88-4351/2021
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 июля 2021 года город Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.,
судей Власенко И.Г., Старовойт Р.К.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ПАО "Дальневосточная энергетическая компания" к Матюхову Александру Евгеньевичу о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию
по кассационной жалобе Матюхова Александра Евгеньевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г., выслушав Матюхова А.Е., представителя ПАО «ДЭК» Семенюк И.В., представителя АО «Спасскэлектросеть» Ким В.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ПАО «ДЭК» обратилось в суд с иском взыскании задолженности за потребленную электроэнергию.
В обоснование исковых требований истец указал, что Матюхов А.Е. является собственником и проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ года сотрудниками АО «Спасскэлектросеть» и ПАО «ДЭК» по заявлению абонента Матюхова А.Е. осуществлен выезд на объект в целях допуска нового прибора учета электроэнергии в эксплуатацию. В ходе осмотра выявлено, что потребитель в нарушение установленного порядка самовольно демонтировал и установил новый прибора учета электроэнергии без присутствия сетевой организации и гарантирующего поставщика, которые должны были зафиксировать показания счетчиков, проверить схему подключения прибора учета, а также наличие пломб визуального контроля и государственного поверителя перед его демонтажем. К осмотру демонтированный прибор учета потребитель не предоставил. По результатам проверки составлены: акт №К от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в допуске нового прибора учета в эксплуатацию в связи с несогласованностью места установки данного прибора (прибор был установлен не на границе балансовой принадлежности), и акт № от ДД.ММ.ГГГГ о неучтенном потреблении электроэнергии в объеме 19927 кВтч. Матюхову А.Е. выставлен счет за ДД.ММ.ГГГГ года на оплату безучётно потребленного электричества в размере 59 494 руб. 01 коп. Данная сумма ответчиком не оплачена. Судебный приказ мирового судьи судебного участка № судебного района г. Спасска-Дальнего и Спасского района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Матюхова А.Е. указанной задолженности за потребленную электрическую энергию отменен по заявлению ответчика.
С учетом утончений, просил взыскать задолженность за потребленную электрическую энергию (за вычетом частично оплаченной суммы 4 358 руб. 29 коп.) в размере 55 135 руб.72 коп. и расходы по оплате госпошлины.
В судебном заседании представитель ПАО «ДЭК» - Семенюк И.В. поддержала исковые требования.
Ответчик Матюхов А.Е. просил отказать в удовлетворении исковых требований, полагал, что при замене прибора учета расчет электричества должен проводиться по другим правилам.
Представитель третьего лица АО «Спасскэлектросеть» - Ким В.В. полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда отмененно, по делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований - с Матюхова А.Е. в пользу ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» взыскана задолженность за потребленную электроэнергию в размере 55 135 руб. 72 коп., расходы по оплате госпошлины в размере 1854 руб. 07 коп.
В кассационной жалобе Матюхов А.Е., ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить постановление суда апелляционной инстанции.
Матюхов А.Е. в судебном заседании поддержал кассационную жалобу, полагал, что расчет платы должен производиться по п. 59 Правила №354.
Представители ПАО «ДЭК» и третьего лица АО «Спасскэлектросеть» просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы, пояснили, что прибор учета был установлен в жилом помещении, препятствий в доступе в жилое помещение в день составления Актов не имелось.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие основания по настоящему делу установлены.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Из материалов дела и судом установлено, что Матюхов А.Е. является собственником и проживает в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
В связи с истечением в ДД.ММ.ГГГГ года срока поверки прибора учета начисление за потребленную электроэнергию производилось исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, а затем - по нормативу (просроченный межповерочный интервал ПУ).
ДД.ММ.ГГГГ Матюхов А.Е. обратился в энергоснабжающую организацию с заявлением о принятии и опломбировании нового прибора учета.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе специалистов АО «Спасскэлектросеть» и ПАО «ДЭК» осуществлен выезд для допуска нового прибора учета в эксплуатацию на основании заявления Матюхова А.Е.
В ходе осмотра комиссия выявила, что потребителем в нарушение установленного порядка произведена замена ранее установленного прибора учета электроэнергии на новый, без присутствия сетевой организации и гарантирующего поставщика. К осмотру демонтированный прибор учета потребитель не предоставил.
По результатам осмотра составлено 2 акта: № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в допуске нового прибора учета в эксплуатацию в связи с несогласованием места установки прибора и акт № от ДД.ММ.ГГГГ о неучтенном потреблении электроэнергии в объеме 19927 кВтч., который вручен Матюхову А.Е. в день его составления.
На основании акта № от ДД.ММ.ГГГГ Матюхову А.Е. выставлен счет на оплату задолженности в сумме 59 494 руб. 01 коп. за безучетное потребление электроэнергии. Из содержания Акта следует, что расчет платы произведен по формуле, предусмотренной «при выявлении несанкционированного вмешательства потребителя в работу индивидуального прибора учета электроэнергии».
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходил из того, что с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в отношении Матюхова А.Е. применялся расчетный метод на потребленную электроэнергию, в связи с чем факта бездоговорного потребления не установлено.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 539, 541, 543, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N 6, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, признал подтвержденным нарушение абонентом обязательств по обеспечению исправности и сохранности средств учета электроэнергии (самовольная замена счетчика на неопломбированный прибор учета), признав факт безучетного потребления электроэнергии доказанным, в связи с чем удовлетворил исковые требования.
Обращаясь с кассационной жалобой Матюхов А.Е. полагал выводы суда апелляционной инстанции противоречащими нормам материального права, с чем следует согласиться.
Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 261 от 23.11.2009 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Отношения между исполнителями и потребителями услуги по электроснабжению, порядок начисления оплаты за оказанные услуги, установки и замены приборов учета регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 № 354 и Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».
В соответствии с п. 148 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства №442 от 04.05.2012г. (далее - Правила 442), собственник энергопринимающих устройств, имеющий намерение установить в отношении таких энергопринимающих устройств прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса, либо заменить ранее установленный прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса, обязан направить письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов, а также метрологических характеристик прибора учета в адрес одной из следующих организаций: гарантирующему поставщику или сетевой организации владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства.
Согласно п.81(13) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011г. (далее Правила 354), потребитель в случае выхода прибора учета из строя (неисправности) обязан незамедлительно известить об этом исполнителя, сообщить показания прибора учета на момент его выхода из строя (возникновения неисправности) и обеспечить устранение выявленной неисправности (осуществление ремонта, замены) в течение 30 дней со дня выхода прибора учета из строя (возникновения неисправности). В случае если требуется проведение демонтажа прибора учета, исполнитель извещается о проведении указанных работ не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж прибора учета, а также его последующий монтаж выполняются в присутствии представителей исполнителя, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа прибора учета, указанному в извещении.
Согласно п. 149 Правил 442 собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), имеющий намерение демонтировать в целях замены, ремонта или поверки прибор учета, ранее установленный в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), обязан направить способом, позволяющим подтвердить факт получения, письменную заявку о необходимости снятия показаний существующего прибора учета (далее в настоящем пункте - заявка), осмотра его состояния и схемы подключения до его демонтажа в адрес одной из следующих организаций: гарантирующего поставщика или сетевой организации. В согласованные дату и время сетевая организация осуществляет снятие показаний прибора учета, осмотр состояния прибора учета и схемы его подключения. Показания прибора учета, состояние демонтируемого прибора учета и схемы его подключения на дату проведения указанных действий фиксируются сетевой организацией в акте проверки, который должен быть подписан сетевой организацией, собственником энерго принимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)), а также гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией) в случае его участия.
Обязанность обеспечить сохранность расчетного прибора учета электроэнергии, его пломб и соответствие цепей учета электроэнергии установленным правилам лежит на потребителе (п. 2.11.17 Правил технической эксплуатации электроустановок, утв. Приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003г. №6.
В соответствии с п.2 Правил 442 под безучетном потреблении электроэнергии понимается потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения электрической энергии (мощности), и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (измерительного комплекса и пр.), нарушения (повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (измерительный комплекс, систему учета и пр.), а также с нарушением указанного порядка, обнаруженным в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка.
Расчет безучетного потребления электроэнергии определяется исходя характера допущенных нарушений – несанкционированного подключения оборудования потребителя к электрическим сетям либо вмешательства потребителя в работу индивидуального прибора учета электроэнергии
В соответствии с пунктом 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 20211 года №354 при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном настоящими Правилами. На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
Доначисление размера платы в этом случае должно быть произведено исходя из объемов коммунального ресурса, рассчитанных как произведение мощности несанкционированно подключенного оборудования и его круглосуточной работы за период начиная с даты осуществления несанкционированного подключения, указанной в акте о выявлении несанкционированного подключения, составленном исполнителем с привлечением соответствующей ресурсоснабжающей организации, а в случае невозможности установления даты осуществления несанкционированного подключения - с даты проведения исполнителем предыдущей проверки, но не более чем за 3 месяца, предшествующие месяцу, в котором выявлено такое подключение, до даты устранения исполнителем такого несанкционированного подключения.
В случае невозможности определить мощность несанкционированно подключенного оборудования доначисление размера платы осуществляется исходя из объема, определенного на основании норматива потребления соответствующих коммунальных услуг с применением к такому объему повышающего коэффициента 10. При этом в случае отсутствия постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.
Как следует из пункта 1.2 Акта № от ДД.ММ.ГГГГ расчет неучтенного потребления электроэнергии произведен по второй группе нарушений - несанкционированное вмешательство потребителя в работу индивидуального прибора учета электроэнергии по формуле, предусмотренной пунктом 81(11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 20211 года №354.
В соответствии с пунктом 81(11) Правил №354 прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель, гарантирующий поставщик или сетевая организация с учетом особенностей, установленных пунктом 81(1) настоящих Правил, при установке прибора учета, проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также конструкции, защищающие приборы учета от несанкционированного вмешательства в их работу с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается.
При проведении исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 81(1) настоящих Правил, гарантирующим поставщиком, сетевой организацией проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета, а также наличие информации о несанкционированном вскрытии клеммной крышки прибора учета электрической энергии и факта события воздействия магнитных полей на элементы прибора учета электрической энергии в соответствии с предельными значениями, определенными Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности);
отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10.
Согласно подпункту "г" пункта 35 Правил N 354 потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.
Подпунктом "е" пункта 35 Правил N 354 установлено, что потребитель не вправе несанкционированно подключать оборудование потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения напрямую или в обход приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.
Из обстоятельств дела установлено, что Матюхов А.Е. произвел демонтаж прибора учета и установку нового прибора учета в нарушение правил, а не несанкционированное вмешательство в работу индивидуального прибора учета, что зафиксировано в акте от ДД.ММ.ГГГГ N №, в связи с чем у ПАО «ДЭК» не имелось оснований для квалификации действий ответчика, как «несанкционированное вмешательство в работу индивидуального прибора учета, повлекшее искажение показаний такого прибора учета».
Возражения представителя истца в той части, что для демонтажа старого прибора учета было необходимо было снять с него пломбы не образует указанной квалификации, поскольку существенным для такой квалификации является использование такого прибора в целях передачи показателей электроэнергии.
При рассмотрении дела в суде кассационной инстанции представители ПАО «ДЭК» и АО «Спасскэлектросеть» подтвердили, что ответчик не препятствовал им входить в жилое помещение, это же следует из обстоятельств дела, согласно которым предметом осмотра являлся прибор учета, который установлен внутри жилого помещения, в связи с чем препятствий для осмотра всех источников энергопотребления по настоящему делу не установлено.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не определил указанные обстоятельства в качестве юридически значимых, в то время как предметом спора являлась обоснованность примененного истцом метода расчета.
Иные доводы кассационной жалобы о расчете неучтенной электроэнергии по формуле пункта 59 Правил №354 основаны на неверном толковании Правил, т.к. после демонтажа старого прибора учета, новый прибор учета с нарушением требований подключен к общей системе электроснабжения.
На стадии апелляционного пересмотра судебного постановления, являющейся составной частью гражданского судопроизводства, суд апелляционной инстанции, реализуя положения статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выполняет указанные в ней задачи посредством осуществления проверки законности и обоснованности не вступившего в законную силу решения суда первой инстанции.
Между тем при рассмотрении настоящего дела указанные требования норм процессуального права судебной коллегией выполнены не были. Правильно применяя нормы материального права, суд неверно определил юридически значимые для дела обстоятельства, что привело к наличию противоречий по отношению к приведенным в постановлении суда выводам.
С учетом изложенного апелляционное определение подлежит отмене с направлением материалов дела в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с нормами закона, подлежащими применению к спорным отношениям, с учетом их толкования, данного в настоящем определении, и в соответствии с установленными обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
о п р е д е л и л а:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, направить материалы дела на новое апелляционное рассмотрение.
Председательствующий
Судьи