Дело № 2-3084/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«04» декабря 2015 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе:
председательствующего судьи Ивановой Л.В.,
при секретаре Башкировой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Биробиджанского районного суда ЕАО гражданское дело по исковому заявлению прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области, действующего в интересах Гундиной Т.Д., к Правительству Российской Федерации, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительству Еврейской автономной области об обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Смидовичского района ЕАО, действующий в интересах Гундиной Т.Д. обратился в суд с настоящим иском к Правительству РФ, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Правительству ЕАО, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Смидовичского района ЕАО была проведена проверка по обращению гражданки Гундиной Т.Д. о нарушении ее жилищных прав, выраженном в невыплате денежных средств по сертификату в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году. 02.12.2014 в ОГКУ «МФЦ» поступил список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории области в 2013 г., для получения меры государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья, в который включена Гундина Т.Д. 02.12.2014 ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» Гундиной Т.Д. выдан сертификат о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения на сумму <данные изъяты>. 13.01.2015 в связи с заменой сертификат выдан повторно. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права собственности от 26.03.2015 Гундина Т.Д приобрела на праве собственности 1/2 долижилого помещения (квартиры) общей площадью 50,6 кв.м. с обременением права: ипотека в силу закона. 03.04.2015 ОГКУ «МФЦ» принято решение о перечислении денежных средств продавцу жилого помещения, приобретенного Гундиной Т.Д. гражданке Жадько Л.А. в размере <данные изъяты>. Однако до настоящего времени продавцу указанного жилого помещения не перечислены денежные средства по причине не поступления из Федерального бюджета межбюджетных трансфертов на указанные цели. Правительство ЕАО обращалось в Правительство РФ с просьбой о выделении дополнительных бюджетных ассигнований для предоставления мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 г. Иные межбюджетные трансферты на указанные цели не поступали в бюджет Еврейской автономной области, в связи с чем, Гундиной Т.Д. до настоящего времени не реализовано конституционное право на жилище. Вместе с тем, право на получение мер социальной поддержки приобрели все граждане, признанные пострадавшими от наводнения, в том числе, Гундина Т.Д. При этом у ответчиков возникла встречная обязанность реализовать право гражданина, соблюдая принцип равенства граждан, подпадающих под категорию пострадавших. В соответствии договором купли-продажи от 20.03.2015 у Гундиной Т.Д. имеются неисполненные денежные обязательства перед Жадько Л.А. по приобретенному жилому помещению, на которое наложено обременение ипотека в силу закона, тем самым до настоящего времени права пострадавшего гражданина в результате чрезвычайной ситуации не восстановлены.
На основании изложенного истец прокурор Смидовичского района ЕАО, действуя в интересах Гундиной Т.Д., просит суд обязать Правительство РФ в лице Министерства Финансов РФ предусмотреть бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере <данные изъяты> для предоставления бюджету ЕАО в целях предоставления меры социального поддержки Гундиной Т.Д. в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения; обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ предоставить бюджету ЕАО иные межбюджетные трансферты в размере <данные изъяты> на предоставление меры социальной поддержки Гундиной Т.Д. в виде выплаты средств на приобретение жилого помещен; обязать ОГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в ЕАО» перечислить продавцу жилого помещения гражданке Жадько Л.А. денежные средства в размере <данные изъяты> с целью предоставления Гундиной Т.Д. меры социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения.
Определением суда от 09.09.2015 к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечен Комитет социальной защиты населения правительства Еврейской автономной области.
В соответствии с определением от 15.10.2015 к производству суда приняты уточненные и увеличенные требования прокурора Смидовичского района ЕАО к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ о взыскании с РФ в лице Министерства Финансов РФ за счет средств федерального бюджета денежные средства в размере <данные изъяты> по сертификату о предоставлении Гундиной Т.Д. выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, взамен утраченного в результате крупномасштабного наводнения 2013 года в соответствии с договором купли-продажи жилого помещения на лицевой счет продавца жилого помещения – Жадько Л.А. В связи с чем, к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства Финансов РФ, в качестве третьего лица на стороне истца, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, Хомичук Е.Г., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, на стороне ответчика – Правительство ЕАО и Правительство РФ.
На основании определения суда от 10.11.2015 Жадько Л.А. привлечена к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, заявляющего аналогичные самостоятельные исковые требования о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ денежных средств и их перечислении на лицевой счет продавца, которые приняты к производству суда.
В судебном заседании процессуальный истец в лице помощника прокурора Смидовичского района Новосельцев Я.И., материальный истец Гундина Т.Д. и третье лицо на стороне истца Хомичук Е.Г. уточненные требования и доводы иска поддержали в полном объеме, пояснения дополнили тем, что истцу Гундиной Т.Д. предоставлен сертификат на приобретение жилого помещения как пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году на состав семьи два человека, включая Хомичука Е.Г. Ввиду отсутствия финансирования из федерального бюджета на указанные цели, они не могут реализовать свое право на приобретение жилья взамен утраченного. В связи с чем, учитывая, что продавец Жадько Л.А. уже обратилась в суд за расторжением договора купли-продажи квартиры ввиду непоступления денежных средств по сертификату, просят суд обязать Российскую Федерацию в лице Министерства финансов РФ выплатить денежные средства в соответствии с указанным договором на лицевой счет продавца жилого помещения Жадько Л.А.
Третье лицо с самостоятельными требованиями Жадько Л.А. в судебное заседание не явилась в связи с отдаленностью места проживания, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебное заседание представитель ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ Захаров С.В., извещенный о месте и времени слушания дела надлежащим образом, не явился в связи с производственной занятостью, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял, письменных возражений по существу иска не представил.
Представитель третьего лица правительства Еврейской автономной области и КСЗН правительства ЕАО Александрова Н.В. в судебном заседании полагала исковые требования прокурора обоснованными, так как семья Гундиной Т.Д. признана пострадавшей в результате крупномасштабного наводнения 2013 года, включена в списки пострадавших, ей был выдан сертификат на состав семьи, федеральные органы исполнительной власти должны были выделить деньги на оказание помощи гражданам, однако не выполнили свои обязательства в полном объеме.
В судебное заседание представитель Гундиной Т.Д. Кулеба В.В., представитель ОГКУ «МФЦ», извещенные о месте и времени слушания дела не явились, о причинах неявки в суд не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.
На основании ст. 167 ГПК РФ, суд с учетом мнения участников процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав мнение сторон, третьих лиц, их представителей, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Перечень участников бюджетного процесса определен в статье 152 Бюджетного кодекса РФ и является исчерпывающим. Граждане Российской Федерации не относятся к числу участников бюджетного процесса. Также Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено формирование бюджетов всех уровней бюджетной системы в отношении индивидуальных физических лиц.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Судом установлено, что в связи с крупномасштабным наводнением в целях оказания помощи пострадавшему населению Президентом Российской Федерации принят Указ № 693 от 31.08.2013 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», которым Правительству РФ поручено решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Еврейской автономной области от 17.03.2014 № 477-ОЗ «О мерах государственной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году» меры государственной поддержки гражданину, являющемуся собственником жилого помещения, которое признано утраченным, предоставляются по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения либо предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья.
Как определено в подпунктах «а» и «б» пункта 1 статьи 5 названного Закона Области от 17.03.2014№ 477-ОЗ, при предоставлении мер государственной поддержки гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены, учитываются в формах предоставления жилья и предоставления выплаты денежных средств на строительство жилья норматив общей площади жилого помещения 33 кв.м. – для одиноко проживающего гражданина, 42 кв.м. – на семью из двух человек и по 18 кв.м. – на одного человека при численности членов семьи три и более человека; при предоставлении выплаты денежных средств на строительство стоимость 1 кв.м общей площади жилого помещения составляет 30 000 руб.
Постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 № 539-пп утвержден Порядок предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением на территории Еврейской автономной области в 2013 году, государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилья взамен утраченного.
По смыслу пунктов 19, 25 приведенного Порядка ОГКУ «МФЦ» на основании списков и документов, предусмотренных пунктом 11 Порядка, формирует дело гражданина и производит расчет выплаты. Выдача сертификата, подтверждающего право на предоставление выплаты, осуществляется в пределах выделенных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета для реализации меры социальной поддержки. Выплата предоставляется получателю в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет продавца жилого помещения.
Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии с которым на территории ЕАО в 2013 году произошла чрезвычайная ситуация межрегионального характера.
Согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы».
В пункте 4 названных Правил указано, что предоставление трансфертов бюджетам субъектов РФ осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил, и согласно распределению, приведенному в приложении № 4 к указанной Программе.
В свою очередь, что отражено в п. 11 Правил, предоставление трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашения о предоставлении трансфертов.
При этом, согласно положениям статьи 74 Бюджетного кодекса РФ, порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом, каким является Министерство финансов Российской Федерации.
Финансирование мероприятий по оказанию мер государственной поддержки гражданам осуществляется путем предоставления из федерального бюджета бюджету ЕАО иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 № 923 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011-2015 годы». Указанной программой не предусмотрены денежные средства на 2015 год Еврейской автономной области.
Доказательств того, что между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и правительством ЕАО заключено соглашение о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету ЕАО на финансирование расходных обязательств субъекта РФ (муниципальных образований) по реализации мероприятий федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, материалы дела не содержат.
При таком положении, учитывая, что именно Министерство финансов РФ доводит бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, который в свою очередь, распределяет межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году, принимая во внимание, отсутствие соответствующего соглашения о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету ЕАО, суд приходит к выводу, что Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, является надлежащим ответчиком по делу, и принятие решения по данному делу, исходя из существа заявленных требований, не повлияет на права и обязанности Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
Из материалов дела следует, что Гундина Т.Д. и Хомичук Е.Г. имеют право на меру государственной поддержки в виде выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения общей площадью 42 кв.м. взамен утраченного в результате крупномасштабного наводнения 2013 года, размер выплаты составляет <данные изъяты>, что также подтверждается выданным 13.01.2015 на имя Гундиной Т.Д. сертификатом о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения №.
Также судом установлено, что между Жадько Л.А. с одной стороны и Гундиной Т.Д., Хомичук Е.Г. с другой стороны, 20.03.2015 заключен договор купли-продажи квартиры по адресу: <адрес>, стоимостью <данные изъяты> в общую долевую собственность, зарегистрированный 26.03.2015 в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю.
Как следует из содержания указанного договора оплата производится частями: в сумме <данные изъяты> – за счет собственных средств; <данные изъяты> - подлежит оплате за счет денежных средств из федерального бюджета на основании сертификата о предоставлении выплаты денежных средств на строительство жилья № от 13.01.2015; <данные изъяты> – за счет целевых кредитных денежных средств, предоставляемых ОАО «Сбербанк России» в соответствии с кредитным договором № от 20.03.2015. Фактическая передача жилого помещения подтверждается актом приема-передачи от 20.03.2015.
30.03.2015 Гундина Т.Д. обратилась в ОГКУ «МФЦ» с заявлением о перечислении денежных средств в связи с приобретением жилья.
В соответствии с решением ОГКУ «МФЦ» № от 03.04.2015: продавцу жилого помещения гражданке Жадько Л.А. перечислить денежные средства в размере <данные изъяты> в соответствии с сертификатом о предоставлении выплаты денежных средств на строительство жилья от 13.01.2015 №, выданным гражданке Гундиной Т.Д., покупаемое жилое помещение находится по адресу: <адрес>.
Как следует из существа искового заявления, пояснений участников процесса, сообщения управления архитектуры и строительства правительства ЕАО от 10.09.2015 продавцу жилого помещения Жадько Л.А. денежные средства не перечислены до настоящего времени в связи с отсутствием финансирования данной меры государственной поддержки из федерального бюджета.
Сторонами не оспаривалось, что Еврейской автономной областью соблюден порядок реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья, списки граждан, в число которых вошли Хомичук Е.Г. (на основании решения Биробиджанского районного суда ЕАО от 28.10.2014 по делу №) и Гундина Т.Д., жилые помещения которых утрачены или повреждены, в установленном порядке сформированы и направлены для реализации мер государственной поддержки.
Из сообщений губернатора Еврейской автономной области от 02.06.2015 усматривается, что пунктом 5 протокола совещания у заместителя Председателя Правительства РФ – полномочного председателя Президента РФ в ДФО от 04.04.2015 № ЮТ-П16-33пр Минфину России и Минстрою России поручено обеспечить выделение денежных средств для финансирования мероприятий по обеспечению жильем граждан, пострадавших от наводнения в срок до 15.05.2015, однако до настоящего времени денежные средства в бюджет области не поступили.
Поскольку согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации, то исковые требования к Министерству финансов РФ, как органу, выступающему от имени Российской Федерации, требования Гундиной Т.Д. и Жадько Л.А., законно и обосновано обращены к Министерству финансов РФ.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства и приведенные правовые нормы, учитывая отсутствие финансирования и заключенного между главным распорядителем и правительством ЕАО соглашения о предоставлении трансфертов в 2015 году, что не может являться основанием для лишения истца Гундиной Т.Д. и членов ее семьи, мер государственной поддержки, а также для неисполнения обязательств перед третьими лицами, в данном случае Жадько Л.А., суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ за счет средств федерального бюджета денежных средств в размере <данные изъяты> на основании сертификата № от 13.01.2015 о предоставлении выплаты денежных средств на строительство жилого помещения, выданного Гундиной Т.Д.
Учитывая, что в соответствии с установленными выше обстоятельствами указанная денежная сумма должна быть перечислена по сертификату продавцу Жадько Л.А., при этом в силу положений Порядка предоставления государственной поддержки выплата предоставляется получателю в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет продавца жилого помещения, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ обязана перечислить денежные средства в размере <данные изъяты> по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения, выданному Гундиной Т.Д., в соответствии с договором купли-продажи квартиры от 20.03.2015 на лицевой счет Жадько Л.А.
Взыскание денежных средств с их перечислением на расчетный счет третьего лица, согласуются как с вышеприведенным Порядком предоставления государственной поддержки, так и с нормами, закрепленными в статьях 9, 12 Гражданского кодекса РФ.
По смыслу взаимосвязанных положений статей 333.19, 333.36 Налогового кодекса РФ, статьи 98, 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, издержки, понесенные истцами при подаче иска, возмещению за счет ответчика не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Смидовичского района Еврейской автономной области, действующего в интересах Гундиной Т.Д., третьего лица Жадько Л.А. к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ об обязании совершить определенные действия, удовлетворить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу Жадько Л.А. денежные средства в размере <данные изъяты> по сертификату о предоставлении выплаты денежных средств на приобретение жилого помещения от 13.01.2015 №, выданному Гундиной Т.Д., в соответствии с договором купли-продажи квартиры от 20.03.2015, с перечислением на лицевой счет Жадько Л.А.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ЕАО через Биробиджанский районный суд в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: Л.В. Иванова