Дело № 2-633/2022
УИД 52RS0009-01-2022-000063-72
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 ноября 2022 года г.Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Попова С.Б.,
при секретаре Меркурьевой О.П.,
с участием помощник прокурора Любушкиной С.А.,
представителя истца адвоката Илюшиной Е.А. по ордеру № от <дата>,
представителя ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области», Министерства обороны Российской Федерации Назаренко И.А. по доверенностям от <дата>, <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кочунова И.Л. к Военному комиссариату городского округа город Арзамас и Арзамасского района, ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области», Министерству обороны Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Кочунов И.Л. обратился в суд с иском к Военному комиссариату городского округа город Арзамас и Арзамасского района, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда, в соответствии с которым на основании ст.1068 ГК РФ, Закона «О статусе военнослужащих» просит суд взыскать с надлежащего ответчика компенсацию морального вреда 2000000 руб., указывая, что с <дата> по <дата> проходил военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации в войсковой части №. До призыва в армию никакими заболеваниями не страдал, был признан годным к военной службе. <дата> при обслуживании автомобиля он получил удар по голове и туловищу сорвавшимся стопорным кольцом колеса. Связь травмы со службой подтверждена справкой командира в/ч №, установлен диагноз: ушиб головного мозга, субарахноидальное кровоизлияние, перелом правой локтевой кости, рваные раны кисти, множественные ушибы туловища, травматический шок 3 степени. С 1993 года прошло около 29 лет. <дата> он был уволен с военной службы на основании ст.12а, 39в гр.1 Приказа МО СССР № 260-1987 «негоден к военной службе в мирное время. Годен к нестроевой службе в военное время». Командиры войсковых частей отвечают в военное время и мирное время за воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-психологическое состояние подчиненного личного состава и безопасность военной службы, а также за медицинское обслуживание, т.е. по данному факту имеется вина командования войсковой части № 49250 (в настоящее время ликвидирована), которое должным образом не обеспечило условия для нормального прохождения им как военнослужащим военной службы и допустило нарушение техники безопасности оборудования в/ч. За 30 лет состояние его здоровья резко ухудшилось, <дата> в соответствии с направлением ГБУЗ НО «***» ему в Бюро № – филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» была проведена медико-социальная экспертиза, по результатам которой выявлены стойкие нарушения психических функций 2 степени, нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций 2 степени, нарушения сенсорных (слуховых) функций 2 степени, приводящие к ограничению основных категорий жизнедеятельности самообслуживания 1 степени, передвижения 1 степени, трудовой деятельности 1 степени, ориентации 1 степени, контроль за своим поведением 1 степени, общение 1 степени, определяющие нуждаемость в социальной защите, включая мероприятия по реабилитации и являющиеся основанием для установления инвалидности. В связи с чем, с надлежащего ответчика подлежит взысканию компенсация морального вреда 2000000 руб.
Определением суда в качестве соответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области», в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено ГБУЗ НО «Арзамасская районная больница».
В судебное заседание истец, представитель ответчика Военный комиссариат городского округа город Арзамас и Арзамасского района, представитель третьего лица ГБУЗ НО «Арзамасская районная больница» не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч.3, 5 ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель истца адвокат Илюшина Е.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области», Министерству обороны Российской Федерации Назаренко И.А. иск не признала.
Министерством обороны Российской Федерации и Военным комиссариатом городского округа город Арзамас и Арзамасского района представлены письменные возражения.
Свидетель Н. показал, что числится врачом-неврологом в военном комиссариате, заключение, лист освидетельствования Кочунова И.Л. составлял он, ему была поставлена категория «Д».
Свидетель Т. показала, что является секретарем врачебной комиссии, Кочунову И.Л. <дата> была присвоена категория «Д».
Выслушав участвующих лиц, свидетелей, заключение помощника прокурора Любушкиной С.А., полагающей исковые требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ч.1, 2 ст.59 Конституции Российской Федерации:
1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (преамбула Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).
Согласно п.1 ст.16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы.
Согласно п.2 ст.27 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ командиры являются единоначальниками и отвечают в мирное и военное время за постоянную боевую и мобилизационную готовность, успешное выполнение боевых задач, боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-политическое и психологическое состояние подчиненного личного состава, безопасность военной службы, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества, материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обеспечение.
Аналогичные требования к обеспечению сохранения жизни и здоровья военнослужащих закреплены и в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г. N 1495.
Согласно п.75 Устава внутренней службы командир является единоначальником, в мирное и военное время отвечает: за постоянную боевую и мобилизационную готовность вверенной ему воинской части (подразделения); за успешное выполнение боевых задач; за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину, правопорядок, морально-политическое и психологическое состояние подчиненного личного состава, безопасность военной службы; за внутренний порядок, состояние и сохранность вооружения, военной техники и другого военного имущества; за материальное, техническое, финансовое, медицинское и бытовое обеспечение.
В соответствии с п.81 Устава внутренней службы командир (начальник) в целях обеспечения безопасности военной службы обязан:
в своей служебной деятельности отдавать приоритет сохранению жизни и здоровья подчиненных военнослужащих;
руководствуясь положениями главы 7 настоящего Устава, принимать все возможные меры по обеспечению защищенности военнослужащих от воздействия на них опасных факторов военной службы при исполнении ими своих обязанностей, предупреждению их гибели (смерти) и увечий (ранений, травм, контузий), а также осуществлять мероприятия по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью, имуществу местного населения и окружающей среде в ходе повседневной деятельности воинской части (подразделения).
В соответствии со ст.99 Устава внутренней службы заместитель командира полка является непосредственным организатором боевой подготовки в полку. Он обязан организовывать и осуществлять мероприятия по обеспечению безопасности военной службы в полку, организовывать изучение личным составом требований безопасности военной службы, проверять их выполнение при проведении занятий, стрельб и учений; анализировать причины нарушений требований безопасности военной службы, принимать меры по их предупреждению.
Согласно ст.320 Устава внутренней службы указанные должностные лица, организующие мероприятия повседневной деятельности или руководящие их проведением (начальники команд, старшие или руководители на местах исполнения должностных и специальных обязанностей либо на рабочих местах), непосредственно при организации и проведении каждого мероприятия повседневной деятельности, в частности, обязаны:
- уточнять опасные факторы военной службы, которые могут возникнуть при выполнении мероприятия, и определять меры по их ограничению (нейтрализации);
- обеспечивать создание безопасных условий военной службы на каждом месте исполнения должностных, специальных обязанностей (на рабочем месте) и снабжение военнослужащих положенными средствами индивидуальной и коллективной защиты, лечебно-профилактическими средствами; проводить лично (организовывать) занятия по изучению требований безопасности, в том числе по овладению личным составом безопасными приемами и способами исполнения своих должностных и специальных обязанностей, а также инструктажи;
- лично убедиться перед проведением мероприятия повседневной деятельности, что для этого созданы безопасные условия, подчиненные усвоили доведенные до них требования безопасности военной службы и обладают достаточными практическими навыками в их выполнении, знают порядок действий в аварийных ситуациях и умеют оказывать помощь пострадавшим;
- добиваться выполнения требований безопасности военной службы, принимать в ходе контроля за их выполнением меры по предупреждению гибели, увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний военнослужащих и гражданских лиц, причинения вреда окружающей среде.
Согласно абзацев 1, 3, 4 ст.322 Устава внутренней службы одними из основных проводимых в полку (подразделении) мероприятий по предупреждению гибели (смерти), увечий (ранений, травм, контузий) и снижению заболеваемости военнослужащих являются регулярная подготовка личного состава к выполнению мероприятий повседневной деятельности с изучением перед их проведением необходимых требований безопасности военной службы, контроль за выполнением личным составом требований безопасности военной службы.
Согласно п.1, 2 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации:
1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда. Законом может быть установлена обязанность лица, не являющегося причинителем вреда, выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно ст.1084 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в полиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.
Согласно п.1 ст.1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст.151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно п.1 ст.1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 ГК РФ.
Согласно ст.1101 Гражданского кодекса Российской Федерации:
1. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
2. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
В судебном заседании установлено, что Кочунов И.Л. в период с <дата> по <дата> проходил действительную военную службу в Вооруженных Силах СССР в должности водителя, что подтверждается военным билетом (л.д.68-82), учетной карточкой (л.д.96) и свидетельством о болезни № от <дата> (л.д.14).
Из свидетельства о болезни № от <дата> (л.д.14) следует, что <дата> при обслуживании автомобиля истец получил удар по голове и туловищу сорвавшимся стопорным кольцом колеса (в/ч 49250), получил травму в виде ***, находился на лечении в в/ч № с <дата> по <дата>. Военно-врачебной комиссией установлено, что травма получена при исполнении обязанностей военной службы, диагноз: *** (<дата>) в виде *** до 1 м. Комиссия на основании ст.12а, 39в гр.I Приказа МО СССР № 260-1987 г. признала Кочунова И.Л. негодным к военной службе в мирное время, годным к строевой службе в военное время.
В соответствии с журналом об оформленных военным комиссариатом г.Арзамаса Нижегородской области материалах на выплату страховых сумм по государственному обязательному личному страхованию военнослужащих и военнообязанных <дата> материалы высланы в отношении Кочунова И.Л. (л.д.94-95).
Согласном медицинского заключения от <дата> Кочунову И.Л. установлен диагноз: *** (л.д.85-86).
Согласно карты медицинского освидетельствования гражданина, пребывающего в запасе, на имя Кочунова И.Л., в *** году он признан негодным к строевой службе на основании ст.2а графы II расписания болезней и Требований к состоянию здоровья отдельных граждан, категория Д (л.д.83-84).
В соответствии с листом медицинского освидетельствования от <дата> Кочунов И.Л. на основании ст.2а графы II расписания болезней и Требований к состоянию здоровья отдельных граждан (л.д.87-90).
<дата> Кочунову И.Л. повторно, бессрочно установлена инвалидность, группа ***.
В период с *** Кочунов И.Л. проходил лечение и медицинские обследования в медицинских учреждениях.
В *** году Кочунов И.Л. обратился в Филиал № ФКГУ «ГЦ ВВЭ» с заявление об определении причинной связи полученной травмы в период прохождения военной службы с исполнением обязанностей военной службы, по результатам которого истцу предоставлен ответ от <дата>, в соответствии с которым оснований для определения причинной связи других заболеваний, установленных после увольнения с военной службы и послуживших, в том числе, причиной установления третьей группы инвалидности, по представленным документам не имеется (л.д.16-17).
Согласно выводов заключения комплексной экспертизы №, выполненной ГБУЗ НО «НОБСМЭ» (л.д.174-189), в соответствии с копией свидетельства о болезни № на имя Кочунова И.Л. <дата> при обслуживании автомобиля в результате удара по голове и туловищу сорвавшимся стопорным кольцом колеса он получил травму в виде ***. Данная травма впоследствии привела к развитию ***. В настоящее время Кочунову И.Л. установлены следующие диагнозы: ***. Операция: *** от <дата>. "диагноз". "диагноз". Осложнения основного заболевания: ***. Операция: тотальное *** от <дата>. "диагноз". Следствием травмы от <дата> в период несения действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР у Кочунова И.Л. имеются следующие заболевания: "диагноз".
Не доверять указанному заключению экспертов у суда оснований не имеется, т.к. оно выполнено экспертами, обладающими соответствующими познаниями и опытом работы, которые были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы заключения мотивированы и сделаны на основании подробного изучения медицинской документации и материалов дела.
Проанализировав исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что <дата> травмы были получены Кочуновым И.Л. при исполнении обязанностей военной службы вследствие ненадлежащего исполнения должностными лицами воинской части 49250 предписаний Устава внутренней службы, обязывающих их обеспечивать безопасные условия прохождения военной службы подчиненными военнослужащими, принимать меры, направленные на обеспечение защищенности военнослужащих от воздействия на них опасных факторов военной службы при исполнении ими своих обязанностей и на предупреждение получения увечий военнослужащими.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о наличии вины должностных лиц воинской части 49250 в получении истцом <дата> травм, отраженных в свидетельстве о болезни № от <дата>, а также возникших впоследствии в следствии данных травм заболеваний: ***.
В связи с полученными травмами и возникшими в следствии данных травм заболеваниями истец претерпел физические и нравственные страдания, что свидетельствует о том, что его требования о взыскании компенсации морального вреда являются обоснованными.
Учитывая обстоятельства дела, в том числе, обстоятельства получения травм, совокупность возникших по причине военной травмы заболеваний, степень физических и нравственных страданий истца, их тяжесть, индивидуальные особенности потерпевшего, степень вины нарушителя, требования разумности и справедливости, суд полагает исковые требования о взыскании компенсации морального вреда подлежащими удовлетворению частично в размере 500000 руб., которые взыскивает с Министерства обороны Российской Федерации в пользу истца.
В удовлетворении исковых требований к Военному комиссариату городского округа город Арзамас и Арзамасского района, ФКУ «Военный комиссариат Нижегородской области» суд отказывает.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░ №) ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ №) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 500000 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░», ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ №) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25.11.2022 ░░░░.