогичного документа на бумажном носителе (за исключением собственноручной подписи судебного пристава-исполнителя и оттиска печати с воспроизведением Государственного герба РФ).
Юридическая значимость электронных документов, создаваемых судебным приставом -исполнителем подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава –исполнителя.
Постановление судебного пристава о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ подписано усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя Дегтяревой А.С., которая прошла проверку, в связи с чем, суд нарушений со стороны административных ответчиков не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Александрова А.А. о признании незаконным, не имеющим юридической силы Постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ судебного пристава-исполнителя Дегтяревой А.С. по исполнительному производству №-ИП - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Волоколамский городской суд Московской области.
Судья Капцова Т.Ю.