Решение по делу № 2-2098/2021 от 28.06.2021

31RS0002-01-2021-003048-48                              №2-2098/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 августа 2021 г.                                        г. Белгород

Белгородский районный суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи Федоровской И.В.,

при секретаре Герцовской М.В.,

с участием истца Еременко А.А., представителя истца Еременко С.В., представителя ответчика Галушкина О.А., представителя третьего лица Батлука К.В.,

прокурора Смотровой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Еременко Артема Александровича к Акционерному обществу «Московская акционерная страховая компания» о взыскании страхового возмещения,

у с т а н о в и л:

Еременко А.А. обратился в суд с иском к АО «МАКС» о взыскании суммы страхового возмещения, ссылаясь на то, что с 13.10.2003 проходил службу в должности таможенного инспектора отдела контроля таможенной стоимости Белгородской таможни,    в августе 2019 года переведен на должность главного государственного инспектора отдела инспекционно-досмотровых комплексов, 01.10.2020 заключен контракт сроком на 3 года, по которому    назначен на должность ведущего инспектора отдела применения инспекционно-досмотровых комплексов службы организации таможенного контроля. В августе 2020 г. состояние здоровья ухудшилось, после пройденных обследований, диагностических исследований, лечения, (дата обезличена) ФКУ «ГБ МСЭ по Белгородской области» была установлена первая группа инвалидности, о чем выдана справка серии МСЭ-(номер обезличен). Продолжая прохождение службы в таможенных органах РФ, (дата обезличена) был направлен для медицинского освидетельствования военно-врачебной комиссией в Центральный клинический госпиталь ФТС России, где выдано свидетельство о болезни (номер обезличен) от (дата обезличена) с формулировкой «заболевание получено в период военной службы, не годен к службе в таможенных органах». (дата обезличена) ФКУ «ГБ МСЭ по Белгородской области» повторно установлена первая группа инвалидности, о чем выдана справка (номер обезличен). (дата обезличена) приказом Белгородской таможни (номер обезличен)-К уволен со службы в таможенных органах РФ в соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 48 Федерального закона от (дата обезличена) № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации". 29.12.2020 между АО «МАКС» и Федеральной таможенной службой Российской Федерации заключен Государственный контракт №414 по обязательному государственному личному страхованию должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на 2021 год. Письмом АО «МАКС» №(номер обезличен) от (дата обезличена) отказано в выплате страхового возмещения в связи с отсутствием правовых оснований. Полагает, что установление инвалидности вследствие заболевания, получено    в связи с исполнением служебных обязанностей в период службы в таможенных органах, является страховым случаем. Просил взыскать с ответчика страховое возмещение в размере 5045415 руб.

Истец и его представитель в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали.

Представитель ответчика в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица Белгородской таможни в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, заслушав пояснения истца, представителей ответчика и третьего лица, заключение прокурора, суд признает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 969 ГК РФ, в целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом может быть установлено обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных служащих определенных категорий.

Пунктом 1 ст. 929 ГК РФ предусмотрено, что по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Согласно п. 2 ст. 9 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерацию" жизнь и здоровье сотрудника подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.

Положения ст. 42 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", ч. 13 ст. 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусматривают, что должностные лица таможенных органов подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств федерального бюджета. Объектами обязательного государственного личного страхования являются жизнь и здоровье должностных лиц таможенных органов.

В соответствии с ч. 18 ст. 323 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" условия и порядок осуществления обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов определяются договором между федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (страхователь), и страховой организацией (страховщик).

Из материалов дела следует, что (дата обезличена) Еременко А.А. был принят на работу в Белгородскую таможню и с ним заключен служебный контракт о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации на неопределенный срок. В связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями был уволен (дата обезличена) и (дата обезличена) вновь принят на службу в таможенные органы Российской Федерации, с которой был уволен (дата обезличена) согласно приказу (номер обезличен)-к от 05.03.2021 по болезни на основании заключения врачебной комиссии о негодности указанного сотрудника к службе подпункт 9 пункт 2 статьи 48 Федерального закона №114-ФЗ от 21.07.1997 «О службе в таможенных органах».

Согласно справке серии МСЭ-2019 (номер обезличен) от (дата обезличена) ФИО1 установлена (номер обезличен) группа инвалидности с (дата обезличена) по общему заболеванию.

(дата обезличена) Белгородской таможней истцу выдано направление (номер обезличен) о прохождении медицинского освидетельствования в Центральном клиническом госпитале ФТС России для определения категории годности по состоянию здоровья к службе в таможенных органах.

В соответствии с заключением (номер обезличен) от (дата обезличена) военно-врачебной комиссией Центрального клинического госпиталя ФТС России выдано заключение с указанием

а) диагноз и причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания; (информация скрыта)

(информация скрыта)

Актом служебного расследования от (дата обезличена), составленным комиссией, созданной на основании приказа Белгородской таможней от 6 апреля 2021 г. №301 «О создании комиссии для проведения служебного расследования страхового случая», установлено, причина инвалидности-«заболевание получено в период военной службы», находится в причинно-следственной связи с исполнением Застрахованным лицом служебных обязанностей, определенных должностным регламентом.

Федеральной таможенной службой Российской Федерации в лице Белгородской таможни в адрес страховщика АО «МАКС» направлены материалы служебного расследования об установлении причинно-следственной связи с исполнением служебных обязанностей для принятия решения о выплате страховой суммы.

Письмом АО «МАКС» №А-2308/2311 от 31.05.2021    ответчик отказал истцу в выплате страхового возмещения со ссылкой на п. 1.7 Регламента проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов РФ, указав, что данное событие не является страховым случаем, и потому не имеется оснований для выплаты страхового возмещения.

Частью 14 ст. 323 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что страховым случаем по договору обязательного государственного личного страхования является, в том числе получение застрахованным в связи с исполнением им служебных обязанностей в таможенных органах тяжкого телесного повреждения или менее тяжкого телесного повреждения.

Из материалов дела следует, что между Федеральной таможенной службой и АО «МАКС» 29.12.2020 был заключен государственный контракт     №414 на оказание услуг по обязательному государственному личному страхованию должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на 2021 год.

Неотъемлемой частью Государственного контракта является Приложение №1 Регламент проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (далее Регламент).

Указанный Регламент разработан в соответствии с частями 13 - 18 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 года № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года №4015-1 «об организации страхового дела в Российской Федерации» и определяет порядок проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации (застрахованные лица), в том числе объектов страхования, источники финансирования, а также порядок проведения служебного расследования при наступлении страховых случаев, порядок учета, хранения и представления информации об этих случаях, выплаты страховых сумм и разрешения спорных ситуаций.

Согласно п. 1.2 Регламента, объектом обязательного личного государственного страхования являются жизнь и здоровье застрахованного лица.

Пунктом 1.4 Регламента предусмотрена обязанность АО «МАКС» производить выплату страховой суммы (страховой выплаты) застрахованному лицу (выгодоприобретателю) согласно Контракту и Регламенту в случаях:

б) при установлении Застрахованному лицу инвалидности в связи с исполнением служебных обязанностей в период его службы в таможенных органах либо до истечения одного года после увольнения из таможенных органов:

а) инвалиду I группы - в размере 7,5-кратного годового денежного содержания;

б) инвалиду II группы - в размере 5-кратного годового денежного содержания;

в) инвалиду III группы - в размере 2,5-кратного годового денежного содержания;

Пунктом 1.7 Регламента предусмотрено, что объективным критерием оценки стойкой утраты трудоспособности Застрахованного лица является справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности установленной формы с указанием даты первичного освидетельствования, группу и причины инвалидности. Причина инвалидности с формулировкой «общее заболевание» определяется в тех случаях, когда инвалидность явилась следствием различных заболеваний или увечий. Но не стоит в прямой зависимости от профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы и т.д. причина инвалидности с формулировкой «Заболевание получено в период военной службы» определяется в случаях. Если инвалидность, уволенного должностного лица наступила вследствие заболевания, полученного в период службы в таможенных органах, не связанного с исполнением обязанностей таможенной службы причина инвалидности с формулировкой «заболевание получено в период военной службы» определяется в случаях, если инвалидность уволенного должностного лица наступила вследствие заболевания, полученного в период службы в таможенных органах, не связанного с исполнением служебных обязанностей.

В соответствии с п. 1.9 Регламента не осуществляется выплата страхового возмещения, указанных в пункте 1.4 Регламента и не может быть признано основанием для применения положений частей 13-18 статьи 323 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», если наступление вредных для Застрахованного лица последствий общего заболевания, не связанного с исполнением служебных обязанностей.

Как следует из Порядка установления причин инвалидности, утвержденного приказом Минтруда России 28.11.2019 № 742н, причина инвалидности «заболевание получено в период прохождения военной службы» устанавливается в случаях, если инвалидность военнослужащего наступила вследствие заболевания, полученного в период военной службы, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (пункт10).

Согласно пункту 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, военно-врачебная комиссия выносит заключения о причинной связи увечий, заболеваний со следующими формулировками: «военная травма», «заболевание получено в период военной службы», «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС», «заболевание радиационно обусловленное получено при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска», «общее заболевание».

Указанный перечень формулировок является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Таким образом, по смыслу пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года № 565, формулировка заключения военно-врачебной комиссии в редакции "заболевание получено в период военной службы" приводится, когда необходимая причинная связь между заболеванием и исполнением освидетельствуемым обязанностей военной службы (служебных обязанностей) отсутствует.

Заключение военно-врачебной комиссии, которым установлено, что заболевание получено в период прохождения военной службы, а не в связи с исполнением служебных обязанностей, истцом не оспорено.

Актом служебного расследования Белгородской таможни от 30.04.2021 признано наличие причинно-следственной связи между инвалидностью истца и исполнением служебных обязанностей. Однако, в обязанность комиссии по служебному расследованию не входит отнесение случая с Застрахованным лицом к разряду страхового, поскольку по условиям государственного контракта и Регламента это прерогатива страховой компании на основании заключения военно-врачебной комиссии.

Ссылка истца на то, что инвалидность наступила в период, когда он непрерывно исполнял служебные (должностные) обязанности, поэтому имеет место страховой случай, не может быть принята во внимание, поскольку этот факт никем не оспаривается, но и не влечет безусловного установления причинно-следственной связи между заболеванием и исполнением должностных обязанностей, кроме того противоречит установленными обстоятельствам дела.

В связи с тем, что заключением Центральной военно-врачебной комиссии №14 от 01.03.2021 не подтверждено необходимое для признания события страховым случаем наличие причинно-следственной связи между установлением первой группы инвалидности по заболеванию Еременко А.А. и исполнением им своих служебных обязанностей, у истца не возникло права на получение страхового возмещения, а у ответчика отсутствуют основания для выплаты страхового возмещения.

Учитывая вышеприведенные нормы материального права, положения государственного контракта, заключенного Федеральной таможенной службой и АО «МАКС» на оказание услуг по обязательному государственному личному страхованию должностных лиц таможенных органов Российской Федерации на 2021 год, Регламента проведения обязательного государственного личного страхования должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, установленными обстоятельствами дела суд приходит к выводу, что инвалидность истца, наступившая вследствие заболевания, полученного в период военной службы не является страховым случаем, в связи с чем, в силу условий государственного контракта и требований федерального законодательства не является основанием для выплаты страхового возмещения.

Руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ, суд

    решил:

в удовлетворении иска Еременко Артема Александровича к Акционерному обществу «Московская акционерная страховая компания» о взыскании страхового возмещения - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд Белгородской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья - подпись                                                              И.Ф. Федоровская

Мотивированный текст решения изготовлен 10 августа 2021 года.

2-2098/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Еременко Артем Александрович
Ответчики
АО МАКС
Другие
Белгородская таможня
Гулевский И.В.
Суд
Белгородский районный суд Белгородской области
Дело на странице суда
belgorodsky.blg.sudrf.ru
28.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2021Передача материалов судье
02.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2021Подготовка дела (собеседование)
21.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2021Судебное заседание
04.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее