61RS0011-01-2022-002590-17                    дело № 2-1791/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 ноября 2022г. г. Белая Калитва

    Белокалитвинский городской суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Логвиновой С. Е.

при секретаре Гриценко А. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой В.Д., Алексеева А.Г., Алексеева Д.А. к Администрации Белокалитвинского района Ростовской области о признании права на предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, включение в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты дляприобретении жилья, третье лицо Министерство энергетики РФ,

установил:

истцы обратились в суд с иском к Администрации Белокалитвинского района Ростовской области о признании права на предоставление социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, находящегося на горных выработках, ссылаясь на то, что Алексеевой В.Д. на праве собственности принадлежит жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, согласно данным домовой книги в жилом доме по указанному адресу зарегистрированы Алексеева В.Д., ее супруг Алексеев А.Г., сын Алексеев Д.А.В указанном жилом доме истцы проживают после заключения брака с 22.07.1975 и по настоящее время. На основании заключения № от 19.05.2022 межведомственной комиссии Администрации Белокалитвинского района постановлением Администрации Горняцкого сельского поселения от 03.06.2022 № указанный жилой дом признан непригодным для проживания. В соответствии с техническим заключением по результатам комплексного обследования технического состояния конструкций жилого дома по <адрес>, проведенного МУП «РЦТИиА», техническое состояние здания определено как аварийное, износ несущих конструкций строения определен 70,14%.В соответствии с отчетом о научно-технической работе специализированной организации СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» от 31.03.2022 горные работы ШУ «Горняцкое» ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояниестроения, вследствие чего дом по указанному адресу является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ШУ «Горняцкое ОАО «Ростовуголь». 15.07.2022 истцы обращалась в Администрацию Белокалитвинского района с заявлением о включении их в программу реструктуризации угольной промышленности и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья взамен ветхого, находящегося на горных выработках. Письмом от 08.08.2022 заместителя главы Администрации Белокалитвинского района по строительству, промышленности, транспорту, связи в удовлетворении заявления им было отказано по тем основаниям, что собственником указанного дома Алексеева В.В. стала в порядке наследования в августе 2002г., согласно регистрационных отметок в паспорте на момент ликвидации шахты она по указанному адресу не проживала. Истцы считают, что приобрели право на предоставление социальной выплаты в рамках программы реструктуризации угольной промышленности, утвержденной Постановлением Правительства РФ № от 13.07.2005. В связи с указанным истцы просили суд признать за Алексеевой В.Д., Алексеевым А.Г., Алексеевым Д.А. право на предоставление социальной выплаты в рамках программы реструктуризации угольной промышленности с целью переселения из ветхого жилья, пострадавшего от горных работ, обязать Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области включить Алексееву В.Д., Алексеева А.Г., Алексеева Д.А. в списки граждан, подлежащих переселениюиз ветхого жилья, пострадавшего от ведения горных работ, обязать Администрацию Белокалитвинского района Ростовской области заключить с Алексеевой В.Д. договор на предоставление социальной выплаты на приобретения жилья взамен ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ШУ «Горняцкое» ОАО «Ростовуголь», за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, на состав семьи из трех в течение 30 дней с момента вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании истцы, представитель истцов адвокат Антонченко И. В., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме. Представитель ответчика Администрации Белокалитвинского района Пруцакова В.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать. Представитель третьего лица, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменные возражения, согласно которым исковые требования не признал.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» от 20.06.1996 № 81-ФЗ, предусмотрены мероприятия по реструктуризации угольной промышленности. Под реструктуризацией угольной промышленности понимается комплекс мероприятий по перестройке производственной базы организации по добыче угля, обеспечению социальной защиты и занятости, высвобождаемых при реструктуризации угольной промышленности работников, а также решение связанных с такой реструктуризацией проблем экологического характера.

Правительством РФ утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности (Постановление от 24.12.2004 № 840). В перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности включена реализация программ местного развития и обеспечения занятости населения шахтерских городов и поселков, которая предусматривает снос ветхого жилищного фонда. Ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Ранее действовавшим Постановлением Правительства РФ от 03.12.1997 № 1523 «О государственном финансировании мероприятий по реструктуризации угольной промышленности» средства государственной поддержки, выделяемые для финансирования мероприятий по переселению людей из сносимого ветхого жилья, направлялись непосредственно на угольные шахты.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» в редакции, действующий на момент обращения истцов в суд, средства в виде межбюджетных трансфертов стали предоставляться местным бюджетам городов и поселков.Согласно пункту 5 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных указанным Постановлением Правительства РФ, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение следующих мероприятий, в том числе: снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности; содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. В силу пункту 8 данных Правил, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, утвердившему Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются; рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье; проживание гражданина в не учтенных при разработке проектов ликвидации угольных (сланцевых) шахт и разрезов домах, являющихся ветхим жильем, на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; фактическое отсутствие гражданина, зарегистрированного по месту жительства в ветхом жилье и владеющего правом собственности или иным законным правом на него, в таком ветхом жилье на дату утверждения списка граждан, подлежащих переселению.

Таким образом, внесение граждан в списки лиц, подлежащих переселению, является основанием для предоставления такой выплаты в дальнейшем. Такие списки составляются на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности, утверждаются органами местного самоуправления и подлежат ежегодному уточнению.

Решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из–за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

По смыслу вышеуказанных норм для включения в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемой шахте, необходимо наличие следующих условий: признание жилого дома непригодным для проживания и подлежащим сносу по причине подработки горными работами ликвидируемой шахты; наличие права на данное жилое помещение на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности; и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, то есть отсутствие иного жилья.

Изложенные в указанном Постановлении нормы являются специальными по отношению к гражданам, проживающим на момент ликвидации угольных предприятий и зарегистрированным в жилых помещениях, которые пришли в негодность из-за воздействия горных работ.

Как указано в определении Конституционного суда РФ от 07.02.2008 № 266-О-О и следует из приведенных положений, социальные выплаты в рамках указанных мероприятий направлены на обеспечение и защиту интересов граждан, переселяемых на определенных основаниях из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности.

Суд установил, что Администрацией Белокалитвинского района Ростовской области реализуется программа «Местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков», одним из направлений которой является: оказание содействия переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого. Финансирование и использование средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию данных мероприятий, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.07.2005 №428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтёрских городов и посёлков».

Решение о ликвидации ШУ «Горняцкое» ОАО «Ростовуголь» принято 14.05.1996.

Жилой дом, расположенный по адресу <адрес> принадлежат истице Алексеевой В.Д. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 16.05.2002(л.д. 21-22).

Заключением Межведомственной комиссии Администрации Белокалитвинского района Ростовской области № от 19.05.2022 (л.д. 35-36) жилой дом по <адрес> отнесен к категории жилья, непригодного для проживания.

Постановлением Администрации Горняцкого сельского поселения Белокалитвинского района Ростовской области от 03.06.2022 №жилой дом по <адрес> признан не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, непригодным для проживания (л.д.34).

Согласно отчету о научно-технической работе СКФ ООО «МНЦ ГЕОМЕХ» (л.д.37-77) расчетные показатели суммарных деформаций по жилому дому, расположенному по адресу: <адрес> превысили допустимые значения, следовательно, горные работы ликвидированного ШУ «Горняцкое» ОАО «Ростовуголь» негативно повлияли на техническое состояние строения, вследствие чего данный жилой дом является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированного ШУ «Горняцкое» ОАО «Ростовуголь».

По данным домовой книги и копии паспорта истица Алексеева В.Д. зарегистрирована по адресу ветхого жилья с 05.03.1997 и по настоящее время. Истцы Алексеев А.Г., Алексеев Д.А. по указанному адресу зарегистрированы с 2004г.

Как следует из выписки из ЕГРН, подтверждено истцами в судебном заседании 07.06.1993 Алексеевым А. Г. был заключен договор на предоставление в собственность квартиры по адресу <адрес>, которая была ранее предоставлена Алексееву А. Г. на состав семьи, в том числе супругу и сына Алексеева Д. А., которые были зарегистрированы в данной квартире на момент приватизации. Указанная квартира была продана истцом 11.08.2004.

Таким образом, у истцов права на данное жилое помещение, признанное впоследствии ветхим, на дату принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности не имелось, в собственности истцов находилось иное жилое помещение, в котором они были зарегистрированы и проживали, что подтвердил в судебном заседании истец Алексеев А. Г., постоянное проживание истцов на момент принятия решения о ликвидации угольного предприятия по адресу <адрес> достаточными доказательствами не подтверждено, доказательств того, что истцы являлись на тот момент членами семьи собственника жилого помещения по адресуп. <адрес> суду не представлено.

Суд полагает, что показания свидетелей ФИО7, ФИО8 не могут быть признаны достаточными и достоверными доказательствами, подтверждающими, что проживание всех истцов в указанном доме носило постоянный характер, и дом матери истицы Алексеевой В. Д. являлся их постоянным местом жительства. Представленные копии выписок и змедицинских карт суд также не может принять в качестве достоверного доказательства, поскольку в отсутствие оригиналов медицинских карт невозможно установить, когда были сделаны записи с указанием адреса.

Исходя из представленных доказательств, оцененных в соответствии с требованиями 67 ГПК РФ, учитывая также, что Правилами предусмотрена возможность ежегодного уточнения Списка ветхого жилья органом местного самоуправления в случае рождения (усыновление) детей и их регистрации по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственной регистрации смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятии гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье, суд приходит к выводу об отсутствии у истцов права на социальные выплаты в связи с переселением из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ на ОАО ШУ «Горняцкое», включение в списки граждан, подлежащих переселению.

При установленных обстоятельствах суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению.    

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░» ░░ «░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░░ 2022░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1791/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Алексеев Дмитрий Анатольевич
Алексеев Анатолий Григорьевич
Алексеева Валентина Дмитриевна
Ответчики
Администрация Белокалитвинского района
Другие
Министерство энергетики РФ
Антонченко Ирина Владимировна
Суд
Белокалитвинский городской суд Ростовской области
Судья
Логвинова Светлана Евгеньевна
Дело на сайте суда
belokalitvensky.ros.sudrf.ru
06.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.10.2022Передача материалов судье
07.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.10.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2022Судебное заседание
11.11.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее