Производство №2а-1723/2021
РЈРР” 28RS0004-01-2020-012079-68
РЕШЕНРР•
именем Российской Федерации
29 апреля 2021 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Юрковой Н.С.,
при секретаре Ловягиной Ю.А.,
с участием представителя административного истца Смешной Е.В., представителя МРФНС России № 1 по Амурской области Янько Ю.Ю., представителя Управления ФНС России по Амурской области Кармазина Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Раткевича С. А. к ГУ Управлению пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области, МРФНС России № 1 по Амурской области о признании незаконными начисления налоговой задолженности, возложении обязанности списать налоговую задолженность,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Раткевич РЎ.Рђ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим административным исковым заявлением, указав, что СЃ 18 декабря 2000 РіРѕРґР° РїРѕ 09 декабря 2019 РіРѕРґР° РѕРЅ был зарегистрирован РІ качестве индивидуального предпринимателя. Р’ 2007 РіРѕРґСѓ Раткевичем РЎ.Рђ. РІ Межрайонную РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 1 РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области было подано заявление Рѕ приостановлении деятельности РІ качестве индивидуального предпринимателя Рё СЃ указанного времени Раткевич РЎ.Рђ. предпринимательскую деятельность РЅРµ вел РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ возбуждением РІ отношении него уголовного дела. РЎ 21 февраля 2016 РіРѕРґР° РїРѕ 23 сентября 2019 РіРѕРґР° Раткевич РЎ.Рђ. находился РїРѕРґ стражей РІ РЎРР—Рћ. Заявлений Рѕ возобновлении предпринимательской деятельности ща период нахождения РїРѕРґ стражей РЅРµ направлял. После освобождения узнал Рѕ начислении страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем обратился РІ налоговый орган. Раткевичу РЎ.Рђ. были начислены страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РЅР° обязательное пенсионное страхование Р·Р° 2017 РіРѕРґР° РІ размере 23400 рублей, страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РЅР° обязательное медицинское страхование Р·Р° 2017 РіРѕРґ РІ размере 4590 рублей; страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РЅР° обязательное пенсионное страхование Р·Р° 2018 РіРѕРґР° РІ размере 26545 рублей, страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РЅР° обязательное медицинское страхование Р·Р° 2018 РіРѕРґ РІ размере 5840 рублей; страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РЅР° обязательное пенсионное страхование Р·Р° 2019 РіРѕРґР° РІ размере 29354 рубля, страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РЅР° обязательное медицинское страхование Р·Р° 2019 РіРѕРґ РІ размере 6884 рублей, всего 96613 рублей. Также были начислены пени РїРѕ взносам РЅР° пенсионное страхование 5741 рубль 60 копеек Рё пени РїРѕ взносам РЅР° обязательное медицинское страхование РІ размере 1172 рубля 27 копеек. Согласно справки Пенсионного фонда РЅР° 31 декабря 2016 РіРѕРґР° числилась задолженность РїРѕ страховым взносам РІ размере 293505 рублей 45 копеек Рё пени РІ размере 56688 рублей 38 копеек. Согласно акту сверки РІ налоговый орган Р·Р° периоды РґРѕ 01 января 2017 РіРѕРґР° передано Рё числится РІ качестве задолженности: страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ фиксированном размере РІ размере 7495 рублей 20 копеек, пени РїРѕ страховым взносам РЅР° обязательное пенсионное страхование РІ размере 9332 рубля 59 копеек, страховые РІР·РЅРѕСЃС‹ РЅР° обязательное медицинское страхование Р·Р° период РґРѕ 01 января 2017 РіРѕРґР° РІ размере 21114 рублей 59 копеек, пени РїРѕ страховым взносам, начисленные РґРѕ 01 января 2017 РіРѕРґР° РІ размере 14040 рублей 92 копейки. Полагает, что задолженности РїРѕ страховым взносам Рё пени РїРѕ РЅРёРј, образовавшиеся РґРѕ 01 января 2017 РіРѕРґР° должны быть списаны.
На основании изложенного, с учетом уточнений заявленных требований, просит суд признать незаконным и списать пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, начисленные до 01 января 2017 года, в размере 33 рубля 98 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, начисленные до 01 января 2017 года в размере 3650 рублей, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, начисленные до 01 января 2017 года в размере 12562 рубля 42 копейки.
Кроме того, в связи с поступившими уточнениям, был изменен административный ответчик на Межрайонную инспекцию ФНС России № 1 по Амурской области.
В судебных заседаниях представитель административного истца настаивала на удовлетворении административного искового заявления. Дополнительно пояснила, что задолженность сформировалась до 01 января 2017 года, в связи с чемона подлежит списанию.
Представитель Межрайонной РФНС Р РѕСЃСЃРёРё в„– 1 РїРѕ РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области возражала против удовлетворения административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления. Полагала, что задолженность РЅРµ подлежит списанию.
Представитель УФНС России по Амурской области полагал, что требования административного иска не подлежат удовлетворению. Дополнительно указал, что пени по страховым взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные до 01 января 2017 года, в размере 33 рубля 98 копеек были списаны решением от 27 апреля 2021 года № 1727.
Рные лица, участвующие РІ деле, РІ судебное заседание РЅРµ явились, Рѕ времени Рё месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. РЎСѓРґ, руководствуясь СЃС‚. 150 РљРђРЎ Р Р¤, определил, рассмотреть дело РїСЂРё данной СЏРІРєРµ.
В своем письменном отзыве представитель УФНС России по Амурской области возражал против удовлетворения административного иска. Указал, что по состоянию на 15 января 2021 года налогоплательщик Раткевич С.А. имеет сальдовые остатки по стразовым взносам в налоговом органе: пени в размере 33 рубля 98 копеек, страховые взносы в размере 7447 рублей 43 копеек, пени 12529 рублей 71 копейка.
РР· письменного отзыва представителя УПФРв Рі. Благовещенске следует, что 18 октября 2018 РіРѕРґР° Отделением ПФРпо РђРјСѓСЂСЃРєРѕР№ области, общая задолженность Раткевича РЎ.Рђ., образовавшаяся РїРѕ состоянию РЅР° 31 декабря 2016 РіРѕРґР°, передана РІ налоговые органы. Р’ территориальных органах ПФРзадолженность аннулированию Рё переформированию РЅРµ подлежит.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует каждому право на судебную защиту его прав и свобод как основное неотчуждаемое право человека (статья 17, части 1 и 2; статья 46, часть 1; статья 47, часть 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, Раткевич С.А. обратился с административным исковым заявлением в суд 17 декабря 2020 года.
С учетом изложенных обстоятельств, суд приходит к выводу, что срок на обращение в суд с заявленными административными исковыми требованиями в рамках настоящего административного дела не пропущен.
Рассматривая дело по существу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу с 01 января 2017 года, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
С 01 января 2017 года органом контроля за уплатой страховых взносов является Федеральная налоговая служба Российской Федерации.
Поскольку на момент возникновения спорных правоотношений вопросы, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», при рассмотрении настоящего административного дела подлежат применению положения Закона № 212-ФЗ.
В силу статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели.
Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
При этом из пункта 2 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ следует, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
РР· анализа указанных РЅРѕСЂРј права следует, что действующим законодательством РЅР° лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя, возложена обязанность РїРѕ уплате страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ РІ Пенсионный фонд, Р° также РІ Фонд обязательного медицинского страхования. Данная обязанность возникает РІ силу факта приобретения РёРјРё данного статуса Рё прекращается СЃ момента его утраты.
В силу пункта 1 статьи 25 названного Федерального закона в случае уплаты страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки, плательщик должен уплатить пени.
Аналогичные положения предусмотрены статьями 57, 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, положения которого к отношениям по взысканию страховых взносов применяются с 01 января 2017 года.
РР· материалов дела следует, что РїРѕ данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Раткевич РЎ.Рђ. был зарегистрирован РІ качестве индивидуального предпринимателя СЃ 18 декабря 2000 РіРѕРґР° РїРѕ 09 декабря 2019 РіРѕРґР°, являлся плательщиком страховых РІР·РЅРѕСЃРѕРІ.
В связи с неисполнением обязательств по уплате страховых взносов за расчетные периоды до 01 января 2017 года в установленные сроки, Раткевичу С.А. начислены пени по страховым взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные до 01 января 2017 года, в размере 33 рубля 98 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, начисленные до 01 января 2017 года в размере 3650 рублей 58 копеек (с учетом вступившего в законную силу решения Благовещенского городского суда от 18 января 2021 года), пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, начисленные до 01 января 2017 года в размере 12562 рубля 42 копейки.
На основании изложенного, полагая подлежащей к признанию безнадежной и списанию спорной задолженности, административный истец обратился с настоящим административным исковым заявлением в суд.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд исходит из следующего.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ) предусмотрено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данной статьей предусмотрено признание безнадежной к взысканию и списание недоимки (пени, штрафов) по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации при соблюдении следующих условий: во-первых, задолженность относится к расчетным (отчетным) периодам, истекшим до 01 января 2017 года и, во-вторых, задолженность числится за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Данная РЅРѕСЂРјР° РЅРµ содержит ограничений РїРѕ сфере ее применения РІ зависимости РѕС‚ того, РїРѕ какому РёР· предусмотренных законодательством оснований Рё РІ каком конкретном размере исчислены страховые РІР·РЅРѕСЃС‹. Рмеющаяся РІ части 1 статьи 11 Закона в„– 436-ФЗ отсылка Рє положениям части 11 статьи 14 Закона В« 212-ФЗ касается лишь максимального размера списываемой недоимки, исчисленной Р·Р° соответствующий расчетный период, Р° РЅРµ оснований образования задолженности, подлежащей списанию.
Следовательно, списанию подлежат все неуплаченные в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования взносы (недоимки) за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в пределах размера, определенного за соответствующие расчетные периоды согласно части 11 статьи 14 Закона № 212-ФЗ, а также задолженность по пеням и штрафам.
Данные выводы содержатся РІ Определении Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 31 октября 2019 РіРѕРґР° в„– 302-РРЎ19-10771, кассационном определении Верховного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 20 декабря 2019 РіРѕРґР° в„– 43-РљРђ19-29.
Поскольку предъявленная к взысканию сумма страховых взносов и пени, начисленная на недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, имела место по состоянию на 01 января 2017 года, то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
Таким образом, требования административного истца о признании незаконной и списании налоговой задолженности по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального Фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, КБК ***, в размере 3650, 58 рублей, пени по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального Фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере 12562,42 рубляподлежат удовлетворению.
Требование административного истца о признании незаконной и подлежащей списанию пени по страховым взносы на обязательное пенсионное страхование, начисленные до 01 января 2017 года, в размере 33 рубля 98 копеек, подлежит оставлению без удовлетворения, поскольку решением от 27 апреля 2021 года № 1727 пени по страховым взносы на обязательное пенсионное страхование, в размере 33 рубля 98 копеек признаны безнадежными к взысканию и были списаны.
Таким образом, административное исковое заявление Раткевича С.А.подлежит частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст. 180 КАС РФ, суд
РЕШРР›:
Административное исковое заявление Раткевича С. А. удовлетворить частично.
Признать незаконной и списать налоговую задолженность в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации и Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 426 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части:
- страховых взносов на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального Фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, КБК ***, в размере 3650, 58 рублей;
- пени по страховым взносам на ОМС работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального Фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, в размере 12562,42 рубля.
В удовлетворении остальной части заявленных требований – отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято07 мая 2021 года.
Председательствующий Н.С. Юркова