Решение по делу № 2-3644/2019 от 11.10.2019

Дело № 2-3644/2019

УИД 55RS0006-01-2019-004584-28

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 ноября 2019 года

Советский районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ерофеевой Н.А., при секретаре – помощнике судьи Бойченко О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Омске гражданское дело по иску Александровой Татьяны Юрьевны к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском АО города Омска о включении периодов работы в стаж,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Советском АО города Омска, указав, что при обращении в учреждение ответчика для назначения досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях, ей было отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. Причиной тому послужило, по ее мнению, незаконное исключение из ее стажа периодов нахождения: на курсах повышения квалификации, в ученических отпусках, а также периодов нахождения учреждения на карантине и участие в забастовках. Просила включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды нахождения на курсах с 08.09.2008 по 19.09.2008, 08.12.2008 по12.12.2008, 20.09.2010 по 01.10.2010, ученические отпуска с 09.11.2009 по 12.12.2009, 17.05.2010 по 19.06.2010, с 15.11.2010 по 08.12.2010, с 23.05.2011 по 15.06.2011, 21.11.2011 по 14.12.2011, периоды забастовок с 04.12.1996 по 06.12.1996, с 20.10.1998 по 22.10.1998, 27.01.1999, нахождения на карантине с 19.02.2005 по 05.03.2005; назначить пенсию с момента обращения либо с момента возникновения права на нее.

В судебном заседании истец Александрова Т.Ю. заявленные требования поддержала, просила назначить пенсию с момента возникновения права.

Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в Советском АО города Омска Кочетова Т.В. (по доверенности) в судебном заседании заявленные требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме, по доводам, изложенных в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пенсионное дело истца, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В Российской Федерации как в социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции Российской Федерации), каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.

Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом. Законодатель, реализуя свои конституционные полномочия, связанные с принятием федеральных законов в области пенсионного обеспечения граждан, вправе самостоятельно определять виды пенсий, порядок их исчисления и конкретные размеры, устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая льготные условия назначения трудовой пенсии для некоторых категорий граждан в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, в частности характеризующих трудовую деятельность; такая дифференциация в пенсионном обеспечении должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе принципа равенства граждан (ст. 19 части 1 и 2), в силу которого различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданны, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (приведенная правовая позиция сформулирована Конституционным Судом РФ в Постановлении от 03.06.2004 № 11-П по делу о проверке конституционности положений ст. 28 и 31 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и подтверждена в Определении от 27.06.2005 № 231-О по жалобе гражданина К.А. Галева).

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства граждан, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении их прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации правового регулирования, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть сущностно взаимообусловлены.

Согласно п.п. 5 п. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», педагогические работники имеют трудовые права и социальные гарантии, в том числе, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии установлены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Судом установлено, что 17.06.2019 Александрова Т.Ю. обратилась в ГУ УПФ РФ в Советском АО города Омска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Решением ГУ – УПФ РФ в Советском АО города Омска от 27.09.2019 истцу в назначении страховой пенсии по старости на основании п.п. 19 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа на дату обращения за назначением пенсии.

Из указанного решения следует, что стаж Александровой Т.Ю. дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ при требуемых 25 годах, составляет 24 года 2 месяца 28 дней.

Вместе с тем, ответчиком в специальный стаж истца не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 08.09.2008 по 19.09.2008, 08.12.2008 по12.12.2008, 20.09.2010 по 01.10.2010, ученические отпуска с 09.11.2009 по 12.12.2009, 17.05.2010 по 19.06.2010, с 15.11.2010 по 08.12.2010, с 23.05.2011 по 15.06.2011, 21.11.2011 по 14.12.2011, периоды забастовок с 04.12.1996 по 06.12.1996 и с 20.10.1998 по 22.10.1998, 27.01.1999, нахождения на карантине с 19.02.2005 по 05.03.2005.

Истцом оспаривается данный отказ ГУ УПФ РФ в Советском АО города Омска в части не включения в специальный в связи работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Решение пенсионного органа в иной части включения либо не включения периодов работы и примененного порядка исчисления специального стажа истцом не оспаривается.

Из трудовой книжки следует, что истец в период с 27.08.1993 по 16.08.2010 была трудоустроена в качестве <данные изъяты>

С 16.08.2010 по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в <данные изъяты>

В соответствии со справками, уточняющими условия труда, свидетельствами, сертификатами, дипломами и приказами по личному составу, в периоды работы в указанных образовательных учреждениях Александрова Т.Ю. находилась на курсах повышения квалификации с 08.09.2008 по 19.09.2008, 08.12.2008 по12.12.2008, 20.09.2010 по 01.10.2010, в ученических отпусках с 09.11.2009 по 12.12.2009, 17.05.2010 по 19.06.2010, с 15.11.2010 по 08.12.2010, с 23.05.2011 по 15.06.2011, 21.11.2011 по 14.12.2011.

Данные обстоятельства ответчиком не оспариваются и подтверждаются материалами дела, в том числе удостоверениями, свидетельствами, а также приказами по личному составу.

Как усматривается из справки работодателя, в указанные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и ученических отпусках, за ней сохранялась заработная плата, с которой производились отчисления страховых взносов, трудовой договор в указанные периоды с ней не прерывался.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Аналогичные положения были предусмотрены и статьей 112 Кодекса законов о труде РСФСР, утвержденного Законом РСФСР от 09.12.1971.

В силу п. 4,5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27, 28 Федерального Закона от 17.12.2001, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно, в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Положениями пункта 21 рекомендаций Международной организации труда № 148 от 24.06.1974 «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.

Статьей 116 ТК РФ установлено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районных Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами.

Одним из видов дополнительных отпусков является отпуск, предоставляемый работодателем работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения (ст. 173 ТК РФ).

Согласно ст. 173 ТК РФ (в редакции, действовавшей в спорные периоды работы истца) работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

Аналогичные положения были предусмотрены ст. 196 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до 01.02.2005.

Таким образом, периоды нахождения работника в дополнительном отпуске с сохранением среднего заработка, предоставляемом работодателем работнику, совмещающему работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (учебные отпуска), являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Частью 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 данного федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из приведенного правового регулирования в случае предоставления работнику учебного отпуска с сохранением среднего заработка в период работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж, периоды таких отпусков также подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Таким образом, указанные периоды фактически носят вынужденный характер для работника, являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и их исключение из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения. С учетом изложенного, суд находит обоснованными требования истца о включении периодов повышения квалификации в специальный стаж для назначения пенсии.

Далее, в соответствии с пунктом 5.1 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.03.2006, периоды отмены учебных занятий, в том числе по климатическим основаниям, являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения.

Пунктами 5.2, 4.2 вышеуказанного Положения установлено, что в периоды отмены учебных занятий по климатическим основаниям педагогические работники осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникул, с сохранением заработной платы в установленном порядке.

В примечании к приложению № 1 к приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» указано, что в зависимости от занимаемой должности в рабочее время педагогических работников включается учебная (преподавательская) работа, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

В силу статьи 187 Трудового кодекса Российской Федерации в течение указанного времени за работником сохранялось рабочее место и средний заработок.

Как следует из приказа <данные изъяты> на протяжении с 19.02.2005 по 05.03.2005 заработная плата истца составляла всего 2/3, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что указанный период карантина не подлежит включению в специальный стаж истца.

Согласно положениям части 6 статьи 2 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 175-ФЗ «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», действовавшего в рассматриваемый период, забастовка - это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

На время забастовки за участвующими в ней работниками сохранялось место работы и должность, однако работодатель был вправе не выплачивать работникам заработную плату за время участия их в забастовке (части 3, 4 статьи 18 указанного Закона).

Аналогичные положения закреплены в статье 414 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с пунктами 5, 9 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Не включаются в периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды простоя (как по вине работодателя, так и по вине работника).

В силу изложенного, поскольку в периоды с 04.12.1996 по 06.12.1996 и с 20.10.1998 по 22.10.1998, 27.01.1999 истец принимала участие в забастовках, не работала, за указанные дни за ней не сохранялся средний заработок, соответственно, указанные дни также не могут быть засчитаны в специальный стаж Александровой Т.Ю..

Из справки <данные изъяты> судом установлено, что Александрова Т.Ю. с 17.06.2019 по настоящее время не находилась на курсах повышения квалификации, отпусках без сохранения содержания.

На основании п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Установлено, что специальный стаж истца на день обращения за досрочным назначением пенсии составлял 24 года 2 месяца 28 дней, в ее специальный стаж судом включены периоды в общей сложности составляющие 5 месяцев 17 дней.

С учетом указанных периодов, общий стаж на момент обращения истца (17.06.2019) в учреждение ответчика составляет 24 года 08 месяцев 15 дней (менее 25 лет), с учетом работы истца с 17.06.2019 право истца на досрочное назначение пенсии наступает с 05.10.2019.

При этом, с 01.01.2019 вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии»), в части изменения сроков назначения пенсий, в том числе досрочных. Досрочная страховая пенсия по старости в связи с педагогической деятельностью будет назначаться не с даты возникновения права, а по истечении установленного ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»; Приложение № 7 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ и ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ срока.

Вместе с тем, при решении вопроса о сроке назначения страховой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, следует учитывать положение ст. 30 п. 6 ч. 1 ст. 32 указанного Закона, согласно которым с 1 января 2019 года страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктом 19 ч. 1 ст. 30, страховая пенсия назначается в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 не ранее сроков, указанных в приложении 7 и не ранее возраста, указанного в приложении 5 и 6 соответственно.

Положениями ч. 3 ст. 10 ФЗ от 03.10.2018 № 350-ФЗ установлено, что указанным гражданам, которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста либо приобретут стаж, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления возраста (сроков), предусмотренных приложениями 5-7 к Закону от 28.12.2013, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков.

Таким образом, право на обращение за назначением страховой пенсии по старости указанной категории граждан при наличии требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ является отложенным.

Решение суда, обязывающее территориальный орган ПФР включить в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение пенсии, определенные периоды работы, в том числе, курсы повышения квалификации, рассматривается последнем как документ, подтверждающий периоды работы.

С учетом изложенного, страховая пенсия по старости в соответствии с 19 п. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ может назначаться не ранее чем через 6 месяцев со дня приобретения требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ или со дня достижения возраста.

Таким образом, у суда отсутствуют основания для назначения пенсии с момента возникновения права на нее – 05.10.2019.

Однако, как следует, из переходных положений закона, реализовать право на назначение досрочной пенсии по старости указанная категория граждан может в любое время после возникновения права путем подачи заявления о назначении пенсии, которая назначается со сроков, установленных ч. 1 ст. 22 Закона от 28.12.2013 – со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на нее, а именно с 05.04.2020.

На основании ст. 98 ГПК РФ и в соответствии со ст. 333.19 НК РФ с ответчика в пользу истца подлежат возмещению судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Советском АО города Омска включить Александровой Татьяне Юрьевне в специальный стаж в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 08.09.2008 по 19.09.2008, 08.12.2008 по12.12.2008, 20.09.2010 по 01.10.2010, ученические отпуска с 09.11.2009 по 12.12.2009, 17.05.2010 по 19.06.2010, с 15.11.2010 по 08.12.2010, с 23.05.2011 по 15.06.2011, 21.11.2011 по 14.12.2011 в календарном исчислении.

Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Советском АО города Омска в пользу Александровой Татьяны Юрьевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд города Омска в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 18.11.2019.

Судья                                     Ерофеева Н.А.

2-3644/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Александрова Татьяна Юрьевна
Ответчики
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по САО г. Омска
Суд
Советский районный суд г. Омск
Судья
Ерофеева Наталья Александровна
Дело на странице суда
sovetsky.oms.sudrf.ru
17.06.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.06.2020Передача материалов судье
17.06.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.06.2020Судебное заседание
17.06.2020Судебное заседание
19.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.11.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее