Дело №2-224/2023 Председательствующий - судья Мастерова О.Н.
УИД 32RS0004-01-2022-003078-37
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33-1892/2024
г.Брянск 4 июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сидоренковой Е.В.,
судей Алейниковой С.А., Фроловой И.М.,
при секретаре Бирюлиной А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционному представлению помощника прокурора Володарского района г.Брянска Сереченко Л.Е., апелляционной жалобе Кузнецовой Н.В. на решение Володарского районного суда г.Брянска от 11 декабря 2023 года по иску прокурора Володарского района г. Брянска в защиту прав и законных интересов Хариной Зои Мартыновны, Кузнецовой Натальи Валентиновны, Россолова Тимура Евгеньевича, Лариной Валентины Ивановны, Лариной Риммы Афанасьевны и Лариной Людмилы Владимировны к МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска о понуждении к совершению действий.
Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., объяснения представителя прокуратуры Володарского района г.Брянска Гусейновой О.В., поддержавшей доводы апелляционного представления, объяснения Кузнецовой Н.В., Хариной З.М., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Прокурор Володарского района г.Брянска, действуя в интересах Хариной З.М., Кузнецовой Н.В., Россолова Т.Е., Лариной В.И., Лариной Р.А., Лариной Л.В., обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска осуществляет управление жилым домом по адресу: <адрес>, который оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
В феврале, марте, апреле 2022 года МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска произведена корректировка платы за услугу отопление в сторону увеличения, поскольку в 2020 году прибор учета теплоснабжения вышел из строя и расчет платы с января 2021 года по сентябрь 2021 года производился по нормативу.
Прокурор считает, что в связи с отсутствием данных о фактическом потреблении тепловой энергии по показаниям общедомового прибора учета за весь 2021 год, корректировка платы не могла быть осуществлена управляющей компанией, ее зачисление в размер платы за отопление является незаконным.
Также неправомерными являются и действия управляющей компании по корректировке платы за отопление в ноябре 2022 года в связи с тем, что с 1 ноября 2022 года МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска прекратило деятельность по управлению многоквартирным домом.
С учетом уточненных требований, прокурор просил суд:
- признать незаконными действия МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска» по произведению, начислению и требованию об оплате суммы корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» за 2021 год в размере 9 135,81 руб., выставленную в счет-квитанциях за жилищно-коммунальные услуги и прочие услуги собственнику квартиры №40 Хариной З.М.;
- взыскать с МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска в пользу Хариной З.М. оплаченную сумму корректировки за услугу «отопление» в размере 9 135,81 руб. и сумму корректировки за услугу «отопление» в размере 5 012,99 руб., произведенную за период январь - октябрь 2022 года (включительно);
- признать незаконными действия МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска» по произведению, начислению и требованию об оплате суммы корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» за 2021 год в размере 9 119,30 руб., выставленную в счет-квитанциях за жилищно-коммунальные услуги и прочие услуги собственнику квартиры №52 Лариной В.И.;
- признать незаконными действия МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска, выразившиеся в зачислении суммы корректировки платы за услугу «отопление», произведённой за период январь - октябрь 2022 год (включительно) в размере 5 003,23 руб., в счёт погашение суммы корректировки платы за услугу «отопление», выставленной за 2021 год Лариной В.И.;
- взыскать с МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска в пользу Лариной В.И. сумму корректировки за услугу «отопление» в размере 5 003,23 руб., произведенную за период январь - октябрь 2022 год (включительно) и оплаченную сумму корректировки за услугу «отопление» в размере 4 116,07 руб.;
- признать незаконными действия МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска» по произведению, начислению и требованию об оплате суммы корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» за 2021 год в размере 9 598,32 руб., выставленную в счет-квитанциях за жилищно-коммунальные услуги и прочие услуги собственникам квартиры №63 Лариной Л.В. и Лариной Р.А.;
- признать незаконными действия МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска, выразившиеся в зачислении суммы корректировки платы за услугу «отопление», произведённой за период январь - октябрь 2022 год (включительно) в размере 5 266,08 руб., в счёт погашения суммы корректировки платы за услугу «отопление», выставленной за 2021 год Лариной Л.В. и Лариной Р.А.;
- взыскать с МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска в пользу Лариной Л.В. и Лариной Р.А. сумму корректировки за услугу «отопление» в размере 5 266,08 руб., произведенную за период январь - октябрь 2022 год (включительно) и оплаченную сумму корректировки за услугу «отопление» в размере 586,84 руб.;
- признать незаконным действия МУП «Жилкомсервис Володарского район г.Брянска», выразившиеся в начислении и выставлении Лариной Л.В. и Лариной Р.А. в квитанциях с октября 2022 год по настоящее время задолженности в размере 3 745,40 руб. (остаток суммы корректировки за услугу «отопление» за 2021 год);
- признать незаконными действия МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска» по произведению, начислению и требованию об оплате суммы корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» за 2021 год в размере 7 434,18 руб., выставленную в счет-квитанциях за жилищно-коммунальные услуги и прочие услуги собственнику квартиры №61 Кузнецовой Н.В.;
- признать незаконными действия МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска, выразившиеся в зачислении суммы корректировки платы за услугу «отопление», произведённой за период январь - октябрь 2022 года (включительно) в размере 4 078,72 руб., в счёт погашение суммы корректировки платы за услугу «отопление», выставленной за 2021 год Кузнецовой Н.В.;
- взыскать с МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска в пользу Кузнецовой Н.В. сумму корректировки за услугу «отопление» в размере 4 078,72 руб., произведенную за период январь - октябрь 2022 года (включительно);
- признать незаконными действия МУП «Жилкомсервис Володарского район г.Брянска», выразившиеся в начислении и выставлении Кузнецовой Н.В. в квитанциях с октября 2022 года по настоящее время задолженности в размере 3 355,46 руб. (остаток суммы корректировки за услугу «отопление» за 2021 год);
- признать незаконными действия МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска» по произведению, начислению и требованию об оплате суммы корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» за 2021 год в размере 2 461,51 руб., выставленную в счет-квитанциях за жилищно-коммунальные услуги и прочие услуги собственнику квартиры №34 Россолову Т.Е.;
- взыскать с МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска в пользу Россолова Т.Е. сумму корректировки за услугу «отопление» в размере 2 461,51 руб. и сумму корректировки за услугу «отопление» в размере 1 350,51 руб. произведенную за период январь - октябрь 2022 год (включительно).
Решением суда от 11 декабря 2023 года в удовлетворении иска отказано.
В апелляционном представлении помощник прокурора Володарского района г.Брянска Сереченко Л.Е. просила отменить решение суда как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права, указывая в доводах на нарушение ответчиком норм действующего законодательства при начислении корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению за 2021 год, что подтверждается предостережением Государственной жилищной инспекции Брянской области, которое было выдано ответчику.
В апелляционной жалобе Кузнецова Н.В. просила отменить решение суда как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на аналогичные доводы.
Судебная коллегия, на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие Лариной В.И., Лариной Р.А., Лариной Л.В., Россолова Т.Е., представителей МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска, ГУП «Брянсккоммунэнерго», ООО УК «БрянскКомЦентр», Государственной жилищной инспекции Брянской области, Управления государственного регулирования тарифов Брянской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, поскольку сведения об уважительных причинах неявки отсутствуют, просьб об отложении слушания или рассмотрении в их отсутствие не поступало.
Проверив материалы дела, обсудив доводы представления и апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Харина З.М. является инвалидом третьей группы и ей на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Квартира №52 по указанному адресу принадлежит Лариной В.И. инвалиду первой группы, квартира №61 – Кузнецовой Н.В. третьей группы, квартира №63 - Лариной Р.А., Лариной Л.В. инвалидам третьей группы, квартира №34 - Россолову Т.Е. инвалиду третьей группы.
Управление указанным многоквартирным жилым домом до 31 октября 2022 года осуществляло МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска на основании договора управления.
Многоквартирный дом по адресу: <адрес> оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии КМ-5-2 №337777/337717, введен в эксплуатацию 25 декабря 2012 года, в котором ни одно жилое помещение не оборудовано индивидуальным прибором учета тепловой энергии, отсутствуют жилые или нежилые помещения, в которых осуществляется использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и отсутствуют жилые или нежилые помещения, в которых технической документации на МКД не предусмотрено наличие в жилом (нежилом) помещении приборов отопления.
После запланированной проведенной поверки 10 августа 2020 гола ОДПУ КМ-5-2 № 337777/337717 установлен по месту эксплуатации многоквартирного жилого дома. Прибор учёта тепловой энергии на момент установки находился в исправном состоянии.
Согласно акту от 14 декабря 2020 года в результате обследования теплового узла центрального отопления по адресу: <адрес>, выявлено по состоянию на 1 октября 2020 года выгорание электронных приборов на узле учета тепловой энергии, что послужило причиной выхода из строя ОДПУ.
15 июня 2021 года прибор учета демонтирован для отправки в ремонт.
Из акта ООО «Экспертно-аналитического центра энергоэффективности и энергосбережения» №000031667 следует, что ремонтные работы в отношении ОДПУ многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, проведены 5 июля 2021 года.
1 октября 2021 года прибор учета тепловой энергии введен в эксплуатацию на основании акта №686 от 16 ноября 2021 года.
Согласно сведениям ГУП «Брянсккоммунэнерго» о количестве и стоимости тепловой энергии за 2021 год по спорному МКД, объем тепловой энергии за период с январь 2021 года по июль 2021 года по нормативу составляет 46,644 Гкал в месяц, за период с августа 2021 года по сентябрь 2021 года по нормативу составляет 46,654 Гкал в месяц, в октябре 2021 года – 16,95 Гкал исходя из показаний ОДПУ, в ноябре 2021 года – 46,203 Гкал исходя из показаний ОДПУ, в декабре 2021 года – 68,56 Гкал исходя из показаний ОДПУ, на общую сумму 1 388 287,16 руб. за год.
Начисление размера оплаты по отоплению за период 2021 год собственникам многоквартирного дома осуществлялось исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в многоквартирном доме по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии за предыдущий 2020 год, а также рассчитанного объема коммунального ресурса, определенного в соответствии с пунктом 59.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354.
Так, при расчете платы за отопление по квартире №52 МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска исходило из следующего:
- количество потребленной тепловой энергии по ОДПУ многоквартирного дома за 2020 год в размере 341,12 Гкал, что составляет 28,427 Гкал в месяц;
- общая площадь жилых и нежилых помещений в размере 3 822,4 кв.м, с 1 августа 2021 года – 3 823,2 кв.м;
- площадь квартиры №52 - 55,2 кв.м;
- общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме в размере 300,00 кв.м;
- тариф за 1 Гкал с 1 января 2021 года в размере 2 501,50 руб., с 1 июля 2021 года – в размере 2 533,26 руб. (установлен приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области № 31/159-т от 18 декабря 2020 года).
Таким образом, за период с января 2021 года по июнь 2021 года в квитанциях Лариной В.И. (квартира №52) за отопление выставлено 1 026,91 руб., за июль 2021 года – 1 039,95 руб., за период с августа по декабрь 2021 года – 1 039,74 руб., что за год составило 12 400,11 руб. (архивные данные ООО «РИРЦ» Брянской области по лицевому счету Лариной В.И.).
На основании аналогичного расчета за период с января 2021 года по июнь 2021 года в квитанциях Лариной Р.А., Лариной Л.В. (квартира №63) за отопление выставлено 1 080,27 руб., за июль 2021 года – 1 094,59 руб., за период с августа по декабрь 2021 года – 1 094,35 руб., что за год составило 13 051,56 руб. (архивные данные ООО «РИРЦ» Брянской области по лицевому счету Лариной Р.А., Лариной Л.В.).
За период с января 2021 года по июнь 2021 года в квитанциях Кузнецовой Н.В. (квартира №61) за отопление выставлено 837,16 руб., за июль 2021 года – 847,79 руб., за период с августа по декабрь 2021 года – 847,79 руб., что за год составило 10 108,80 руб. (архивные данные ООО «РИРЦ» Брянской области по лицевому счету Кузнецовой Н.В.).
За период с января 2021 года по июнь 2021 года в квитанциях Россолову Т.Е. (квартира №34) за отопление выставлено 277,19 руб., за июль 2021 года – 280,71 руб., за период с августа по декабрь 2021 года – 280,65 руб., что за год составило 3 347,10 руб. (архивные данные ООО «РИРЦ» Брянской области по лицевому счету Россолова Т.Е.).
За период с января 2021 года по июнь 2021 года в квитанциях Хариной З.М. (квартира 40) за отопление выставлено 1028,78 руб., за июль 2021 года – 1 041,84 руб., за период с августа по декабрь 2021 года – 1 041,62 руб., что за год составило 12 422,62 руб. (архивные данные ООО «РИРЦ» Брянской области по лицевому счету Хариной З.М.)
Таким образом, собственникам помещений МКД по адресу: <адрес>, годовой перерасчет произведен исходя из норматива потребления.
В январе, феврале, марте 2022 года МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска произвело корректировку платы за отопление за 2021 год и выставило в квитанциях счет на оплату Хариной З.М. в размере 9 135,81 руб., Лариной В.И. - 9 119,30 руб., Лариной Л.В., Лариной Р.А. - 9 598,32 руб., Кузнецовой Н.В. - 7 434,18 руб., Россолову Т.Е. - 2 461,51 руб.
30 июня 2022 года Государственной жилищной инспекцией Брянской области в адрес МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска внесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, выразившихся в выставлении в квитанциях собственникам многоквартирного жилого дома №120 по ул.Димитрова г.Брянска перерасчета платы за отопление за весь 2021 год, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством.
В ответе на предостережение МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска указало, что начисление размера платы в отношении указанного дома за 2021 год осуществлялось исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за предыдущий 2020 год, а также рассчитанного объема коммунального ресурса, определенного в соответствии с пунктом 59.1 Правил №354. При расчете корректировки размера платы за отопление за 2021 год объем коммунального ресурса за период с 1 января 2021 года по 30 сентября 2021 года определялся исходя из нормативов, тогда как начисление за указанный период производилось исходя из среднемесячного объема потребления, а за период с 1 октября 2021 года по 31 декабря 2021 года – исходя из показаний общедомового прибора учета.
Решением Государственной жилищной инспекции Брянской области №10878/01 от 31 октября 2022 года жилой дом №120 по ул.Димитрова г.Брянска исключен из перечня МКД лицензии от 22 апреля 2015 года №2, выданной МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска», и включен в перечень МКД лицензии от 1 сентября 2015 года №155, выданной ООО УК «БрянскКомЦентр».
В связи с тем, что МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска прекратило управление многоквартирным домом, в ноябре 2022 года ответчик произвел корректировку платы истцам за отопление за период с января 2022 года по октябрь 2022 года: Хариной З.М. в размере 5 012,29 руб., Кузнецовой Н.В. – 4 078,72 руб., Лариной В.И. – 5 003,23 руб., Лариной Л.В. и Лариной Р.А. – 5 266,08 руб., Россолову Т.Е. – 1 350,51 руб.
При этом, указанная корректировка зачтена истцам в счет уплаты задолженности по корректировки платы за отопление за 2021 год.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что корректировка, выставленная истцам в 2022 году за потребленное тепло в 2021 году обоснована и законна, поскольку при расчете платы за отопление за 2021 год использовались среднемесячные показания потребленной тепловой энергии за 2020 год, тогда как за период с января 2021 года по сентябрь 2021 года размер платы должен был рассчитываться по нормативу потребления, вследствие чего доначисление за отопление является правомерным.
С данными выводами суда апелляционная коллегия не соглашается ввиду следующего.
Согласно части 3 статьи 154 Жилищного кодекса РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу части 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулируются положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно пунктам 3, 4 статьи 2 указанного Федерального закона под энергосбережением понимается реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования; под энергетической эффективностью - характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу.
В соответствии с пунктом 7 статьи 9 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ государственное регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется путем установления обязанности проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
На основании пункта 4 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом (пункт 11 статья 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
В силу пункта 12 статьи 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета.
Управляющая организация как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию ОДПУ холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации.
При этом частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Федерального закона от 23 ноября 2009 года N261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, собственниками помещений: в том числе, путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса РФ.
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Исходя из пункта 6 Правил N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Подпунктом «ж» пункта 10 названных Правил установлено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно подпунктам «и» и «к» пункта 11 Правил N 491, содержание общего имущества включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию, в том числе коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета и т.д.).
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика), в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 42 Правил N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
Таким образом, системное толкование приведенных норм свидетельствует о том, что действующим жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного дома, обязанность же по вводу в эксплуатацию таких приборов возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности вследствие причинения убытков необходимо установить противоправность поведения лица, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, размер причиненных убытков.
По смыслу статей 15 и 393 Гражданского кодекса РФ, кредитор представляет доказательства, подтверждающие наличие у него убытков, а также обосновывающие с разумной степенью достоверности их размер и причинную связь между неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства должником и названными убытками. Должник вправе предъявить возражения относительно размера причиненных кредитору убытков, и представить доказательства, что кредитор мог уменьшить такие убытки, но не принял для этого разумных мер (статья 404 Гражданского кодекса РФ).
При установлении причинной связи между нарушением обязательства и убытками необходимо учитывать, в частности, то, к каким последствиям в обычных условиях гражданского оборота могло привести подобное нарушение. Если возникновение убытков, возмещения которых требует кредитор, является обычным последствием допущенного должником нарушения обязательства, то наличие причинной связи между нарушением и доказанными кредитором убытками предполагается.
Должник, опровергающий доводы кредитора относительно причинной связи между своим поведением и убытками кредитора, не лишен возможности представить доказательства существования иной причины возникновения этих убытков.
Вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником (пункт 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ).
Из материалов дела следует, что управляющей организацией МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска не исполнена обязанность по надлежащему содержанию общедомового имущества – прибора учета тепловой энергии, выраженная в несвоевременном ремонте и установке общедомового прибора учета тепловой энергии, что привело к тому, что расчет платы за отопление в спорный период произведен управляющей компанией по нормативам потребления.
Исходя из части 2 и части 3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ об ответственности управляющей организации перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и выполнение работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества, а также положения статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», согласно которой на ответчике лежит обязанность доказывать наличие обстоятельств, освобождающих его от ответственности, приняв во внимание отсутствие таковых, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для возложения на ответчика МУП Жилкомсервис Володарского района г.Брянска обязанности по возмещению истцам убытков, возникших у них вследствие перерасчета за тепловую энергию, исходя из нормативов ее потребления, а не по фактическому потреблению.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о доказанности оказания услуг ненадлежащего качества, установив причинно-следственную связь между действиями ответчиками и возникшими у истцов убытками в виде произведенной корректировки (доначисления).
В связи с чем, выводы суда, что требования о признании незаконным бездействия управляющей компании по содержанию и обслуживанию многоквартирного <адрес>, выразившегося в непринятии своевременных мер по восстановлению работоспособности прибора учета тепловой энергии, суду первой не заявлялось, являются необоснованными.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что действия МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска по произведению, начислению и требованию оплаты суммы корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» за 2021 год, выставленную истцам в счет-квитанциях за жилищно-коммунальные услуги и прочие услуги являются незаконными, незаконными являются также действия МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска, выразившиеся в зачислении суммы корректировки платы за услугу «отопление», произведенной за период с января 2022 по октябрь 2022 года (включительно) в счет погашения суммы корректировки платы за услугу «отопление», выставленной за 2021 год истцам; незаконными являются действия МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска, выразившиеся в начислении и выставлении истцам Кузнецовой Н.В., Лариным Л.В., Р.А. в квитанциях с октября 2022 года по настоящее время задолженности (остаток суммы корректировки за услугу «отопление» за 2021 год, которые не соответствовали нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам №354).
Поскольку действия ответчиков по корректировке платы за услугу отопление за 2021 год, а также зачислению суммы корректировки платы за отопление за период с января 2022 года по октябрь 2022 года в счет погашения суммы корректировки за 2021 год признаны незаконными, с ответчика в пользу истцов подлежат взысканию данные суммы корректировки и оплаченная разница, исходя из предоставленных стороной истца и ответчика расчетов, которые позволили определить размер доначисления и корректировки для истцов при расчете за спорный период по нормативу.
В связи с чем решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Володарского районного суда г.Брянска от 11 декабря 2023 года отменить и вынести по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Володарского района г.Брянска в защиту прав и законных интересов Хариной Зои Мартыновны, Кузнецовой Натальи Валентиновны, Россолова Тимура Евгеньевича, Лариной Валентины Ивановны, Лариной Риммы Афанасьевны и Лариной Людмилы Владимировны к МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Признать незаконными действия МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска» по произведению, начислению и требованию об оплате суммы корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» за 2021 год в размере 9 135,81 руб., выставленную в счет-квитанциях за жилищно-коммунальные услуги и прочие услуги собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Хариной Зое Мартыновне.
Взыскать с МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска в пользу Хариной Зои Мартыновны оплаченную сумму корректировки за услугу «отопление» в размере 9 135,81 руб. и сумму корректировки за услугу «отопление» в размере 5 012,99 руб., произведенную за период январь - октябрь 2022 года (включительно).
Признать незаконными действия МУП «Жилкомсервис» <адрес>» по произведению, начислению и требованию об оплате суммы корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» за 2021 год в размере 9 119,30 руб., выставленную в счет-квитанциях за жилищно-коммунальные услуги и прочие услуги собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Лариной Валентине Ивановне.
Признать незаконными действия МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска, выразившиеся в зачислении суммы корректировки платы за услугу «отопление», произведённой за период январь - октябрь 2022 год (включительно) в размере 5 003,23 руб., в счёт погашение суммы корректировки платы за услугу «отопление», выставленной за 2021 год Лариной Валентине Ивановне.
Взыскать с МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска в пользу Лариной Валентины Ивановны сумму корректировки за услугу «отопление» в размере 5 003,23 руб., произведенную за период январь - октябрь 2022 год (включительно) и оплаченную сумму корректировки за услугу «отопление» в размере 4 116,07 руб.
Признать незаконными действия МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска» по произведению, начислению и требованию об оплате суммы корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» за 2021 год в размере 9 598,32 руб., выставленную в счет-квитанциях за жилищно-коммунальные услуги и прочие услуги собственникам жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Лариной Римме Афанасьевне и Лариной Людмиле Владимировне.
Признать незаконными действия МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска, выразившиеся в зачислении суммы корректировки платы за услугу «отопление», произведённой за период январь - октябрь 2022 год (включительно) в размере 5 266,08 руб., в счёт погашения суммы корректировки платы за услугу «отопление», выставленной за 2021 год Лариной Римме Афанасьевне и Лариной Людмиле Владимировне.
Взыскать с МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска в пользу Лариной Риммы Афанасьевны и Лариной Людмилы Владимировны сумму корректировки за услугу «отопление» в размере 5 266,08 руб., произведенную за период январь - октябрь 2022 год (включительно) и оплаченную сумму корректировки за услугу «отопление» в размере 586,84 руб.
Признать незаконным действия МУП «Жилкомсервис Володарского район г.Брянска», выразившиеся в начислении и выставлении Лариной Римме Афанасьевне и Лариной Людмиле Владимировне в квитанциях с октября 2022 год по настоящее время задолженности в размере 3 745,40 руб. (остаток суммы корректировки за услугу «отопление» за 2021 год).
Признать незаконными действия МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска» по произведению, начислению и требованию об оплате суммы корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» за 2021 год в размере 7 434,18 руб., выставленную в счет-квитанциях за жилищно-коммунальные услуги и прочие услуги собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Кузнецовой Наталье Валентиновне.
Признать незаконными действия МУП «Жилкомсервис» Володарского района г.Брянска, выразившиеся в зачислении суммы корректировки платы за услугу «отопление», произведённой за период январь - октябрь 2022 года (включительно) в размере 4 078,72 руб., в счёт погашение суммы корректировки платы за услугу «отопление», выставленной за 2021 год Кузнецовой Наталье Валентиновне.
Взыскать с МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска в пользу Кузнецовой Натальи Валентиновны сумму корректировки за услугу «отопление» в размере 4 078,72 руб., произведенную за период январь - октябрь 2022 года (включительно).
Признать незаконными действия МУП «Жилкомсервис Володарского район г.Брянска», выразившиеся в начислении и выставлении Кузнецовой Наталье Валентиновне в квитанциях с октября 2022 года по настоящее время задолженности в размере 3 355,46 руб. (остаток суммы корректировки за услугу «отопление» за 2021 год).
Признать незаконными действия МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска» по произведению, начислению и требованию об оплате суммы корректировки размера платы за коммунальную услугу «отопление» за 2021 год в размере 2 461,51 руб., выставленную в счет-квитанциях за жилищно-коммунальные услуги и прочие услуги собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Россолову Тимуру Евгеньевичу.
Взыскать с МУП «Жилкомсервис» Володарского район г.Брянска в пользу Россолова Тимура Евгеньевича сумму корректировки за услугу «отопление» в размере 2 461,51 руб. и сумму корректировки за услугу «отопление» в размере 1 350,51 руб. произведенную за период январь - октябрь 2022 год (включительно).
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через Володарский районный суд г.Брянска в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Е.В. Сидоренкова
Судьи областного суда С.А. Алейникова
И.М. Фролова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 июня 2024 г.