Решение по делу № 2-3826/2023 от 29.06.2023

                 Дело

УИД 50RS0-80

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 октября 2023 года                                                                                 <адрес>

                                                                                                <адрес>

Истринский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Путынец И.А.,

при секретаре ФИО26,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, Ам ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, СНТ «Лужки» к ООО «ЭСТЕЙТ СЕРВИС», третьи лица: ТУ Росимущества в <адрес>, Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Управление Росреестра по <адрес>, об обязании использовать земельные участки с учетом ограничений, внесении сведений в ЕГРН,

У С Т А Н О В И Л:

Каменский В.Ю., ФИО2, Грипаческий Д.П., ФИО4, Грипаческий П.Д., ФИО6, ФИО7, Ам ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО29 А.В., ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, СНТ «Лужки» обратились в суд с иском к ООО «ЭСТЕЙТ СЕРВИС» об обязании использовать земельные участки с учетом ограничений, внесении сведений в ЕГРН.

В обоснование заявленных требований указали, что ООО «ЭСТЕЙТ СЕРВИС» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>,    <данные изъяты>, <данные изъяты>, которые образованы и поставлены на кадастровый учет в нарушение запрета, установленного законом, а именно п.6 ст.11.9, ч.2 ст.15, ч.12 ст.85, ч.8 ст.27 ЗК РФ и ст.ст.5,6,8 Водного кодекса РФ.

Уточнив исковые требования (т.2, л.д.92) после того, как в суд поступил отзыв ответчика, в котором указано, что ответчиком принято решение об отказе от права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, так как они находятся в пределах береговой полосы <адрес>, которая, в силу ст.6,8 Водного кодекса РФ, п.8 ст.27 ЗК РФ, предназначена для общего пользования, просит суд обязать ООО «ЭСТЕЙТ СЕРВИС» внести в ЕГРН сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты>, в соответствии с п.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>», исключении из границ земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> прибрежной защитной полосы.

Каменский В.Ю., ФИО2, Грипаческий Д.П., ФИО4, Грипаческий П.Д., ФИО6, ФИО7, Ам ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО29 А.В., ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, извещенные о дате и времени судебного заседания в судебное заседание не явились, на личной явке не настаивали, уполномочили на представление своих интересов представителя по доверенности ФИО27

Представитель СНТ «Лужки» по доверенности ФИО27 в судебное заседание явилась.

Представитель истцов по доверенности уточненные требования поддержала, просила удовлетворить. Ранее в судебном заседании указала, что на данный момент ответчик не создает никаких препятствий, однако истцы опасаются, что в будущем им может быть ограничен доступ к водоему.

Представитель ответчика ООО «ЭСТЕЙТ СЕРВИС» по доверенности ФИО28 в судебное заседание явилась, против удовлетворения заявленных требований возражала, просила отказать. Указала, что за внесение изменений в сведения ЕГРН отвечает Росреестр. Истцы не обращались к ответчику с требованием об установлении сервитута для прохода к водоему. Ранее также поясняла, что в настоящий момент участки не используются.

Третьи лица: ТУ Росимущества в <адрес>, Московско-Окское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Управление Росреестра по <адрес>, надлежаще извещенные о дате и времени судебного заседания, своих представителей в суд не направили.

Учитывая надлежащее извещение участников процесса, суд принял решение рассматривать дело при имеющейся явке.

Заслушав участников процесса, дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются положениями этого федерального закона.

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе, из реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий (пункт 3 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).

Как следует из пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к зонам с особыми условиями использования территорий относятся, в том числе, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Водный кодекс Российской Федерации, регулируя вопросы водопользования, предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (пункт 2 статьи 43).

Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьей 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 5).

При этом названный Федеральный закон не содержит положений о признании утратившими силу ранее изданных актов, устанавливающих границы зон санитарной охраны, а лишь предусматривает иной порядок установления таких зон.

Действие во времени и пространстве нормативных правовых актов Союза ССР по вопросам границ зон санитарной охраны ни Водным кодексом Российской Федерации, ни названным Федеральным законом не ограничено.

Следовательно, статья 4 Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" не отменяет нормативные акты Союза ССР, утвердившие границы зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Согласно части 16 статьи 26 Закона N 342-ФЗ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) до ДД.ММ.ГГГГ установление, изменение или прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий (за исключением случаев, если до ДД.ММ.ГГГГ Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 ЗК РФ (в редакции этого федерального закона) утверждено положение о зоне с особыми условиями использования территории соответствующего вида) подлежало осуществлению в порядке, установленном до дня официального опубликования поименованного федерального закона (ДД.ММ.ГГГГ), с учетом особенностей, установленных частями 16.1 - 16.3 данной статьи.

В данном случае зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственного водоснабжения утверждены решениями Исполкомов Моссовета и Мособлсовета от ДД.ММ.ГГГГ N 500-1143, зоны санитарной охраны реки Москвы и их режим установлены СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 45, и в силу части 16 статьи 26 Закона N 342-ФЗ считаются установленными.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" срок внесения сведений о границах зон с особыми условиями использования территории, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГPH, продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Анализ приведенных правовых норм законодательства, в том числе его переходных положений, позволяет сделать вывод, что сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории, установленной решением исполнительного органа государственной власти, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения ЕГРН, должны быть направлены в орган регистрации прав вместе с документами, необходимыми для внесения сведений о такой зоне, в установленный законодателем срок.

На основании вышеприведенных актов в ЕГРН в качестве информационного слоя вносятся сведения о границах зон с особыми условиями использования территории.

В свою очередь, статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, прекращения или изменения правоотношения, иными способами, предусмотренными законом.

Пунктами 15 и 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации установлены ограничения использования земельных участков в границах водоохранных зон и зон прибрежных защитных полос.

Данные положения Водного кодекса Российской Федерации определяют водоохранные зоны и зоны прибрежных защитных полос, на которых устанавливается специальный режим осуществления деятельности в целях предотвращения загрязнения данных объектов, направлены на реализацию основ государственной политики в сфере охраны природы и сохранения особо охраняемых территорий и объектов в условиях обеспечения баланса интересов субъектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, и интересов общества в целом.

В соответствии с пунктом 18 статьи. 65 Водного кодекса Российской Федерации, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17, установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

Согласно пункту 3 Правил установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.

Федеральным агентством водных ресурсов и его территориальными органами - в отношении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации и которые входят в перечень водоемов, установленный Правительством Российской Федерации, а также морей или :: их отдельных частей.

Подпунктом "в" пункта 5 названных Правил закреплено, что органы государственной власти, указанные в пункте 3 данных Правил, в течение 5 рабочих дней со дня подготовки сведений о границах направляют такие сведения в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, (ее территориальные органы) для внесения в ЕГРН.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Отсутствие в ЕГРН сведений о водоохранных зонах и зонах прибрежных защитных полос, как и отсутствие определения в установленном законодателем административном порядке органами, указанными в пункте 3 Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17, таким образом, не может влечь произвольности использования земель, на территории которых фактически расположены водоохранные зоны и зоны прибрежных защитных полос.

Судом установлено, что ООО «ЭСТЕЙТ СЕРВИС» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> <данные изъяты>, расположенные в д. <адрес>. Истцы, как следует из объяснений представителя, имеют в собственности земельные участки и жилые дома в д. <адрес> и полагают, что нахождение в собственности ответчика земельных участков без принятия специальных мер может нарушить их права на свободный доступ к водному объекту (<адрес>).

ООО «ЭСТЕЙТ СЕРВИС» принято решение об отказе от права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами <данные изъяты> и <данные изъяты>, так как они находятся в пределах береговой полосы <адрес>, которая, в силу ст.6,8 Водного кодекса РФ, п.8 ст.27 ЗК РФ, предназначена для общего пользования.

Суд также принимает во внимание, что ответчик ООО «ЭСТЕЙТ СЕРВИС» не является обязанным субъектом в силу положений ч. 12 ст. 26 Федерального закона N 342-ФЗ. То есть, в данном случае ООО «ЭСТЕЙТ СЕРВИС» является ненадлежащим ответчиком по требованию о внесении в ЕГРН сведений об ограничениях (обременениях) прав при использовании спорных земельных участков. При этом истцами не представлено сведений о том, что они обращались в Управление Росреестра по <адрес> с целью получения информации о порядке внесения таких сведений.

Кроме этого, истцами не представлено суду доказательств наличия нарушений водоохранного законодательства при использовании ответчиком земельного участка, при условии, что сами истцы не отрицают, что в настоящий момент их права ничем не нарушаются, в частности, проход к водоему не ограничен, никаких противоправных действий по эксплуатации земельных участков ответчиком не осуществляется. Суд не может, вынося решение, исходить из того, что нарушения возможны в будущем, потому что для защиты нарушенного права угроза должна быть реальной, очевидной.

В данном случае внесение сведений об ограничении при использовании земельных участков нормативными актами не предусмотрено, представитель ответчика подтвердил, что знаком с нормами Водного кодекса РФ, но в настоящее время земельные участки не используются в принципе. Обязанности у собственника самостоятельно вносить такого рода сведения в ЕГРН не имеется.

По требованию об исключении из границ земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, <данные изъяты> прибрежной защитной полосы судом сделан вывод о его неправомерности. Земельные участки не ограничены в обороте, могут находиться в собственности физических и юридических лиц, документ-основание возникновения права собственности ООО «ЭСТЕЙТ СЕРВИС» не оспорен.

С учетом изложенного, суд отказывает истцам в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, Ам ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, СНТ «Лужки» к ООО «ЭСТЕЙТ СЕРВИС» об обязании внести в ЕГРН сведения об ограничении (обременении) прав при использовании земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты>, в соответствии с п.4.4 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения <адрес>», исключении из границ земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> прибрежной защитной полосы отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Истринский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                                              И.А. Путынец

2-3826/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Ам Энде Н.С.
Осколков А.Г.
Грипачевский Д.П.
Кардаш О.А.
Радзиевский А.В.
Шарапова Ю.В.
Волков М.А.
Тягилева М.Г.
Ивлев В.Н.
СНТ "Лужки"
Радзиевская Е.Р.
Москаленко К.Ю.
Молчанова Е.Ю.
Озерова А.Ю.
Грипачевский П.Д.
Каменский В.Ю.
Якушина В.Д.
Каменская О.В.
Байкова Е.А.
Устюшина С.И.
Леонова О.А.
Зеленцов С.П.
Грипачевская О.Ю.
КОРЗУН Е.В.
Ответчики
ООО "Эстейт Сервис"
Другие
Московско-окское бассейновое водное управление Федерального агенства водных ресурсов
Администрация г.о. Истра Мо
Управление Росреестра по МО
Министерство экологии и природопользования МО
ТУ РОСИМУЩЕСТВА В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Кокина С.В.
Суд
Истринский городской суд Московской области
Дело на странице суда
istra.mo.sudrf.ru
29.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2023Передача материалов судье
30.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.06.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.07.2023Предварительное судебное заседание
16.08.2023Судебное заседание
20.09.2023Судебное заседание
25.10.2023Судебное заседание
24.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее