Поступило ... г. 33-2331
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕг. Улан-Удэ 02 июля 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Васильевой С.Д. и Дампиловой Ц.В., при секретаре Петровой Е.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 апреля 2018 года, которым исковые требования Югова Ю.А. оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с иском к ответчикам Министерству социальной защиты населения РБ и Администрации г. Улан-Удэ, истец Югов Ю.А. просил признать незаконными отказы ответчиков в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, возложить на них обязанность поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по вышеназванной категории.
Иск мотивирован тем, что на обращение истца в ... г. Администрацией г. Улан-Удэ и Министерством социальной защиты населения по РБ в его адрес направлены ответы об отсутствии правовых оснований для постановки его на учет на получение жилья вне очереди по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, с чем он не согласен, так как орган опеки и попечительства Администрации Селенгинского района в своем время не разъяснил ему положения Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" о том, что он может встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до достижения им 23-х лет.
В судебном заседании истец Югов Ю.А. исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности Гармаева О.Б. исковые требования не признала, пояснив суду, что на момент вступления в силу Федерального закона №159-ФЗ истцу уже исполнилось 27 лет, следовательно, действие указанного закона на него не распространяется.
Представитель Администрации г. Улан-Удэ по доверенности Шараева Ю.А. с требованиями не согласилась, просила в иске отказать.
Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился истец Югов Ю.А., в апелляционной (основной и дополнительной) жалобе просит решение отменить, ссылаясь на его незаконность и несправедливость, указывая на то, что имеет право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот, так как органы опеки и попечительства Селенгинского района РБ своевременно не известили его о том, что он может претендовать на жилое помещение по данной категории, что нарушает его конституционные права.
Кроме этого, суд первой инстанции не интересовался, нужен ли истцу адвокат в соответствии с ФЗ №324, что также является нарушением ч. 1 ст. 21 Конституции РФ.
В суде апелляционной инстанции истец Югов Ю.А. доводы апелляционной (основной и дополнительной) жалобы поддержал, суду пояснил, что после смерти матери он до ... г. жил с дедом в <...>, До 4 класса обучался в школе-интернате № 3 для детей-сирот, потом его перевели в Бурятский интернат, где учился до 8 класса, после чего обучался в СПТУ в г. Гусиноозерск, оттуда попал в места лишения суда.
Представитель Министерства социальной защиты населения РБ по доверенности Гармаева О.Б. возражала против отмены решения суда.
Представитель администрации г. Улан-Удэ в заседание судебной коллегии не явился, о месте и времени слушания дела извещен.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец до достижения им возраста 23-х лет за реализацией своего права на получение жилого помещения в льготном порядке и о включении в список по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обращался, на момент обращения в Министерство социальной защиты населения по РБ и администрацию г. Улан—Удэ Югов Ю.А. достиг возраста 23-х лет, в связи с чем не относится к вышеназванной категории лиц.
Судебная коллегия полагает данные выводы суда правильными.
Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Югов Ю.А. родился ... г.р., его мать умерла ... г., сведений об отце не имеется. Из пояснений Югова Ю.А. следует, что после смерти матери он жил с ... в <...>, затем до 8-го класса учился в интернатах, после чего поступил в СПТУ в г. Гусиноозерск, и оттуда попал в места лишения свободы.
Также из материалов дела следует, что Югов Ю.А. впервые был осужден по приговору Гусиноозерского городского суда РБ ... г., имеет <...> судимостей, с ... г. находился в местах лишения свободы.
Закрепленного за ним жилого помещения Югов Ю.А. не имеет.
В настоящее время зарегистрирован в Республиканском центре социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Шанс» по <...>.
Югов Ю.А. в 2017 г. обратился с требованием в администрацию г. Улан-Удэ о предоставлении ему жилого помещения вне очереди по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из данной категории, на что дан ответ, что в связи с тем, что его возраст превышает 23 года, отсутствуют основания для его постановки на такой учет.
В 2017 г. Югов Ю.А. с аналогичным требованием обратился в Министерство социальной защиты населения РБ, и ему дан ответ, что отсутствуют правовые основания для постановки его на такой учет, так как он достиг 23-летнего возраста.
Обращаясь в суд с указанными требованиями, истец полагал, что действия ответчиков по отказу ему в постановке на учет в получении жилья вне очереди являются незаконными, так как он обладает правом на получение жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Как правильно указал суд первой инстанции, отсутствуют правовые основания для постановки Югова Ю.А., оставшегося сиротой в возрасте 7 лет, на учет в получения жилого помещения, как по договору социального найма, так и по договору специализированного найма.
В соответствии со ст. 8 вышеуказанного федерального закона в редакции Федерального закона 122-ФЗ от 22.08.2004 г. дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Вместе с тем, Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в законную силу с 01 января 2013 года, внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которым детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 данной статьи, которая устанавливала предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Действие положений ст. 8 Закона и Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции настоящего закона, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении у истца на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (01.01.2013) должно иметься нереализованное право на обеспечение жилым помещением, как ребенка- сироты.
Пункт 2 части 2 ст. 57 ЖК РФ ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичная норма содержалась в положениях ст. 37 Жилищный кодекс РСФСР.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Из системного анализа вышеприведенных норм как действующего, так и ранее применявшегося законодательства, предусматривающего заявительный характер обеспечения жильем, следует, что в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа должны до достижения ими возраста 23 лет встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Если же данные лица на учет не встали до достижения 23-летнего возраста, они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
В силу ст. 52, 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете.
Таким образом, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма, а в настоящее время на условиях договора найма специализированного жилого помещения, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.
По достижении лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возраста 23 лет, и не вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, возможность для получения жилья во внеочередном порядке по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, у такого лица утрачена.
Истец обратился в уполномоченные органы с требованием о предоставлении жилого помещения вне очереди по данной категории, в возрасте <...>.
Согласно письменного сообщения за подписью начальника по жилищным вопросам и обращениям граждан администрации Советского района г. Улан-Удэ Дружининой О.И. Югов Ю.А. значится на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории - малоимущие с ... г. с составом семьи 1 человек, очередь № ...; согласно сведениям органов опеки и попечительства Советского района на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору специализированных жилых помещений Югов Ю.А. не состоял и не состоит; документов, подтверждающих статус: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеется; сведения о закрепленном жилье отсутствуют; ранее с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилье по договору найма специализированных жилых помещений Югов А.Ю. не обращался, отказ в постановке на учет ему не выдавался.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Каких-либо доказательств, что Югов Ю.А. состоял на учете опеки и попечительства Администрации МО «Селенгинский район» в качестве нуждающегося в обеспечении жильем по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в материалах дела отсутствует, как отсутствуют обращения Югова Ю.А. или его законного представителя до достижения возраста 23 лет о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилье по вышеназванной категории.
Оценив изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что на день вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ (01 января 2013 года) истец не имел права на предоставление однократно благоустроенного жилого помещения, как по договору социального найма, так и специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку нереализованное право на обеспечение жильем истец утратил 03 августа 1992 г. по достижению 23 лет, до достижении указанного возраста с заявлением о постановке на учет по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа" в установленном порядке не обращался, как следствие, не был принят на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по указанной категории.
Ввиду изложенного, доводы жалобы о наличии у истца права на предоставление жилого помещения как лицу, относящемуся к категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей", подлежат отклонению.
Доказательств уважительности и исключительности причин, ранее препятствовавших истцу обратиться в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период возраста с 18 до 23 лет, суду не представлено и материалы дела не содержат. Обязанность в предоставлении данных доказательств возложена на истца требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Сами по себе факты нахождения истца в местах лишения свободы с 1986 г. по 2017 г., отсутствия в собственности жилого помещения не порождает возникновения права на включение его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в целях обеспечения жильем в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Доводы апеллянта о том, что истец был лишен возможности реализовать свое право на обеспечение жильем в период своего несовершеннолетия вследствие ненадлежащего выполнения обязанностей по защите его прав уполномоченными на то органами и лицами, то есть по не зависящим от него обстоятельствам, подлежат отклонению, поскольку действующим законодательством не предусмотрено возложение такой обязанности на уполномоченные органы, в том числе на органы опеки и попечительства.
Не состоятельным является и довод жалобы о том, что суд при рассмотрении дела не обеспечил его защиту с участием адвоката, так как в соответствии со ст. 48 ГПК Российской Федерации, истец был вправе представлять свои интересы в суде через представителя, полномочия которого должны быть выражены в доверенности, оформленной в соответствии с законом.
Судебная коллегия считает, что при разрешении возникшего спора суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правовую оценку и постановил решение, основанное на верной оценке совокупности представленных по делу доказательств и требованиях норм материального права, регулирующего правоотношения сторон.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 26 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную (основную и дополнительную) жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: В.А.Иванова
Судьи: С.Д. Васильева
Ц.В.Дампилова