Решение по делу № 33-6773/2014 от 03.07.2014

Судья Полыгалов В.С.

Дело №33-6773

11 августа 2014 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Киселевой Н.В., судей Пьянкова Д.А. и Фомина В.И. при секретаре Кармановой Ж.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 11 августа 2014 года дело по апелляционной жалобе Правительства Пермского края на решение Осинского районного суда от 16 мая 2014 г., которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Осинского района Пермского края в интересах Сыпачевой А.И. к Правительству Пермского края удовлетворить в полном объеме.

Возложить обязанность на Правительство Пермского края предоставить Сыпачевой А.И. в границах Осинского муниципального района Пермского края благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м.

В удовлетворении исковых требований прокурора Осинского района Пермского края в интересах Сыпачевой А.И. к Межрайонному территориальному управлению № 5 Министерства социального развития Пермского края отказать».

Заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., пояснения прокурора прокуратуры Пермского края Левыкиной Л.Л., истца Сыпачевой А.И., изучив материалы дела, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Осинского района Пермского края в интересах Сыпачевой А.И. обратился в суд с иском к Правительству Пермского края, Межрайонному территориальному управлению № 5 Министерства социального развития Пермского края в котором просит обязать Правительство Пермского края, Межрайонное территориальное управление № 5 Министерства социального развития Пермского края предоставить Сыпачевой А.И. по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствующее нормам предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленным органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края, но не менее 33-х квадратных метров, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, расположенное в границах Осинского муниципального района.

Свой иск прокурор обосновал тем, что в связи с обращением Сыпачевой А.И. /дата рождения/, прокурором проведена проверка, в ходе которой установлено, что Сыпачева А.И., /дата рождения/ является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать С. решением Осинского районного суда от 19.09.2008 г. лишена родительских прав, отец С1. умер 12.07.2003 г. По постановлению главы Осинского муниципального района Пермской области от 11.03.2084 г. № 259 над Сыпачевой А. И. была установлена опека (опекун К.). В соответствие со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 121 Семейного Кодекса РФ Сыпачева А. И. является лицом, оставшимся без попечения родителей. Сыпачева А. И. не имеет в собственности либо по договору социального найма жилого помещения.Сыпачева А. И. с 04.02.2009 г. состояла на учете лиц, нуждающихся в жилом помещении по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Согласно уведомления МТУ № 5 Минсоцразвития Пермского края Сыпачева А. И. по решению жилищной комиссии по включению в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа по Осинскому муниципальному району № 1 от 07.06.2013 г. (учетное дело № 15) включена в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения. До настоящего времени специализированным жилым помещением Сыпачева А. И. не обеспечена, проживает в жилом помещении, принадлежащем бывшему опекуну К. Бездействием ответчиков нарушено право Сыпачевой А. И. на предоставление ее специализированного жилого помещения.

В качестве правового обоснования иска прокурор ссылается на положения ст. 40 Конституции РФ, ст.45 ГПК РФ, ст. 4, ст.5, п.п.1, 7, 9, 8 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ч.3 ст.49, ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 (в ред. от 14.12.2012 г.) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», ч. 1, 2 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК (в ред. от 14.12.2012 г.) «О специализированном жилищном фонде Пермского края», п.п. 1.3, 1.4, 2.1, 2.2, 2.3 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 г. №1194-п.

В судебном заседании суда первой инстанции прокурор, истец Сыпачева А.И. на удовлетворении заявленных требований настаивали.

Представитель МТУ №5 Минсоцразвития Пермского края с иском не согласилась.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Правительства Пермского края просит об отмене постановленного судом решения в части предоставления жилого помещения в границах Осинского муниципального района, изменив на предоставление его в границах Пермского края. Ссылаясь на положения ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», полагает, что действующее законодательства предполагает предоставление жилого помещения на территории всего субъекта Российской Федерации - Пермского края, а на территории муниципального образования.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор полагает решение суда не подлежащим отмене, а доводы апелляционной жалобы - противоречащими п. 1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.8 ч.1 ст.92, ч.2 ст.99 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1.3 Постановления Правительства Пермского края от 9 сентября 2013 г. №1194-п «Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений».

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор, истец Сыпачева А.И. полагали жалобу ответчика не подлежащей удовлетворению.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения.

Судебная коллегия, заслушав мнение представителя прокуратуры, истца, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно ст. 5 6 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ч.1, 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств... .суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствии с положения ст.56, 67 ГПК РФ Сыпачева А.И. родилась 09 января 1996 г.

Родители истца: мать - С. решением Осинского районного суда от 19 сентября 2008 г. лишена родительских прав, отец - С1. умер 12 июля 2003 г.

Постановлением главы Осинского муниципального района Пермской области от 11 марта 2008 г. № 259 над Сыпачевой А. И. была установлена опека.

Сыпачева А.И. с 04 февраля. 2009 г. состояла на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении по категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

За Сыпачевой А.И. какие-либо жилые помещения не закреплялись, права на какие-либо жилые помещения отсутствуют, в собственности жилых помещений у нее нет, что подтверждается соответствующими сведениями регистрирующих органов.

Истец поставлена в очередь на получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решением МТУ № 5 Министерства социального развития Пермского края (протокол № 1 от 07.06.2013 г.), включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Жилое помещение истцу до настоящего времени не предоставлено.

04 апреля 2014 г. истец Сыпачева А.И. обратилась к прокурору с просьбой предъявить настоящий иск.

Вышеуказанные обстоятельства, установлены судом согласно представленным сторонами доказательствам в их совокупности и по существу сторонами по делу не оспариваются.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Частью 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 29.02.2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Законом Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419 (ред. Закона № 147-ПК от 14.12.2012 года) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 6, предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.

Условиями предоставления жилых помещений лицам, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.

Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям существующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления, но не менее 33 квадратных метров общей площади жилого помещения.

Таким образом, вышеприведенными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Пермского края определен механизм реализации лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, права на жилище.

Принимая решение по заявленным требованиям, суд первой инстанции, установив вышеуказанные обстоятельства, руководствуясь положениями ст.40 Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.5, ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.1, 8 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ч. 1, 2 и 5 ст. 6 Закона Пермской области "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", пришел к обоснованному выводу о возложении на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению истцу жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Согласно ст. 23 Устава Пермского края, принятого Законодательным собранием Пермского края 19.04.2007 года (в редакции Закона Пермского края от 27.11.2012 года № 134-ПК) Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.

Согласно ст. 2 Закона Пермского края от 07.09.2007 года № 107-ПК «О системе органов государственной власти Пермского края» система исполнительных органов государственной власти Пермского края представляет собой взаимосвязанную совокупность исполнительных органов государственной власти Пермского края, наделенных в установленном порядке государственными полномочиями, действующую в целях реализации социально-экономического развития Пермского края.

Систему исполнительных органов государственной власти Пермского края составляют: Правительство Пермского края, министерства Пермского края, агентства Пермского края, инспекции Пермского края, иные исполнительные органы государственной власти Пермского края, их территориальные органы или обособленные структурные подразделения на территории Пермского края.

Учитывая, что Правительство Пермского края является наивысшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, обязанность по предоставлению истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения должна быть возложена именно на Правительство Пермского края.

При разрешении спора по существу суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и оставшихся без попечения жилых помещений специализированного жилищного фонда, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 09 сентября 2013г. № 1194-п фактически не определяет конкретный орган, в компетенцию которого входит предоставление таких жилых помещений. КГБУ «Дирекция по капитальному строительству » в соответствии с названным Порядком осуществляет только управление специализированным фондом. Предоставление же и заключение договора социального найма данным учреждением производится лишь на основании Списка граждан, формирование которого в исключительную компетенцию данного учреждения не относится.

Не влечет отмену постановленного судом решения довод апелляционной жалобы о том, что федеральное законодательство предусматривает предоставление жилья детям-сиротам на территории субъекта РФ, где проживают лица данной категории, и ограничение права истца на предоставление жилья территорией Осинского муниципального района Пермского края не основано на действующем законодательстве.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с п. 1.3, 1.4 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда Пермского края по договорам найма специализированных жилых помещений (утв. Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 N 1194-п ) жилые помещения предоставляются гражданам в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона от 29 декабря 2004 г. N 1939-419 и должны соответствовать следующим требованиям:...жилое помещение предоставляется гражданину по месту жительства. В случае невозможности предоставления жилых помещений гражданам по месту жительства в границе соответствующего муниципального образования Пермского края гражданам с их согласия предоставляются жилые помещения в другом муниципальном образовании Пермского края, ближайшем к месту жительства

Из указанных положений следует, что данная социальная гарантия по общему правилу предоставляется по месту жительства лица, имеющего право на ее (гарантии) предоставление.

Как следует из материалов дела Сыпачева А.И. поставлена на учета как нуждающаяся в жилых помещениях на территории Осинского муниципального района, зарегистрирована по месту жительства на территории того же района. Невозможность предоставления жилого помещения по месту ее постановки на учет в Осинском муниципальном районе материалами дела не доказана, согласие на предоставление ей жилого помещения не по месту проживания на территории всего Пермского края также отсутствует.

Таким образом, возложение на Правительство Пермского края обязанности по предоставлению Сыпачевой А.И. жилого помещения в пределах Осинского муниципального района требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, не противоречит и прав заявителя не нарушает.

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу Правительства Пермского края на решение Осинского районного суда от 16 мая 2014 г. оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-6773/2014

Категория:
Гражданские
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
11.08.2014Судебное заседание
11.08.2014Дело сдано в канцелярию
15.08.2014Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее