Дело № 12-593/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Судья Московского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Музыкантов С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу С.Л.Г., <данные изъяты>, на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное мировым судьей судебного участка № 6 Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, которым С.Л.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, С.Л.Г. разъяснены, ходатайств и отводов не заявлено,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 6 Московского района г. Чебоксары ЧР от ДД.ММ.ГГГГ С.Л.Г. признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за то, что она, являясь <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, в 18 час. 10 мин. ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение требований Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, допустила реализацию спиртосодержащей продукции – пива <данные изъяты> без оформленного надлежащим образом ценника.
Не согласившись с данным постановлением, С.Л.Г. обжаловала его в суд, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов, с нарушением требований ч. 2 ст. 25.7, ч. 2 ст. 27.8 КоАП РФ, к которому приложения не составлялись и не приобщались. Установить происхождение и принадлежность и имеющихся в деле фотографий к рассматриваемому делу не представляется возможным, в виду отсутствия на них пояснительных записей. Указывает, что объяснения она никому не давала, свою подпись в бланке объяснения не ставила. ДД.ММ.ГГГГ без устранения недостатков, указанных в определении мирового судьи судебного участка № 6 Московского района г. Чебоксары от ДД.ММ.ГГГГ, материалы в отношении нее повторно поступили в суд, для рассмотрения. Так, в протоколе об административном правонарушении не указано, какие особые требования и пункт правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции ею нарушен, то есть не изложено событие административного правонарушения. Указывает, что постановлением об административном правонарушении ей вменяется нарушение п. 19 Постановления Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, которые регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, а особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции не содержат.
В судебном заседании С.Л.Г. поддержала жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель ОП № 5 УМВД России по г. Чебоксары, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился.
Изучив материалы дела, выслушав заявителя, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Частью 3 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией алкогольной продукции и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Согласно п. 12 ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее – Закона) не допускается розничная продажа алкогольной продукции без соответствующей лицензии, без сопроводительных документов в соответствии с требованиями статьи 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, без деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ст. 10.2 Закона, оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии перечисленных в данной норме сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, к числу которых относятся: товарно-транспортная накладная и справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной, для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Частью 4 ст. 16 Закона розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Правила розничной продажи алкогольной продукции определены, как Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", так и Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 (далее – Правила).
Согласно п. 12 Правил продавец обязан по требованию потребителя ознакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар, содержащей по каждому наименованию товара сведения об обязательном подтверждении соответствия согласно законодательству Российской Федерации о техническом регулировании (сертификат соответствия, его номер, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или сведения о декларации о соответствии, в том числе ее регистрационный номер, срок ее действия, наименование лица, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью поставщика или продавца (при наличии печати) с указанием его места нахождения (адреса) и телефона.
Пунктом 19 Правил предусмотрено, что продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, сорта (при его наличии), цены за вес или единицу товара. Допускается оформление ценников на бумажном или ином визуально доступном для покупателей носителе информации, в том числе с электронным отображением информации, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло. При продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли, представитель продавца обязан иметь прейскурант, заверенный подписью лица, ответственного за его оформление, с указанием наименования и цены товаров, а также предоставляемых с согласия покупателя услуг.
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ инспектором ПДН ОП № 5 УМВД России по г. Чебоксары в отношении должностного лица С.Л.Г. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ (л.д. №).
Мировой судья пришел к выводу о виновности С.Л.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, указав, что С.Л.Г., являясь <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, в 18 час. 10 мин. ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение требований Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, допустила реализацию спиртосодержащей продукции – <данные изъяты>, без оформленного надлежащим образом ценника.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.7 КоАП РФ в случаях, предусмотренных главой 27 и ст. 28.1.1 Кодекса, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты.
Из представленного протокола осмотра помещений от ДД.ММ.ГГГГ следует, что осмотр помещения проведен в отсутствие понятых, без применения видеозаписи. Вместе с тем, протоколу осмотра помещений мировым судьей не дана оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с п.п. 3, 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, а также мотивированное решение по делу.
Согласно санкции ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ субъектами данного административного правонарушения являются должностные лица и юридические лица.
Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен в отношении С.Л.Г., как должностного лица – <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>.
Между тем, постановлением мирового судьи С.Л.Г. привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в качестве физического лица.
Как установлено п. 2 ст. 1.6 КоАП РФ, применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с Законом.
Требования п.п. 4, 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ прямо указывают на необходимость мотивировки, принятых по делу решений и отражения в постановлении в полном объеме всех обстоятельств, установленных при рассмотрении дела. Однако, в постановлении по делу об административном правонарушении, вынесенном в отношении С.Л.Г. данная информация отражения не нашла, хотя ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ обязывает при назначении административного наказания учитывать наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Таким образом, законом определен порядок применения административного наказания, который обязателен для органов и должностных лиц, рассматривающих административное дело и применяющих наказание. Между тем, данные требования правовых норм при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены не были, что влечет за собой неправомерность вынесенного по делу решения.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья вправе вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка № 6 Московского района г. Чебоксары ЧР от ДД.ММ.ГГГГ, которым С.Л.Г. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – С.Л.Г. по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ вернуть на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 6 Московского района г. Чебоксары Чувашской Республики.
В соответствии с требованиями ст. 31.1 КоАП РФ решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в порядке надзора.
Судья С.Н. Музыкантов