Решение по делу № 2а-170/2018 от 05.06.2018

Дело № 2а-170/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Кулунда                               26 июня 2018 года

Кулундинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Клименко О.А.,

при секретаре Сафоновой Н.Н.,

с участием прокурора Присяжных Т.Н.,

представителя административного ответчика администрации Кулундинского района Алтайского края Томиной Ю.М.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Кулундинского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кулундинского района Алтайского края и администрации Воздвиженского сельсовета Кулундинского района Алтайского края о признании незаконными бездействия и возложении обязанностей,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кулундинского района Алтайского края и администрации Воздвиженского сельсовета Кулундинского района Алтайского края о признании незаконными бездействия и возложении обязанностей, указав, что прокуратурой Кулундинского района по заданию прокуратуры Алтайского края проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле. По результатам проведенной проверки прокуратурой района установлено, что на территории МО «Воздвиженский сельсовет Кулундинского района» имеется 2 кладбища, расположенные: в с.Воздвиженка и п.Городецкий, Кулундинского района, на которые отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы, отсутствует техническая документация на земельные участки, на которых расположены кладбища, а так же они не включены в реестр муниципальной собственности. На государственный кадастровый учет объектов недвижимости кладбища не поставлены. Прокуратурой района ///////// главе сельсовета Семенченко В.В. внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений. Однако, до обращения в суд с указанным выше иском, нарушения не устранены. Просит признать незаконным бездействие администрации МО «Воздвиженский
сельсовет Кулундинского района Алтайского края», выразившееся в неисполнении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества общественных
кладбищ, расположенных: в с.Воздвиженка и п.Городецкий, Кулундинского района, то есть в границах МО «Воздвиженский сельсовет Кулундинского района» и бездействие администрации Кулундинского района по организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ; обязать администрацию МО «Кулундинский район Алтайского края» в срок до ///////// принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых под кладбища, расположенные: в с.Воздвиженка и п.Городецкий, Кулундинского района, то есть в границах МО «Воздвиженский сельсовет Кулундинского района»; возложить на администрацию МО «Воздвиженский сельсовет Кулундинского района» обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое
имущество, с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного
имущества кладбищ, расположенных: в с.Воздвиженка и п.Городецкий, Кулундинского района, то есть в границах МО «Воздвиженский сельсовет Кулундинского района» в срок до /////////.

В судебном заседании прокурор Присяжных Т.Н. административные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика – администрации Кулундинского района Томина Ю.М. в судебном заседании требования признала и пояснила, что техническая документация и правоустанавливающие документы на земельные участки, занятые общественными кладбищами на территории Кулундинского района Алтайского края, отсутствуют из-за того, что нет финансирования в бюджете районе на осуществление соответствующих работ.

Представитель административного ответчика – администрации Воздвиженского сельсовета Кулундинского района Алтайского края, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Возражений суду, относительно заявленных прокурором требований, не представил.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.

Согласно п.4 ст.16, ст.18 Федерального Закона №8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Организации похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

В соответствии п.5 ст. 16 указанного Федерального Закона на общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли.

На основании ч.4 и ч.5 ст.16 Федерального Закона «О погребении и
похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места
погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии
с земельным законодательством, а так же в соответствии с проектной
документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством РФ
и    законодательством    субъектов    РФ.

В соответствии ч.2 ст.11 ЗК РФ органами местного самоуправления
осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной    собственности. То есть, администрацией муниципального образования производятся действия по распоряжению земельными участками, выделяя их для погребения при отсутствии соответствующих документов.

Отсутствие государственной регистрации права собственности и кадастрового учета в отношении земельных участков, занятых кладбищами, не позволяет определять в установленном законом порядке границы земельных участков, выделяемых гражданам, что может в последующем повлечь невозможность их идентификации, застройки либо использование не по целевому назначению, что противоречит ч.6 ст. 16 ФЗ от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых расположены кладбища (отсутствие собственника имущества) не позволяет принимать меры, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Федеральным законом от 27.05.2014 №136-Ф3 «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнена частью 3, в соответствии с которой, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения исключена из вопросов местного значения сельского поселения.

Согласно ч.2 ст. 15 Закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В связи с внесенными в Федеральный закон от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменениями по перераспределению вопросов местного значения между муниципальным районом и сельскими поселениями, главой администрации Воздвиженского сельсовета с главой администрации района в декабре 2017 года заключено соглашение о передаче части своих полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (решение Собрания депутатов Кулундинского района № 44 от 27.12.2017, решение Собрания депутатов Воздвиженского сельсовета от 28.12.2017 № 24, указанные решения опубликованы в Сборнике правовых актов МО «Кулундинский район» № 73, часть 1).

В соответствии с пунктом 1.2.2. Администрация района передала, а администрация поселения приняла полномочия в части осуществления контроля и надзора за соблюдением законодательства Алтайского края в сфере погребения и похоронного дела на территории МО, выделение участка земли на территории кладбища, благоустройство кладбищ.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Кроме того, необходимо предоставление кадастрового плана земельного участка.

Статус указанных захоронений как бесхозяйных, являющихся объектами, создающим потенциальную опасность для граждан, требует принятия мер по передаче его в муниципальную собственность для предотвращения нарушения санитарных и экологических норм и правил, результатом нарушения которых может быть причинение вреда здоровью людей, окружающей среде.

Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 137-ФЗ, пункта 22 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, Федерального закона N 8-ФЗ, земельные участки, занимаемые общественными кладбищами, не являются    разграниченными    в    силу    закона.

В силу положений п. 2 ст. 3.3 Федерального закона Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года N 334-ФЗ, с 1 января 2017 года предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

Как следует из материалов дела, право собственности на земельные участки, занятые общественными кладбищами в границах МО «Воздвиженский сельсовет Кулундинского района Алтайского края» не разграничено, в соответствие с чем, распоряжение осуществляется муниципальным образованием Кулундинский район. Земельные участки не внесены в реестр муниципальной собственности, техническая и правоустанавливающая документация на них отсутствует (л.д. 8).

///////// прокуратурой Кулундинского района главе МО «Воздвиженский сельсовет» было внесено представление об устранении нарушений законодательства о погребении и похоронном деле, в частности указано на необходимость поставить земельные участки, занятые кладбищами, на кадастровый учет (л.д. 11-12).

Представление в этой части не исполнено в виду отсутствия финансирования на осуществления необходимых кадастровых работ (л.д. 10).

Таким образом, в судебном заседании установлено, что бездействия администрации Кулундинского района, являющейся юридическим лицом МО «Кулундинский район Алтайского края», выразившиеся в неисполнении обязанности по организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ земельных участков, занятых под общественные кладбища, находящиеся в границах МО «Воздвиженский сельсовет Кулундинского района», а также бездействия администрации Воздвиженского сельсовета Кулундинского района, выразившиеся в неисполнении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества указанных выше земельных участков, являются противоречащими действующему законодательству, то есть незаконными.

Учитывая изложенное выше, суд пришел к выводу, что требования истца о возложении на администрацию Кулундинского района обязанностей по организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, постановке на кадастровый учет спорных земельных участков, а на администрацию Воздвиженского сельсовета обязанности по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке их на учет в качестве бесхозяйного имущества, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора Кулундинского района Алтайского края удовлетворить.

Признать незаконными бездействия администрации Воздвиженского
сельсовета Кулундинского района Алтайского края, выразившееся в неисполнении обязанности по постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества общественных
кладбищ, расположенных: с.Воздвиженка и п.Городецкий, Кулундинского района, Алтайского края, то есть в границах МО «Воздвиженский сельсовет Кулундинского района Алтайского края», и бездействие администрации Кулундинского района Алтайского края по организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ указанных земельных участков.

Обязать администрацию Кулундинского района Алтайского края в срок до ///////// принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых под кладбища, расположенные в с.Воздвиженка и п.Городецкий, Кулундинского района, Алтайского края, находящихся в границах МО «Воздвиженский сельсовет Кулундинского района Алтайского края».

Возложить на администрацию Воздвиженского сельсовета Кулундинского района Алтайского края обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учёт в качестве бесхозяйного имущества кладбищ, расположенных в с.Воздвиженка и п.Городецкий, Кулундинского района, Алтайского края, то есть в границах МО «Воздвиженский сельсовет Кулундинского района Алтайского края», в срок до /////////.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его вынесения через Кулундинский районный суд.

Председательствующий О.А. Клименко

2а-170/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Кулундинского района АК
прокурор Кулундинского района
Ответчики
Администрация Кулундинского района АК
Администрация Воздвиженского сельсовета Кулундинского района АК
Администрация Воздвиженского сельсовета Кулундинского района
Администрация Кулундинского района
Суд
Кулундинский районный суд Алтайского края
Дело на странице суда
kulundinsky.alt.sudrf.ru
05.06.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
05.06.2018[Адм.] Передача материалов судье
08.06.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
08.06.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.06.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2018[Адм.] Судебное заседание
26.06.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2020Регистрация административного искового заявления
08.05.2020Передача материалов судье
08.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
08.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2020Судебное заседание
08.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.05.2020Дело оформлено
08.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее