Дело № 2-257/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Прилузский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Можеговой Т.В.
при секретаре Кныш Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево
13 августа 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Руссу Л.Н. к администрации Муниципального района «Прилузский» о признании относящейся к категории лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,
установил:
Руссу Л.Н. обратилась в Прилузский районный суд Республики Коми с иском к Рыбаковой О.И. о признании относящейся к категории лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. В обоснование иска указала, что в несовершеннолетнем возрасте осталась сиротой, однако к совершеннолетию жилое помещение не получила. В настоящее время обратилась в АМР «Прилузский» с заявление о постановке на учет по категории лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, с целью получения жилого помещения специализированного жилищного фонда, однако от ответчика поступил отказ, в связи с чем вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
Определением суда от 10.07.2018 произведена замена ответчика с Рыбаковой О.И. на администрацию МР «Прилузский».
Истец и ее представитель, действующий на основании доверенности с соответствующими полномочиями, на исковых требованиях настаивали в полном объеме, просили признать Руссу Л.Н. относящейся к категории лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда. Пояснили, что родители истца были лишены родительских прав, в связи с чем последняя обучалась в ГОУ РК «Школа-интернат №» г. Сыктывкара. После обучалась в ГПОУ «ППЭТ» (ПУ № г. Печора). За ней сохранялось право проживания в <адрес>, однако в доме никогда не проживала, так как в последнем проживает семья брата, в настоящее время дом признан непригодным для проживания. До 23 лет в АМР «Прилузский» по вопросу постановки на учет по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращалась, так как не знала о данном праве. В настоящее время в собственности жилья не имеет, проживает с семьей в доме непригодном для проживания.
Представитель ответчика АМР «Прилузский» в суде не присутствует, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, предоставив суду отзыв, согласно которого с требованиями Руссу Л.Н. не согласны, в связи с тем, что истец обратилась по вопросу постановки на учет по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по достижении 23-хлетнего возраста.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев материалы гражданского дела № 2-44/2015, № 2-314/2017, суд приходит к следующему.
Как указано в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013), для правильного рассмотрения дел, связанных с обеспечением детей-сирот жилым помещением необходимо выяснять относится ли истец к кругу лиц, на которых распространяется действие данной нормы.
В этих целях суды должны выяснять: относится ли истец к категории детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, либо лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; возраст истца, поскольку дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на обеспечение жилой площадью, распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет; имеет ли истец, требующий предоставления вне очереди жилого помещения, закрепленное жилое помещение, поскольку обязанность обеспечить таким жилым помещением возлагалась законом на органы исполнительной власти только в том случае, если дети-сироты не имели закрепленного жилого помещения; состоит ли истец на учете нуждающихся в жилом помещении.
В судебном заседании установлено, что Шучалина Л.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ от родителей ФИО1 и ФИО3, что подтверждается свидетельством о рождении серии № от ДД.ММ.ГГГГ.
19 октября 2012 года Шучалина Л.Н. вступила в брак с ФИО3, что подтверждается свидетельством о заключении брака серия № от ДД.ММ.ГГГГ (актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ ТО загса Прилузского района Управления загса Республики Коми). После регистрации брака супруге присвоена фамилия Руссу.
Решением Прилузского районного народного суда Коми АССР от 28.12.1981 ФИО1, ФИО3 были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе в отношении Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. Решение вступило в законную силу 07.01.1982.
Приговором Прилузского суда от 07.08.1984 ФИО3 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 122 УК РСФСР, ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 1 год (дело №).
С 12 декабря 1989 года место нахождения матери истца, ФИО3 неизвестно, в связи с чем решением Сыктывдинского районного суда от 19.04.2001 ФИО3 была признана безвестно отсутствующей.
Согласно свидетельства о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, отец истца, ФИО1, умер (актовая запись о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ произведена ТО загса Прилузского района Управления загса Республики Коми).
Как следует из справки Отдела опеки и попечительства по Прилузскому району Управления по опеке и попечительству Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми № от 27.06.2018 Руссу (Шучалина) Л.Н. была выявлена и принята к первичному учету в качестве оставшейся без попечения родителей 18 января 1982 года. Сведений о сохранении права пользования жилым помещением за Шучалиной Л.Н. в Отделе отсутствуют.
Решением Объяческого Сельского совета народных депутатов № от 15.05.1990 за Шучалиной Л.Н. сохранено жилье в с. Объячево, <адрес>.
Из ответа ГОУ РК «Школа-интернат №» г. Сыктывкара № от 03.04.2018 следует, что Шучалина Л.Н. проживала и обучалась в интернате в период с 30.08.1986 по 30.08.1993, после направлена для продолжения учебы в г. Егорьевск.
Согласно ответа ГАПОУ МО «Егорьевский техникум» № от 30.07.2018 Шучалина (Руссу) Л.Н. обучалась в училище в период с 01.09.1993 по 15.04.1994, при этом проживала в общежитии, жилого помещения из жилищного фонда как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, не предоставлялось.
Исходя из сведений ГПОУ «ППЭТ» № от 10.08.2018 Руссу (Шучалина) Л.Н. обучалась в СТПУ № г. Печоры на очном отделении в период с 20.09.1994 по 14.02.1995, при этом жилое помещение последней, как ребенку из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставлялось.
Из ответа Отдела опеки и попечительства по г. Печоре № от 13.08.2018 следует, что в отношении Руссу (Шучалиной) Л.Н. какая-либо информация отсутствует.
Таким образом, материалами дела установлено, что Руссу (Шучалина) Л.Н. окончила обучение в 1995 году.
Материалами дела установлено, что дом <адрес> с. Объячево Прилузского района принадлежал на праве собственности ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., - деду истца, который умер ДД.ММ.ГГГГ. Наследником ФИО4 являлась его супруга ФИО5, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 15.07.1996. Наследником за бабушкой ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ, стал ФИО6 - брат истца (свидетельство о праве на наследство по закону от 04.10.1999).
Согласно заключения № от 22.04.2015 дом <адрес> признан несоответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению.
Из пояснений истца следует, что она в дом по адресу: <адрес>, не вселялась, так как в доме проживала семья брата, в настоящее время дом не пригоден для проживания, более того в 17 лет вышла замуж, проживала с мужем. В настоящее время зарегистрирована и проживает с мужем и дочерью по адресу: с. Объячево, <адрес>. Дом признан аварийным.
В судебном заседании также установлено, что ни истец, ни члены ее семьи собственниками жилых помещений не являются, что подтверждается уведомлениями Росрееста от 29.06.2018 №, №, от 22.05.2018 №.
Дом <адрес> с. Объячево Прилузского района республики Коми принадлежит на праве собственности ФИО7, ФИО8 по ? доли в праве, что подтверждается выпиской из ЕГРП № от 22.05.2018.
18 мая 2018 года Руссу Л.Н. обратилась в администрацию МР «Прилузский» о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений.
Постановлением администрации МР «Прилузский» № 555 от 19.06.2018 Руссу Л.Н. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений. Основание: п. 3 ч. 1 ст. 5 Закона Республики Коми от 25.12.2015 № 134-РЗ (представлены документы и сведения, которые не подтверждают право гражданина на включение в список).
Как пояснила суду истец до 23 лет он не состояла в списке АМР «Прилузский» на получение жилья из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; не обращался с данным заявлением, т.к. не знала о данном праве, считала, что выйдя замуж о ней будет заботиться муж. На сегодняшний день у истца нет в собственности жилого помещения, дом, в котором она проживает с семьей, признан непригодным для проживания, более того, собственник дома планирует продать дом.
В отзыве, предоставленном суду, администрация МР «Прилузский» указала, что сведений об обращении Руссу (Шучалиной) Л.Н. в АМР «Прилузский» как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для улучшения жилищных условий, в период до достижения возраста 23 лет отсутствуют. Руссу Л.Н. обратилась в АМР «Прилузский» по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений только 18.05.2018 в возрасте 41 года, что послужило основанием для отказа во включение ее в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. Указанные в отзыве обстоятельства подтверждены письменными материалами дела, предоставленными ответчиком.
При таких обстоятельствах, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.
Конституционные цели социальной политики Российской Федерации, обусловленные признанием высшей ценностью человека, а также его прав и свобод, которыми определяется смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и которые обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18 Конституции Российской Федерации), предполагают такое правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда, которое гарантировало бы каждому реализацию конституционного права на жилище.
Частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу пункта 8 части 1 статьи 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся в т.ч. жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1. ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действующей до 01.01.2013, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом, как следует из преамбулы и статьи 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Из указанных положений следует, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа вышеуказанного возраста. По смыслу перечисленных выше правовых норм только до достижения возраста 23 лет указанные лица имеют право встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений во внеочередном порядке, поскольку после достижения 23 лет они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в вышеуказанном Федеральном законе. При этом достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить такому лицу жилое помещение.
Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и нормы Жилищного кодекса РФ.
Согласно внесенным изменениям, действующим с 01.01.2013, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа утратили право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями. Жилые помещения для лиц указанной категории отнесены законодателем к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (статья 92 ЖК РФ), предоставление которых осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (статья 109.1 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 7 Закона Республики Коми от 07.12.2012 № 104-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются органами местного самоуправления гражданам, включенным в списки указанной категории граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в редакции, действующей с 01.01.2013, в частности предусмотрела, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, в приведенных изменениях норм права, вступивших в действие с 01.01.2013, на законодательном уровне закреплено право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации при наличии факта постановки их на учет в качестве нуждающегося в жилье в органе местного самоуправления, и отсутствия закрепленного за ними на условиях договора социального найма, на праве собственности жилого помещения. При этом вопрос о постановке на учет носит заявительный характер.
В силу пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса РФ, в редакции Федерального закона от 29.12.2012 № 15-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если лица указанной выше категории не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Таким образом, в силу норм правового регулирования, вступивших в действие с 01.01.2013, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ с учетом внесенных в указанную статью изменений, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста. По достижении возраста 23 лет данные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В то же время, из представленных документов следует, что истец с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, как имеющей право на социальные гарантии, предусмотренные законодателем для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, не обращалась, учитывая, что постановка на указанный учет носит заявительный характер и должна быть реализована самим гражданином, которому положена социальная гарантия, до достижения им 23-летнего возраста.
Правовое регулирование не предусматривает обязанности органов опеки и попечительства и органов местного самоуправления самостоятельно, без заявления лиц указанной категории, осуществлять их постановку на данный учет.
На момент подачи настоящего иска в суд истец достигла возраста 41 года, в связи с чем, утратила статус лица, оставшегося без попечения родителей, и положения Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на нее не распространяются.
Однако, само по себе отсутствие истца на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении заявленных ею требований, в связи с чем судом выяснялись причины, в силу которых истец своевременно не встала на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В качестве основании пропуска срока для постановки на учет истец указала то обстоятельство, что последней не было известно о дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе и на внеочередное обеспечение жилыми помещениями.
Отнести указанные причины к уважительным суд не может, поскольку Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был опубликован и действует с декабря 1996 года.
В соответствии со статьей 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Учитывая, что иных уважительных причин, объективно препятствующих Руссу Л.Н. в период до достижения 23-летнего возраста обратиться в уполномоченный орган с соответствующим заявлением по вопросу постановки на учет для получения жилья, не установлено, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца о признании ее относящейся к категории лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, а также о возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда, в связи с чем истцу надлежит отказать в удовлетворении иска.
Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковое заявление Руссу Л.Н. к администрации Муниципального района «Прилузский» о признании относящейся к категории лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 13 августа 2018 года.