Решение по делу № 2а-1139/2022 от 11.04.2022

Дело а-1139/2022

УИД 01RS0-96

Резолютивная часть решения оглашена 16.05.2022

В окончательной форме решение составлено 19.05.2022

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ а. Тахтамукай

Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в составе:

Председательствующего судьи Горюновой М.С.,

при секретаре ФИО3,

с участием административного истца ФИО2., представителя административного ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к администрации муниципального образования «<адрес>» об оспаривании действий органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО2 обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования «<адрес>» об оспаривании действий органа местного самоуправления, указав в обоснование, что на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ она является собственником следующих объектов недвижимости: садового дома, площадью 208,5 кв.м., а также земельного участка, расположенных в СНТ Прогресс, <адрес> Республики Адыгея. В указанном доме она проживает с членами своей семьи постоянно. Согласно техническому заключению дом, находящийся в собственности административного истца, отвечает требованиям строительных правил к жилому помещению и пригоден для постоянного проживания. В доме имеется газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, заключены договоры с энергосбытовой компанией, в доме выполнены санузел, отопление, имеется помещение для приготовления пищи.

Она обратилась в администрацию с заявлением о переводе садового дома в жилой дом. Однако ДД.ММ.ГГГГ администрация отказала в удовлетворении заявления в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900002:641 входит в зону подтопления реки Кубань, где запрещается новое строительство, реконструкция объектов капитального строительства.

Данное решение административный истец считает незаконным по следующим основаниям:

Так, отказ администрации от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , которым утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом. Во исполнение указанного Положения административным истцом представлены в администрацию все требуемые документы, необходимые для принятия решения.

Решение администрации не содержит основания отказа в удовлетворении заявления. Категория земель и виды разрешенного использования земельного участка допускают размещение на таком участке жилого дома. Границы зоны подтопления не внесены в установленном законом порядке в ЕГРН, выписка в отношении земельного участка, принадлежащего административному истцу, не содержит сведений об установлении таких зон и наличии каких-либо обременений и ограничений.

Просила признать незаконным решение администрации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в переводе дома, расположенного по адресу: <адрес> СНТ Прогресс, <адрес>, в жилой дом, и обязать административного ответчика принять решение о переводе дома в жилой дом.

В судебном заседании административный истец на удовлетворении административных исковых требований настаивала и просила удовлетворить административный иск в заявленном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального образования «<адрес>» по доверенности ФИО4 возражала против удовлетворения административных исковых требований, сославшись на ранее представленную позицию о том, что земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900002:641 попадает в границы зон затопления и подтопления реки Кубань, что подтверждается приказом -пр от ДД.ММ.ГГГГ Кубанского БВУ. На земельных участках, подпадающих в зону затопления и подтопления, запрещается новое строительство, реконструкция объектов капитального строительства. Постановлением Правительства РФ п. 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом был дополнен п.п «ж», согласно которому решение об отказе в признании садового дома жилым принимается в случае размещения садового дома на земельном участке, расположенном в границах зоны затопления, подтопления. Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица –Федерального агентства водных ресурсов Кубанское бассейновое водное управления (Кубанское БВУ), привлеченного к участию в деле на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не прибыл, о времени и месте его проведения извещен путем направления повестки, определения и размещения информации на сайте суда, ходатайств по существу дела не представил. Его явка в судебное заседание признана судом необязательной.

    Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

    В соответствии со ст. 46 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

    В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее-КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

При этом, исходя из положений ст.ст. 62, 226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действия (бездействия) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействием), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.

В силу ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как следует из материалов дела на основании договора купли-продажи дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является собственником дома нежилого назначения площадью 208,5 кв.м. и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, СНТ Прогресс, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В указанном доме административный истец проживает постоянно с членами семьи, в настоящее время дом представляет собой изолированное капитальное здание, которое снабжено отоплением, водопроводом, канализацией и электричеством, конструкции строения находятся в удовлетворительном состоянии, не угрожают жизни и здоровью граждан, отвечают требованиям строительных правил для домов жилых одноквартирных, техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений, что подтверждается техническим заключением ИП Хут Р.А., в котором содержатся основные технические характеристики сооружения, указывающие, что дом содержит все необходимые признаки жилого дома.

Административный истец обратилась в администрацию с заявлением о переводе дома в жилой дом.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было сообщено, что земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900003:48 находится в территориальной зоне затопления и подтопления реки Кубань, в которой запрещается новое строительство, реконструкция объектов капитального строительства.

Порядок перевода нежилого помещения в жилое помещение определен Главой 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее- ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу положений части 4 статьи 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое помещение не допускается, если такое помещение не отвечает установленным требованиям или отсутствует возможность обеспечить соответствие такого помещения установленным требованиям либо если право собственности на такое помещение обременено правами каких-либо лиц.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 24 ЖК РФ несоблюдение, предусмотренных статьей 22 ЖК РФ условий перевода помещения, является основанием для отказа в переводе нежилого помещения в жилое помещение.

В соответствии с п. 1, 3-6 ст. 56 Земельного кодекса РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами и ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда, устанавливаются бессрочно или на определенный срок, сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. Системное толкование вышеперечисленной нормы позволяют сделать вывод о том, что ограничение прав собственника земельного участка подлежит регистрации, но и это ограничение не запрещает собственнику пользоваться и владеть своей собственностью по своему усмотрению, только возлагает на собственника риск отнесения на него бремени расходов и не включение их в выкупную цену, при строительстве, расширении и реконструкции зданий и сооружений, совершенных после регистрации ограничения.

Согласно ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.

Исходя из ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.

Вместе с тем, исходя из буквального толкования ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, в ней не содержится безусловный запрет на строительство жилых домов в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых в силу ч. 4 указанной статьи возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществившее строительство жилого дома.

В соответствии с ч. 5 ст. 67.1 Водного кодекса РФ решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации. В постановлении Правительства РФ ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О зонах затопления, подтопления» в котором указано, что зоны затопления, подтопления устанавливаются или изменяются решением федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

В обоснование возражений административный ответчик ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 01:05:2900002:641 входит в зону затопления и подтопления реки Кубань.

Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. "Об определении границ зон затопления, подтопления" (далее - Правила), предусмотрено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах таких зон.

Зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах (пункт 5 Правил). Сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий также включаются в единый государственный реестр недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности (пункт 18 Правил).

Вместе с тем, как установлено судом и усматривается из материалов дела, процедура отнесения территории, в которой расположен земельный участок, принадлежащий административному истцу, к зоне подтопления, установленная Правилами, не соблюдена. Сведения о нахождении земельного участка, принадлежащего административному истцу, в зонах подтопления, затопления в государственных реестрах отсутствуют.

Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, который в силу части 2 статьи 1 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» являются сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным Законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных, установленных в соответствии с настоящим федеральным законом сведений.

Согласно ч. 3,4,5 указанного Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Таким образом, основания, на которые ссылается административный ответчик в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, являются неправомерными, так как в отношении принадлежащего истцу земельного участка каких-либо ограничений прав в связи с нахождением земельного участка в границах зон с особыми условиями как в период приобретения, так и в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ п. 61 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом был дополнен п.п «ж», согласно которому решение об отказе в признании садового дома жилым принимается в случае размещения садового дома на земельном участке, расположенном в границах зоны затопления, подтопления.

Однако данное постановление Правительства вынесено после рассмотрения заявления административного истца и не могло являться основанием для принятия оспариваемого решения.

Административным ответчиком вопреки требованиям ст.62 КАС РФ не представлено доказательств внесения и соответственно наличия в ЕГРН сведений о соответствующих ограничениях в отношении указанного земельного участка.

Таким образом, основание для отказа в удовлетворении заявления административного истца, указанное администрацией в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, является неправомерным.

Согласно п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В данном случае административным истцом оспаривалась законность принятого административным ответчиком конкретного решения, по результатам проверки наличия предусмотренных законом оснований и порядка их принятия, полномочий административного ответчика, сделан вывод об их незаконности, правом самостоятельной проверки и рассмотрения заявлений собственника земельного участка и представленных им комплектов документов, в том числе их анализ в силу конституционного принципа разделения властей суд не наделен; административный ответчик в этом вопросе обладает исключительной компетенцией и суд не вправе подменять органы исполнительной власти и вместо них решать подобного рода вопросы, обратное является неправомерным вмешательством в деятельность административного ответчика. В этой связи, суд считает необходимым обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление ФИО2 о переводе дома в жилой дом в установленном порядке, учесть те обстоятельства, оценив которые суд пришел к выводу о незаконности результатов первоначального рассмотрения заявления административного истца (причинах незаконности оспариваемого решения).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 к администрации муниципального образования «<адрес>» об оспаривании действий органа местного самоуправления удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ о переводе дома площадью 208,5 кв.м. с кадастровым номером 01:05:2900002:637, возведенного на земельном участке с кадастровым номером 01:05:2900002:641, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ Прогресс, <адрес>, в жилой дом.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» повторно рассмотреть заявление ФИО2 о переводе указанного дома в жилой дом.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Адыгея через Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня его вынесения.

Судья М.С. Горюнова

2а-1139/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Афанасьева Юлия Викторовна
Ответчики
Администрации МО "Тахтамукайский район"
Другие
Кубанское бассейновое водное управление
Суд
Тахтамукайский районный суд Республики Адыгея
Судья
Горюнова Мария Сергеевна
Дело на странице суда
tahtamukaysky.adg.sudrf.ru
11.04.2022Регистрация административного искового заявления
11.04.2022Передача материалов судье
11.04.2022Решение вопроса о принятии к производству
11.04.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.04.2022Подготовка дела (собеседование)
25.04.2022Рассмотрение дела начато с начала
12.05.2022Подготовка дела (собеседование)
12.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2022Судебное заседание
16.05.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее