Дело №2-4074/2021
23RS0050-01-2021-006798-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Темрюк 10 января 2022 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Воротынцевой А.А.,
при секретаре Матвиенко Л.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района к Темрюкскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о снятии земельного участка с кадастрового учета,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района обратилась в суд с иском к Темрюкскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о снятии земельного участка с кадастрового учета, ссылаясь на следующее.
Земельный участок с кадастровым номером №расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью
68382+/-91 кв.м. находится в пределах земель населенных пунктов, вид
разрешенного использования для размещения торгово-развлекательного комплекса и автовокзала.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером <адрес>
В соответствии с выпиской из системы ИСОГД от 12.11.<адрес>
<адрес>
ДД.ММ.ГГГГ администрацией в адрес Темрюкского отдела управления Росреестра по <адрес>
<адрес>
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Темрюкского городского поселения <адрес> с кадастрового учета, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет в отношении данного земельного участка был приостановлен Темрюкским отделом Управления Росреестра по <адрес>.
Поскольку сведения о земельном участке № не носят временный характер, указанный участок не является преобразуемым, то снятие земельного участка с кадастрового учета возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе, земельным участком с кадастровым номером №
В судебное заседание представитель истца - администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района, действующая по доверенности Гнусарева В.В. не явилась, в представленном в суд заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился. От заместителя начальника Темрюкского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Люсого Д.В. поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, при разрешении вопроса полагался на усмотрение суда.
Суд, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером <адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
В свою очередь, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Темрюкского городского поселения <адрес> (далее - администрация) в Темрюкский отдел управления Росреестра по <адрес> посредством электронного портала Росреестра было направлено заявление о снятии земельного участка с кадастровым номером № с кадастрового учета, однако, уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ государственный кадастровый учет в отношении данного земельного участка был приостановлен Темрюкским отделом Управления Росреестра по <адрес>.
В соответствии с законодательством орган кадастрового учета при принятии решения о приостановлении должен установить возможные причины возникновения обстоятельств, являющихся основанием для принятия такого решения (в связи с технической ошибкой, допущенной органом кадастрового учета, с ошибкой, допущенной кадастровым инженером (лицом, считающимся кадастровым инженером в соответствии с ч.1 ст.44 Закона о кадастре) при выполнении кадастровых работ (территориального землеустройства) в отношении земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, или в отношении другого земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен ранее, и т.п.).
В случае, если причиной пересечения границ является выявленная органом кадастрового учета техническая ошибка (например, сведения реестра объектов недвижимости и/или кадастровой карты о местоположении границы земельного участка не соответствуют сведениям, содержащимся в документах кадастрового дела), такая ошибка устраняется в соответствии с п.42 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ №, в течение срока, предусмотренного Законом о кадастре для осуществления кадастрового учета, без принятия решения о приостановлении.
Если причиной пересечения границ является ошибка, допущенная кадастровым инженером (лицом, считающимся кадастровым инженером в соответствии с ч.1 ст.44 Закона о кадастре) при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка, кадастровый учет которого был осуществлен после вступления в силу Закона о кадастре, такая ошибка определяется как кадастровая ошибка в сведениях и подлежит исправлению в порядке, установленном ст.28 Закона о кадастре. Воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка, допущенная лицом, выполнявшем работы по территориальному землеустройству, в отношении местоположения границы (координат характерных точек границы) ранее учтенного земельного участка (земельного участка, государственный кадастровый учет, в отношении которого был осуществлен в установленном порядке до ДД.ММ.ГГГГг., либо земельного участка (в том числе, лесного участка), государственный кадастровый учет которого не осуществлен, но право собственности на который зарегистрировано и не прекращено и которому присвоен органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условный номер в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») (далее - ошибка в местоположении границы ранее учтенного земельного участка) может быть исправлена органом кадастрового учета с использованием процедур в соответствии с ч.14 ст.45 Закона о кадастре.
Государственный кадастровый учёт земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» (ст.70 ЗК РФ).
Статья 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) предусматривает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные ч.4 ст.24 названного Федерального закона.
Орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными ст.24 названного Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В п.21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ указано, что если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определён исчерпывающий перечень случаев, при которых земельный участок подлежит снятию с кадастрового учёта, а именно: земельный участок подлежит снятию с кадастрового учёта в случае если он является преобразуемым (ч.3 ст.41); земельного участок подлежит снятию с кадастрового учёта через 5 лет после даты постановки на кадастровый учёт если, он образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и в отношении него подано заявление о государственном кадастровом учете без заявления о государственной регистрации права собственности (ч.15 ст.41); земельный участок подлежит снятию с кадастрового учёта связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд (ч.ч.10, 11 ст.60); земельного участок подлежит снятию с кадастрового учёта до ДД.ММ.ГГГГ, если он предоставлен в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставивших такой земельный участок, при государственной регистрации прекращения договора безвозмездного пользования таким земельным участком в связи с отказом гражданина от договора безвозмездного пользования земельным участком; земельный участок подлежит снятию с кадастрового учёта, если он учтен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости (ч.3 ст.70); земельный участок подлежит снятию с кадастрового учета государственный кадастровый учет которого и (или) государственная регистрация прав на который осуществлены до ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если право постоянного (бессрочного) пользования таким земельным участком или право аренды такого земельного участка переоформлено на публичный сервитут в соответствии со статьей 3.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (ч.3.2 ст.70); земельного участок подлежит снятию с кадастрового учёта, если сведения государственного кадастра недвижимости об указанном участке, предусмотренные ст.24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) имеют статус временных и, если права на такой объект недвижимости не зарегистрированный либо не зарегистрировано право аренды, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, до ДД.ММ.ГГГГ (ч.7 ст.72).
Поскольку сведения о земельном участке с кадастровым номером № не носят временный характер, указанный участок не является преобразуемым, то снятие земельного участка с кадастрового учета возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда.
Отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «актуальные» не должно препятствовать участникам гражданского оборота в реализации их законных прав на принадлежащие им земельные участки. В данном случае существует законодательный пробел, который при отсутствии прямого запрета, а также иных способов разрешения указанной ситуации с помощью норм, предусматривающих порядок снятия земельного участка с кадастрового учета, не может являться препятствием для реализации принадлежащего права на распоряжение заявленными участками (п.2 ст.36 Конституции РФ).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, внесены изменения в земельное и градостроительное законодательство, в том числе в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в результате чего введена статья 3.3. согласно абзацу 3 пункта 2 названной статьи предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, судом установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе, земельным участком с кадастровым номером 23:30:1111001:29 осуществляет администрация Темрюкского городского поселения <адрес>.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района к Темрюкскому отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю о снятии земельного участка с кадастрового учета – удовлетворить.
Снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером <адрес>
Решение суда является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю изменений в ЕРГН.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательно форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 14.01.2022.
Председательствующий (подпись) А.А.Воротынцева
копия верна.
Судья:
Секретарь: