Судья Сомова И.В. № (2-4242/2020)
(в первой инстанции)
№
(в апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Радовиля В.Л.,
судей Ваулиной А.В., Герасименко Е.В.,
при секретаре Карпенко А.В.,
с участием прокурора Емельянова И.В.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента капитального строительства <адрес> на решение Гагаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Новикова С. А. к Департаменту капитального строительства <адрес> (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент образования и науки <адрес>) о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений,
заслушав доклад судьи Ваулиной А.В.,
установила:
<адрес> в интересах Новикова С.А. обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства <адрес>, в котором просил понудить ответчика предоставить истцу жилое помещение из специализированного жилищного фонда <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям <адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование своих требований указал, что Новиков С.А. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Новиков С.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением, в связи с установлением невозможности проживания в ранее занимаемом помещении. Между тем, по настоящее время ему жилое помещение не предоставлено, чем нарушены жилищные права Новикова С.А., установленные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Решением Гагаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора удовлетворены.
С таким решением суда Департамент капитального строительства <адрес> не согласен и в апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное в нарушении норм материального и процессуального прав, приняв новое решение об отказе истцу в иске. Указывает, что право Новикова С.А. на обеспечение жильём должно быть реализовано исходя из последовательности, определяемой датой принятия решения уполномоченным органом исполнительной власти Севастополя о включении истца в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в городе Севастополе. Внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, действующим законодательством не предусмотрено. Данные обстоятельства при постановлении решения судом не учтены, в результате чего нарушены права иных лиц, состоящих в названной очереди на получения жилья в городе Севастополе. Также, апеллянт отмечает, что обязанность предоставить истцу жилое помещение не оспаривает, однако в своей деятельности ограничен бюджетным финансированием и установленной административной процедурой. Кроме того, в настоящее время принимается большое количество аналогичных судебных решений, что приводит к созданию очереди по их исполнению, ставит ответчика в затруднительное положение и приводит к наложению ответственности в виде взыскания исполнительского сбора за неисполнение требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.
<адрес> в возражениях просит апелляционную жалобу отклонить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Департамента капитального строительства <адрес>, Департамента образования и науки <адрес> не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения. Третье лицо представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В соответствии со статьёй 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Новиков С.А. и участвующий в деле прокурор Емельянов И.В. решение суда просили оставить без изменения.
Выслушав сторону истца, проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор по существу и принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правильно применил положения действующего законодательства, регулирующие спорные отношения, учёл все фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства; дав им надлежащую оценку правомерно исходил из того, что Новиков С.А. в установленном порядке приобрёл право на обеспечение жильём по договору найма специализированного жилого помещения, против принятия мер к реализации которого ответчик необоснованно уклоняется.
Частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок обеспечения детей-сирот жилыми помещениями на территории <адрес> установлен Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе», статья 8 которого предусматривает, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является <адрес>, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является <адрес>, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном Правительством Севастополя, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящей части по их заявлению в письменной форме, по достижении ими 18-летнего возраста, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме лиц, достигших 18-летнего возраста, указанных в абзаце первом настоящей части, жилые помещения предоставляются им по окончании обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, срока пребывания в организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном федеральным законодательством порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также после получения профессионального образования, по завершении профессионального обучения, либо после прохождения военной службы по призыву, либо после отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с частью 3 статьи 8 Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС жилые помещения из специализированного жилищного фонда <адрес> по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям <адрес>, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и включенным в список, установленный законодательством <адрес> для договоров социального найма.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится, в частности, достижение возраста 18 лет, обращение в уполномоченный орган с письменным заявлением, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации и нуждаемость в жилом помещении.
В силу п. 3.1.2 Положения о Департаменте капитального строительства <адрес>, утверждённого Постановлением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП, Департамент в соответствии с основными задачами наделяется полномочиями в сфере жилищной политики, в том числе, участвует в формировании жилищного фонда <адрес>, принимает решения о распоряжении жилищным фондом <адрес> (п. 3.1.2.1); заключает договоры найма жилых помещений жилищного фонда <адрес>, в том числе специализированного жилищного фонда <адрес> (п. 3.1.2.6).
Пунктом 3.1.2.7 Положения установлено, что на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов <адрес>, иных правовых актов <адрес> принимает решения, в том числе, о предоставлении жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
Исходя из системного толкования изложенных выше норм, учитывая, что Департамент капитального строительства <адрес> является исполнительным органом государственной власти <адрес>, осуществляющим функции по реализации государственных полномочий <адрес> в сфере жилищной политики, принимая во внимание пункт 2.11 Положения, в силу которого одной из основных задач Департамента капитального строительства <адрес> является оказание государственных услуг в сфере жилищной политики, то в возникших правоотношениях названный ответчик является обязанным лицом.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Новиков С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достиг 18-ти летнего возраста. Его родителями являются мать – ФИО; отец – ФИО
ДД.ММ.ГГГГ умер отец ребёнка ФИО
Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, ФИО лишена родительских прав в отношении сына.
Таким образом, истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, относится к категории лиц, имеющих право на особую социальную защиту со стороны государства, в том числе защиту жилищных прав.
Новикову С.А. на праве собственности принадлежит <данные изъяты> доля квартиры площадью 43,95 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении истец проживает и по этому адресу состоит на регистрационном учёте.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлена невозможность проживания Новикова С.А. в занимаемом жилом помещении, так как его общая площадь составляет менее учётной нормы площади жилого помещения. В связи с чем, истец включен в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, у Новикова С.А. в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, возникло право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, однако, в нарушение закона такое жилое помещение ему, до настоящего времени состоящему на жилищном учёте, не предоставлено.
При таких обстоятельствах понуждение Департамента капитального строительства <адрес> к предоставлению истцу жилого помещения, в котором он нуждается, является правомерным.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает ввиду следующего.
В силу пункта 8 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению специализированных жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот не ставится в зависимость от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, а также от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. Потому ссылки апеллянта на эти обстоятельства, как основания, препятствующие удовлетворению заявленных требований, несостоятельны.
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объём субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что исполнение решений по подобной категории дел связано с необходимостью совершения комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, не зависящих от воли Департамента, не принимаются во внимание судебной коллегией, поскольку данные обстоятельства не влияют на законность выводов обжалуемого решения и установленную законом обязанность представить перечисленным выше граждан, включая истца, жилое помещение.
Доводы жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеют юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, опровергают выводы суда первой инстанции, а потому являются несостоятельными. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента капитального строительства <адрес> - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия.
Председательствующий: В.Л. Радовиль
Судьи: А.В. Ваулина
Е.В. Герасименко