Решение по делу № 12-48/2016 от 19.05.2016

к делу №12-48/2016

РЕШЕНИЕ

"23" июня 2016 года город-курорт Анапа

Анапский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи                    Аулова А.А.

при секретаре            Засеевой О.В.

с участием: представителя ООО "Волна" Гринцова Ф.И., действующего на основании доверенности №000 от 12 марта 2016 года,

представителей Федерального Государственного Бюджетного Учреждения "Государственный природный заповедник "Утриш": Онохова Д.А., действующего на основании доверенности №000 от 30 марта 2016 года, Попова В.К., действующего на основании доверенности №000 от 06 июня 2016 года,

    рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО "Волна" на постановление заместителя Главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" Хандошко И.М. №03-02-16 от 04 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении ООО "Волна",

УСТАНОВИЛ:

    ООО "Волна" обратилось в Анапский районный суд с жалобой на постановление заместителя Главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" Хандошко И.М. №03-02-16 от 04 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, которым ООО "Волна" подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.

    В судебном заседании представитель заявителя - ООО "Волна" Гринцов Ф.И. заявленные требования поддержал и пояснил, что, постановлением заместителя Главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" Хандошко И.М. №03-02-16 от 04 мая 2016 года ООО "Волна" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ. Определением заместителя Главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" Руденок Я.Г. от 17 февраля 2016 года возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что, по мнению должностного лица, в ходе анализа информации, поступившей из Мурманского филиала ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" №МФ/13-238 установлено, что 27 января 2016 года рыболовецкое судно СЧС-1068 бортовой номер 000 в период времени с 07 часов 00 минут до 14 часов 00 минут находилось в средних географических координатах 44 градуса 44 минуты 10 секунд Северной широты и 37 градусов 23 минуты 28 секунд Восточной долготы Черное море, в границах морской акватории государственного природного заповедника "Утриш", участок №2. По итогам проведенного административного расследования должностное лицо посчитало, что ООО "Волна", являясь пользователем судна СЧС-1068, допустило административное правонарушение, предусмотренное ст.8.39 КоАП РФ, выразившееся в нахождении рыболовного судна на особо охраняемой территории заповедника без разрешения дирекции заповедника и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в связи с чем было привлечено к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ, однако указанное постановление вынесено неправомочным должностным лицом, поскольку производство по указанному событию осуществлялось в форме административного расследования, в связи с чем подлежало рассмотрению судьей районного суда.

    Представитель заявителя - ООО "Волна" Гринцов Ф.И. также ссылается, что первичным доказательством по делу об административном правонарушении являются данные спутникового мониторинга - информация, поступившая из Мурманского филиала ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" №МФ/13-238 от 09 февраля 2016 года, дополнение к №МФ/13-229 от 08 февраля 2016 года, кроме того, впоследствии ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" также получен ответ Мурманского филиала ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" №МФ/13-641 от 18 апреля 2016 года, так называемый маршрут движения судна СЧС-1068, и на основании указанной информации должностным лицом сделан вывод о виновности ООО "Волна", при этом навигационная прокладка рыболовного судна СЧС-1068 и карта схема, как доказательства, носят вторичный характер, иных доказательств, подтверждающих факт совершения административного правонарушения, в ходе административного расследования получено не было. При этом в материалах дела об административном правонарушении отсутствует поручение ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи", согласно которому на Мурманский филиал возложена обязанность по представлению ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" данных о местоположении российских и иностранных судов, осуществляющих рыболовство и оснащенных техническими средствами контроля. При этом имеющийся в материалах дела запрос директора ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" начальнику Мурманского филиала ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" не соответствует требованиям закона, поскольку в соответствии с Положением о Мурманском филиале ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" филиал наделен полномочиями по предоставлению информации иным организациям только по поручению ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи".

    В обоснование доводов жалобы представитель заявителя - ООО "Волна" Гринцов Ф.И. также указывает, что в материалах дела отсутствуют указания о том, какие, именно, измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку, были использованы при определении координат судна.

Представитель заявителя - ООО "Волна" Гринцов Ф.И. указывает, что согласно Положения о Государственном природном заповеднике "Утриш" границы заповедника определены в системе координат СК-42, однако указанная система в навигации не используется. Навигационная аппаратура, установленная на судне СЧС-1068, использует систему координат WGS-84 - всемирную геодезическую систему координат. Требования к такой аппаратуре установлены в соответствии с ГОСТ Р 54116-2010 "Глобальные навигационные спутниковые системы. Морская навигационная аппаратура потребителей. Технические характеристики, методы и требуемые результаты испытаний". Навигационная аппаратура потребителей должна осуществлять расчет географической широты и долготы в градусах, минутах, тысячных долях минуты и времени обсерваций относительно универсального кодированного времени. На дисплее и любых выходных данных должен отображаться признак используемой системы координат. Таким образом, не смотря на то, что координаты границ заповедника, определенные в системе координат СК-42, по мнению должностного лица, являются общедоступными, они не могут использоваться мореплавателями при навигации. Однако должностные лица заповедника уклоняются от обозначения морских границ заповедника. Также в нарушении требований Положения о Государственном природном заповеднике "Утриш" по состоянию на январь 2016 года каких-либо предупредительных, информационных знаков, например, буев, на водном участке заповедника не имелось, то есть при отсутствии специальных информационных знаков на водной акватории капитан судна СЧС-1068 в действительности не имел возможности определить местонахождение судна относительно территории запретного пространства. Кроме того, границы морской акватории Государственного природного заповедника "Утриш" на применяемых для данного района навигационных картах №32105, №32106 также не обозначены. Не имеется сведений о границах и в книге №4245 "Правила плавания в Черном и Азовских морях", книге №1244 "Лоция Черного моря", в "Извещениях мореплавателям". Таким образом, морские границы Государственного природного заповедника "Утриш" не только не обозначены на море, но и не доведены надлежащим образом до сведения мореплавателей, что делает невозможным обеспечение соблюдения режима особой охраны территории заповедника по вине самих должностных лиц заповедника.

Также представитель заявителя - ООО "Волна" Гринцов Ф.И. ссылается, что материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО "Волна" не содержат документов, подтверждающих правильность осуществления перевода координат границ заповедника из системы координат СК-42 в систему координат WGS-84. При этом положениями Федерального закона от 28 декабря 1995 года №209-ФЗ "О геодезии и картографии" установлено, что геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию, также требуется обеспечение единства измерений при осуществлении геодезической и картографической деятельности. Методы преобразования определяемых точек установлены ГОСТ Р 51794-2001. К акту натурного технического обследования участка лесного фонда государственного природного заповедника "Утриш" от 03 октября 2014 года приложен план участка лесного фонда, пояснительная записка и каталог координат участка лесного фонда. На плане участки лесного фонда соединены с землями водного фонда, которые представлены как морская акватория заповедника. Однако в указанном акте не содержится сведений о том, каким образом земля и море стали едиными участками заповедника. Также в приложении к акту границы заповедника отображены в нескольких системах координат, в том числе в WGS-84, однако, кем был осуществлен этот перевод, в акте не указано. Таким образом, материалами дела об административном правонарушении не подтвержден факт достоверного перевода координат из системы СК-42 в иную систему WGS-84, осуществление этого перевода компетентными лицами, имеющими лицензию, с соблюдением требований ГОСТ.

Представитель заявителя - ООО "Волна" Гринцов Ф.И. также ссылается, что общество может быть признано виновным только в том случае, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Согласно комплекса организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций общества отправка в рейс судна относится к его хозяйственной деятельности. При этом ООО "Волна" не давало указаний капитану судна на нарушение норм права, в частности, ст.9 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 года №33-ФЗ. Пребывание судна в тех или иных координатах заданного судовладельцем района промысла относится к компетенции капитана судна и полностью согласуется с положениями Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, в соответствии со ст.61 которого именно на капитана судна возлагаются управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу. Быть представителем судовладельца капитан может только в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца (ст.71 Кодекса торгового мореплавания РФ). Однако представители судовладельца на судне отсутствовали. При направлении в промысловый район капитан судна и экипаж были ориентированы обществом на необходимость соблюдения законодательства Российской Федерации, в том числе и требований в области охраны окружающей среды, правил рыболовства и ограничений рыболовства. Судно оснащено надлежащим навигационным оборудованием, средствами технического контроля, что подтверждается соответствующими свидетельствами. Общество не имеет задолженности по выплате заработной платы работникам. Таким образом, ООО "Волна" были добросовестно приняты все необходимые меры для осуществления промышленного рыболовства в соответствии с требованиями действующего законодательства. При этом обязанность по управлению судном, в том числе судовождению, принятию мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды возлагаются на капитана этого судна, что установлено Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации. В связи с чем ООО "Волна" обратилось в суд с настоящей жалобой и просит постановление заместителя Главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Государственный природный заповедник "Утриш" Хандошко И.М. №03-02-16 от 04 мая 2016 года о привлечении ООО "Волна" к административной ответственности по ст.8.39 КоАП РФ, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Представители ФГБУ "Государственный природный заповедник "Утриш" Попов В.К. и Онохов Д.А в судебном заседании возражали против доводов жалобы и пояснили, что Государственный природный заповедник "Утриш" учрежден распоряжением Правительства Российской Федерации №1436-р от 02 сентября 2010 года. Указанным распоряжением заповедник отнесен к ведению Минприроды Российской Федерации. Распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания и обязательны к исполнению в Российской Федерации, а датой официального опубликования распоряжения Правительства Российской Федерации считается дата первой публикации его текста в одном из официальных изданий Российской Федерации. Распоряжение было опубликовано в "Российской газете", которая является официальным изданием Российской Федерации и доступна для общего использования на всей территории Российской Федерации. Кроме того, сообщения о создании заповедника неоднократно публиковались и освещались средствами массовой информации. При этом на законодательном уровне установлена норма, ограничивающая плавание судов, оборудованных механическим двигателем, катеров и маломерных судов в границах государственного природного заповедника "Утриш". Так в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях"№33-Ф3 от 14 марта 1995 года на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике, в том числе деятельность, влекущая за собой снижение экологической ценности данной территории или причиняющая вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания. Пунктом 5 статьи 9 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" №33-ФЗ от 14 марта 1995 года закреплено, что пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников. Приказом Минприроды Российской Федерации №145 от 03 марта 2011 года утверждено Положение о государственном природном заповеднике "Утриш", которым определен правовой статус заповедника, установлен режим особой охраны заповедника, содержатся сведения о площади, утверждены описание местонахождения и границ заповедника, в том числе водных участков. Указанная информация является открытой и общедоступной. При этом п.п.17, п.9, п.13 Положения предусмотрено, что на территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе движение и стоянка механизированных транспортных средств, катеров и маломерных судов, не связанных с функционированием заповедника, вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, пребывание на территории заповедника граждан, не являющихся работниками учреждения или должностными лицами Минприроды России и Росприроднадзора, допускается только при наличии у них разрешения дирекции. Таким образом, движение и стоянка механизированных транспортных средств, катеров и маломерных судов в координатах, территориально входящих в состав морской акватории заповедника, в отсутствии специального разрешения, является нарушением п.п. 1, 5 ст.9 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" №33-Ф3 от 14 марта 1995 года и образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.

    В обоснование возражений представители ФГБУ "Государственный природный заповедник "Утриш" Попов В.К. и Онохов Д.А. указали, что в соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации №994 от 24 декабря 2008 года, мониторинг осуществляется, в том числе в целях применения его данных для обеспечения потребностей государства, юридических лиц и граждан в достоверной информации о состоянии водных биоресурсов и среды их обитания, в том числе для разрешения споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения в области рыболовства и сохранении водных биоресурсов. Статьей 8.39 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного режима и иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников. Режим и иные правила охраны территории заповедника установлены Федеральным законом №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и Положением о Государственном природном заповеднике "Утриш". В соответствии с п.1.6 Положения о Мурманском филиале ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" зоной действия филиала является, в том числе Краснодарский край, в части тестирования технических средств контроля, установленных на российских судах, оформлении и выдачи свидетельств соответствия технических средств контроля, сбора, обработки и хранения данных о местоположении российских судов. Основной целью деятельности филиала является обеспечение государственного мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдение и контроль за деятельностью судов рыбопромыслового флота в соответствующих зонах деятельности филиала, в связи с чем филиал осуществляет сбор, обработку, хранение и предоставление Учреждению, территориальным органам агентства и по поручению Учреждения иным организациям передаваемых в автоматическом режиме данных о местоположении российских и иностранных судов, осуществляющих рыболовство и оснащенных техническими средствами контроля. Государственный мониторинг водных биоресурсов осуществляется в соответствии со ст.42 Закона Российской Федерации "О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов". В силу ч.3 ст.42 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" данные государственного мониторинга водных биоресурсов применяются для организации рационального использования и сохранения водных биоресурсов, а также для разрешения споров в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, привлечения к ответственности лиц, совершивших правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Постановлением Правительства Российской Федерации №994 от 24 декабря 2008 года утверждено Положение об осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и применении его данных. Таким образом, деятельность Мурманского филиала ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" основана на нормах действующего законодательства. Информация, полученная из Мурманского филиала ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" в отношении позиций перемещения судна является допустимым доказательством с учетом того, что данные сведения сделаны на основании анализа характера спутникового позиционирования с применением программных средств электронной картографии. Также кроме утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 года №810-ст Национального стандарта РФ ГОСТ 54116-2010 "Глобальные навигационные спутниковые системы. Морская навигационная аппаратура потребителей. Технические характеристики, методы и требуемые результаты испытаний", также Федеральным агентством приказом от 15 апреля 2014 года введен в действие межгосударственный стандарт ГОСТ 32453-2013 "Глобальная навигационная спутниковая система. Системы координат. Методы преобразований координат определяемых точек", который устанавливает методы преобразований координат из одной системы в другую, а также порядок использования параметров преобразований систем координат при выполнении геодезических, навигационных, картографических работ с применением аппаратуры потребителей глобальных навигационных спутниковых систем. Раздел 5.2. указанного стандарта устанавливает следующее: пользователям ГНСС ГЛОНАС и GPS необходимо выполнять преобразования координат из системы ПЗ-90 в систему WGS-84 и обратно, а также из ПЗ-90 и WGS-84 в референцные системы координат Российской Федерации, одной из которых как раз и является система СК-42. Преобразование координат из системы WGS-84 в координаты референцных систем Российской федерации осуществляется последовательным преобразованием координат в систему ПЗ-90, а затем в координаты референцных систем. Таким образом, обязанность по переводу координат из одной системы в другую указанным стандартом возложена на потребителей глобальных навигационных спутниковых систем, а национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ 54116-2010 "Глобальные навигационные спутниковые системы. Морская навигационная аппаратура потребителей. Технические характеристики, методы и требуемые результаты испытаний" закрепил пунктом 5.3.1, что навигационная аппаратура потребителей должна осуществлять расчет географической широты и долготы в градусах, минутах, тысячных долях и времени обсерваций относительно универсального координированного времени. Должна быть предусмотрена возможность преобразования вычисленных данных в систему координат используемой навигационной картой, что означает отсутствие каких-либо сложностей для специалиста, в данном случае капитана судна, в действиях по переводу координат из одной системы в другую. Кроме того, основным документом для капитана рыбопромыслового судна, осуществляющего добычу (вылов) водных биоресурсов в Черном море, являются "Правила рыболовства для Азово-Черноморского бассейна" в последней редакции от 09 июня 2015 года, где указаны переведенные координаты морской акватории государственного природного заповедника "Утриш" в систему (градусы, минуты, секунды). Капитан рыбопромыслового судна, а также судовладелец перед выходом в рыбопромысловый рейс для вылова рыбы обязан ознакомиться с правилами рыболовства для бассейна, в котором он планирует осуществлять вылов рыбы и для которого у него имеется разрешение для вылова рыбы, и, соответственно, наносить на навигационную либо электронную карту запретные для вылова рыбы районы. В связи с чем доводы заявителя о недостоверности перевода координат морской акватории заповедника и ненадлежащем доведении их до сведения мореплавателей не обоснованы. Границы заповедника указаны в пунктах 39 и 51 "Правил рыболовства для Азово-Черноморского бассейна", утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации №293 от 01 августа 2013 года. В связи с чем просили в удовлетворении жалобы отказать.

Заслушав представителя заявителя - ООО "Волна" Гринцова Ф.И., представителей ФГБУ "Государственный природный заповедник "Утриш" Попова В.К., Онохова Д.А., исследовав письменные материалы, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления по делу об административном правонарушении по следующим основаниям.

    В соответствии с преамбулой Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

    В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются такие категории этих территорий как государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники.

    Согласно части 6 статьи 2 вышеуказанного Закона особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное и местное значение.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

    Положениями пункта 5 статьи 9 от 14 марта 1995 года №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" устанавливается, что пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.

    Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

    Статья 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах).

    Объективная сторона правонарушения, предусмотренного по ст.8.39 КоАП РФ, выражается в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов, в том числе на территориях национальных парков и на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах). Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных ресурсов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами. Иные правила охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях большей частью охватываются понятием "режим". Нарушение иных правил может выражаться в несоблюдении предписаний, регулирующих разрешенную деятельность в пределах этих объектов.

    Пунктами 39, 51 Правил рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна, утвержденными Приказом Министерства Сельского хозяйства Российской Федерации от 01 августа 2013 года №293 (в редакции от 09 июня 2015 года) установлены районы, запретные для добычи (вылова) водных биоресурсов, в том числе координаты границ морской акватории государственного природного заповедника "Утриш".

Как следует из материалов административного дела №03-02-16/2016, 19 апреля 2016 года Государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФГБУ государственный заповедник "Утриш" составлен протокол об административном правонарушении №03-02-16 в отношении ООО "Волна", из которого следует, что в ходе анализа информации, поступившей от ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" Мурманский филиал №МФ/13-238, было установлено, что 26 января 2016 года судно СЧС-1068, бортовой номер 000 в 22 часа 00 минут находилось в координатах 44 градуса 42 минуты 58 секунд Северной широты и 37 градусов 25 минут 0 секунда Восточной долготы Черное море в морской акватории государственного природного заповедника "Утриш", участок №1. Пользователем и собственником судна СЧС-1068, бортовой номер 000 является ООО "Волна".

    Постановлением по делу об административном правонарушении №03-02-16 от 04 мая 2016 года заместителя Главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Государственный природный заповедник "Утриш" Хандошко И.М. ООО "Волна" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного 8.39 КоАП РФ, и обществу назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.

Как следует из указанного постановления, 26 января 2016 года судно СЧС-1068, бортовой номер 000 в 22 часа 00 минут находилось в координатах 44 градуса 42 минуты 58 секунд Северной широты и 37 градусов 25 минут 0 секунда Восточной долготы Черное море в морской акватории государственного природного заповедника "Утриш", участок №1, без разрешения дирекции заповедника и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, тем самым нарушив п.п.17, п.9, п.13 раздела 3 Положения о государственном природном заповеднике "Утриш", п.п.1,5 ст.9 Федерального Закона №33-ФЗ от 14 марта 1995 года "Об особо охраняемых природных территориях" - пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

Согласно Положения о государственном природном заповеднике "Утриш", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации №145 от 03 марта 2011 года (в редакции приказа Минприроды РФ №196 от 04 апреля 2011 года), Государственный природный заповедник "Утриш" учрежден распоряжением Правительства Российской Федерации №1436-р от 02 сентября 2010 года (Собрание законодательства Российской Федерации, №37, 2010, ст.4727)с целью сохранения и восстановления уникальных природных комплексов сухих субтропиков Черноморского побережья Кавказа.

    Заповедник расположен в Краснодарском крае в границах муниципальных образований-городов Анапа и Новороссийск. Общая площадь заповедника 10008га., включая 2 участка внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, примыкающие к юго-западному побережью Абраусского полуострова между водотоками Широкая Щель и Водопадная Щель.

    Границы государственного природного заповедника "Утриш" переведены из системы координат СК-42 в систему координат WGS-84, что подтверждается актом натурного технического обследования участка лесного фонда от 03 октября 2014 года.    

    Факт нахождения судна СЧС-1068 в границах морской акватории государственного природного заповедника "Утриш" подтверждается картографическим материалом и данными спутникового позиционирования, представленными ФГБУ "Центр системы мониторинга рыболовства и связи" Мурманский филиал от 09 февраля 2016 года.

    Суд находит несостоятельными доводы представителя заявителя - ООО "Волна" Гринцова Ф.И. об отсутствии сведений о границах Государственного природного заповедника "Утриш" в "Извещениях мореплавателям", поскольку сведения о границах государственного природного заповедника "Утриш" являются общеизвестным фактом, а, кроме того, координаты морской акватории заповедника указаны в "Правилах рыболовства для Азово-Черноморского рыбохозяйственного бассейна".

    Доводы заявителя о том, что ООО "Волна" не имело возможности повлиять на решение капитана судна о прокладке курса судна, не могут быть приняты во внимание, поскольку капитан судна является работником заявителя, наделенным соответствующими полномочиями согласно статей 61, 72 Кодекса торгового мореплавания, пункта 33 Устава службы на судах промыслового флота Российской Федерации, утвержденного Приказом Роскомрыболовства Российской Федерации от 30 августа 1995 года №140, действует под его контролем и обладает организационно-распорядительными функциями по отношению как к судну, так к экипажу, в том числе по управлению и распоряжению судном и находящимся на нем имуществом, обязан соблюдать требования действующего законодательства, в том числе в сфере охраны водных биологических ресурсов. При этом в обязанности самого общества входит обеспечение надлежащего контроля по соблюдению всеми работниками установленных требований.

Также суд находит несостоятельными доводы представителя заявителя - ООО "Волна" Гринцова Ф.И. о том, что постановление о привлечении к административной ответственности вынесено не уполномоченным должностным лицом, поскольку судьи рассматривают также отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в ч.2 ст.23.1 КоАП РФ, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей. По смыслу ч.2 ст.23.1 КоАП РФ возможность отнесения к компетенции суда рассмотрения дел об административных правонарушениях, перечисленных в данной норме, поставлена законодателем в зависимость от усмотрения соответствующего административного органа или должностного лица. Исходя из изложенного, поименованные в ч.2 ст.23.25 КоАП РФ должностные лица уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.39 КоАП РФ, совершенных юридическими лицами. При этом передача таких дел на рассмотрение судье зависит от необходимости применения более строгой меры наказания, назначение которой отнесено к исключительной компетенции судей.

Следовательно, при вынесении заместителем Главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Государственный природный заповедник "Утриш" Хандошко И.М. постановления №03-02-16 от 04 мая 2016 года правила подведомственности не нарушены.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

    Доказательств невозможности выполнения ООО "Волна" требований законодательства в области охраны окружающей среды при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, заявителем в материалы дела не представлено.

    Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения ООО "Волна" от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.

    Нарушений порядка привлечения ООО "Волна" к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления незаконным, судом также не установлено.

    Срок давности привлечения к ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом не пропущен.

    Наказание в виде административного штрафа ООО "Волна" по правилам статей 3.5, 4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции, установленной ст.8.39 КоАП РФ.

    Таким образом, привлечение ООО "Волна" к административной ответственности является правомерным и оснований для признания постановления №03-02-16 от 04 мая 2016 года незаконным и его отмены не имеется.

    На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

                         РЕШИЛ:

Постановление заместителя Главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ "Государственный заповедник "Утриш" Хандошко И.М. №03-02-16 от 04 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении ООО "Волна" оставить без изменения, а жалобу ООО "Волна" - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Анапский районный суд Краснодарского края в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения суда.

Судья

Анапского районного суда           А.А. Аулов

12-48/2016

Категория:
Административные
Другие
ООО "Волна"
Суд
Анапский районный суд Краснодарского края
Судья
Аулов Анатолий Анатольевич
Статьи

8.39

Дело на странице суда
anapa.krd.sudrf.ru
19.05.2016Материалы переданы в производство судье
10.06.2016Судебное заседание
23.06.2016Судебное заседание
30.06.2016Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
11.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее