Дело № 3а-137/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2019 года г. Тверь
Тверской областной суд в составе:
председательствующего Кустова А.В.,
при секретаре судебного заседания Джамалове Б.И.,
с участием прокурора Полещук Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по коллективному административному иску Шульпина Б.Д., Шульпина А.Б., Шульпиной С.Б., Шульпиной Н.К., Кузнецова О.А., Ильиновой И.А., Думченко А.Н. Строгонова М.В., Ильинова П.В., Меркуловой Е.А., Березиной Т.В., Колосовой М.А., Шикунова А.В., Богданова И.П., Шикуновой Д.Н., Шульпиной Н.А., Меркулова А.С., Зилгалова А.В., Думченко Е.Г., Григорьева Н.В., Строгоновой Л.П., Березина В.Н. об оспаривании решения Совета депутатов Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области от 29 апреля 2019 года № 31 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведении собраний граждан на территории Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области»,
установил:
Решением Совета депутатов Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области от 29 апреля 2019 года № 31 утверждено Положение о порядке организации и проведении собраний граждан на территории Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области.
Указанное решение Совета депутатов и Положение, являющееся Приложением к данному решению, размещены на информационном стенде Скворцовского сельского поселения, опубликованы на официальном сайте поселения http://www.ckv.toropecadm.ru.
01 августа 2019 года Шульпин Б.Д. обратился в Торопецкий районный суд Тверской области с административным иском о признании недействующим указанного решения, в котором указал на нарушение его прав на участие в решении вопросов местного значения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку пунктом 1.2 Положения предусмотрено право на участие в собраниях только для лиц, зарегистрированных и постоянно проживающих на территории Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области.
Определением Торопецкого районного суда от 30 августа 2019 года административное дело было передано для рассмотрения в Тверской областной суд.
Указанное определение было обжаловано Шульпиным Б.Д., апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тверского областного суда от 09 октября 2019 года жалоба оставлена без удовлетворения.
14 октября 2019 года дело принято к производству Тверского областного суда.
В период нахождения дела в производстве Тверского областного суда в суд поступили заявления Шульпиной С.Б., Шульпина А.Б., Шульпиной Н.К., Кузнецова О.А., Ильиновой И.А., Думченко А.Н., Строгонова М.В., Ильинова П.В., Меркуловой Е.А., Березиной Т.В., Колосовой М.А., Шикунова А.В., Богданова И.П., Шикуновой Д.Н., Шульпиной Н.А., Меркулова А.С., Зилгалова А.В., Думченко Е.Г., Григорьева Н.В., Строгоновой Л.П., Березина В.Н. о присоединении к административному исковому заявлению Шульпина Б.Д. об оспаривании решения Совета депутатов Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области от 29 апреля 2019 года № 31 «Об утверждении Положения о порядке организации и проведении собраний граждан на территории Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области».
Определением Тверского областного суда от 06 декабря 2019 года вышеуказанные заявления были приняты к производству суда для рассмотрения административного дела в порядке, предусмотренном статьей 42 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В административном исковом заявлении Шульпин Б.Д., а также административные истцы, присоединившиеся к административному иску, полагают незаконным оспариваемый нормативный акт, поскольку пункт 1.2 Положения об организации и проведении собраний граждан на территории поселения предусматривает право на участие в собраниях только жителей Скворцовского сельского поселения, зарегистрированных и проживающих на данной территории.
Административные истцы полагают данный пункт Положения противоречащим Конституции Российской Федерации и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку лишает права проживающих на территории поселения владельцев недвижимости и членов их семей, не имеющих регистрации по месту жительства в данном населенном пункте, участвовать в решении вопросов, касающихся условий их проживания.
Лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Административный истец Шульпин Б.Д. представил суду письменное заявление, в котором иск поддержал, просил обязать ответчика привести Положение об организации и проведении собраний граждан на территории Скворцовского сельского поселения в соответствие с Конституцией Российской Федерации, включив в него право на участие в собраниях граждан владельцев недвижимости, расположенной на территории поселения.
Врио главы Торопецкого района Тверской области просил рассмотреть дело без участия представителя администрации Торопецкого района.
Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Полещук Р.С. о частичном удовлетворении требований административных истцов, суд полагает признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим в части, при этом исходит из следующего.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 43 Закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
Статьей 27 Устава муниципального образования «Скворцовское сельское поселение Торопецкого района Тверской области» (далее Устав) Совет депутатов Скворцовского сельского поселения является представительным органом местного самоуправления, который представляет население и осуществляет нормотворческую деятельность.
Совет депутатов состоит из десяти депутатов, избираемых на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права <данные изъяты> голосованием.
Согласно протоколу заседания Совета депутатов Скворцовского сельского поселения 4-го созыва от 29 апреля 2019 года на собрании присутствовало 8 депутатов, за принятие решения № 31 «Об утверждении Положения об организации и проведении собраний граждан на территории Скворцовского сельского поселения» проголосовали все присутствовавшие депутаты (т.2. л.д.15-16).
Таким образом, оспариваемое решение принято уполномоченным органом при соблюдении кворума.
Согласно выписке из журнала регистрации нормативных актов Скворцовского сельского поселения указанное решение обнародовано путем размещения на информационном стенде поселения 29 апреля 2019 года (т. 2 л.д.14).
На сайте администрации Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области оспариваемый нормативный правовой акт представительного органа местного самоуправления от 29 апреля 2019 года с Приложением размещен (т. 2 л.д. 17).
Изложенное свидетельствует об обнародовании оспариваемого нормативного акта в соответствии с требованиями статьи 38 Устава поселения.
Указанное Положение о порядке организации и проведения собраний на территории поселения в части установления компетенции собрания, порядка его подготовки и проведения, обнародования итогов соответствует положениям Устава поселения и требованиям Закона № 131-ФЗ, по существу не оспаривается заявителями.
Нарушение своих прав административные истцы усматривают в содержании пункта 1.2 Положения, согласно которому право на участие в собраниях имеют жители Скворцовского сельского поселения, достигшие шестнадцатилетнего возраста, зарегистрированные и постоянно проживающие на данной территории.
Суд полагает доводы административных истцов обоснованными.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Закона № 131-ФЗ территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
В силу положений части 6 указанной статьи Закона, выборы делегатов на конференцию по вопросам осуществления территориального общественного самоуправления осуществляются на собраниях граждан соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
В соответствии с разделом 2 оспариваемого Положения собрания граждан могут проводиться для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования (п. 2.1).
К компетенции собраний граждан относятся принятие решений об обращении к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления Скворцовского сельского поселения, а также обсуждение вопросов, указанных в части 3 статьи 21 Устава Скворцовского сельского поселения (п. 2.3 Положения).
Частью 3 статьи 21 Устава поселения определена компетенция собраний граждан, в числе вопросов, обсуждаемых на собрании указаны: вопросы благоустройства поселения (п. 5), использования земельных, лесных и водных ресурсов общего пользования (п. 6), рассмотрение проектов решений органов т должностных лиц местного самоуправления об использовании муниципальной собственности (п. 9), а также рассмотрение иных вопросов местного значения (п. 10).
Частями 7 и 8 статьи 27 Федерального закона № 131-ФЗ определены полномочия собрания, конференции и органов территориального общественного самоуправления, в числе которых: осуществление хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета; внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
Статьей 28 Закона № 131-ФЗ установлено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания.
По проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования с учетом положений законодательства о градостроительной деятельности.
Статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирован состав участников общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 1,2,3 указанной статьи Градостроительного кодекса участниками общественных обсуждений по проектам указанных решений являются в том числе правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, находящихся в границах соответствующих территорий.
Таким образом, оспариваемый пункт 1.2 Положения об организации и проведении собраний граждан на территории Скворцовского сельского поселения, ограничивающий круг участников собраний только лицами, проживающими и зарегистрированными на данной территории, исходя из наличия отсылочной нормы о компетенции собрания по решению вопросов, указанных в части 3 статьи 21 Устава, нарушает права и законные интересы на благоприятные условия жизнедеятельности правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на территории Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области, для которых данное поселение не является местом постоянного жительства.
Пункт 1.2 оспариваемого Положения противоречит находящимся в нормативном единстве положениям статьи 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьям 28, 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Следует отметить, что содержание оспариваемого пункта 1.2 вступает в противоречие с содержанием абзаца 2 пункта 1.4 этого же нормативного акта, в соответствии с которым право граждан на участие в собраниях не может быть ограничено в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, политических и иных взглядов, рода и характера занятий, времени проживания в данной местности и других обстоятельств.
Пункт 1.2 Положения нарушает права административных истцов, являющихся правообладателями объектов недвижимости в поселении, но не имеющих регистрации по месту жительства в данном поселении, на участие в собраниях, поэтому подлежит признанию не действующим со дня принятия.
В остальной части Положение, утвержденное решением Совета депутатов Скворцовского сельского поселения № 31 от 29 апреля 2019 года, являющееся нормативным правовым актом регламентирующим порядок организации проведения собраний на территории поселения, требованиям закона не противоречит, прав административных истцов не нарушает.
Доводы административного истца Шульпина Б.Д., содержащиеся в письменном заявлении, о возложении обязанности на представительный орган местного самоуправления включить в оспариваемый нормативный правовой акт положение о праве правообладателей объектов недвижимости участвовать в общих собраниях, проводимых в поселении, судом не принимаются, поскольку согласно части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе возложить на орган местного самоуправления, принявший оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим полностью или в части, в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В данном случае отсутствуют основания полагать, что в результате признания недействующим нормативного акта в части (п.1.2) возникнет недостаточная правовая урегулированность, поскольку приведенные выше положения градостроительного законодательства и Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают право на участие в общественных обсуждениях по вопросам, указанным в статье 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.п. 5,6,9, 10 части 3 статьи 21 Устава правообладателей объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 213, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Шульпина Б.Д., Шульпина А.Б., Шульпиной С.Б., Шульпиной Н.К., Кузнецова О.А., Ильиновой И.А., Думченко А.Н., Строгонова М.В., Ильинова П.В., Е.А., Березиной Т.В., Колосовой М.А., Шикунова А.В., Богданова И.П., Шикуновой Д.Н., Шульпиной Н.А., Меркулова А.С., Зилгалова А.В., Думченко Е.Г., Григорьева Н.В., Строгоновой Л.П., Березина В.Н. удовлетворить частично.
Признать пункт 1.2 Положения о порядке организации и проведении собраний граждан на территории Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области, утвержденного решением Совета депутатов Скворцовского сельского поселения Торопецкого района Тверской области от 29 апреля 2019 года № 31, не действующим со дня его принятия.
Сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования «Скворцовское сельское поселения Торопецкого района Тверской области» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Кустов
Мотивированное решение составлено 27 декабря 2019 года.
Председательствующий А.В. Кустов