Дело № 12–244/18
Р Е Ш Е Н И Е
31 июля 2018 года г. Пермь
Судья Орджоникидзевского районного суда г. Перми Сорина Е.В.,
с участием защитника МАОУ «Лицей № 5» Малашонок А.И., представителя Министерства образования и науки Пермского края Кузнецовой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя МАОУ «Лицей № 5» г.Перми Носкова Н.Г. на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Орджоникидзевского судебного района г.Перми Пермского края от дата о привлечении МАОУ «Лицей № 5» г.Перми к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Орджоникидзевского судебного района г. Перми Пермского края от дата, юридическое лицо – Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей № 5» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с состоявшимся по делу об административном правонарушении судебным постановлением, законный представитель МАОУ «Лицей № 5» Носков Н.Г. обратился в Орджоникидзевский районный суд г.Перми с жалобой, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу в отношении МАОУ «Лицей № 5» прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. МАОУ «Лицей № 5» предпринимает все необходимые действия для исполнения предписания надзорного органа. Невыполнение предписания в полном объеме связано с отсутствием достаточного финансирования образовательного учреждения. Вместе с тем, большая часть нарушений, а именно 13 из 14 МАОУ «Лицей № 5» выполнены. МАОУ «Лицей № 5» имеет возможность распоряжения только выделенными Департаментом образования бюджетными средствами в строгом соответствии с их назначением. Кроме того, проведение ремонтных работ в помещениях МАОУ «Лицей № 5» не представлялось возможным в связи с образовательным процессом, который не мог быть остановлен. Министерством образования не предоставлено доказательств тому, что МАОУ «Лицей №5» имело возможность, но своевременно не исполнило выданное предписание. Надлежащим субъектом по данному делу является Департамент образования г.Перми.
Законный представитель МАОУ «Лицей № 5» г.Перми Носков Н.Г. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении его рассмотрения от него в суд не поступило.
Защитник МАОУ «Лицей №5» г.Перми Малашонок А.И. в судебном заседании полностью поддержала доводы жалобы, указав, что согласно требованиям законодательства об образовании обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных организаций возложено на органы местного самоуправления, в связи с чем привлечение МАОУ «Лицей № 5» к ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ является незаконным и необоснованным. Кроме того, контролирующим органом не представлено доказательств о том, что МАОУ «Лицей № 5» имело возможность исполнения выданного предписания, но мер, направленных на его исполнение не приняло. Вместе с тем, МАОУ «Лицей № 5» принимались все возможные меры к своевременному исполнению предписания, однако, данное обстоятельство не было учтено ни контролирующим органом при составлении протокола, ни мировым судьей при вынесении постановления. Ежегодно МАОУ «Лицей № 5» проверяется контролирующими органами, по результатам обследования дается заключение о возможном ведении образовательной деятельности.
Представитель Министерства образования и науки Пермского края Кузнецова Т.Ю. с доводами жалобы не согласилась, в их опровержение пояснила, что согласно требованиям ст.51 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» именно руководитель образовательной организации несет ответственность за руководство образовательной, научной, организационно-хозяйственной деятельностью образовательной организации. Факт неисполнения МАОУ «Лицей № 5» в установленный срок предписания надзорного органа доказан материалами дела, на момент проверки и составления протокола об административном правонарушении юридическим лицом не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об обратном. Обращение законного представителя МАОУ «Лицей № 5» о выделении денежных средств для приведения помещений здания в нормативное состояние в целях исполнения выданного предписания, направлено в адрес Департамента образования администрации города Перми лишь 18 апреля 2018 года.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав пояснения защитника МАОУ «Лицей № 5» и представителя Министерства образования и науки Пермского края, судья пришел к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению жалобы.
Из материалов дела следует, что МАОУ «Лицей №5» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № от дата выданной на основании приказа Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края.
Министерством образования и науки Пермского края установлено, что Учреждение осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес>, в отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам соответствующих помещений, зданий, сооружений.
дата Министерством образования и науки Пермского края в адрес МАОУ «Лицей № 5» вынесено предписание №309, согласно которому в том числе предписано в срок до 30 апреля 2018 года получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам здания школы, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно поступившего из МАОУ «Лицей № 5» в адрес Министерством образования и науки Пермского края отчета об исполнении предписания от дата следует, что в части получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам здания школы, расположенного по адресу: <адрес>, предписание образовательным учреждением не выполнено.
На основании приказа Министерства образования и науки Пермского края от дата в отношении МАОУ «Лицей № 5» проведена внеплановая документарная проверка на предмет исполнения образовательным учреждением ранее выданного предписания № 309.
Актом проверки № (2018) от дата установлено, что предписание в части получения МАОУ «Лицей № 5» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам здания школы, расположенного по адресу: <адрес>, не исполнено.
Из объяснения законного представителя МАОУ «Лицей № 5» Носкова Н.Г. от дата установлено, что предписание № в полном объеме не выполнено, МАОУ «Лицей № 5» не получено санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам здания школы, расположенного по адресу: <адрес>. Для его получения необходимо выполнить работы по замене полового покрытия в помещениях здания образовательного учреждения, которые будут проведены с дата по дата. После выполнения указанных работ, МАОУ «Лицей № 5» будет подана заявка в Роспотребнадзор для проведения экспертизы в целях получения санитарно-эпидемиологического заключения (л.д.39).
В рамках проверки доказательств, подтверждающих исполнение предписания надзорного органа в установленный срок, МАОУ «Лицей № 5» не представлено, равно как и не представлено доказательств, подтверждающих то, что образовательное учреждение предприняло все зависящие от него необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для осуществления образовательной деятельности в полном соответствии с законом. Установленные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении МАОУ «Лицей № 5» дела об административном правонарушении по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д.2); предписанием № от дата (л.д.19); отчет об исполнении предписания (л.д.24); объяснение законного представителя МАОУ «Лицей № 5» Носкова Н.Г. (л.д.39); актом внеплановой документарной проверки № от дата (л.д.40) и другими материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Законным представителем МАОУ «Лицей № 5» Носковым Н.Г. при рассмотрении настоящего дела мировым судьей, предоставлены в дело документы, а именно:
- обращение в адрес Департамента образования администрации города Перми о выделении денежных средств для проведения ремонтных работ в целях исполнения предписания от дата;
- обращение директора МАОУ «Лицей № 5» Носкова Н.Г. в адрес Министерства образования и науки Пермского края о продлении срока исполнения предписания № от дата;
- заявление о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы здания образовательного учреждения от дата;
- договор о выполнении текущего ремонта здания от дата;
- уведомление Министерства образования и науки Пермского края от дата, которым контролирующий орган подтверждает факт исполнения предписания в части пунктов 2-14, которые по мнению заявителя подтверждают принятие образовательным учреждением всех мер, направленных на своевременное исполнение предписания надзорного органа.
По результатам исследования предоставленных законным представителем юридического лица доказательств, мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что вышеуказанные мероприятия проведены несвоевременно, поскольку из анализа данных документов следует, что первоначальные действия, направленные на исполнение предписания № от дата начаты лишь дата, то есть за двенадцать дней до истечения срока предписания. Иных доказательств, свидетельствующих об обратном, материалы дела не содержат, не представлено таковых и защитником МАОУ «Лицей № 5».
Таким образом, судом установлено, что возможность для своевременного исполнения предписания надзорного органа, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у МАОУ «Лицей № 5» имелась, доказательства принятия всех зависящих мер по соблюдению требований законодательства юридическим лицом не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях Учреждения.
Доводы жалобы о том, что МАОУ «Лицей № 5» не является субъектом вмененного правонарушения нельзя признать состоятельными.
Положениями пункта 3 части 4 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Судом установлено, что согласно Устава Муниципального автономного общеобразовательного учреждения Лицей № 5 г.Перми, указанное образовательное учреждение является юридическим лицом - некоммерческой организацией, муниципальным автономным учреждением, учрежденным муниципальным образованием «Город Пермь». МАОУ «Лицей № 5» от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, соответствующие целям его деятельности, предусмотренным уставом, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. МАОУ «Лицей № 5» осуществляет воспитание и обучение в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий образования. Учреждение несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к его компетенции.
Имущество МАОУ «Лицей № 5» согласно п. 6 Устава МАОУ «Лицей № 5» закреплено за ним на праве оперативного управления.
Занимая помещение, используя его по назначению в качестве общеобразовательного учреждения, МАОУ «Лицей № 5» обязано обеспечить эксплуатацию указанного помещения с соблюдением действующих санитарных норм и правил.
При этом ссылка заявителя и его защитника на недостаточное финансирование бюджетного учреждения не является основанием для неисполнения предписания надзорного орган, а также не служит основанием для освобождения его от административной ответственности. Кроме того, учреждению был предоставлен достаточный срок для их устранения. Меры по обеспечению безопасных условий обучения в образовательном учреждении должны осуществляться на регулярной основе.
При таких обстоятельствах, мировой судья пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого предписания и о наличии в действиях МАОУ «Лицей № 5» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении МАОУ «Лицей № 5» г.Перми вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, МАОУ «Лицей № 5» г.Перми назначено минимальное наказание, в пределах санкции ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, с соблюдением требований ч.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований для отмены или изменения постановления мирового судьи не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Орджоникидзевского судебного района г.Перми Пермского края от 03.07.2018г. о привлечении МАОУ «Лицей № 5» г.Перми к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу законного представителя МАОУ «Лицей № 5» г.Перми Носкова Н.Г. - без удовлетворения.
Копию решения направить заинтересованным лицам.
Решение вступает в законную силу с момента оглашения.
Судья Е.В. Сорина