Решение по делу № 33-2166/2022 от 30.05.2022

председательствующий по делу № 13-36/2022УИД 75RS0031-01-2022-000788-36судья Небережнева Н.В. дело №33-2166/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Забайкальский краевой суд в составе судебной коллегии по гражданским делам Бирюковой Е.А. при секретаре Разумове С.А. рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Чите 15 июня 2022 г. материалы по заявлению Соболинской Ларисы Викторовны о предоставлении рассрочки исполнения постановлений о взыскании налога, сбора, пени, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) №758000752 от 2 августа 2021 г., №758000841 от 24 сентября 2021 г.

по частной жалобе представителя УФНС России по Забайкальскому краю – Цындымеева А.Б. на определение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 21 апреля 2022 г., которым постановлено:

«Заявление Соболинской Ларисы Викторовны о предоставлении рассрочки исполнения актов органа осуществляющих контрольные функции МИФНС №2 по г.Чите по постановлениям №758000752 от 02.08.2021, №758000841 от 24.09.2021 удовлетворить частично.

Предоставить Соболинской Ларисе Викторовне рассрочку исполнения постановления МИФНС №2 по г. Чите №758000752 от 02.08.2021 о взыскании налоговых платежей и сборов в сумме 230435,71 руб. на срок 6 месяцев до 21.10.2022 с оплатой ежемесячно по 1000 рублей в счет погашения налоговых платежей.

Предоставить Соболинской Ларисе Викторовне рассрочку исполнения постановления МИФНС №2 по г. Чите №758000841 от 24.09.2021 о взыскании налоговых платежей и сборов в сумме 36557,15 руб. на срок 6 месяцев до 21.10.2022 с оплатой ежемесячно по 1000 рублей в счет погашения налоговых платежей.»,

установил:

заявитель Соболинская Л.В. обратилась в районный суд с названным заявлением, ссылаясь на то, что в производстве Оловяннинского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю находится на исполнении возбужденное в отношении заявителя сводное исполнительное производство №8137/21/75055-СД, в которое включены ИП №48938/21/75055-ИП от 4 августа 2021 г., основание – акт органа, осуществляющего контрольные функции №758000752 от 2 августа 2021 г., сумма ко взысканию – 217 483,07 рублей; ИП №58591/21/75055-ИП от 27 сентября 2021 г., основание – акт органа, осуществляющего контрольные функции №758000481 от 24 сентября 2021 г., сумма ко взысканию – 34 967,76 рублей. Указывает, что с 6 декабря 2021 г. Соболинская Л.В. прекратила свою предпринимательскую деятельность, является пенсионером по старости с 6 октября 2015 г., размер пенсии составляет 9 688,36 рублей, иного источника дохода не имеет, работать не может по состоянию здоровья, так как страдает рядом заболеваний. Единственное имущество, которое имеет, - это земельный участок кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный в дачном кооперативе по адресу: <адрес> кадастровая стоимость объекта составляет 22 661, 4 рублей. Данный земельный участок принадлежит ей на основании договора купли-продажи от 22 сентября 2005 г. Судебным приставом-исполнителем Батуевой С.О. вынесено постановление о наложении ареста, составлен акт описи и ареста имущества на принадлежащий земельный участок. В текущей экономической ситуации, при росте цен на продукты, данный земельный участок практически помогает заявителю выживать, так как на нем она выращивает картофель и овощи, которые в магазинах сейчас стоят очень дорого. С целью исполнения обязательств по исполнительным производствам Соболинская Л.В. готова ежемесячно вносить платежи в размере 2 000,00 рублей, просит предоставить рассрочку исполнения обязательств по свободному исполнительному производству №8137/21/75055-СД, обязав её выплачивать задолженность равными ежемесячными платежами по 2 000,00 рублей (л.м. 1-3).

Судом постановлено приведенное выше определение (л.м. 42-43).

                В частной жалобе представитель УФНС России по Забайкальскому краю выражает несогласие с вынесенным определением, просит его отменить, в удовлетворении заявления Соболинской Л.В. о предоставлении рассрочки отказать. В обоснование своих требований представитель УФНС России по Забайкальскому краю указывает, что при вынесении определения суд первой инстанции учел тяжелое материальное положение заявителя, однако не учел положения пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве», а также не учел то, что положения статьи 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в данном случае не могут быть применены в силу прямого указания части 2 статьи 3 Закона об исполнительном производстве. Требование Собалинской Л.В. о предоставлении рассрочки исполнения постановлений налогового органа не подлежало рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку такое заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, применяемой судом по аналогии. Поскольку исполнительное производство возубуждено не на основании судебного акта, а на основании постановления МИФНС России № 2 по г. Чите, то должник должен был обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки налоговых платежей в налоговый орган и такое заявление подлежало рассмотрению в порядке главы 9 Налогового кодекса РФ. Только в случае несогласия с решением налогового органа по вопросу рассрочки должник вправе обратиться в суд для его обжалования (л.м. 46-47).

                В возражениях на частную жалобу УФНС России по Забайкальскому краю заявитель Соболинская Л.В. выражает несогласие с её доводами, просит оставить определение суда первой инстанции без изменения (л.м. 64).

            В соответствии с частью 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.

            Проверив законность и обоснованность определения суда в пределах доводов частной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суде приходит к следующему.

            Руководствуясь положениями части 4 статьи 1, статьями 200, 203, 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 18 апреля 2006 № 104-О, частично удовлетворяя заявления Соболинской Л.В., учитывая тяжелое материальное положение должника, а также в связи с необходимостью исполнения решения суда, суд первой инстанции посчитал возможным предоставить рассрочку исполнения актов органа осуществляющих контрольные функции МИФНС №2 по г.Чите по постановлениям №758000752 от 2 августа 2021 г., №758000841 от 24 сентября 2021 г. на срок 6 месяцев до 21 октября 2022 г. по 2 000,00 рублей ежемесячно, поскольку предоставление рассрочки на более длительный срок не будет способствовать целям и задачам гражданско-процессуального законодательства.

            Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, считает доводы частной жалобы УФНС России по Забайкальскому краю заслуживающими внимания по следующим основаниям.

            В соответствии с частью 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

            В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

            Таким образом, к компетенции суда закон относит рассмотрение вопросов о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта.

            Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», в силу положений статьи 47 Налогового кодекса РФ, а также применительно к пункта 8 части 1 статьи 12 Закона об исполнительном производстве постановления налоговых органов о взыскании налогов за счет имущества налогоплательщика являются исполнительными документами, которые направляются для принудительного исполнения в службу судебных приставов.

            В настоящем случае исполнительные документы (постановления) выданы МИФНС России № 2 по г. Чите. Судебное решение о взыскании с Соболинской Л.В. налогов и сборов не выносилось.

            Суд не принял во внимание, что порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов и сборов регулируются Налоговым кодексом РФ.

            Перечень органов, уполномоченных принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, а также порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора установлены статьями 63, 64, 64.1 Налогового кодекса РФ, согласно которым суды к органам, компетентным предоставлять отсрочку или рассрочку по уплате налогов и сборов не относятся.

            В силу пункта 5 статьи 64 Налогового кодекса РФ заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается в соответствующий уполномоченный орган - по федеральным налогам и сборам - Федеральная налоговая служба; по региональным и местным налогам - налоговые органы по месту нахождения (жительства) заинтересованного лица.

            Решение об отказе в предоставлении рассрочки в силу абзаца третьего пункта 9 статьи 64 Налогового кодекса РФ может быть обжаловано заинтересованным лицом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

            Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что вопросы, связанные с отсрочкой или рассрочкой исполнения исполнительного документа вправе решать тот орган, который выдал исполнительный документ, а процедура рассмотрения такого заявления должна определяться в соответствии с регламентом деятельности выдавшего исполнительный документ органа либо порядком, установленным нормативным актом. Вопрос о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов и сборов может быть рассмотрен судом лишь в случае взыскания задолженности по указанным платежам на основании решения суда в порядке предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта.

            При указанных обстоятельствах у суда не имелось оснований для рассмотрения вопроса о предоставлении Соболинской Л.В. рассрочки исполнения выданных налоговым органом исполнительных документов о взыскании налоговых платежей.

            Согласно абзацу 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд прекращает производство по делу в случае, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

            Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином порядке (пункт 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

            Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции полагает необходимым отменить определение суда первой инстанции в связи с неправильным применением судом норм процессуального права, а производство по заявлению Соболинской Л.В. на основании абзаца 2 статьи 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации - прекратить.

            Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил:

определение Оловяннинского районного суда Забайкальского края от 21 апреля 2022 г. отменить.

Производство по заявлению Соболинской Ларисы Викторовны о предоставлении рассрочки исполнения постановлений о взыскании налога, сбора, пени, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) №758000752 от 2 августа 2021 г., №758000841 от 24 сентября 2021 г. прекратить.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г.Кемерово, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.

судья Забайкальского краевого суда                                   Е.А. Бирюкова

апелляционное определение

в окончательной форме

изготовлено 15 июня 2022 г.

33-2166/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
Истцы
УФНС России по Забайкальскому краю
Ответчики
Соболинская Лариса Викторовна
Другие
Оловяннинский РОСП УФССП России по Забайкальскому краю
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Бирюкова Елена Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.cht.sudrf.ru
01.06.2022Передача дела судье
15.06.2022Судебное заседание
20.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.06.2022Передано в экспедицию
15.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее