Дело № 2-624/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2019 года р.п. Дальнее Константиново
Дальнеконстантиновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Лоскуниной Н.И., с участием истца Киселевой М.В., представителя ответчика Бученковой Е.В., действующей по доверенности от /дата/, третьих лиц Тютюсовой Н.М., Тютюсова Н.В., при секретаре Ивановой Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Киселевой М. В. к администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области о признании действия и бездействия, решения ответчика незаконным и об обязании предоставить жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Киселева М.В. обратилась в суд с иском к Администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области о признании действия и бездействия, решения ответчика незаконным и об обязании предоставить жилое помещение.
Свои требования истец мотивирует тем, что с /дата/ она зарегистрирована по месту жительства по адресу: /адрес/, однако, фактически ни дня не прожила в данной квартире, собственником помещения по указанному адресу она не является.
/иные данные/
/иные данные/ 01.11.2005году администрацией сельхозсовета «Нижегородец» Дальнеконстантиновского района Нижегородской области прописана по адресу: /адрес/ (по месту регистрации отца, лишенного родительских прав), не смотря на то, что за ней была сохранена квартира находящаяся по адресу: /адрес/.Однако, без учета того факта, что проживание в жилом помещении по месту регистрации было невозможно, поскольку отец был лишен родительских прав, вел аморальный образ жизни, в нарушение указанного положения закона ей не было предоставлено иного жилья пригодного для жизни. Она обратилась в Администрацию устно, сообщив, что данное жилое помещение является непригодным для проживания. Сотрудники Администрации заявили, что для признания его аварийным с цельюпоследующего предоставления Администрацией благоустроенного помещения, ей нужно подписать договор социального найма, поскольку после смерти родителей она оказалась единственным нанимателем жилого помещения по адресу: /адрес/. До сих пор она не была выселена из непригодного для проживания жилого помещения, а благоустроенное помещение ей не было предоставлено, тем самым ее конституционное право на жилище нарушается в течение 13 лет с /дата/ по настоящее время. Единственным возможным способом защиты ее права на жилое помещение является обязание ответчика предоставить ей жилое помещение в судебном порядке вне очереди.Кроме того, поскольку она не обладает специальными правовыми познаниями, позволяющими ей самостоятельно подготовить правовую позицию для защиты нарушенных прав, она была вынуждена заключить договор об оказании юридических с ООО «Постулат» /номер/ от 22.04.2019г., в соответствии с которым данное общество подготовило настоящее заявление, а истец уплатила сумма в размере 7 500 рублей. Просит признать бездействие ответчика, выражающееся в не предоставлении вразумный срок (более 13 лет) жилого помещения взамен непригодного для проживания, незаконным.Обязать ответчика предоставить ей вне очереди благоустроенное жилое помещение, состоящего из того же числа комнат, что и прежнее, с момента вынесения решения суда.Взыскать с ответчика в пользу компенсацию понесенных расходов на оплату юридических услуг в размере 7500 рублей.
Определением от 10.09.2019 года судомв качестве соответчика была привлечена администрация Нижегородского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области.
В качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора были привлечены Тютюсов Н. В., Тютюсова Н. М., Хабалкина (Тютюсова) И. В..
В судебном заседании истец Киселева М.В. заявленные исковые требования поддержала по основаниям указанным в исковом заявлении, дала пояснения, подтверждающие основания исковых требований, изложенные в исковом заявлениии дополнительно пояснила в судебном заседании, что после того, как она была отчислена из Починковского детского дома она поступила в Починковское ПТУ /номер/. Окончила его в 2005 году в возрасте 21 года и возвратилась по месту, где было за ней закреплено жилое помещение по адресу: /адрес/. В данном жилом помещении уже проживала её старшая сестра со своей семьей. Ей были не рады. Она обратилась в Нижегородскую сельскую администрацию. /дата/ году сотрудник администрации зарегистрировала её по адресу: /адрес/, то есть нее по адресу закрепленного за ней, жилого помещения, а по месту жительства её отца. Ей никто не разъяснил её права. Она считает, что была введена в заблуждение работниками администрации. Просит восстановить нарушенное право.
Представитель ответчика Бученкова Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме, пояснив, что с /дата/ по /дата/ истица являлась воспитанницей Муниципального образовательного учреждения Починковский детский дом. Из детского дома была выписана в 2002 году.С 2002 года (более 10 лет) истица не предприняла не единой попытки для выбора способа защиты нарушенного права.Прокуратурой Нижегородской области в 2010 году рассматривался вопрос о нарушении жилищных прав, поступивший от Тютюсова Н.В. В ответе /иные данные/ в обращении указано, что на основании распоряжения главы администрации Дальнеконстантиновского района от /дата/ /номер/-р истица была направлена в Починковский детский дом, за ней, как за ребенком, оставшимся без попечения родителей, закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: /адрес/.Решением жилищной комиссии Нижегородской сельской администрации Дальнеконстантиновского района от /дата/ Тютюсову В.М. (отцу истицы) предоставлена квартира по адресу: /адрес/.Тютюсова М.В. (истица) по прибытию из детского дома по ее заявлению /дата/ зарегистрирована по месту жительства отца - Тютюсова В.М.Таким образом, истица на основании личного заявления была добровольно, будучи полностью дееспособной зарегистрировалась по месту жительству отца, тем самым отказалась от регистрации в закрепленном за ней, как за ребенком, оставшимся без попечения родителей, жилом помещении.В соответствии с вышеизложенным, считает исковые требования истца Киселевой М.В. к администрации Дальнеконстантиновского района Нижегородской области о признании бездействия ответчика не обоснованными и просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований, в связи с пропуском срока исковой давности.
Ответчик администрация Нижегородского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области в судебное заседание явку своего представителя не обеспечили, имеется заявление о рассмотрении дела без их участия, в удовлетворении исковых требований просят отказать, поскольку к ним в качестве нуждающейся в жилом помещении от гр. Киселевой (Тютюсовой) М.В. заявлений не поступало.
Третьи лица Тютюсова Н.М., Тютюсов Н.В. в судебном заседании исковые требования признали в полном объеме, просили удовлетворить, полагая, что права истца как ребенка оставшегося без попечения родителей не выделение благоустроенного жилого помещения нарушены.
Третье лицо Хабалкина И.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела без ее участия.
В соответствии ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчика администрации Нижегородского сельсовета Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области, третьего лица Хабалкиной И.В.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Истец Киселева М.В., /иные данные/, относилась к детям-сиротам и детям, которые остались без попечения родителей. Ее родители - мать /иные данные/ лишена родительских прав по решению Дальнеконстантиновского районного суда Нижегородской области от 02.11.2001 года, отец /иные данные/. был лишен родительских прав по решению /адрес/ народного суда /адрес/ от /дата/, умер /иные данные/
На основании распоряжения главы администрации /адрес/ от /дата/ по решению Дальнеконстантиновского нарсуда несовершеннолетние дети: Тютюсов В.В., Тютюсов С.В., Тютюсов Н.В., Тютюсова М.В., Тютюсова Ю.В., Тютюсова А.В. были отобраны без лишения родительских прав у отца /иные данные/, так как отец не в состоянии содержать 9 детей, мать /иные данные/ в 1990 году выбыла в неизвестном направлении, находится в розыске.
Дети были направлены в /иные данные/ детский дом.
Согласно справки директора совхоза «Нижегородец» /номер/ от /дата/, за Тютюсовой М. В. сохраняется квартира по /адрес/.
С /дата/ по /дата/ Киселева (Тютюсова) М.В. являлась воспитанницей МОУ /иные данные/ детского дома, затем обучалась в /иные данные/ ПТУ, возвратилась по месту закрепленного за ней жилого помещения в 2005 году.
Согласно исследованного в судебном заседании заявления о регистрации по месту жительства, написанного собственноручно Тютюсовой М. В., /дата/ года рождения, о регистрации по месту жительства от /дата/, она была зарегистрирована по адресу: /адрес/. Данная квартира была предоставлена ее отцу Тютюсову В.М.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от /дата/ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным ЖК РФ основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Согласно пункту 2 части 2 указанной статьи (действовавшей до /дата/) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 1 Федерального закона от /дата/ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Статья 5 Закона Нижегородской области от 10.12.2004 № 147-З «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» предусматривает дополнительные гарантии прав указанной категории лиц на жилое помещение при условии, что они не имеют закрепленного жилого помещения.
Гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, вставшим на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до 23 лет при условии, что они не имеют закрепленного жилого помещения.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требование об обеспечении жилым помещением истца, право которого на обеспечение жильем не нарушено и никем не оспаривается, во внеочередном порядке, ранее лиц, у которых право на получение жилья возникло до возникновения такого права у истицы, не основано на законе. Внеочередное предоставление жилья истице поставит её в преимущественное положение перед другими лицами, ранее включенными в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, нарушим тем самым права третьих лиц. В этой связи обязательно соблюдение очередности, установленной нормативными правовыми актами Нижегородской области.
Киселева М.В. на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, в судебном заседании доказательств нарушения ее права на обеспечение жильем не предоставила.
Как установлено в судебном заседании, за Киселевой М.В. было закреплено жилое помещение по адресу: /адрес/. Однако Киселева М.В. добровольно сменила место регистрации на жилое помещение по адресу: /адрес/, тем самым, утратив право пользования жилым помещением, закрепленным за ней как за ребенком, оставшимся без попечения родителей.
Доказательств того, что в момент написания заявления о регистрации по месту жительства истица находилась под влиянием заблуждения или обмана, судом не установлено, материалы дела таких доказательств не содержат.
На момент написания указанного заявления истец была совершеннолетней.
О том, что квартира по месту ее регистрации не пригодна для проживания, суду доказательств не представлено.
Киселева М.В. официально с письменным заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилье, в администрацию Нижегородского сельсовета не обращалась.
Таким образом, до настоящего времени Киселева М.В. в списках на улучшение жилищных условий не значится, поскольку с подобным заявлением в администрацию не обращалась.
Кроме того, жилое помещение, расположенное по адресу: /адрес/, аварийным либо непригодным для проживания не признано.
В связи с вышеизложенным, суд считает, требования истца о при знании бездействия ответчика в виде не предоставления жилого помещения взамен непригодного для проживания является не обоснованным, и в судебном заседании не нашло своего подтверждения.
При таких обстоятельствах исковые требования Киселевой М.В. удовлетворению не подлежат, поскольку ее право на обеспечение жильем в установленном законом порядке не нарушено.
Кроме того, ответчиком заявлено требование о пропуске срока исковой давности.
В соответствии с ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от /дата/ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
Таким образом, суд находит установленным, что истцом пропцщен срок исковой давности.
В соответствии со ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Киселевой М. В. к администрации Дальнеконстантиновского муниципального района Нижегородской области о признании действия и бездействия, решения административного ответчика незаконным и об обязании предоставить жилое помещение, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Дальнеконстантиновский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.И. Лоскунина