№ 21-588/2023
УИД 38RS0031-01-2023-000738-60
Р Е Ш Е Н И Е
30 августа 2023 г. г. Иркутск
Судья Иркутского областного суда Глотова С.А., с участием ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 2 июня 2023 г., вынесенное по жалобе на определение заместителя начальника отдела товарных и финансовых рынков Иркутского УФАС России от 26 января 2023 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Иркутская электросетевая компания» (далее по тексту - ОАО «ИЭСК»),
У С Т А Н О В И Л:
определением заместителя начальника отдела товарных и финансовых рынков Иркутского УФАС России от 26 января 2023 г. в отношении ОАО «ИЭСК» отказано в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решением судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 2 июня 2023 г. определение должностного лица оставлено без изменения, жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, ФИО1, не соглашается с определением должностного лица и решением судьи районного суда, просит об отмене указанных актов, как принятых с нарушением норм действующего законодательства. В обоснование доводов жалобы указывает, что исчисляя срок давности привлечения к административной ответственности, должностное лицо и судья районного суда исходили из срока исполнения заключенного 11 января 2019 г. ФИО1 с ОАО «ИЭСК» договора возмездного оказания услуги Номер изъят по созданию технической возможности и по фактическому переключению к электрической сети ОАО «ИЭСК» (где срок исполнения договора установлен 4 месяца, то есть не позднее 11 мая 2019 г.), без учета дополнительного соглашения от 21 апреля 2022 г. к указанному договору (где срок исполнения договора установлен 6 месяцев, то есть не позднее 21 октября 2022 г.). Приводит довод о том, что при вынесении обжалуемых актов ни должностным лицом, ни судьей не учтено право сторон изменять условия договора, в том числе срок осуществления технологического подключения. Считает, что с учетом дополнительного соглашения к договору срок давности привлечения к административной ответственности подлежал исчислению с 22 октября 2022 г. (срок, установленный дополнительным соглашением, в который должна была быть оказана услуга) и который истекает 20 октября 2023 г. Считает незаконным отказ в привлечении ОАО «ИЭСК» к административной ответственности со ссылкой на истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Законный представитель ОАО «ИЭСК» надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявил, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержал по всем указанным в ней основаниям.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебного материала по жалобе, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) в том числе к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщения и заявления физических и юридических лиц, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 названного кодекса), являются поводами к возбуждению дела об административном правонарушении.
Согласно частям 2, 3 указанной статьи такие сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 указанной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии сообщений, заявлений, указанных в пункте 3 части 1 этой статьи, должностным лицом, рассмотревшим такие сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
При этом из анализа приведенных норм следует, что такое определение выносится по сообщению, заявлению физического или юридического лица в случае, если отсутствуют достаточные данные, подтверждающие совершение лицом административного правонарушения, либо имеются предусмотренные частью 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Из материалов дела следует, что 26 декабря 2022 г. в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее – Иркутское УФАС России) поступило заявление ФИО1 по факту непредставления ему юридическим лицом ОАО «ИЭСК» услуги по дополнительному соглашению № 4 от 21 апреля 2022 г. к договору Номер изъят возмездного оказания услуги по созданию технической возможности и по фактическому переключению к электрической сети ОАО «ИЭСК» от 11 января 2019 г. и о привлечении ОАО «ИЭСК» к ответственности.
Определением от 26 января 2023 г. административного органа отказано в возбуждении в отношении указанного юридического лица дела об административном правонарушении по основанию, предусмотренному пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Срок давности части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 1 год со дня заключения договора.
Как усматривается из материалов дела, 11 января 2019 г. между ФИО1 и ОАО «ИЭСК» заключен договор Номер изъят возмездного оказания услуги по созданию технической возможности и по фактическому переключению к электрической сети ОАО «ИЭСК» в отношении энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <адрес изъят>. Согласно пункту 1.5 договора услуга по созданию технической возможности и по фактическому переключению ранее подключенных энергопринимающих устройств заказчика должна быть оказана в полном объеме не позднее четырех месяцев, то есть не позднее 11 мая 2019 г.
Дополнительным соглашением от 21 апреля 2022 г. срок оказания услуги по договору Номер изъят продлен до 6 месяцев со дня заключения настоящего дополнительного соглашения (пункт 3 дополнительного соглашения).
Отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, должностное лицо административного органа, сославшись на пункт 16 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее – Правила № 861), указало на невозможность продления сроков технологического присоединения, в связи с чем посчитало датой совершения административного правонарушения дату истечения четырехмесячного срока исполнения обязательств по договору Номер изъят от 11 января 2019 г. Установив датой совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дату 12 мая 2020 г., должностное лицо Иркутского УФАС России пришло к выводу об истечении срока давности привлечения ОАО «ИЭСК» к административной ответственности и отказало в возбуждении дела об административном правонарушении.
С такими выводами должностного лица согласился судья районного суда, оставив решением от 2 июня 2023 г. определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 26 января 2023 г. без изменения.
Порядок и процедура технологического присоединения, правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора, требования к выдаче технических условий определены Правилами № 861.
Согласно абзацу 8 пункта 2 Правил № 861 сетевыми организациями признаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и при наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил № 861).
Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил № 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению исчисляется со дня заключения договора и не может превышать срок, установленный настоящими Правилами.
Таким образом, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению имеет императивный характер, установлен государством именно потому, что в отношениях с сетевой организацией - субъектом естественной монополии заявитель (потребитель) выступает более слабой стороной, требующей защиты прав и законных интересов. Определенные законодателем порядок и сроки осуществления технологического присоединения позволяют обеспечить право потребителя на получение рассматриваемой услуги. При этом соблюдение сетевой организацией срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению не должно ставиться в зависимость от выполнения потребителем не предусмотренных Правилами № 861 мероприятий за пределами принадлежащего ему земельного участка.
С учетом приведенных положений, отказывая в возбуждении дела об административном правонарушении, должностное лицо административного органа пришло к выводу о том, что установленный договором технологического присоединения срок носит императивный характер и не мог быть изменен соглашением сторон. Следовательно, при исчислении срока давности привлечения ОАО «ИЭСК» к административной ответственности должностное лицо и согласившийся с ним судья районного суда обоснованно исходили из срока, установленного в основном договоре Номер изъят от 11 января 2019 г.
Довод жалобы о том, что срок давности привлечения к административной ответственности подлежит исчислению с учетом дополнительного соглашения к договору, то есть с 22 октября 2022 г., является несостоятельным, поскольку Правилами № 861 возможность продления такого срока не предусмотрена.
Выводы должностного лица об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и выводы судьи Иркутского районного суда Иркутской области, изложенные в решении, являются правильными, оснований не согласиться с ними не имеется. Они сделаны с учетом совокупности установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Описка, допущенная в решении судьи районного суда в части даты окончания срока давности – 12 мая 2019 г., отмену обжалуемого судебного акта не влечет, поскольку может быть устранена в порядке, установленном статьи 29.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены определения заместителя начальника отдела товарных и финансовых рынков Иркутского УФАС России от 26 января 2023 г. и решения судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 2 июня 2023 г. не имеется.
Руководствуясь статьями 30.1, 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л :
определение заместителя начальника отдела товарных и финансовых рынков Иркутского УФАС России от 26 января 2023 г. об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Иркутская электросетевая компания» и решение судьи Иркутского районного суда Иркутской области от 2 июня 2023 г. оставить без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья С.А. Глотова