Дело № 2-1875/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Новоалтайск 29 июля 2019 года
Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего МельниковойС.П.
при секретаре Ляпиной Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Барнаульского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю, Федеральной службе исполнения наказания России об обязанииустранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Барнаульский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указанным иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю, Федеральной службе исполнения наказания России, в котором просил: обязать ФСИН России в течение 6 месяцевсо дня вступления решения в законную силу обеспечить финансирование УФСИН России по Алтайскому краю для обеспечения осужденных в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю в пределах списочной численности осужденных предметами вещего довольствия: трусами женскими, бюстгальтерами, колготками хлопчатобумажными, колготками полушерстяными, пантолетами литьевыми, а также для формирования переходящего 10процентного запаса годового расхода вещевого имущества для осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю; обязать УФСИН России по Алтайскому краю в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать обеспечение ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю в пределах списочной численности осужденных предметами вещевого довольствия: трусами женскими, бюстгальтерами, колготками хлопчатобумажными, колготками полушерстяными, пантолетами литьевыми, сформировать переходящий 10 процентный запас годового расхода вещевого имущества для осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю, при поступлении соответствующего финансирования и обеспечения из ФСИН России; обязать ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить осужденных отбывающих наказание в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю, в пределах списочной численности осужденных, предметами вещевого довольствия: трусами женскими, бюстгальтерами, колготками хлопчатобумажными, колготками полушерстяными, пантолетами литьевыми, сформировать переходящий 10 процентный запас годового расхода вещевого имущества для осужденных припоступлении соответствующего финансирования и обеспечения из УФСИН по Алтайскому краю.
В обоснование исковых требований указал, что при проведении проверки в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю были выявлены нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства при обеспечении осужденных вещевым довольствием. Так на момент проверки ДАТА установлено, что в 2019 году осужденным, отбывающим наказание в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю, не выдавались трусы женские, бюстгальтеры, колготки хлопчатобумажные, колготки полушерстяные, пантолеты литьевые, в связи с их отсутствием на складе исправительного учреждения. По фактам выявленных нарушений ДАТА начальнику ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю вынесено представление об устранении выявленных нарушений закона. По результатам рассмотрения представлен ответ, из содержания которого, следует, что необходимого вещевого довольствия в учреждении не имеется по причине отсутствия поставок из УФСИН России по Алтайскому краю. Администрацией ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю ДАТА направлено письмо в УФСИН России по Алтайскому краю о рассмотрении вопроса об обеспечении осужденных недостающим вещевым имуществом, однако мер по устранению выявленных нарушений до настоящего времени не принято. Согласно информации УФСИН России по Алтайскому краю от ДАТА, ввиду ежегодного недофинансирования, выделяемые денежные средства на обеспечение вещевым довольствием направлялись на приобретение основных предметов вещевого довольствия и постельных принадлежностей, в связи с чем наименования вещевого довольствия не приобретались. Причиной выявленных нарушений закона является невыделение вышеуказанного вещевого довольствия для нужд ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю, отсутствие поставок вещевого имущества с Центральной базы УФСИН России по Алтайскому краю, несмотря на своевременные заявки администрации ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю.
В судебном заседании представитель Барнаульской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях – Федосов П.П. поддержал исковые требования в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю» - Петрова О.Н., в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований ссылаясь на их необоснованность, дополнительно пояснила, что для закупки вещевого имущества, указанного в исковом заявлении для осужденных, содержащихся в учреждении требуются значительные денежные средства, при этом отсутствие финансирования по данной статье расходов препятствует исполнению требований истца в кратчайшие сроки, в том числе в течение 6 месяцев. Учреждение не сможет обеспечить вещевым имуществом осужденных до того момента, пока не будут выделены денежные средства на указанные цели УФСИН России по Алтайскому краю, либо до тех пор пока УФСИН России по Алтайскому краю в централизованном порядке в соответствии с требованиями ФЗ РФ от 05.04.2013 №44-ФЗ не осуществит закупку вещевого довольствия. При этом данное обязательство не может быть выполнено УФСИН России по Алтайскому краю без выделения дополнительного бюджетного финансирования ФСИН России. ФСИН России распоряжается денежными средствами в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств на один год, в связи с исполнением мероприятий, указанных в исковом заявлении, необходимо обращение в Минфин России с ходатайством о выделении дополнительного бюджетного финансирования. Таким образом, процедура требует значительных временных затрат, которые выходят за рамки сроков, указанных в просительной части искового заявления.
Представитель Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю, Федеральной службы исполнения наказания в России – Птицына М.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, финансирование учреждений и органов уголовно-исполнительной системы носит исключительно целевой характер, а источников финансирования за исключением бюджетных обязательств не имеется, невыполнение конкретного мероприятия по объективным причинам повлекло неисполнение представления Барнаульского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в части обеспечения осужденных к лишению свободы, содержащихся в ФКУ ИК-11, вещевым имуществом согласно норм, утвержденных приказом Минюста России от 03.12.2013 №216. Кроме того, указанные истцом сроки исполнения не позволяют в соответствии с требованиями действующего законодательства выполнить мероприятия, указанные в исковом заявлении.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу ст. 10 Уголовного исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статья 13 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" закрепляет обязанность учреждений исполняющих наказания осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Непосредственный контроль за деятельностью учреждений исполняющих наказания, в соответствии со ст. 38 Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы и территориальные органы уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
Согласно части 3 указанной нормы Закона минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства.
Приказом Минюста России от 03.12.2013 года N 216 утверждены Нормы вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах и Порядок обеспечения названных лиц вещевым довольствием.
Нормами вещевого довольствия осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима, колониях-поселениях (норма N 2), установлен перечень указанного вещевого имущества и срок эксплуатации.Нормой N 2 вещевого довольствия осужденных женщин, отбывающих наказания в исправительных колониях общего режима, колониях-поселениях предусмотрено обеспечение осужденных женщин шапками трикотажными, свитерами трикотажными, майками, трусами, бюстгальтерами, носками хлопчатобумажными, носками полушерстяными, колготками хлопчатобумажными, колготками полушерстяными, рукавицами утепленными, сапогами женскими комбинированными зимними, туфлями кожаными, тапочками, пантолетами литьевыми.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела Исправительная колония № 11 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю по организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением.
Как указано в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение – государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно ст. 70, п.п. 1, 2 ст. 161 указанного Кодекса казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы. Обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
В соответствии с п. 1 ст. 296, п. 4 ст. 298, п. 4 ст. 132.22 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Кроме того согласно п.п. 2, 6, 10, 11 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов.
Согласно Уставу ФКУ ИК-11 учредителем учреждения и собственником его имущества является Российская Федерация в лице ФСИН России, в ведении которой находится учреждение. Согласно п.п. 5.1., 5.7, 5.8, 5.12 Устава имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. Учреждение осуществляет в отношении закрепленного за ним имущества права владения, пользования и распоряжения. Контроль использования по назначению и сохранностью имущества учреждения осуществляют ФСИН России и УФСИН по Алтайскому краю. Основным источником финансирования учреждения являются средства федерального бюджета. При недостаточности и учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Алтайскому краю.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что на момент проверки на складе ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю имеется нулевой процент запаса следующей одежды: майка, трусы женские, бюстгальтер, колготки хлопчатобумажные, колготки полушерстяные, пантолеты литьевые, тогда как переходящий запас вещевого довольствия предусматривается в размере до 30 процентов годового расхода (п. 9 приложения № 3 к ПриказуМинюста России от 03.12.2013 года № 216).
Начальнику ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю прокурором ДАТА направлено представление об устранении нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства.
Однако, как следует из представленногодокументооборота между сторонами, по факту обеспечения осужденных вещевым довольствием отдел коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-11 два раза в месяц подает информацию в УФСИН России по Алтайскому краю об остатках вещевого имущества на складе учреждения. Вместе с тем, в связи с недофинансированием территориального органа вещевое имущество: майка, трусы женские, бюстгальтер, колготки хлопчатобумажные, колготки полушерстяные, пантолеты литьевые, на склад ФКУ ИК-11 не поставлялось. Дополнительно ДАТА направлено письмо в УФСИН России по Алтайскому краю о выделении необходимого вещевого имущества для осужденных. Заместителю начальника колонии указано на непринятие достаточных мер по обеспечению контроля за наличием вещевого имущества на складе учреждения, обмену соответствующей информацией с УФСИН.
Кроме того, согласно представленной справке от ДАТА, на отчетную дату никаких поставок вещевого имущества для спецконтингента в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю не поступало.
Проанализировав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что поскольку ФСИН России является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, то на ней лежит обязанность выделения денежных средств УФСИН России по Алтайскому краю на обеспечение спецконтингента вещевым довольствием, которое в свою очередь обязано обеспечить осужденных необходимым вещевым довольствием исправительного учреждения.
Как следует из материалов дела, причиной выхода прокурора с представлением к начальнику ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю, а впоследствии и с исковым заявлением в суд, послужил факт отсутствия обеспечения осужденных вещевым довольствием в 2019 году, в виду его отсутствия на складе исправительного учреждения.
В ходе рассмотрения дела представители ответчиков подтвердили отсутствие спорного вещевого довольствия в необходимом объеме.
Положения ст. 45 ГПК РФ позволяют прокурору в интересах неопределенного круга лиц, к которым в данном конкретном случае отнесены осужденные ФКУ ИК-11, обратиться в суд с иском об устранении нарушений в данной области.
При установленных обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований, поскольку осужденные, отбывающие наказание в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Алтайскому краю, вещевым имуществом не обеспечены, чем нарушаются их права на необходимое материально-бытовое обеспечение, гарантированное действующим законодательством.
Доводы ответчиков об отсутствии финансирования суд признает несостоятельными, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость выполнение ответчиками возложенных на них функций и задач по обеспечению спецконтингента положенными видами обеспечения от объемов финансирования.
Вопреки позиции ответчиков, изложенной в письменных возражениях на исковые требования, что установленный истцом срок для устранения недостатков определен без учета требований законодательства, суд так же считает не состоятельной. Такие доводы ответчиков, основанием для выводов о незаконности требований истца служить не могут.
Установление заведомо длительных сроков исполнения решения суда, без предоставления ответчиками обоснований фактически требуемых конкретных временных затрат, делало бы решение суда безосновательно отложенным к исполнению.
Таким образом, у суда не имеется оснований для вывода о том, что установленный срок исполнения решения суда является чрезмерно коротким.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-11 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 % ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-11 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-11 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 % ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-11 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 11 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░-11 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 % ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02.08.2019 ░░░░