Судья Шабунина К.С.
Дело № 33-39-2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе
председательствующего Опалевой Т.П.,
судей Казанцевой Е.С., Лобанова В.В.,
при секретаре Овчинниковой Ю.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Перми 23 января 2019 г. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства и архитектуры Пермского края на заочное решение Краснокамского городского суда Пермского края от 03 сентября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Опалевой Т.П., объяснения представителя ответчика Петровой Ю.Ю., истца Валиевой З.М., изучив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Валиева З.М. обратилась с иском к Министерству строительства и архитектуры Пермского края, просила признать отказ в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата в 2018 году незаконным, признать решение об исключении ее из сводного списка граждан-получателей жилищных сертификатов в 2018 г. незаконным, признать за ней право нахождения в сводном списке граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году по первоначальной дате постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении - 29.11.2001 года, возложить обязанность на ответчика выдать ей государственный жилищный сертификат в 2018 году. В обоснование иска Валиева З.М. указала, что она является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» с 29.11.2001 года в составе семьи Валиева Рамиля Шакировича ** года рождения, по категории «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами». В связи с расторжением брака с Валиевым Р.Ш. истец обратилась в администрацию Краснокамского городского поселения с заявлением о разделении семьи в списке граждан на получение сертификатов в рамках реализации подпрограммы, при этом просила поставить ее в список по дате первоначальной постановки на учет нуждающихся в жилом помещении - 29.11.2001 года. Постоянно действующей рабочей комиссией по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы, было рассмотрено ее заявление о включении в сводный список граждан, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, 19.04.2013 года принято решение о включении в список граждан - участников подпрограммы на 2014 год по дате признания нуждающимися в жилом помещении от 29.11.2001 года двух семей: Валиева Рамиля Шакировича и сына Валиева Марса Рамильевича под номером № 2 и Валиеву Замилю Махмутовну под номером №3 в списке очереди. В 2016 году Валиев Р.Ш. получил государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения и реализовал его. В начале 2018 года учетное дело истца было направленно в Министерство строительства и архитектуры Пермского края для оформления и выдачи государственного жилищного сертификата в текущем году по категории «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами», однако, в апреле 2018 года истцу вручили уведомление об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата в 2018 году и исключении из сводного списка граждан - получателей сертификатов по Пермскому краю. Истец считает, что вышеуказанное решение Министерства строительства и архитектуры Пермского края неправомерно, так как нормативно-правовых документов, запрещающих процедуру разделения семьи гражданина, имеющего статус вынужденного переселенца, на несколько семей, с сохранением за каждым членом семьи права стоять в очереди на получение жилищного сертификата по дате первоначальной постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, законодательством не предусмотрено.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.
Заочным решением Краснокамского городского суда Пермского края от 03.09.2018 г. постановлено:
Признать решение Министерства строительства и архитектуры Пермского края от 18.04.2018 об отказе в оформлении и выдаче государственного жилищного сертификата в 2018 году Валиевой З.М., об исключении Валиевой З.М. из сводного списка граждан-получателей жилищных сертификатов в 2018 г. незаконным.
Признать за Валиевой З.М. право на нахождение в сводном списке граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году по первоначальной дате постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении - 29.11.2001 года.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Пермского края решить вопрос о выдаче Валиевой З.М. государственного жилищного сертификата в 2018 году.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство строительства и архитектуры Пермского края просит решение суда первой инстанции отменить, указывает на то, что в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153, право на получение социальной выплаты имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания и включенные в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Валиева З.М. состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в составе семьи вынужденного переселенца Валиева Р.Ш. с 29.11.2001 г., 06.11.2012 г. Валиевы брак расторгли. 16.11.2012 г. Валиев З.М. подала заявление в Администрацию Краснокамского городского поселения о рассмотрении вопроса о разделении очереди с Валиевым Р.Ш., о постановке ее в очередь отдельно от Валиева Р.Ш. по первоначальной дате постановки на учет с 29.11.2001 г. Данное заявление администрацией было удовлетворено, что незаконно, так как законодательство не предусматривает условия и механизм разделения очередности между членами семьи вынужденного переселенца путем постановки в очереди на улучшение жилищных условий членов семьи самостоятельно с присвоением последующего номера очередности, не предусматривает возможность обеспечения лиц, признанных вынужденными переселенцами, отдельными жилыми помещениями на каждого члена семьи в отдельности. Постановка на учет Валиевой З.М. 19.04.2013 года по первоначальной дате постановки на учет с 29.11.2001 г. нарушила права других граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Кроме того, Валиева З.М. 29.01.2001 г. не подавала заявление о постановке на учет, как нуждающаяся в жилом помещении, и на момент рассмотрения дела в суде не являлась вынужденным переселенцем, поэтому никаких правовых оснований для удовлетворения заявленных ею требований не имелось.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Истец просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, представила письменные возражения на апелляционную жалобу.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно подпунктам 2 и 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности, предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с действующей на момент возникновения спорных правоотношений подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, к ним, в том числе относятся граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы установлено, что формой государственной поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Данным Постановлением также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной подпрограммы.
Согласно подпункту "ж" пункта 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.
Таким образом, основанием для решения вопроса о предоставлении Валиевой З.М. за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, является статус вынужденного переселенца и факт нуждаемости в жилом помещении.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что 26.11.2001 года в Краснокамскую администрацию Краснокамского муниципального образования обратился Валиев Р.Ш. с заявлением о постановке на учет на получение жилья как вынужденный переселенец с семьей из 4-х человек, в состав которой входили супруга Валиева З.М. и двое сыновей В1. и Валиев М.Р.
Распоряжением Краснокамской администрации Краснокамского муниципального образования от 29.11.2001 года семья Валиевых принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
26.05.2006 г. Валиев Р.Ш. подал заявление на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище".
В связи с выездом на постоянное место жительства в другой регион В1. был исключен из членов семьи Валиевых.
06.11.2012 года брак между Валиевым Р.Ш. и Валиевой З.М. был расторгнут.
16.11.2012 Валиева З.М. обратилась с заявлением о разделении очереди с сохранением даты первоначальной постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и участии в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" отдельно от бывшего супруга.
Администрация Краснокамского городского поселения включила Валиеву З.М. в списки участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2014 год с первоначальной даты постановки на жилищный учет, т.е. с 29.11.2001 года, отдельно от Валиева Р.Ш.
В 2016 г. Валиев Р.Ш. и сын Валиев М.Р. получили государственный жилищный сертификат на семью из двух человек без учета Валиевой З.М.
18.04.2018 г. при рассмотрении учетного дела Валиевой З.М. на предмет возможности выдачи ей государственного жилищного сертификата по категории «Граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами» Министерство строительства и архитектуры Пермского края приняло решение отказать в оформлении и выдаче Валиевой З.М. государственного жилищного сертификата и исключить ее из сводного списка граждан-получателей жилищных сертификатов в 2018 г. в Пермском крае в связи с тем, что разделение семьи гражданина, имеющего статус вынужденного переселенца, на несколько семей, с сохранением за каждым членом семьи даты первоначальной постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, не допустимо. Совместно проживающие с участником подпрограммы лица обеспечиваются жильем только в составе его семьи.
Удовлетворяя исковые требования Валиевой З.М. о признании незаконным вышеуказанного решения Министерства строительства и архитектуры Пермского края от 18.04.2018 г., о признании за Валиевой З.М. права на нахождение в сводном списке граждан-получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году по первоначальной дате постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении - 29.11.2001 года, и об обязании выдать ей государственный жилищный сертификат, суд первой инстанции правильно исходил из того, что Валиева З.М. не могла быть исключена из сводного списка граждан-получателей государственных жилищных сертификатов без предоставления ей такого сертификата, так как на момент принятия Министерством строительства и архитектуры Пермского края решения она имела статус вынужденного переселенца и состояла на учете, как нуждающаяся в жилом помещении.
Вместе с тем судебная коллегия считает ошибочным вывод суда о том, что Валиева З.М. имеет самостоятельное право на получение жилищного сертификата независимо от бывшего супруга Валиева Р.Ш. Поскольку Валиевы при их переселении на территорию Российской Федерации были учтены в списках граждан, нуждающихся в жилом помещении, и включены в списки граждан-получателей государственных жилищных сертификатов одной семьей, то последующее изменение их семейного положения, правового значения не имеет, поскольку закон не предусматривает в этом случае возможности обеспечения жилым помещением каждого лица, имеющего статус вынужденного переселенца, в отдельности.
В соответствии с п. 16 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере:
33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина;
42 кв. м - на семью из 2 человек;
по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.
С учетом вышеуказанной нормы Валиева З.М. имела право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в составе семьи Валиева Р.Ш., состоящей из трех человек из расчета по 18 кв.м на каждого члена семьи. Разделение семьи и постановка их на учет в сводном списке граждан-получателей государственных жилищных сертификатов разными семьями ведет к увеличению выплачиваемой им социальной выплаты, что нарушает права иных граждан, стоящих в этом же списке после семьи Валиевых, что недопустимо.
Таким образом, право Валиевой З.М. состоять в очереди в составе семьи Валиева Р.Ш. с 29.11.2001 года на получение сертификата было нарушено. Поскольку в 2016 г. государственный жилищный сертификат уже был получен Валиевым Р.Ш. без учета Валиевой З.М., то нарушенное право истца подлежит восстановлению путем сохранения ее очередности с той же датой постановки на учет, с которой она значилась в очереди в составе семьи Валиева Р.Ш.
Государственный жилищный сертификат подлежал выдаче Валиевой З.М. в 2016 г. в составе семьи Валиева Р.Ш., на тот момент она являлась вынужденным переселенцем, поэтому лишение ее статуса вынужденного переселенца в 2018 г. не является юридически значимым. К тому же решением Краснокамского городского суда Пермского края от 06.11.2018 г. решение Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Пермскому краю от 25.05.2018 г. об отказе Валиевой З.М. в продлении статуса вынужденного переселенца признано незаконным, на ГУ МВД России по Пермскому краю возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о продлении Валиевой З.М. статуса вынужденного переселенца.
Таким образом, судебная коллегия находит, что судом в целом вынесено правильное решение, правовых оснований, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Заочное решение Краснокамского городского суда Пермского края от 03 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Пермского края – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: