Мировой судья Никитина Н.С. Дело № 12-1057/2023
дело № 5-709/2023
РЕШЕНИЕ
город Владивосток 14 ноября 2023 года
Судья Ленинского районного суда города Владивостока Приморского края Елькина А.В., рассмотрев жалобу Клименко И. А. на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 99 Ленинского судебного района города Владивостока мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района города Владивостока Приморского края от 14 сентября 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении специалиста по персоналу отдела кадровой и организационной работы государственного казенного учреждения Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций Клименко И. А.,
установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 99 Ленинского судебного района города Владивостока мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района города Владивостока Приморского края от 14 сентября 2023 года специалист по персоналу отдела кадровой и организационной работы государственного казенного учреждения Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций (далее - ГКУ Приморского края по пожарной безопасности, ГОЧС) Клименко И.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Клименко И.А. подала жалобу, в которой ставится вопрос об отмене указанного постановления.
В судебном заседании Клименко И.А. и её защитник Полунин С.Н. поддержали доводы изложенные в жалобе, на удовлетворении жалобы настаивали. Клименко И.А. пояснила, что была извещена о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в указанную дату находилась в отпуске, в связи с чем не явилась для участия при его составлении, копию протокола получила. По существу правонарушения пояснила, что на момент подачи сведений сотрудник был уволен, уточняющие сведения поданы после его восстановления на работе по решению суда.
Представитель О. Ф. пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении уведомлен надлежащим образом.
Выслушав заявителя и её защитника, проверив доводы жалобы, исследовав материалы административного дела в их совокупности, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования срок либо отказ от представления в территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее - Федеральный закон от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ) устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ, под страхователем понимаются, в числе прочих, юридические лица, в том числе иностранные, и их обособленные подразделения.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ установлено, что страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 2.2 данной статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 2.3 указанной статьи, - в налоговые органы по месту их учета.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Частью третьей статьи 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2023) установлено, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, согласно приказу и.о. директора ГКУ Приморского края по пожарной безопасности, ГОЧС от 21.10.2020 № 480л/с прекращено действие трудового договора с работником Потаповым М.Д.
Решением Находкинского городского суда Приморского края от 21.01.2022 отказано в удовлетворении требований Потапова М.Д. о признании приказа от 21.10.2020 незаконным, восстановлении на работе.
Апелляционным определением Приморского краевого суда от 17.01.2023 решение Находкинского городского суда Приморского края от 21.01.2022 отменено, приказ от 21.10.2020 № 480л/с признан незаконным, Потапов М.Д. восстановлен в должности с 23.10.2020; указанное апелляционное определение поступило в ГКУ Приморского края по пожарной безопасности, ГОЧС 10.03.2023.
13.03.2023 специалистом по персоналу отдела кадровой и организационной работы ГКУ Приморского края по пожарной безопасности, ГОЧС Клименко И.А. в ОСФР по Приморскому краю были предоставлены сведения о застрахованном лице Потапове М.Д. по форме СЗВ-М (доп.) за ноябрь, декабрь 2020 года, январь - декабрь 2021 года, январь -декабрь 2022 года.
25.07.2023 заместителем начальника управления персонифицированного учета ОСФР по Приморскому краю Кирьяновой А.Н. в отношении специалиста по персоналу отдела кадровой и организационной работы ГКУ Приморского края по пожарной безопасности, ГОЧС Клименко И.А. был составлен протокол об административном правонарушении по факту несвоевременного предоставления сведений по форме СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2022 года (застрахованное лицо Потапов М.Д.).
Согласно протоколу об административном правонарушении должностным лицом допущено нарушение пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ - не исполнена обязанность по своевременному представлению сведений о каждом работающем застрахованном лице, «Сведения о застрахованных лицах» по форме СЗВ-М (дополняющая) за сентябрь 2022 года на 1 ЗЛ по сроку 17.10.2022 представлены 13.03.2023. Страхователем не исполнены условия для не применения финансовых санкций при предоставления дополняющей формы СЗВ-М за август 2022 года, так как в ранее представленной исходной форме от 03.10.2022 сведения по данному застрахованному лицу не представлены, соответственно не приняты органом СФР.
Нарушение норм об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования послужило основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности по части 1 статьи 15.33.2 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и должностных лиц.
За предоставление неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М (доп.) за сентябрь 2022 года (застрахованное лицо Потапов М.Д.) решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 12.05.2023 № 035S19230005336 ГКУ Приморского края по пожарной безопасности, ГОЧС было привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 20.09.2023 решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации от 12.05.2023 № 035S19230005336 признано незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ.
Принимая такое решение Арбитражный суд Приморского края исходил из того, что исходные сведения по спорной форме СЗВ-М страхователем представлены своевременно, дополняющие сведения по форме СЗВ-М были предоставлены страхователем в связи с восстановлением в 2023 году на работе застрахованного лица, уволенного в 2020 году, и в связи с самостоятельным обнаружением неполноты представленных сведений в исходной отчетности, и пришел к выводу о том, что представление корректирующих сведений не образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ, в связи с чем у Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации отсутствовали основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ, в виде штрафа за представления неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М («доп») за ноябрь, декабрь 2020 года, январь – декабрь 2021 года и январь – декабрь 2022 года.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 4 февраля 2019 года № 8-П «По делу о проверке конституционности статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки У.М. Эркеновой», статья 15.33.2 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность только для должностных лиц, подлежит применению с учетом общих его положений, содержащих нормы, позволяющие привлечь к ответственности должностных лиц в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (статья 2.4), вне зависимости от того, привлекалось ли к административной ответственности соответствующее юридическое лицо (часть 2 статьи 2.1).
При этом данный Кодекс не определяет конкретно страхователя в качестве самостоятельного субъекта административной ответственности. Так, его статья 15.32 (нарушение страхователями установленного законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов) предусматривает ответственность только для должностных лиц, а статья 15.34 (сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) - для граждан, должностных лиц и юридических лиц.
Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 766н), разъясняя порядок контроля за достоверностью соответствующих сведений, по сути, воспроизводит в пунктах 39 и 41 положения части третьей статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и статьи 15.33.2 КоАП РФ, уточняя при этом, что в обоих случаях ответственность несет страхователь. Каких-либо критериев, позволяющих разделить понятия «страхователь» и «должностное лицо» для целей привлечения к ответственности по данным статьям, названная Инструкция не содержит, равно как и указаний на то, что статья 15.33.2 КоАП РФ предусматривает ответственность для должностных лиц.
Следовательно, если публично-правовую обязанность представить сведения для индивидуального (персонифицированного) учета должным образом не выполнит юридическое лицо, имеется возможность привлечь к ответственности как само виновное юридическое лицо, являющееся в этом случае страхователем, по части третьей статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», так и виновное должностное лицо - по статье 15.33.2 КоАП РФ.
Поскольку объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ, совершенного юридическим лицом, так и по части 1 статье 15.33.2 КоАП РФ – должностным лицом, составляют одни и те же действия, послужившие основанием к возбуждению дел по факту нарушения норм об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, то отсутствие состава правонарушения в действиях юридического лица исключает вину должностного лица за те же действия.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах постановление мирового судьи, вынесенное в отношении Клименко И.А., подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях Клименко И.А. состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 99 Ленинского судебного района города Владивостока мирового судьи судебного участка № 1 Ленинского судебного района города Владивостока Приморского края от 14 сентября 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении специалиста по персоналу отдела кадровой и организационной работы государственного казенного учреждения Приморского края по пожарной безопасности, делам гражданской обороны, защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций Клименко И. А., отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья А.В. Елькина