Судья Гаврилец К.А. № 2а-1770/2021
Докладчик Теплякова И.М. № 33а-7583/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Новосибирск 24 августа 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Тепляковой И.М.
судей Певиной Е.А., Шумовой Н.А.,
при секретаре Пастор К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе мэрии города Кызыла на решение Заельцовского районного суда города Новосибирска от 30 апреля 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Погудина А.Н. о признании отказа муниципального органа незаконным.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Тепляковой И.М., объяснения административного истца Погудина А.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Административный истец Погудин А.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконным действие мэрии г. Кызыла по отказу в согласовании проведения митинга, выраженное письмом №01-06-21/576 от 18.02.2021 г.; обязать мэрию г. Кызыла согласовать проведение митинга.
В обоснование административных исковых требований указано, что 16.02.2021 г. Погудин А.Н. подал в мэрию города Кызыла уведомление о проведении митинга. 18.02.2021 г. заявитель получил отказ мэрии г. Кызыла в согласовании проведения митинга, содержащийся в письме № 01-06-21/576.
Считая данный отказ незаконным, Погудин А.Н. обратился в районный суд.
Решением Заельцовского районного суда города Новосибирска от 30 апреля 2021 года постановлено:
«Удовлетворить административный иск Погудина А.Н. Признать незаконным отказ мэрии города Кызыла в согласовании Погудину А. Н. проведения митинга, изложенный в письме № 01-06-21/576 от 18.02.2021 г.
Возложить на мэрию города Кызыла обязанность по согласованию с Погудиным А.Н. проведения митинга в соответствии с уведомлением от 16.02.2021 г. в течение трех рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу, с определением даты проведения митинга по истечении 12 дней после вступления решения в законную силу.»
С указанным решением суда не согласилась мэрия города Кызыла. В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда.
В обоснование доводов жалобы указано, что мэрия города Кызыла уведомила Погудина А.Н. о недопустимости проведения митинга в не установленном месте, ссылаясь на постановление Правительства Республики Тыва от 13.12.2012 г. № 683 и предложила два места, установленных в Перечне единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также мест для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно-политического характера. Организатор, получив данное предложение, имел право избрать одно из двух мест. Таким образом, апеллянт считает, что бездействия со стороны Мэрии города Кызыла не имелось. Оспариваемый отказ в согласовании проведения митинга в неустановленном месте является законным и обоснованным. Мэрия города Кызыла направила ответ Погудину А.Н. в рамках действующего Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ и принятых на его основе региональных нормативно-правовых актов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца.
На основании статей 62, 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, каждая сторона обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований или возражений. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых решений, действий (бездействия), но обязан: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца; подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 16 февраля 2021 г. в мэрию г. Кызыла поступило уведомление Погудина А.Н. о проведении публичного мероприятия в форме митинга на центральной площади (между зданиями Правительства Республики Тыва и Национального музыкально-драматического театра Республики Тыва) на 03 марта 2021 г. с 14.00 часов до 18.00 часов с предполагаемым количеством участников - 950 человек с использованием звукоусиливающих технических средств. Цель митинга: свобода инвестиций в горнодобывающую промышленность в Республике Тыва.
На данное уведомление мэрией г. Кызыла 18 февраля 2021 г. дан ответ №01-06-21/576 о несогласовании заявленного публичного мероприятия в указанном месте в связи с отсутствием его в Постановлении Правительства Республики Тыва от 13.12.2012 N 683. Вместе с тем в ответе указаны места, на которых разрешается проведение публичного мероприятия. Ответ направлен на электронную почту заявителя.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении требований административного искового заявления.
Судебная коллегия в целом соглашается с выводами суда первой инстанции, исходя при этом из следующего.
В статье 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право на свободу мирных собраний как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 14 февраля 2013 года N 4-П "По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина С.Э.", гарантированное Конституцией Российской Федерации и названными международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15, часть 4, Конституции Российской Федерации) право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в целях защиты конституционно значимых ценностей при обязательном соблюдении принципов необходимости, пропорциональности и соразмерности, с тем чтобы вводимые им ограничения не посягали на само существо данного конституционного права и не препятствовали открытому и свободному выражению гражданами своих взглядов, мнений и требований посредством организации и проведения мирных публичных акций.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце четвертом пункта 9 постановления от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" разъяснил, что при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействий), связанных с проведением согласительных процедур, судам следует исходить из того, что вмешательство органа публичной власти в право проведения мирных публичных мероприятий должно основываться на законе, быть необходимым и соразмерным преследуемой этим органом правомерной цели.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закон № 54-ФЗ) законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Этим же федеральным законом предусмотрено, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (часть 1.1 статьи 8), а после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации данных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах (часть 2.1 статьи 8).
Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относит: территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности; путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи; территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; пограничную зону, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов (часть 2 статьи 8), а в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности указанный федеральный закон предусматривает дополнительное определение законом субъекта Российской Федерации мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (часть 2.2 статьи 8).
При этом в качестве основания для отказа в согласования проведения публичного мероприятия Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусматривает указание в уведомлении о его проведении в качестве места проведения публичного мероприятия места, в котором в соответствии с данным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается (часть 3 статьи 12).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 13 названного выше постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года N 28, при отказе в согласовании проведения публичного мероприятия по мотиву того, что оно заявлено к проведению в месте, в котором в соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается, орган публичной власти вправе предложить альтернативное место проведения публичного мероприятия.
В соответствии с частями 1.1,1.2 и пунктом 4 части 2 статьи 8 Закона N54-ФЗ постановлением Правительства Республики Тыва от 13.12.2012 N 683 утвержден Перечень единых специально отведенных или приспособленных мест для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также мест для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (далее - специально отведенные места).
В указанном Перечне специально отведённых мест по городскому округу «Город Кызыл Республики Тыва» отведено два места: центральная площадь Национального парка культуры и отдыха Республики Тыва, площадь перед сквером "Молодежный" на улице Ленина (ост. Предмостная).
Заявленное место проведения митинга в Перечне отсутствует.
В обоснование оспариваемого решения указано, что предлагаемое место проведения митинга не входит в соответствии с постановлением Правительства Республики Тыва от 13.12.2012 № 683 в Перечень специально отведённых мест, в связи с чем мэрия г. Кызыла не может согласовать проведение публичного мероприятия в форме митинга 03.03.2021.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 1 ноября 2019 года N 33-П, исполнение субъектами Российской Федерации предоставленного частью 2.2 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" полномочия по дополнительному законодательному определению мест, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий и демонстраций, требует от них последовательного соблюдения установленных федеральным законодателем правил организации и проведения публичных мероприятий, что предполагает возможность установления таких мест исключительно на основе учета объективных региональных особенностей и условий, не нашедших отражения в федеральных законах, и подразумевает недопустимость произвольного пространственно-территориального ограничения права на свободу мирных собраний.
В силу ч. 2.1 статьи 8 Закона № 54-ФЗ после определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.
Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П, понятие "согласование проведения публичного мероприятия с органом публичной власти" - по своему конституционно-правовому смыслу - не предполагает, что орган публичной власти может по своему усмотрению запретить проведение публичного мероприятия или изменить его цели, место, время или форму; он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в заявленное организатором время), либо иными подобными причинами, исчерпывающее законодательное определение которых ограничивало бы дискрецию публичной власти по реализации своих конституционных обязанностей.
Таким образом, в силу закона, указание организатором публичного мероприятия места проведения мероприятия, не предусмотренного в Перечне специализированных мест, не является основанием к несогласованию его проведения. При невозможности проведения его в заявленном организатором месте, мэрия г. Кызыла обязана была в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона №54-ФЗ довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия с указанием конкретных места и (или) времени, предлагаемых организатору публичного мероприятия для его проведения.
Положения Закона № 54-ФЗ при вынесении оспариваемого решения от 18.02.2021 административным ответчиком соблюдены не были, в связи с чем суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении административного иска Погудина А.Н. и признании незаконным отказа мэрии г. Кызыла в согласовании Погудину А.Н. проведения митинга, изложенного в письме № 01-06-21/576 от 18.02.2021 г.
В тоже время, судебная коллегия считает необходимым отменить решение районного суда в части возложения на мэрию г. Кызыла обязанности по согласованию с Погудиным А.Н. вопросов проведения митинга.
В пункте 20 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" судам разъяснено, что при удовлетворении административного искового заявления об оспаривании решения органа публичной власти до даты проведения публичного мероприятия суд может обязать орган публичной власти не препятствовать проведению публичного мероприятия в заявленную дату и время.
С учетом того, что на момент рассмотрения дела судом первой инстанции дата заявленного административным истцом публичного мероприятия прошла (03.03.2021), оснований для обязания административного ответчика согласовать проведение заявленного публичного мероприятия не имелось.
Административный истец Погудин А.Н. не лишен возможности в дальнейшем реализовать свое право на организацию публичного мероприятия в установленном законом порядке.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заельцовского районного суда города Новосибирска от 30 апреля 2021 года отменить в части возложения на мэрию г. Кызыла обязанности.
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии города Кызыла – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи